О разработке примерных основных образовательных программ профессионального образования
- Принято
- Министерством образования и науки Российской Федерации
- Департамент приступил к работе по обеспечению введения в действие федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования (далее - ФГОС профессионального образования).
- Департамент просит разработчиков (образовательные и научные учреждения, у которых разработанные проекты ФГОС профессионального образования приняты Минобрнауки России к утверждению) подготовить примерные основные образовательные программы профессионального образования по соответствующим профессиям, специальностям, направлениям подготовки и в срок до 25 января 2010 г. разместить их на своем сайте, а также переслать подготовленные материалы по электронной почте programma@firo.ru с указанием адреса сайта, на котором они выставлены.
- Разъяснения по разработке примерных основных образовательных программ начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, прилагаются (не приводятся).
- Контактный телефон: (499)152-05-61 Факторович Алла Аркадьевна (ФИРО).
- Директор Департамента
- И.М.Реморенко
Разъяснения по формированию примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
- Примерная основная образовательная программа (ПООП) бакалавриата (магистратуры, подготовки специалиста) разрабатывается на основе требований соответствующего федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).
- Примерная основная образовательная программа включает в себя следующие элементы:
- - титульный лист;
- - список профилей данного направления подготовки бакалавров (специализаций по специальности); перечень магистерских программ не приводится;
- - требования к результатам освоения основной образовательной программы;
- - примерный учебный план;
- - примерные программы дисциплин;
- - список разработчиков ПООП, экспертов.
- 1. Титульный лист
- На титульном листе (Приложение 1) указывается высшее учебное заведение Российской Федерации - разработчик, наименование направления подготовки или специальности, квалификация (степень) выпускников (бакалавр, магистр, специалист), форма обучения (очная) и нормативный срок освоения основной образовательной программы. Указываются ссылки на приказы Минобрнауки России, утвердившие соответствующее направление подготовки или специальность, а также соответствующий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
- Примерная основная образовательная программа утверждается руководителем организации, которая разработала проект соответствующего ФГОС ВПО, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации.
- ПООП может быть разработана и утверждена вузом или государственно-общественным объединением в инициативном порядке.
- 2. Список профилей данного направления подготовки (специализаций по специальности)
- Список профилей по данному направлению подготовки в бакалавриате (специализаций по специальности); должен быть одобрен вузовским сообществом и согласован с работодателем. Приводятся только те профили подготовки (специализации), которые имеют соответствующее учебно-методическое обеспечение.
- 3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы
- В данном разделе указываются общекультурные и профессиональные (общепрофессиональные и по видам деятельности) компетенции выпускника в соответствии с ФГОС ВПО, сформированные разработчиком с учетом профиля подготовки (специализации).
- 4. Примерный учебный план
- Примерный учебный план (Приложение 2) должен содержать:
- а) перечень учебных циклов в соответствии с ФГОС ВПО;
- б) трудоемкость цикла, а также его базовой и вариативной частей, в зачетных единицах и академических часах с учетом интервала, заданного соответствующим ФГОС ВПО;
- в) в каждом цикле перечень дисциплин базовой и вариативной части, определяющей профиль подготовки (при этом дисциплины по выбору обучающихся не расшифровываются);
- г) трудоемкость каждой дисциплины в зачетных единицах и академических часах. При этом следует исходить из условия, что одна зачетная единица эквивалентна 36 академическим часам.
- д) распределение дисциплин по семестрам (без указания ее трудоемкости в каждом семестре);
- ж) форма промежуточной аттестации:
- - по каждой дисциплине;
- - по каждой практике;
- з) рекомендуемые виды и продолжительность практик;
- и) вид и продолжительность итоговой государственной аттестации.
- 5. Примерные программы дисциплин
- Примерные программы учебных дисциплин (Приложение 3) должны быть разработаны на первом этапе разработки ПООП для всех дисциплин базовой части каждого цикла, а также (на втором этапе разработки ПООП) для дисциплин вариативной части каждого цикла, определяющих профили подготовки (специализации), указанные в ПООП.
- На первом этапе разработки ПООП примерные программы дисциплин могут быть разработаны в виде кратких аннотаций.
