О направлении письма Минфина России от 20.01.2009 N 03-08-13
- Принято
- Федеральной налоговой службой России
- Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Минфина России от 20.01.2009 N 03-08-13 о применении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998 к дивидендам, выплачиваемым кипрским компаниям по акциям российских компаний, как приобретенным кипрскими компаниями в результате прямого вложения, так и полученным кипрскими компаниями в качестве вклада их в уставный капитал от учредителя.
- Действительный
- государственный советник
- Российской Федерации 3 класса
- Н.Е.МЕЛЬНИКОВ
Министерство финансов Российской Федерации письмо от 20 января 2009 г. №03-08-13
- В связи с обращениями налогоплательщиков относительно применения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года (далее - Соглашение) к дивидендам, выплачиваемым кипрским компаниям по акциям российских компаний, как приобретенным кипрскими компаниями в результате прямого вложения, так и полученным кипрскими компаниями в качестве вклада в их уставный капитал от учредителя, Министерство финансов Российской Федерации сообщает следующее.
- В соответствии с подпунктом а) пункта 2 статьи 10 Соглашения дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в первом упомянутом Государстве в размере, не превышающем 5% от общей суммы дивидендов, если лицо, фактически имеющее право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании сумму, эквивалентную не менее 100.000 долларов США.
- Как уже ранее сообщалось в письмах Минфина России от 26.06.2003 N 04-06-06/Кипр и от 08.12.2003 N 04-06-06/Кипр, между компетентными органами Российской Федерации и Республики Кипр достигнуто общее понимание, что "прямое вложение" подразумевает как приобретение акций при первичной или последующих эмиссиях, так и при покупке акций на рынке ценных бумаг или непосредственно у их предыдущего владельца.
- Никакой смысловой связи между фразой "прямо вложило", используемой в Соглашении, и термином "прямые иностранные инвестиции", используемым в Федеральном законе от 09.07.99 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", не существует.
- Понятие "прямые инвестиции" в различных национальных законодательствах определяются по-разному, что делает невозможным его использование в соглашениях об избежании двойного налогообложения.
- Фраза "прямо вложило" указывает на способ осуществления инвестиции и предполагает осуществление такой инвестиции непосредственно самим бенефициаром. Понятие "прямая иностранная инвестиция", используемое для целей указанного Федерального закона, определяет вид инвестиции и ее размер в абсолютном или процентном выражении.
- Следовательно, в отношении дивидендов, полученных кипрской компанией по акциям российской компании, приобретенным в результате прямого вложения, может быть применена 5% ставка налога.
- Относительно налогообложения дохода кипрской компании в виде дивидендов по акциям российской компании, поступившим в качестве вклада в уставный капитал данной кипрской компании от ее учредителя, сообщаем следующее.
- Формирование уставного капитала кипрской компании в момент ее учреждения, в процессе которого осуществляется вклад одним из ее учредителей в виде акций российской компании, нельзя рассматривать как процесс покупки акций данной российской компании у их предыдущего владельца.
- Следовательно, отсутствует как факт приобретения кипрской компанией данных акций при первичной или последующих эмиссиях, так и факт покупки акций на рынке ценных бумаг или непосредственно у их предыдущего владельца, а значит, отсутствует и факт прямого вложения средств в капитал компании, выплачивающей дивиденды.
- Таким образом, в отношении дивидендов, выплачиваемых кипрской компании по акциям, полученным ею в качестве вклада в уставный капитал, не может быть применен подпункт а) пункта 2 статьи 10 Соглашения, а именно, не может быть применена 5% ставка налога.
- Изложенная позиция Министерства финансов Российской Федерации, доводившаяся письмом от 08.12.2004 N 03-08-02/Кипр (копия прилагается), подтверждена судебной практикой (решение Федерального Арбитражного суда Московского округа от 26.02.2006 по делу N КА-А40/762-06, копия прилагается).
- Полагаем целесообразным довести данную позицию до сведения налоговых органов для использования в работе.
- С.Д.ШАТАЛОВ
Приложение
к Письму от 10 декабря 2009 года № МН-17-3/226@
Письмо
к Письму от 10 декабря 2009 года № МН-17-3/226@
Письмо
- МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- ПИСЬМО
- от 8 декабря 2004 г. N 03-08-02/Кипр
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно применения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998 и сообщает следующее.
- В соответствии с пп. "а" п. 2 ст. 10 Соглашения дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в первом упомянутом Государстве в размере, не превышающем 5% от общей суммы дивидендов, если лицо, фактически имеющее право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании сумму, эквивалентную не менее 100 000 долл. США.
- Как уже ранее сообщалось в Письмах Минфина России от 26.06.2003 N 04-06-06/Кипр и от 08.12.2003 N 04-06-06/Кипр, между компетентными органами достигнуто общее понимание, что "прямое вложение" подразумевает приобретение акций как при первичной или последующих эмиссиях, так и при покупке акций на рынке ценных бумаг или непосредственно у их предыдущего владельца.
