Письмо Минфина РФ от 14 апреля 2010 года № 03-08-05
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: О порядке учета в целях исчисления налога на прибыль расходов российской организации в виде процентов по контролируемой задолженности в случае получения займа от немецкой аффилированной компании.
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета расходов в виде процентов по контролируемой задолженности и сообщает следующее.
- Как следует из запроса, российская организация имеет контролируемую задолженность по договору займа, согласно условиям которого выплата суммы основного долга и процентов осуществляется по окончании срока займа, то есть по истечении 3 лет.
- Пунктом 2 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен порядок налогообложения прибыли при выплате процентов по долговому обязательству, задолженность по которому признается контролируемой задолженностью в соответствии с указанным пунктом.
- В соответствии с п. 8 ст. 272 Кодекса по договорам займа и иным аналогичным договорам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях гл. 25 Кодекса расход признается осуществленным и включается в состав внереализационных расходов на конец соответствующего отчетного периода.
- Статьей 274 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.
- В соответствии со ст. 285 Кодекса отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налоговым периодом по налогу признается календарный год.
- В связи с этим, в случае если задолженность по долговому обязательству, признаваемая на конец отчетного периода (например, I квартала) контролируемой, по окончании другого отчетного периода (например, I полугодия) перестала соответствовать критериям контролируемой задолженности, пересчет расходов в виде процентов за тот период, в котором такая задолженность признавалась контролируемой (в рассматриваемом примере - в I квартале), не производится.
- Сумма расходов в виде процентов при определении налоговой базы за полугодие в данном примере будет определяться как величина расходов в виде процентов, начисленных по контролируемой задолженности за первый квартал и признаваемых для целей налогообложения прибыли с учетом положений п. 2 ст. 269 Кодекса, увеличенная на сумму расходов в виде процентов, начисленных за второй квартал, рассчитанную в соответствии с п. 1 ст. 269 Кодекса, при условии, что во втором квартале данная задолженность перестала признаваться контролируемой.
- Относительно применения положений Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 (далее - Соглашение) и Протокола о внесении изменений в Соглашение от 29.05.1996, являющегося неотъемлемой частью Соглашения, сообщаем следующее.
- Пунктом 3 Протокола к Соглашению установлено, что расходы предприятия в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, независимо от природы кредита и займа, подлежат прямому, неограниченному вычету из налогооблагаемой прибыли.
- При этом определено, что вычет процентов не может превышать сумм, которые согласовывались бы независимыми предприятиями при сопоставимых условиях.
- По нашему мнению, это означает, что любое Договаривающееся Государство вышеуказанного Соглашения имеет право применять в отношении выплачиваемых процентов правила "недостаточной капитализации", содержащиеся в национальном законодательстве, в отношении взаимозависимых предприятий.
- В связи с этим в случае получения займа от немецкой аффилированной компании после переквалификации части процентов, выплачиваемых этой компании в соответствии с положениями п. п. 2 - 4 ст. 269 Кодекса, оставшаяся часть процентов подлежит неограниченному вычету, несмотря на то что п. 1 ст. 269 Кодекса установлены ограничения в отношении вычета таких процентов для российских организаций.
- Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Заместитель директора
- Департамента налоговой
- и таможенно-тарифной политики
- Н.А.КОМОВА
- 14.04.2010