Об итогах летней оздоровительной кампании 2009 года
- Принято
- Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, проанализировав итоги летней оздоровительной кампании 2009 года и данные формы государственного и ведомственного статистического наблюдения «Итоги летней оздоровительной кампании 2009 года в Российской Федерации», сообщает следующее.
- Осуществление Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в ходе выполнения функций контроля (надзора) за организацией отдыха, оздоровления и занятости детей на территории Российской Федерации было направлено на обеспечение благоприятных и безопасных условий для их отдыха и оздоровления.
- В целом во всех субъектах Российской Федерации, в период летних каникул, удалось сохранить и укрепить здоровье детей, обеспечить их доброкачественной питьевой водой, физиологически полноценным питанием, а также расширить их адаптационные возможности.
- Одним из основных направлений летнего отдыха детей стали комплексы общеоздоровительных мероприятий (физкультурные занятия на свежем воздухе, солнечные ванны, закаливание, водные процедуры), проводимые во всех типах летних оздоровительных учреждений. В учреждениях санаторного типа дополнительно проводились профилактические медицинские процедуры, направленные на коррекцию нарушений здоровья.
- Показателем оптимального соотношения удовлетворительного материально-технического обеспечения и качественно спланированных профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей стал выраженный оздоровительный эффект от летнего отдыха, который в среднем по Российской Федерации отмечен у 80,7% детей.
- Наибольший процент детей с выраженным оздоровительным эффектом отмечен в Челябинской области (98,5%), в Калининградской области (97,0%), в Тюменской области (95,5%), в Липецкой области (95,1%).
- Процент детей с отсутствием оздоровительного эффекта выше среднероссийского показателя (2,1%), отмечен в Чукотском АО (14,8%), Ненецком АО (12,1%), Сахалинской области (10,6%), Свердловской области (9,3%), Мурманской области (9,0%), Архангельской области (7,3%), Калужской области (6,8%), Республике Хакасия (6,5%), Республике Калмыкия (6,3%), Красноярском крае (5,4%), Республике Татарстан (5,3%), Республике Адыгея (5,2%), Забайкальском крае (5,2%), Смоленской области (5,1%).
- В последние годы отмечается негативная тенденция сокращения учреждений для отдыха и оздоровления детей и уменьшения числа детей, охваченных летним отдыхом.
- Так, за период с 2005 по 2009 год количество оздоровительных учреждений, используемых для летнего отдыха детей уменьшилось на 3 228 (с 61 328 до 58 100 учреждений), а число детей, отдохнувших в них, уменьшилось более чем на 1,6 млн. (с 7 485 436 до 5 835 518 детей).
- При этом, наиболее выраженная отрицательная динамика отмечена:
- - по количеству летних оздоровительных учреждений: среди загородных дошкольных учреждений (уменьшилось на 24 учреждения); загородных стационарных лагерей (уменьшилось на 666 учреждений); санаторных оздоровительных лагерей (уменьшилось на 63 учреждения);
- - по числу отдохнувших детей: в загородных стационарных лагерях (количество отдохнувших детей снизилось на 399 879); в лагерях с дневным пребыванием детей (снижение количества детей на 1 050 831); в санаторных сменах в оздоровительных лагерях (снижение количества детей на 10 301).
- В целом по субъектам Российской Федерации наполняемость учреждений с дневным пребыванием детей составила 97-100%, загородных - 85-100%.
- В отдельных субъектах Российской Федерации была отмечена низкая наполняемость детьми оздоровительных учреждений (Вологодская, Ивановская, Кировская, Костромская, Брянская, Саратовская, Ульяновская области, Красноярский, Пермский, Приморский края и Республика Хакасия).
- Малоэффективная деятельность ряда руководителей детских оздоровительных учреждений по улучшению материально-технической базы учреждений и по проведению акарицидной, дератизационной обработке территорий в период подготовки их к летнему отдыху становится основанием для ежегодной выдачи более 40 тысяч планов-заданий.
