Обновлено: 1 января 2016 года
-
Вопрос:
1. ТСЖ создано в соответствии с ЖК РФ как некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
-
Решением общего собрания для каждого члена ТСЖ определена сумма ежемесячного взноса на содержание общего имущества многоквартирного дома, которая вносится в кассу или на расчетный счет ТСЖ и которая является целевым взносом, так как полностью соответствует определению целевых поступлений, данному в п. 2 ст. 251 НК РФ: к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся членские взносы, построенные на принципе обязательного членства.
-
Согласно п. 2 ст. 151 ЖК РФ средства ТСЖ состоят из:
-
обязательных платежей и иных взносов членов товарищества;
-
доходов от хозяйственной деятельности товарищества.
-
ТСЖ применяет УСН (с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов").
-
Должно ли ТСЖ вносить в Книгу учета доходов и расходов в графу 4 ежемесячные членские взносы, поступающие на содержание общего имущества многоквартирного дома, а в графу 5 расходы на осуществление уставной деятельности товарищества и на содержание, обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества?
-
Должно ли ТСЖ платить налог 15%, если у него нет доходов, указанных в ст. ст. 249, 250 НК РФ?
-
2.
В кадастровом паспорте земельного участка указаны обладатели прав на земельный участок - собственники помещений многоквартирного дома; вид права - общая долевая собственность.
-
Признается ли ТСЖ налогоплательщиком земельного налога, если ТСЖ не является обладателем права на земельный участок?
-
Должно ли ТСЖ представлять налоговую декларацию по земельному налогу?
-
Ответ:
-
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо и сообщается следующее.
-
1.
В соответствии со ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья (далее - ТСЖ) признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
-
Средства ТСЖ состоят, в частности, из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества.
-
Согласно п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 Кодекса. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.
-
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 251 Кодекса к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
-
Таким образом, товарищество собственников жилья, применяющее упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы не учитывает вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, а также отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья его членами.
-
Согласно п. 2.4 Порядка заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденного Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и порядков их заполнения", доходы, указанные в ст. 251 Кодекса, в графе 4 разд. 1 "Доходы и расходы" Книги не учитываются.
-
Что касается других обязательных платежей, поступающих ТСЖ, то в соответствии со ст. 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
-
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
-
Таким образом, суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет организации, должны учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
-
Если ТСЖ применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, то платежи на оплату коммунальных услуг (например, плата за свет, горячую и холодную воду, вывоз мусора и т.п.) одновременно с отражением их в доходной части ТСЖ принимает к вычету в составе расходов, так как они перечисляются соответствующим организациям, оказывающим эти услуги (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 Кодекса).
-
Подпунктом 9 п. 1 ст. 251 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
-
Таким образом, в случае если предпринимательская деятельность ТСЖ исходя из договорных обязательств является посреднической деятельностью по закупке по поручению собственников помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг, то доходом указанной организации будет являться комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
-
2.
В соответствии со ст. 388 гл. 31 "Земельный налог" Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
-
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
-
Таким образом, основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок.
-
В силу п. 1 ст. 398 Кодекса обязанность по представлению в налоговые органы налоговой декларации по земельному налогу возложена на организации, являющиеся налогоплательщиками земельного налога в соответствии со ст. 388 Кодекса.
-
Заместитель директора
-
Департамента налоговой
-
и таможенно-тарифной политики
-
С.В.РАЗГУЛИН
-
27.04.2010
Предыдущая новость - Письмо Минфина РФ и ФНС от 01 апреля 2010 года № 3-0-06
Следующая новость - Письмо ФНС России от 19.04.2010 N ШТ-37-2