Письмо Минфина РФ от 26 марта 2010 года № 03-08-05/1
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: О порядке учета произведенных на территории Финляндской Республики расходов в целях исчисления налога на прибыль, подлежащего уплате постоянным представительством финской компании, расположенным на территории Российской Федерации.
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос по вопросу учета произведенных на территории Финляндской Республики расходов при исчислении прибыли, относящейся к постоянному представительству финской компании, расположенному на территории Российской Федерации, и сообщает.
- В соответствии с п. 2 ст. 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 04.05.1996 (далее - Соглашение) с учетом положений п. 3 ст. 7 Соглашения, если лицо, являющееся резидентом одного Договаривающегося Государства, осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное представительство, то в каждом Договаривающемся Государстве к такому постоянному представительству относится прибыль, которую оно могло бы получить, если бы оно было самостоятельным и отдельным лицом, занятым такой же или аналогичной деятельностью при таких же или аналогичных условиях, и действовало бы в полной независимости от лица, постоянным представительством которого оно является.
- Пунктом 3 ст. 7 Соглашения установлено, что при определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей постоянного представительства, включая управленческие и общие административные расходы, понесенные как в Государстве, в котором расположено постоянное представительство, так и в любом другом месте.
- При этом вычеты расходов, понесенных для целей постоянного представительства, должны осуществляться в соответствии с нормами и ограничениями, установленными национальным законодательством сторон.
- Состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль иностранных организаций, определяется в соответствии со ст. ст. 252 - 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
- Так, согласно п. 1 ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
- Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
- Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
- В соответствии с п. 5.2 Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28.03.2003 N БГ-3-23/150 "Об утверждении Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций" (далее - Приказ) при исчислении прибыли, относящейся к постоянному представительству, затраты иностранной организации, как и доходы, также принимаются в той части, которая относится к данному постоянному представительству. При этом не имеет значения, через какие счета иностранной организации (в России или за рубежом) производятся расчеты, связанные с осуществлением деятельности иностранной организации через ее постоянное представительство в Российской Федерации.
- Состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль иностранных организаций, определяется в том же порядке, что и для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, и установлен ст. ст. 253 - 269 Кодекса.
- Международным договором Российской Федерации с иностранным государством может быть предусмотрена возможность включения в состав расходов постоянного представительства расходов, включая управленческие и общеадминистративные расходы, понесенных иностранной организацией на осуществление деятельности постоянного представительства в Российской Федерации в других государствах.
- Если расходы понесены иностранной организацией в пользу всех своих отделений, расположенных в разных государствах, то доля расходов, передаваемых российскому постоянному представительству, должна быть обоснована иностранной организацией согласно утвержденному порядку распределения заграничным подразделениям доходов иностранной организации.
- Расходы, передаваемые головным офисом постоянному представительству, считаются произведенными в том периоде, когда они были фактически переданы.
- Необходимость установления методики определения доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль предусмотрена в ст. 313 Кодекса.
- Таким образом, расходы, понесенные иностранной организацией за пределами Российской Федерации для целей, связанных с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации, могут быть приняты при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль российского представительства при соблюдении следующих условий:
- - расходы подтверждены документально и соответствуют требованиям ст. ст. 252 - 269 Кодекса;
- - имеются методика распределения передаваемых расходов и расчет конкретных показателей, на основании которых производится распределение расходов, подписанные руководителем головного офиса;
- - представлен расчет доли расходов, передаваемых российскому отделению иностранной организации, произведенный на основании утвержденных показателей и подтверждающих документов.
- Относительно необходимости перевода на русский язык документов, подтверждающих расходы, понесенные иностранной организацией за пределами Российской Федерации для целей, связанных с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации, и оформленных на иностранном языке, сообщаем, что согласно п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляются на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.
- Таким образом, документирование хозяйственных операций, включая оформление первичных учетных документов, осуществляется на русском языке.
- Перевод с иностранного языка на русский язык может быть сделан как профессиональным переводчиком, так и специалистом самой организации, на которого возложена такая обязанность в рамках исполнения должностных обязанностей.
- Следовательно, документы, подтверждающие понесенные организацией расходы, составленные на иностранном языке и переведенные на русский профессиональным переводчиком (компетентным сотрудником организации), могут быть приняты к налоговому учету в качестве первичных документов, если они оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации либо согласно обычаям делового оборота, применяемым в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы.
- Заместитель директора
- Департамента налоговой
- и таможенно-тарифной политики
- Н.А.КОМОВА
- 26.03.2010