- Никакой смысловой связи между фразой "прямо вложило", используемой в Соглашении, и термином "прямые иностранные инвестиции", используемым в Федеральном законе от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", не существует.
- Понятие "прямые инвестиции" в различных национальных законодательствах определяется по-разному, что делает невозможным его использование в соглашениях об избежании двойного налогообложения.
- Фраза "прямо вложило" указывает на способ осуществления инвестиции и предполагает осуществление такой инвестиции непосредственно самим бенефициаром. Понятие "прямая иностранная инвестиция", используемое для целей указанного Федерального закона, определяет вид инвестиции и ее размер в абсолютном или процентном выражении.
- Из запроса следует, что кипрская организация является собственником пакета акций ОАО.
- 10% акций кипрской компании подтверждаются американскими депозитарными расписками, которые приобретены по поручению организации банком на рынке ценных бумаг.
- Под американской депозитарной распиской (ADR) понимается сертификат, подтверждающий право собственности на определенное количество американских депозитарных акций (ADS), которые, в свою очередь, удостоверяют право собственности на определенное количество ценных бумаг иностранного частного (для США) эмитента, в данном случае ценных бумаг ОАО. Эмитентом АДР и АДС выступает, как правило, американский коммерческий банк - депозитарий.
- При продаже или покупке АДР в депозитарии или у реестродержателя путем соответствующей записи фиксируется переход права собственности на АДС.
- В соответствии с письмом ОАО от 01.12.2004 банком - депозитарием обыкновенных именных акций ОАО, на которые были выпущены АДР, является JP MORGAN CHASE BANK.
- Согласно подтверждению, выданному EAST-WEST UNITED BANK S.A. кипрской организации, данная кредитная организация приобрела за счет средств кипрской организации акции АДР ОАО для указанной выше кипрской организации на сумму <...> долл. США. Таким образом, фактически кипрской компанией было произведено прямое вложение средств в капитал ОАО путем покупки АДР, удостоверяющих право собственности на акции ОАО.
- Следовательно, в отношении дивидендов, полученных кипрской компанией по акциям, подтвержденным американскими депозитарными расписками, может быть применена 5%-ная ставка налога.
- Однако 90% акций, которыми владеет данная кипрская компания, поступили в качестве вклада в уставный капитал от компании-учредителя.
- Формирование уставного капитала кипрской компании в момент ее учреждения, в процессе которого был осуществлен вклад одним из ее учредителей в виде акций ОАО, нельзя рассматривать как процесс покупки акций ОАО у их предыдущего владельца.
- Следовательно, отсутствует как факт приобретения кипрской компанией акций при первичной или последующих эмиссиях, так и факт покупки акций на рынке ценных бумаг или непосредственно у их предыдущего владельца, а значит, отсутствует и факт прямого вложения средств в капитал компании, выплачивающей дивиденды.
- Таким образом, в отношении дивидендов, полученных кипрской компанией по акциям, полученным в качестве вклада в уставный капитал, не может быть применен пп. "а" п. 2 ст. 10 Соглашения, а именно не может быть применена 5%-ная ставка налога.
- Директор Департамента налоговой
- и таможенно-тарифной политики
- М.А.МОТОРИН
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
- КАССАЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ ПО ПРОВЕРКЕ ЗАКОННОСТИ
- И ОБОСНОВАННОСТИ РЕШЕНИЙ (ОПРЕДЕЛЕНИЙ, ПОСТАНОВЛЕНИЙ)
- АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ, ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ
- от 26 февраля 2006 г. N КА-А40/762-06
- 3 марта 2006 г. - изготовлено
- резолютивная часть объявлена 26 февраля 2006 г.
- (Извлечение)
- Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего - судьи Ворониной Е.Ю., судей Власенко Л.В., Кирдеева А.А., при участии в заседании от истца: Х. - предст. по дов. от 02.05.2005, К. - предст. по дов. от 30.11.2005; от ответчика: Б. - зам. нач. ю/о, дов. от 11.04.2005 N 58-05/1755, М. - нач. ю/о, дов. от 11.04.2005 N 58-05/1751, рассмотрев 26.02.2006 в судебном заседании кассационную жалобу Компании "Система Холдинг Лимитед" на решение от 01.08.2005, принятое Фатеевой Н.В., на Постановление от 29.11.2005 N 09АП-10904/05-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое Пронниковой Е.В., Катуновым В.И., Поповым В.И., по иску (заявлению) Компании "Система Холдинг Лимитед" о признании недействительным решения к МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7, третье лицо: ОАО "МТС",
-
Установил:
- Компания "Система Холдинг Лимитед" (далее - Компания) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий Межрегиональной инспекции ФНС России N 7 (далее - Инспекция) по вынесению решения о возврате заявления налогоплательщика о проведении возврата без исполнения от 09.12.2004 N 46, признании недействительным решения Инспекции от 09.12.2004 N 46, обязании Инспекции вернуть сумму ошибочно удержанного налога на доходы в сумме 16417737 руб.
- Решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.08.2005 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
- Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2005 решение Арбитражного суда г. Москвы оставлено без изменения.
- Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение по делу отменить, принятые по делу судебные акты отменить, передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию для всестороннего и объективного судебного разбирательства.
- В обоснование жалобы указывает на то, что судебные акты не отвечают требованиям ст. 7, подп. 5 п. 2 ст. 21, ст. 312 НК РФ, подп. "а" п. 2 ст. 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.98 (далее - Соглашение).
- В судебном заседании представители Компании поддержали доводы кассационной жалобы.
- Представители Инспекции возражали против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
- Открытое акционерное общество "МТС" в судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без его участия.
- Как установлено судом, подтверждается материалами дела, ОАО "МТС", являясь налоговым агентом, при выплате дивидендов Компании удержало и перечислило в бюджет сумму налога с доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации по ставке 10 процентов в размере 32835474 руб.
- Поскольку Компания сочла, что ОАО "МТС" неправильно определен размер подлежащего взысканию налога на доходы по ставке 10 процентов, она обратилась в Инспекцию с заявлением о возврате ранее удержанного и перечисленного налога в сумме 16417737 руб.
- 03.09.2004 Инспекция приняла решение N 20 о возврате излишне удержанного и перечисленного в бюджет налога. В связи с тем, что изменился порядок оформления возврата денежных средств, сумма налога Компанией не была возвращена.
- 09.11.2004 Компания повторно обратилась в Инспекцию с заявлением о возврате суммы налога. По данному заявлению Инспекцией было принято решение от 09.12.2004 N 46, которым отказала в возврате налога.
- Компания обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о защите своих прав. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что Компанией не доказано излишнее удержание и перечисление налога в бюджет, поскольку, по мнению суда, Инспекция правомерно считает, что налог подлежал уплате в размере 10%, так как не доказано Компанией, что она вложила в капитал выплачивающей компании сумму, эквивалентную не менее 100000 долларов США.
- В соответствии с пунктом 3 статьи 310 НК РФ в случае выплаты налоговым агентом иностранной организации доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) облагаются налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.
- В соответствии со статьей 10 Соглашения дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного договаривающегося государства, резиденту другого договаривающегося государства, могут облагаться налогом в том государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, и в соответствии с законодательством этого государства, но если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, является резидентом другого государства, то взимаемый таким образом налог не должен превышать:
- а) 5 процентов от общей суммы дивидендов, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании сумму, эквивалентную не менее 100000 долларов США;
- б) 10 процентов об общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.
- В соответствии с вышеназванными нормами Компанией должны быть представлены документы, подтверждающие вложение в капитал суммы, эквивалентной не менее 100000 долларов США, а также документы относительно постоянного местонахождения.
- Судом с учетом данных норм исследованы документы, представленные в обоснование вложения Компанией в капитал ОАО "МТС" денежных средств, и установлено, что не доказано право на применение ставки 5% для налогообложения доходов.
- Так, судом установлено, что документы, подтверждающие факт приобретения АДР, не были представлены ни в налоговый орган, ни суду. Документы, имеющиеся в материалах дела в подтверждение права собственности Компании, суд оценил и счел, что они не являются достаточными.
- Также судом оценены документы, представленные Компанией в качестве подтверждения покупки акций, и установлено, что получение акций ОАО "МТС" от учредителя Компании не может служить доказательством того, что именно Компанией осуществлены инвестиции в капитал ОАО "МТС".
- Доводы Компании в части наличия документов, подтверждающих прямые инвестиции, фактически сводятся к оценке доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
- Утверждение Компании о том, что суд неправомерно применили письмо Минфина РФ от 07.02.2005, не отвечает требованиям пункта 2 статьи 25 Соглашения, в соответствии с которым компетентные органы прибегают к взаимосогласительной процедуре в случаях, если самостоятельно не могут прийти к решению. С учетом изложенного из Соглашения следует возможность разъяснения и толкования Соглашения компетентными органами, а взаимосогласительная процедура применяется при невозможности решения спорных вопросов в одностороннем порядке.
- Ссылка Компании на письмо Минфина РФ от 07.07.2005 N 03-08-05 не принимается, поскольку данное письмо отвечает на конкретно поставленный вопрос.
- Не принимается и ссылка Компании на невозможность применения письма Минфина РФ от 08.12.2004 N 03-08-02/Кипр в связи с принятием письма Минфина РФ от 05.06.2005 N 03-08-05, поскольку в данном письме указаны общие правила применения международного Соглашения.
- Основания, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом проверки судебных инстанций в связи с тем, что они приводились сторонами при рассмотрении дела в первой и апелляционной инстанциях, и им дана судом правильная правовая оценка.
- Судами нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
- Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
-
Постановил:
- решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.08.2005, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2005 N 09АП-10904/05-АК по делу N А40-13383/05-129-96 оставить без изменения, а кассационную жалобу Компании "Система Холдинг Лимитед" - без удовлетворения.