По вопросу внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду
- Принято
- Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации
- Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотрело обращение по вопросу определения административно-территориального места внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду по отношению к размещению отходов производства и потребления и сообщает следующее.
- К нормативным правовым актам, регламентирующим исчисление и взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду, относятся Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и "Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды", утвержденные Минприроды России 26 января 1993 г. (зарегистрированы в Минюсте России 24 марта 1993 г., регистрационный N 190).
- В соответствии с пунктом 1.6 Инструктивно-методических указаний головные предприятия, имеющие расположенные на отдельных территориях подразделения и филиалы, не являющиеся юридическими лицами, вносят плату за загрязнение этими подразделениями и филиалами по месту их расположения. Это указывает на то, что платежи за размещение отходов производства и потребления должны производиться по месту нахождения юридического лица или его филиалов (структурных подразделений).
- По результатам административной реформы с 2004 года на Ростехнадзор были возложены функции по нормативному правовому регулированию механизма платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее администрирования. В рамках исполнения указанных функций Ростехнадзор Приказом от 24 ноября 2005 г. N 867 утвердил Порядок ведения территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
- В соответствии с пунктами 3 указанного Порядка внесение платы производится по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия (объект, прочно связанный с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, а также объект размещения отходов производства и потребления, взрыв, крышные котельные, стационарные платформы, искусственные острова, буровые установки (суда, платформы), а по передвижным объектам негативного воздействия (транспортным средствам, в том числе автомобильным, воздушным, морским судам, судам внутреннего плавания, оборудованным двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе), зарегистрированным на территории одного муниципального образования.
- Приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. N 204 , зарегистрированным в Минюсте России 27 июня 2007 г. N 9725, утвержден Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с пунктом 2 расчет представляется плательщиками в территориальные органы Ростехнадзора по местонахождению каждой производственной единицы, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект. Согласно пункту 19 указанного Порядка плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов по соответствующим муниципальным образованиям.
- В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый потенциальный плательщик рассматриваемого вида платежей подлежит постановке на учет в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) по местонахождению каждого стационарного объекта негативного воздействия и по месту государственной регистрации каждого передвижного объекта негативного воздействия. В случае, если у плательщика имеется более одного объекта негативного воздействия, плательщик ставится на учет по каждому объекту отдельно.
- Основанием для постановки на учет является осуществление выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов производства и потребления, облагаемых платой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду представляется плательщиками в территориальные органы Ростехнадзора по местонахождению стационарного объекта негативного воздействия и по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия. При этом указанный расчет представляется плательщиками ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
- Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке Конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и носит компенсационный характер.
- Учитывая, что такая компенсация должна осуществляться по месту нанесения ущерба, а также принимая во внимание, что статьями 51, 57 и 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено следующее зачисление платы за негативное воздействие на окружающую среду: в федеральный бюджет по нормативу 20%, в бюджет субъектов Российской Федерации по нормативу 40%, в бюджет муниципальных районов и городских округов по нормативу 40%.
- Таким образом, учитывая, что источником негативного воздействия на окружающую среду является объект размещения отходов производства и потребления, значит, если он расположен по местонахождению хозяйствующего субъекта (производственной территории), то платежи вносятся по административно-территориальному образованию, в границах которого зарегистрирована и осуществляет деятельность организация-природопользователь. В том случае если местонахождение объекта размещения отходов и хозяйствующего субъекта не совпадают, то платежи вносятся по административно-территориальному образованию, в границах которого расположен объект размещения отходов.
- Заместитель Министра
- И.И.МАЙДАНОВ