- При этом примерные программы дисциплин по «Истории», «Философии», «Иностранному языку», «Безопасности жизнедеятельности» и «Физической культуре» разрабатываются соответствующими научно-методическими советами (НМС) и рекомендуются Минобрнауки России. При разработке примерных учебных планов объем дисциплин по «Истории» - не менее 4 зачетных единиц, «Философии» - не менее 4 зачетных единиц, «Иностранному языку»- не менее 9 зачетных единиц, «Безопасности жизнедеятельности» от 3 до 6 зачетных единиц и «Физической культуре» не менее 2 зачетных единиц (400 академических часов).
- Разработчики ПООП могут воспользоваться примерными программами дисциплин математического и естественнонаучного цикла (математика, информатика, физика, химия, экология и др.), гуманитарного, социального и экономического цикла (экономика, социология, культурология и др.) рекомендованными соответствующими НМС, а могут разработать их самостоятельно. Примерные программы математического и естественнонаучного цикла (математика, информатика, физика, химия, экология и теоретическая механика) и рекомендации по их трудоемкости в зачетных единицах выставлены на сайте (www.muctr.ru). Примерные программы гуманитарного, социального и экономического цикла (философия, история, иностранный язык, физическая культура) выставлены на Портале "Социально-гуманитарное и политологическое образование" в разделе "Философия". Адрес в Интернете:
- http://images.humanities.edu.ru/pubs/2010/01/20/0000086880/pp_ph.pdf/. Примерная программа профессионального цикла «Безопасность ;изнедеятельности» будет выставлена на сайте МГТУ им. Н.Э.Баумана после ее согласования с МЧС России, Минприроды России, Минздравсоцразвития России, Ростехнадзором.
- 6. Список разработчиков ПООП, экспертов
- Разработчики:
- ___________________ __________________ _____________________
- (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
- ___________________ _________________ _____________________
- (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
- Эксперты:
- ____________________ ___________________ _________________________
- (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
- ____________________ ___________________ _________________________
- (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Приложение
к Письму от 28 декабря 2009 года № 03-2672
к Письму от 28 декабря 2009 года № 03-2672
-
Утверждено Руководитель учреждения – разработчика ___________ подпись от _________ 2010 г. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (специальность) _____________________________________________________________, (указывается код и наименование направления подготовки (специальности)) утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337 (постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 г. № 1136). ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России от …….20__ г. № …. Квалификация (степень) выпускника _______________________ (указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС) Нормативный срок освоения программы ______________ (указывается нормативный срок освоения программы в соответствии с ФГОС) Форма обучения - очная.
Приложение
к Письму от 28 декабря 2009 года № 03-2672
к Письму от 28 декабря 2009 года № 03-2672
-
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН подготовки бакалавра по направлению ______________________________________ (указывается в соответствии с ФГОС) Квалификация (степень) - бакалавр Нормативный срок обучения – ______ года tabletbody tr
№ п/п Наименование дисциплин (в том числе практик) Трудоемкость Зачетные единицы Академические часы 1-й семестр 2-й семестр 3-й семестр 4-й семестр /tr1 2 3 4 5 6 7 8 /tr tr td colspan="2" <ibБ.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл/b/i /td1.1. История 1.2. Философия 1.3. Иностранный язык 1.4. 1.5. ? ? ? /tr tr? ? ? ? ? ? 5-й семестр 6-й семестр 7-й семестр 8-й семестр td rowspan="2" font size="2"Форма промежут./font аттестации /tdПримечание 9 10 11 12 13 14 ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Безопасность жизнедеятельности Б.4 Физическая культура
/td td b2/b /td td b400/b /td? ? ? ? ? -
* В скобках указаны часы, выделенные на реализацию дисциплины Физическая культура сверх нормативно определенного часового эквивалента для двух зачетных единиц.
- В колонках 5-12 символом «?» указываются семестры для данной дисциплины; в колонке 13– форма промежуточной аттестации (итогового контроля по дисциплине).
- По усмотрению разработчиков примерный учебный план может быть сделан для каждого профиля подготовки в отдельности.
- В циклах Б1 и Б2 возможно деление вариативной части по профилям.
