» » » Письмо Минфина РФ от 29 марта 2010 года № 03-05-06-02

Письмо Минфина РФ от 29 марта 2010 года № 03-05-06-02


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 29 марта 2010 года № 03-05-06-02/26
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос: О порядке определения налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка) по земельному налогу; о необходимости обращения в представительный орган муниципального образования для решения вопросов, связанных с установлением конкретных налоговых ставок и предоставлением льгот; о порядке и сроках уплаты земельного налога и авансовых платежей по налогу.
  2. Ответ:
  3. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
  4. В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
  5. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
  6. Согласно ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) земельный налог относится к местным налогам.
  7. Данный налог является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов, средства от уплаты которого направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления.
  8. На основании ст. 387 гл. 31 "Земельный налог" Налогового кодекса земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.
  9. Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 Налогового кодекса).
  10. Налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390 Налогового кодекса).
  11. Налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
  12. Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
  13. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
  14. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Росреестра утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
  15. Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
  16. При этом отмечаем, что в случае изменения налоговой базы по земельному налогу (кадастровой стоимости земельного участка) в течение налогового периода не вследствие исправления технических ошибок либо судебного решения для исчисления земельного налога должна применяться налоговая база, определенная на начало налогового периода, то есть на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
  17. Одновременно сообщаем, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки земель, является Минэкономразвития России.
  18. Таким образом, по вопросам, связанным с увеличением кадастровой стоимости земельного участка, следует обращаться в Минэкономразвития России.
  19. Также обращаем внимание, что на основании ст. 394 Налогового кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных п. 1 ст. 394 Налогового кодекса. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
  20. Статьей 395 Налогового кодекса установлен перечень категорий налогоплательщиков, которые освобождаются от уплаты земельного налога. Такие категории налогоплательщиков, как пенсионеры, участники Великой Отечественной войны, инвалиды, труженики тыла, а также малообеспеченные и многодетные семьи, в данный перечень не включены.
  21. Вместе с тем в соответствии с п. 5 ст. 391 Налогового кодекса для категорий налогоплательщиков, указанных в данном пункте, налоговая база при исчислении земельного налога уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.
  22. К таким налогоплательщикам, в частности, относятся инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I или II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности, инвалиды с детства, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, ветераны и инвалиды боевых действий.
  23. При этом следует иметь в виду, что на основании п. 2 ст. 387 Налогового кодекса при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
  24. Учитывая изложенное, для решения вопросов, связанных с установлением конкретных налоговых ставок для уплаты земельного налога и предоставлением налоговых льгот по земельному налогу, следует обращаться в представительный орган муниципального образования, на территории которого располагается земельный участок.
  25. В отношении сроков уплаты земельного налога отмечаем, что в соответствии с п. 1 ст. 397 Налогового кодекса земельный налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
  26. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 Налогового кодекса).
  27. В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (ст. 52 Налогового кодекса).
  28. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
  29. С.В.Разгулин
  30. 29.03.2010

Предыдущая новость - Письмо Минфина РФ от 24 марта 2010 года № 03-04-07

Следующая новость - МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 5 марта 2010 г. N 03-08-05