- Результаты контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в 2009 году, свидетельствуют о том, что 248 учреждений нуждались в капитальном ремонте (в т.ч. 160 загородных учреждений, 106 санаториев и 91 учреждение с дневным пребыванием); 2 971 учреждений - в косметическом ремонте (в т.ч. 459 загородных учреждений, 26 санаториев и 2 295 учреждений с дневным пребыванием).
- Кроме того:
- - 2762 - работали на привозной воде;
- - 9 749 - были оборудованы надворными туалетами;
- - 4 143- не имели централизованного водоснабжения;
- - 4 586 - отопления;
- - 6 789 - канализации.
- В текущем году в связи с неудовлетворительной подготовкой летних оздоровительных учреждений переносились сроки заездов детей на 1-10 дней в 515 учреждениях (в Архангельской, Астраханской, Белгородской, Волгоградской, Кировской, Ростовской, Сахалинской, Смоленской, Тамбовской, Челябинской областях, Забайкальском, Пермском и Хабаровском крае, Республике Адыгея, Республике Хакасия, Удмуртской Республике).
- За период летней оздоровительной кампании 2009 года аварийные ситуации отмечались во Владимирской, Волгоградской, Брянской, Кировской, Омской областях, Республике Коми, Хабаровском крае, Пермском крае.
- Слабая материально-техническая база ряда летних оздоровительных учреждений не позволяет решать вопросы качественной организации водоснабжения и питания детей.
- Так, в летних оздоровительных учреждениях Свердловской, Белгородской, Самарской, Владимирской, Омской, Смоленской областях и в Хабаровском крае недостатки в организации водоснабжения в течение последних пяти лет отмечались наиболее часто.
- Регистрируемая (с 2005 по 2009 годы) доля проб питьевой воды не соответствующих нормам по санитарно-химическим показателям (ежегодно от 8% до 15%) и микробиологическим показателям (ежегодно от 3% до 9%) подтверждает наличие проблем в организации водоснабжения детей.
- Не менее актуальными остаются вопросы организации питания детей.
- За период с 2005 года удалось исключить случаи невыполнения норм питания по основным видам продуктов, в частности молока, творога, кисло-молочной продукции, рыбы, овощей, фруктов.
- Кроме этого удалось избежать эпизодов, когда недостаточная стоимость рациона в лагерях с дневным пребыванием детей не позволяла обеспечить выполнение физиологических норм питания, а масса готовых блюд рассчитывалась с учетом выделенной суммы, а не рекомендуемого объема порции и норм питания.
- Питание детей в оздоровительных учреждениях летом 2009 года было организовано исходя из местных расценок на продукты питания. В целом по стационарным загородным лагерям - на сумму 120-200 рублей в день при 4-5 разовом питании (в 2008 г. - 120-150 руб.). В учреждениях с дневным пребыванием дети питались 2-3 раза в день на сумму 60-100 рублей (в 2008 г. - 50-90 руб.), для учреждений санаторного типа в среднем дотации составляли 160-220 рублей при 6 разовом питании (в 2008 г. - 140-200 руб.).
- В 2009 году объем лабораторного контроля продовольственного сырья и готовой продукции по сравнению с 2005 годом уменьшился на 4% (с 197 062 до 189 635 исследований).
- Наибольший удельный вес неудовлетворительных проб продовольственного сырья и готовой продукции в 2009 году отмечен:
- - по санитарно-химическим и микробиологическим показателям в Смоленской, Магаданской и Сахалинской областях, Хабаровском и Приморском краях, Республике Тыва, Чукотском АО;
- - по калорийности в Удмуртской Республике, Республике Тыва, Сахалинской, Смоленской, Ивановской, Воронежской, Владимирской, Магаданской области и Приморском крае.
- Недостатки в организации работы должностных лиц по сохранению и укреплению здоровья детей, отсутствие у работников пищеблоков ряда оздоровительных учреждений достаточной подготовки повлекло нарушения технологии приготовления блюд и привело к возникновению пищевых отравлений и острых желудочно-кишечных заболеваний.
- Факты выявленных нарушений в целом в летних оздоровительных учреждениях и в том числе на пищеблоках свидетельствуют о недостаточном контроле со стороны администрации и медицинских работников данных учреждений.
