» » » Об итогах летней оздоровительной кампании 2009 года

Об итогах летней оздоровительной кампании 2009 года


Российская Федерация
Письмо Роспотребнадзора от 26 ноября 2009 года № 01/17900-9-32
Об итогах летней оздоровительной кампании 2009 года
Принято
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
  1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, проанализировав итоги летней оздоровительной кампании 2009 года и данные формы государственного и ведомственного статистического наблюдения «Итоги летней оздоровительной кампании 2009 года в Российской Федерации», сообщает следующее.
  2. Осуществление Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в ходе выполнения функций контроля (надзора) за организацией отдыха, оздоровления и занятости детей на территории Российской Федерации было направлено на обеспечение благоприятных и безопасных условий для их отдыха и оздоровления.
  3. В целом во всех субъектах Российской Федерации, в период летних каникул, удалось сохранить и укрепить здоровье детей, обеспечить их доброкачественной питьевой водой, физиологически полноценным питанием, а также расширить их адаптационные возможности.
  4. Одним из основных направлений летнего отдыха детей стали комплексы общеоздоровительных мероприятий (физкультурные занятия на свежем воздухе, солнечные ванны, закаливание, водные процедуры), проводимые во всех типах летних оздоровительных учреждений. В учреждениях санаторного типа дополнительно проводились профилактические медицинские процедуры, направленные на коррекцию нарушений здоровья.
  5. Показателем оптимального соотношения удовлетворительного материально-технического обеспечения и качественно спланированных профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей стал выраженный оздоровительный эффект от летнего отдыха, который в среднем по Российской Федерации отмечен у 80,7% детей.
  6. Наибольший процент детей с выраженным оздоровительным эффектом отмечен в Челябинской области (98,5%), в Калининградской области (97,0%), в Тюменской области (95,5%), в Липецкой области (95,1%).
  7. Процент детей с отсутствием оздоровительного эффекта выше среднероссийского показателя (2,1%), отмечен в Чукотском АО (14,8%), Ненецком АО (12,1%), Сахалинской области (10,6%), Свердловской области (9,3%), Мурманской области (9,0%), Архангельской области (7,3%), Калужской области (6,8%), Республике Хакасия (6,5%), Республике Калмыкия (6,3%), Красноярском крае (5,4%), Республике Татарстан (5,3%), Республике Адыгея (5,2%), Забайкальском крае (5,2%), Смоленской области (5,1%).
  8. В последние годы отмечается негативная тенденция сокращения учреждений для отдыха и оздоровления детей и уменьшения числа детей, охваченных летним отдыхом.
  9. Так, за период с 2005 по 2009 год количество оздоровительных учреждений, используемых для летнего отдыха детей уменьшилось на 3 228 (с 61 328 до 58 100 учреждений), а число детей, отдохнувших в них, уменьшилось более чем на 1,6 млн. (с 7 485 436 до 5 835 518 детей).
  10. При этом, наиболее выраженная отрицательная динамика отмечена:
  11. - по количеству летних оздоровительных учреждений: среди загородных дошкольных учреждений (уменьшилось на 24 учреждения); загородных стационарных лагерей (уменьшилось на 666 учреждений); санаторных оздоровительных лагерей (уменьшилось на 63 учреждения);
  12. - по числу отдохнувших детей: в загородных стационарных лагерях (количество отдохнувших детей снизилось на 399 879); в лагерях с дневным пребыванием детей (снижение количества детей на 1 050 831); в санаторных сменах в оздоровительных лагерях (снижение количества детей на 10 301).
  13. В целом по субъектам Российской Федерации наполняемость учреждений с дневным пребыванием детей составила 97-100%, загородных - 85-100%.
  14. В отдельных субъектах Российской Федерации была отмечена низкая наполняемость детьми оздоровительных учреждений (Вологодская, Ивановская, Кировская, Костромская, Брянская, Саратовская, Ульяновская области, Красноярский, Пермский, Приморский края и Республика Хакасия).
  15. Малоэффективная деятельность ряда руководителей детских оздоровительных учреждений по улучшению материально-технической базы учреждений и по проведению акарицидной, дератизационной обработке территорий в период подготовки их к летнему отдыху становится основанием для ежегодной выдачи более 40 тысяч планов-заданий.
