Письмо Минфина РФ от 14 апреля 2010 года № 03-08-05/1
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: О порядке налогообложения налогом на прибыль неконвертируемых процентных документарных облигаций, выпущенных международной организацией - Евразийским банком развития.
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно налогообложения неконвертируемых процентных документарных облигаций, выпущенных международной организацией - Евразийским банком развития (далее - Банк), и сообщает следующее.
- В соответствии со ст. 816 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 2 Закона N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" владелец (держатель) облигации (являющейся разновидностью заемной ценной бумаги) имеет право на получение от эмитента облигации в предусмотренный срок номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента либо иные имущественные права, предусмотренные облигацией и не противоречащие законодательству Российской Федерации. Таким образом, суммы процентного дохода по облигациям выплачиваются в результате отношений, возникающих между эмитентами облигаций и их владельцами.
- Принимая во внимание вышеизложенное, а также в соответствии со ст. ст. 11, 24, 226, 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при исполнении обязательств по выплате сумм процентного дохода по облигациям источником выплаты (налоговым агентом) признается эмитент облигаций.
- Статьей 7 Кодекса установлен приоритет норм международного договора Российской Федерации, содержащего положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Кодекса.
- В соответствии с п. 1 ст. 9 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Евразийским банком развития об условиях пребывания Евразийского банка развития на территории российской Федерации от 07.10.2008 (Соглашение) Банк, его доходы, имущество и другие активы, а также его операции и сделки, осуществляемые в соответствии с Уставом на территории государств - участников Банка, освобождаются от любых налогов, сборов, пошлин и других платежей, за исключением тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.
- Пунктом 4 ст. 9 Соглашения никакие обязательства или ценные бумаги, выпущенные Банком, а также дивиденды или проценты на них независимо от того, кто является их держателем, не облагаются в Российской Федерации налогами:
- а) которые являются дискриминационными в отношении таких обязательств или ценных бумаг только в силу того, что они выпущены Банком;
- б) если единственным юридическим основанием для такого налогообложения являются место выпуска указанных обязательств или ценных бумаг, валюта, в которой они выпущены, подлежат оплате или оплачиваются, местонахождение какого-либо учреждения или места деятельности, принадлежащего Банку.
- Согласно п. 2 ст. 9 Соглашения Банк также освобождается от любых обязательств по уплате, удержанию или взиманию любых налогов.
- Исходя из вышеизложенного при выплате Банком процентного (купонного) дохода по своим облигациям предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации функции налогового агента Банком не осуществляются. Обязательства по уплате налога несут непосредственно налогоплательщики - владельцы облигаций, поскольку в соответствии с положениями международного договора, участником которого является Российская Федерация, Банк освобождается от любых обязательств по уплате, удержанию или взиманию любых налогов в Российской Федерации.
- Однако в соответствии со ст. 44 Кодекса обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
- Статьей 45 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
- Учитывая, что п. 3 ст. 309 Кодекса установлено основание для возникновения обязанности по уплате налога с дохода в виде процентов, получаемого нерезидентами - владельцами облигаций, а также принимая во внимание, что в силу ст. 7 Кодекса и ст. 9 Соглашения не предусмотрено возможности выступления Банком в качестве налогового агента, в соответствии со ст. 45 Кодекса обязанность по уплате налога возлагается на налогоплательщика, то есть иностранных лиц - владельцев облигаций, получающих по ним процентный доход.
- Одновременно сообщаем, что в соответствии с п. 1 ст. 26 налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
- Согласно ст. 29 Кодекса уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
- Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
- Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
- Таким образом, в соответствии со ст. ст. 26 и 29 Кодекса для упрощения процедуры исполнения обязанностей по уплате налогов на территории Российской Федерации российская организация - профессиональный участник рынка ценных бумаг, перечисляющая процентный доход по облигациям Банка клиенту-нерезиденту и состоящая на учете в налоговых органах Российской Федерации, может выступать уполномоченным представителем данных иностранных лиц, получающих процентный доход по облигациям Банка.
- Заместитель директора
- Департамента налоговой
- и таможенно-тарифной политики
- Н.А.КОМОВА
- 14.04.2010