Письмо Минфина РФ от 02 апреля 2010 года № 03-03-06/1/225
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: ОАО по договору негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному в пользу работников и предусматривающему учет пенсионных взносов на именных счетах участников, перечисляет пенсионные взносы в НПФ. Договор отвечает требованиям, установленным п. 16 ст. 255 НК РФ, взносы работодателя признаются расходами на оплату труда, уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли. Текущие взносы по условиям договора перечисляются в фонд ежеквартально.
- В рамках данного договора по условиям утвержденного в организации Положения наряду с текущими взносами работодатель перечисляет в НПФ на именной счет участника единовременный взнос при увольнении работника в связи с выходом на пенсию не позднее чем в течение одного месяца с момента увольнения.
- 1. Вправе ли организация, руководствуясь положениями п. 6 ст. 272 НК РФ, относить указанные выплаты (взносы) на расходы с целях уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль, если:
- - начисление единовременного взноса произведено организацией до момента увольнения работника, а перечисление осуществлено после даты увольнения;
- - начисление и перечисление страхового взноса осуществлено после даты увольнения работника, но до окончания налогового периода?
- 2. Кроме того, при увольнении работника из организации по собственному желанию до достижения им пенсионных оснований по условиям вышеуказанного Положения денежные средства, перечисленные ранее работодателем, полностью или частично отзываются организацией с именного пенсионного счета уволенного работника (участника) и перераспределяются в пользу иных участников.
- Возникает ли у организации обязанность в соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ произвести корректировку налоговой базы по налогу на прибыль с учетом того обстоятельства, что отозванные с именных счетов участников пенсионные средства не возвращаются на расчетный счет организации, а остаются в фонде и только перераспределяются в пользу иных участников?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов и сообщает следующее.
- По первому вопросу
- В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Федеральный закон N 75-ФЗ) договором негосударственного пенсионного обеспечения (далее - пенсионный договор) признается соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию.
- Пунктом 1 ст. 12 Федерального закона N 75-ФЗ установлено, что пенсионный договор должен содержать, в частности, положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов.
- Порядок и условия внесения пенсионных взносов в фонд содержатся в пенсионных правилах фонда, определяющих порядок и условия исполнения фондом обязательств по пенсионным договорам (п. 2 ст. 9 Федерального закона N 75-ФЗ).
- В соответствии с п. 16 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к расходам на оплату труда в целях гл. 25 НК РФ относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, суммы взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.
- В случаях добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов, и (или) добровольного пенсионного страхования при наступлении у участника и (или) застрахованного лица пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающих право на установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) трудовой пенсии, и в течение периода действия пенсионных оснований. При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет или пожизненно, а договоры добровольного пенсионного страхования - выплату пенсий пожизненно.
- Таким образом, платежи (взносы) по договорам негосударственного пенсионного обеспечения учитываются в расходах для целей налогообложения прибыли организаций в случае учета пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов.
- По второму вопросу следует учитывать, что согласно абз. 8 п. 16 ст. 255 НК РФ в случае внесения изменений в условия договора негосударственного пенсионного обеспечения в отношении отдельных или всех застрахованных работников (участников), если в результате таких изменений условия договора перестают соответствовать требованиям п. 16 ст. 255 НК РФ или в случае расторжения указанного договора в отношении отдельных или всех застрахованных работников (участников), взносы работодателя по такому договору в отношении соответствующих работников, ранее включенные в состав расходов, признаются подлежащими налогообложению с даты внесения таких изменений в условия указанного договора и (или) сокращения сроков действия этого договора либо его расторжения.
- Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Заместитель директора
- Департамента налоговой
- и таможенно-тарифной политики
- С.В.РАЗГУЛИН
- 02.04.2010