-
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН подготовки магистра по направлению подготовки ___________ (указывается в соответствии с ФГОС) Квалификация (степень) - магистр Нормативный срок обучения – ___ года (указывается в соответствии с ФГОС) tabletbody tr td rowspan="5" № font size="2"п/п/font /td td rowspan="5" font size="2"Наименование дисциплин (в том числе практик)/font /td td font size="2"Зачетные единицы/font /td td font size="2"Академические /font font size="2"часы/font /td td colspan="5" font size="2"Примерное распределение по семестрам/font <i(количество семестров указывается в соответствии с нормативным сроком обучения, установленным ФГОС)/i /td
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? - В колонках 5-8 символом «?» указываются семестры для данной дисциплины; в колонке 9– форма промежуточной аттестации (итогового контроля по дисциплине)
-
*) Дисциплины вариативной части приводятся в качестве примера по одной магистерской программе.
-
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН подготовки по специальности ______________________________________ (указывается в соответствии с ФГОС) Квалификация (степень) - ____________ (указывается в соответствии с ФГОС Нормативный срок обучения – ______ лет (указывается в соответствии с ФГОС) tabletbody tr td rowspan="4" № font size="1"п/п/font /td td rowspan="4" font size="1"Наименование дисциплин/font font size="1"(в том числе практик)/font /td td colspan="2" font size="1"Трудоемкость/font /td td colspan="12" font size="1"Примерное распределение по семестрам/font font size="1"<i(количество семестров указывается в соответствии с нормативным сроком обучения, установленным ФГОС)/i/font /td /tr tr td rowspan="3" font size="1"Зачетные единицы/font /td td rowspan="3" font size="1"Часы/font /td td font size="1"1-й семестр/font /td td font size="1"2-й семестр/font /td td font size="1"3-й семестр/font /td td font size="1"4-й семестр/font /td td font size="1"5-й семестр/font /td td font size="1"6-й семестр/font /td td font size="1"7-й семестр/font /td td font size="1"8-й семестр/font /td td font size="1"9-й семестр/font /td td font size="1"10-й семестр/font /td td rowspan="3" font size="1"Форма проме-жуточной аттестации/font /td td rowspan="3" font size="1"Примечание/font /td /tr tr td colspan="10" font size="1"Количество недель/font font size="1"<i(указывается количество недель по семестрам)/i/font /td /tr tr
? ? ? ? ? ? ? ? ? -
* В скобках указаны часы, выделенные на реализацию дисциплины Физическая культура сверх нормативно определенного часового эквивалента для двух зачетных единиц.
- В колонках 5-14 символом «?» указываются семестры для данной дисциплины; в колонке 15– форма промежуточной аттестации (итогового контроля по дисциплине)
Приложение
к Письму от 28 декабря 2009 года № 03-2672
к Письму от 28 декабря 2009 года № 03-2672
-
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА Наименование дисциплины ____________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) _____________________________________________________________ (указываются код и наименования направления(ий) подготовки (специальности (ей) и/или профилей (специализаций) Квалификация (степень) выпускника _______________________ (указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС) 1. Цели и задачи дисциплины: ________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2. Место дисциплины в структуре ООП: __________________________________________________________________________ (указывается цикл, к которому относится дисциплина; формулируются требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения; определяются дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей) 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: _____________________________________________________________________________ (указываются в соответствии с ФГОС ВПО) В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: _____________________________________________________________________ Уметь: ____________________________________________________________________ Владеть:____________________________________________________________________ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет ___________ зачетных единиц. tabletbody tr
Вид учебной работы Всего часов Семестры /tr trВ том числе: - - - - - /tr trЛекции Практические занятия (ПЗ) Семинары (С) Лабораторные работы (ЛР) В том числе: - - - - - /tr trКурсовой проект (работа) Расчетно-графические работы Реферат Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) Общая трудоемкость час зач. ед. № п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела /tr tr1. /tr tr 2. /tr tr ….. /tr /tbody /table (Содержание указывается в дидактических единицах. По усмотрению разработчиков материал может излагаться не в форме таблицы) 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами tabletbody tr № п/п Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин /tr tr1 2 3 4 5 6 7 8 … /tr tr1. /tr tr 2. /tr tr … /tr /tbody /table 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий tabletbody tr № п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ. зан. Лаб. зан. Семин СРС Все-го час. /tr tr1. /tr tr 2. /tr tr …. № п/п № раздела дисциплины Наименование лабораторных работ Трудо-емкость (час.) /tr tr1. /tr tr 2. /tr tr … № п/п № раздела дисциплины Тематика практических занятий (семинаров) Трудо-емкость (час.) /tr tr1. /tr tr 2. /tr tr …