  16. Результаты контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в 2009 году, свидетельствуют о том, что 248 учреждений нуждались в капитальном ремонте (в т.ч. 160 загородных учреждений, 106 санаториев и 91 учреждение с дневным пребыванием); 2 971 учреждений - в косметическом ремонте (в т.ч. 459 загородных учреждений, 26 санаториев и 2 295 учреждений с дневным пребыванием).
  17. Кроме того:
  18. - 2762 - работали на привозной воде;
  19. - 9 749 - были оборудованы надворными туалетами;
  20. - 4 143- не имели централизованного водоснабжения;
  21. - 4 586 - отопления;
  22. - 6 789 - канализации.
  23. В текущем году в связи с неудовлетворительной подготовкой летних оздоровительных учреждений переносились сроки заездов детей на 1-10 дней в 515 учреждениях (в Архангельской, Астраханской, Белгородской, Волгоградской, Кировской, Ростовской, Сахалинской, Смоленской, Тамбовской, Челябинской областях, Забайкальском, Пермском и Хабаровском крае, Республике Адыгея, Республике Хакасия, Удмуртской Республике).
  24. За период летней оздоровительной кампании 2009 года аварийные ситуации отмечались во Владимирской, Волгоградской, Брянской, Кировской, Омской областях, Республике Коми, Хабаровском крае, Пермском крае.
  25. Слабая материально-техническая база ряда летних оздоровительных учреждений не позволяет решать вопросы качественной организации водоснабжения и питания детей.
  26. Так, в летних оздоровительных учреждениях Свердловской, Белгородской, Самарской, Владимирской, Омской, Смоленской областях и в Хабаровском крае недостатки в организации водоснабжения в течение последних пяти лет отмечались наиболее часто.
  27. Регистрируемая (с 2005 по 2009 годы) доля проб питьевой воды не соответствующих нормам по санитарно-химическим показателям (ежегодно от 8% до 15%) и микробиологическим показателям (ежегодно от 3% до 9%) подтверждает наличие проблем в организации водоснабжения детей.
  28. Не менее актуальными остаются вопросы организации питания детей.
  29. За период с 2005 года удалось исключить случаи невыполнения норм питания по основным видам продуктов, в частности молока, творога, кисло-молочной продукции, рыбы, овощей, фруктов.
  30. Кроме этого удалось избежать эпизодов, когда недостаточная стоимость рациона в лагерях с дневным пребыванием детей не позволяла обеспечить выполнение физиологических норм питания, а масса готовых блюд рассчитывалась с учетом выделенной суммы, а не рекомендуемого объема порции и норм питания.
  31. Питание детей в оздоровительных учреждениях летом 2009 года было организовано исходя из местных расценок на продукты питания. В целом по стационарным загородным лагерям - на сумму 120-200 рублей в день при 4-5 разовом питании (в 2008 г. - 120-150 руб.). В учреждениях с дневным пребыванием дети питались 2-3 раза в день на сумму 60-100 рублей (в 2008 г. - 50-90 руб.), для учреждений санаторного типа в среднем дотации составляли 160-220 рублей при 6 разовом питании (в 2008 г. - 140-200 руб.).
  32. В 2009 году объем лабораторного контроля продовольственного сырья и готовой продукции по сравнению с 2005 годом уменьшился на 4% (с 197 062 до 189 635 исследований).
  33. Наибольший удельный вес неудовлетворительных проб продовольственного сырья и готовой продукции в 2009 году отмечен:
  34. - по санитарно-химическим и микробиологическим показателям в Смоленской, Магаданской и Сахалинской областях, Хабаровском и Приморском краях, Республике Тыва, Чукотском АО;
  35. - по калорийности в Удмуртской Республике, Республике Тыва, Сахалинской, Смоленской, Ивановской, Воронежской, Владимирской, Магаданской области и Приморском крае.
  36. Недостатки в организации работы должностных лиц по сохранению и укреплению здоровья детей, отсутствие у работников пищеблоков ряда оздоровительных учреждений достаточной подготовки повлекло нарушения технологии приготовления блюд и привело к возникновению пищевых отравлений и острых желудочно-кишечных заболеваний.
  37. Факты выявленных нарушений в целом в летних оздоровительных учреждениях и в том числе на пищеблоках свидетельствуют о недостаточном контроле со стороны администрации и медицинских работников данных учреждений.
  38. Все это оказывает существенное влияние на показатели инфекционной заболеваемости.
