Письмо Минфина РФ от 19 марта 2010 года № 03-03-06/1/153
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: ООО, являясь оператором железнодорожного подвижного состава, оказывает в качестве исполнителя своим заказчикам услуги транспортировки, возлагая на себя выполнение в том числе следующих обязанностей.
- 1. Осуществление за свой счет расчетов за перевозку грузов по территории РФ, а также иные работы и услуги, связанные с перевозкой, выполняемые (оказываемые) российскими перевозчиками ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД").
- 2. Осуществление за свой счет расчетов за услуги по сменному сопровождению и охране в пути следования грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования по территории РФ в соответствии с Приказом МПС России от 18.06.2003 N 38, оказываемые ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" (далее - ФГП ВО ЖДТ РФ).
- Для осуществления своей деятельности в целях оказания услуг заказчикам общество заключило с вышеуказанными организациями (своими поставщиками) соответствующие договоры, условиями которых предусмотрено, что факт сдачи-приемки обществу услуг, оказанных вышеназванными организациями, удостоверяется актом оказанных услуг, актом сдачи-приемки оказанных услуг.
- Учитывая, что данные услуги оказываются обществу в существенных объемах, непрерывно и систематически, указанные организации (ОАО "РЖД" и ФГП ВО ЖДТ РФ) основываются на следующих принципах при оформлении оправдательных документов.
- 1. Акты составляются за определенный период времени, в котором услуги были оказаны: либо за каждую пятидневку - по договору с ОАО "РЖД", либо за месяц - по договору ФГП ВО ЖДТ РФ.
- 2. Акты датируются последним днем периода, за который услуги были оказаны.
- 3. К актам прилагаются перечни индивидуальных документов, содержащие сведения по каждой отдельной услуге.
- 4. К актам не прилагаются индивидуальные документы по каждой конкретной услуге (перевозочные документы и (или) акты, подтверждающие индивидуальные действия по охране и сопровождению конкретных перевозок грузов).
- Каждая из указанных организаций настаивает на взаимном оформлении актов с учетом вышеуказанных принципов, отраженных в заключенных договорах.
- На данный момент законодательно не закреплено применение унифицированных и (или) специализированных форм первичных учетных документов, удостоверяющих вышеназванные операции, во взаимоотношениях между операторами железнодорожного подвижного состава, железнодорожными перевозчиками и ФГП ВО ЖДТ РФ.
- Достаточно ли обществу для ведения бухгалтерского учета (в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"), а также налогового учета (в соответствии с требованиями п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ) вышеуказанных операций в целях формирования документально подтвержденных производственных затрат и иных расходов общества, учитываемых в том числе и при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, иметь и применять описанные акты сдачи-приемки оказанных услуг с приложением перечней индивидуальных документов без приложения самих индивидуальных документов (железнодорожных накладных и (или) квитанций о приеме груза к перевозке, актов приема груза под охрану и сдачи из-под охраны и т.п.)?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу документального подтверждения расходов по оплате услуг сторонней организации по перевозке грузов железнодорожным транспортом и их охране и сообщает следующее.
- В соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Консультирование указанных лиц по выбору наиболее оптимального для налогоплательщика порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, методик оценки показателей хозяйственной деятельности этих лиц, а также оценка конкретных хозяйственных операций к обязанностям Минфина России не относятся.
- Одновременно сообщаем, что согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
- Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
- Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
- Согласно ст. 313 НК РФ подтверждением данных налогового учета являются, в частности, первичные учетные документы (включая справку бухгалтера).
- Пунктами 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
- Следовательно, первичные документы служат основанием для ведения как бухгалтерского, так и налогового учета.
- Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны утверждаться в составе учетной политики организации и содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.
- Таким образом, акт сдачи-приемки услуг, как документ, форма которого не содержится в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, может быть сводным. При этом форма такого сводного акта должна утверждаться в составе учетной политики организации, его составляющей, и содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
- Что касается вопроса о необходимости представления совместно со сводным актом иных первичных документов, сообщаем следующее.
- Как следует из п. 2 Правил о системе и общих требованиях обслуживания грузоотправителей и грузополучателей железными дорогами, утвержденных Указаниями МПС России от 06.12.1995 N С-932у, железнодорожная накладная является договором перевозки, в соответствии с которым перевозчик за установленную плату обязуется доставить в сохранности груз, принятый от грузоотправителя, в место назначения и вручить его грузополучателю или иному специально уполномоченному лицу.
- Таким образом, в том случае, если налогоплательщик выступает в роли грузоотправителя или грузополучателя, для подтверждения расходов на оплату услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом он должен иметь свой экземпляр транспортной железнодорожной накладной.
- Причем в соответствии с п. 1.3 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 39, грузополучателю выдается лист 1 - оригинал транспортной железнодорожной накладной, а грузоотправителю лист 4 - квитанция о приеме груза.
- Если, не являясь грузоотправителем и грузополучателем согласно перевозочным документам, налогоплательщик осуществляет расчеты за перевозку грузов, за иные работы и услуги, оказываемые перевозчиком, а также расчеты за сменное сопровождение и охрану в пути следования грузов, для подтверждения указанных расходов для целей п. 1 ст. 252 НК РФ необходимо иметь договор на оказание вышеназванных услуг и акт (сводный акт) сдачи-приемки услуг.
- Заместитель директора
- Департамента налоговой
- и таможенно-тарифной политики
- С.В.РАЗГУЛИН
- 19.03.2010