- Все это оказывает существенное влияние на показатели инфекционной заболеваемости.
- Если за период с 2005 года по 2009 год отмечается снижение инфекционной заболеваемости (с 70 382 в 2005 году до 29 794 в 2009 году), то показатели групповой и вспышечной инфекционной заболеваемости свидетельствуют о негативной тенденции к росту числа случаев массовых инфекционных заболеваний (2005 год - 4, 2006 - 12, 2007 - 8, 2008 - 14, 2009 - 6), количества пострадавших детей (2005 год - 56, 2006 - 487, 2007 - 335, 2008 - 531, 2009 - 157) и среднему количеству пострадавших детей в одной вспышке (2005 год - 14, 2006 - 40, 2007 - 41, 2008 - 38, 2009 - 26). В конечном итоге это свидетельствует об активизации детерминант эпидемического процесса (факторов и путей передачи инфекции) и указывает на наличие эпидемиологического неблагополучия.
- В 2009 году «лидерами» по формированию эпидемических очагов стали Нижегородская, Оренбургская, Брянская, Кировская области, Красноярский и Пермский края.
- Основными причинами групповой и вспышечной заболеваемости в этих субъектах Российской Федерации стали:
- - нарушения технологии приготовления пищи;
- - нарушения сроков реализации готовой пищи;
- - нарушения в организации питьевого режима;
- - порывы в канализационной и водопроводной сетях;
- - несвоевременная изоляция и госпитализация заболевших.
- По фактам нарушения санитарного законодательства в ходе летней оздоровительной кампании специалистами органов Роспотребнадзора применялись меры административного воздействия. Если в 2005 году было наложено 9 094 штрафа на сумму более 9,2 млн. рублей (взыскано более 6,2 млн. рублей), то в ходе летней оздоровительной кампании 2009 года было наложено уже 14 173 штрафа на сумму более 21,1 млн. рублей (взыскано более 15,9 млн. рублей). Кроме того, в 2009 году было передано судьям 34 дела о приостановлении деятельности объектов, эксплуатация 23 из них была приостановлена. Вынесено 1 постановление о направлении материалов в правоохранительные органы.
- По предложению органов Роспотребнадзора в период летней оздоровительной кампании было отстранено от работы 924 сотрудника оздоровительных учреждений, в том числе 547 человек по загородным стационарным лагерям и 195 человек по лагерям с дневным пребыванием детей и подростков.
- В целях дальнейшей реализации требований нормативно-правовых актов, определяющих обеспечение отдыха, оздоровления и занятости детей и подготовки детских оздоровительных учреждений к работе в летнюю оздоровительную кампанию 2010 года необходимо:
- 1. Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с управлениями образованием подготовить предложения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации о разработке и реализации региональных программ, направленных на улучшение материально-технической базы детских оздоровительных учреждений и строительство новых.
- 2. Рекомендовать руководителям организаций, независимо от их организационно-правовой формы и имеющих на балансе детские оздоровительные учреждения:
- - обеспечить в каждом оздоровительном учреждении соблюдение требований санитарного законодательства и создание благоприятных и безопасных условий для отдыха детей;
- - разработать по каждому оздоровительному учреждению перспективные планы по развитию материально-технической базы, обеспечению их качественной питьевой водой, необходимым оборудованием и инвентарем в достаточном количестве и обеспечить 100% выполнение запланированных мероприятий;
- - принять дополнительные меры по обеспечению детей качественными и безопасными продуктами питания и выполнению норм питания;
- - провести мероприятий по дератизации и дезинсекции (акарицидной обработке) во всех оздоровительных учреждений перед их открытием и в ходе эксплуатации с установленной периодичностью в соответствии с требованиями законодательства;
- - провести подготовительную работу по комплектованию каждого оздоровительного учреждения квалифицированными специалистами, имеющими специальное образование и практику работы в детских учреждениях, прошедших предварительные медицинские осмотры и профессиональную гигиеническую подготовку;
- - обеспечить должный контроль со стороны собственников оздоровительных учреждений и администрации за выполнением должностных обязанностей сотрудниками данных учреждений.
- Руководитель
- Г.Г. Онищенко