  39. Если за период с 2005 года по 2009 год отмечается снижение инфекционной заболеваемости (с 70 382 в 2005 году до 29 794 в 2009 году), то показатели групповой и вспышечной инфекционной заболеваемости свидетельствуют о негативной тенденции к росту числа случаев массовых инфекционных заболеваний (2005 год - 4, 2006 - 12, 2007 - 8, 2008 - 14, 2009 - 6), количества пострадавших детей (2005 год - 56, 2006 - 487, 2007 - 335, 2008 - 531, 2009 - 157) и среднему количеству пострадавших детей в одной вспышке (2005 год - 14, 2006 - 40, 2007 - 41, 2008 - 38, 2009 - 26). В конечном итоге это свидетельствует об активизации детерминант эпидемического процесса (факторов и путей передачи инфекции) и указывает на наличие эпидемиологического неблагополучия.
  40. В 2009 году «лидерами» по формированию эпидемических очагов стали Нижегородская, Оренбургская, Брянская, Кировская области, Красноярский и Пермский края.
  41. Основными причинами групповой и вспышечной заболеваемости в этих субъектах Российской Федерации стали:
  42. - нарушения технологии приготовления пищи;
  43. - нарушения сроков реализации готовой пищи;
  44. - нарушения в организации питьевого режима;
  45. - порывы в канализационной и водопроводной сетях;
  46. - несвоевременная изоляция и госпитализация заболевших.
  47. По фактам нарушения санитарного законодательства в ходе летней оздоровительной кампании специалистами органов Роспотребнадзора применялись меры административного воздействия. Если в 2005 году было наложено 9 094 штрафа на сумму более 9,2 млн. рублей (взыскано более 6,2 млн. рублей), то в ходе летней оздоровительной кампании 2009 года было наложено уже 14 173 штрафа на сумму более 21,1 млн. рублей (взыскано более 15,9 млн. рублей). Кроме того, в 2009 году было передано судьям 34 дела о приостановлении деятельности объектов, эксплуатация 23 из них была приостановлена. Вынесено 1 постановление о направлении материалов в правоохранительные органы.
  48. По предложению органов Роспотребнадзора в период летней оздоровительной кампании было отстранено от работы 924 сотрудника оздоровительных учреждений, в том числе 547 человек по загородным стационарным лагерям и 195 человек по лагерям с дневным пребыванием детей и подростков.
  49. В целях дальнейшей реализации требований нормативно-правовых актов, определяющих обеспечение отдыха, оздоровления и занятости детей и подготовки детских оздоровительных учреждений к работе в летнюю оздоровительную кампанию 2010 года необходимо:
  50. 1. Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с управлениями образованием подготовить предложения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации о разработке и реализации региональных программ, направленных на улучшение материально-технической базы детских оздоровительных учреждений и строительство новых.
  51. 2. Рекомендовать руководителям организаций, независимо от их организационно-правовой формы и имеющих на балансе детские оздоровительные учреждения:
  52. - обеспечить в каждом оздоровительном учреждении соблюдение требований санитарного законодательства и создание благоприятных и безопасных условий для отдыха детей;
  53. - разработать по каждому оздоровительному учреждению перспективные планы по развитию материально-технической базы, обеспечению их качественной питьевой водой, необходимым оборудованием и инвентарем в достаточном количестве и обеспечить 100% выполнение запланированных мероприятий;
  54. - принять дополнительные меры по обеспечению детей качественными и безопасными продуктами питания и выполнению норм питания;
  55. - провести мероприятий по дератизации и дезинсекции (акарицидной обработке) во всех оздоровительных учреждений перед их открытием и в ходе эксплуатации с установленной периодичностью в соответствии с требованиями законодательства;
  56. - провести подготовительную работу по комплектованию каждого оздоровительного учреждения квалифицированными специалистами, имеющими специальное образование и практику работы в детских учреждениях, прошедших предварительные медицинские осмотры и профессиональную гигиеническую подготовку;
  57. - обеспечить должный контроль со стороны собственников оздоровительных учреждений и администрации за выполнением должностных обязанностей сотрудниками данных учреждений.
  58. Руководитель
  59. Г.Г. Онищенко

Предыдущая новость - О сокращении административных ограничений предпринимательской деятельности

Следующая новость - О товарных знаках компании «Husqvama Aktiebolag»