Письмо Минфина РФ от 19 марта 2010 года № 03-05-06-02/23
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: Физлицо - инвалид II группы, имеет права инвалида Великой Отечественной Войны и гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
- На правах собственности физлицо владеет домом в деревне и земельным участком.
- До прошлого года физлицо, в соответствии с законодательством, не платило земельный налог. В этом году физлицом получено налоговое уведомление, в котором указана налоговая база 113 975 руб. и определена подлежащая уплате сумма с учетом льгот физлица, которые составили 30 руб.
- Почему в прошлом году налоговая база составляла 10 100 руб.? Должно ли указанное физлицо уплачивать земельный налог и каков размер льгот?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты земельного налога и сообщает следующее.
- В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
- Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) включена гл. 31 "Земельный налог", регулирующая порядок исчисления и уплаты земельного налога.
- Согласно ст. 15 Кодекса земельный налог относится к местным налогам.
- Данный налог является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов, средства от уплаты которого направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления.
- На основании ст. 387 гл. 31 "Земельный налог" Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
- Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (ст. 388 Кодекса).
- Статьей 395 Кодекса установлен перечень категорий налогоплательщиков, которые освобождаются от уплаты земельного налога. Такие категории налогоплательщиков, как инвалиды Великой Отечественной войны, а также лица, подвергшиеся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в данный перечень не включены.
- Вместе с тем, в соответствии с п. 5 ст. 391 Кодекса для категорий налогоплательщиков, указанных в данном пункте, налоговая база при исчислении земельного налога уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.
- К таким налогоплательщикам, в частности, отнесены инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности, инвалиды с детства, инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий, а также физические лица, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
- Одновременно отмечаем, что положения гл. 31 "Земельный налог" Кодекса не исключают возможности предоставления налоговых льгот в виде освобождения от уплаты земельного налога таких категории налогоплательщиков, как инвалиды Великой Отечественной войны и лица, подвергшиеся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
- Так, на основании п. 2 ст. 387 Кодекса представительным органам муниципальных образований предоставлено право самостоятельно устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
- Учитывая изложенное, для решения вопроса о предоставлении инвалидам Великой Отечественной войны и лицам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, налоговых льгот по уплате земельного налога следует обратиться в представительный орган муниципального образования, на территории которого находится земельный участок.
- В отношении определения налоговой базы для исчисления земельного налога обращаем внимание, что в соответствии со ст. 390 Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
- Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
- Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Росреестра утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
- Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
- При этом отмечаем, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, государственной кадастровой оценки земель, является Минэкономразвития России.
- Заместитель директора
- Департамента налоговой
- и таможенно-тарифной политики
- С.В.РАЗГУЛИН
- 19.03.2010