» » » Об усилении госсанэпиднадзора за оборотом рыбы и рыбопродуктов

Об усилении госсанэпиднадзора за оборотом рыбы и рыбопродуктов


Российская Федерация
Письмо Роспотребнадзора от 28 октября 2010 года № 01/15453-0-23
Об усилении госсанэпиднадзора за оборотом рыбы и рыбопродуктов
Принято
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
  1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проанализировала санитарно-эпидемиологическую ситуацию в Российской Федерации и отмечает увеличение случаев оборота недоброкачественной пищевой продукции, в том числе рыбы и рыбопродуктов.
  2. В 2009 году по результатам проведенных надзорных мероприятий Роспотребнадзором вынесены постановления о снятии с реализации 120500 партий продовольственного сырья и пищевых продуктов объемом 3895 тонны.
  3. Данные многолетнего мониторинга подтверждают неблагоприятную ситуацию по таким значимым группам продуктов как рыба, мясо птицы, молоко, что может способствовать возникновению острых кишечных заболеваний, пищевых отравлений и негативно сказаться на санитарно-эпидемиологической ситуации.
  4. Доля рыбы и рыбных продуктов, несоответствующих нормативам по микробиологическим и санитарно-химическим показателям выше, чем другие группы пищевых продуктов.
  5. Особенно беспокоит рост неудовлетворительных проб в импортируемой продукции, так число неудовлетворительных проб рыбы и рыбопродуктов по санитарно – химическим показателям выросло с 1,7% в 2005 году до 11,2% в 2009 году.
  6. Неблагополучная ситуация складывается с использованием полифосфатов и глазури в рыбных продуктах, а также по индентификации указанной продукции.
  7. Из исследованных в 2009 году образцов не соответствовали гигиеническим требованиям по содержанию фосфатов - 5,9% образцов продукции, в том числе импортной продукции - 4,9%, доля содержания глазури превышала - 35,9%, в т.ч. в продукции импортных производителей - 41,1%.
  8. В 2010 году ситуация по производству и обороту рыбы и рыбных продуктов продолжает оставаться неблагополучной. Так, за 9 месяцев 2010 года вынесены постановления о снятии с реализации 6311 партий рыбы и рыбных продуктов объемом более 44 тонн.
  9. Дополнением № 17 к СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» с 01 октября 2010 года устанавливаются требования к маркировке мороженой рыбной продукции и удельный вес содержания в ней глазури. При этом норма массы глазури, нанесенной на мороженую рыбную продукцию, произведенную из креветки, водных беспозвоночных, водных млекопитающих, водорослей, других водных животных и растений вступает в действие только с 01 апреля 2011 года.
  10. Кроме того, требования к маркировке товаров, содержащиеся в нормативных документах федеральных органов исполнительной власти со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» и до вступления в силу соответствующих технических регламентов подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании»).
  11. В этой связи предметом соответствующей оценки соблюдения указанных выше требований должна являться собственно информация о товаре, ее полнота и достоверность.
  12. При этом необходимо иметь в виду, что в случае нарушения установленного статьей 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о товаре соответствующие действия (бездействие) виновного лица будут квалифицироваться по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), тогда как несоответствие самого товара требованиям государственного стандарта будет определять объективную сторону административного правонарушения по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ. Несоблюдение же соответствующих гигиенических нормативов, санитарных норм и правил квалифицируется по статье 6.3 КоАП РФ.
  13. Исходя из того, что виды (сферы) предпринимательской деятельности, в которых может быть совершено административное правонарушение, предусмотренное диспозицией части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, изначально нормами КоАП РФ не определены и не ограничены, при установлении субъекта ответственности данного правонарушения необходимо руководствоваться общими положениями статей 8, 10, 12, 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», согласно которым обязанной стороной по предоставлению потребителю полной и достоверной информации выступают в равной степени как продавцы, так и изготовители товаров. При этом необходимо иметь в виду, что при доказывании наличия вины изготовителя следует устанавливать конечную цель использования произведенной рыбной продукции ее поставку в розничную торговую сеть для продажи потребителю.
  14. Что же касается части 1 статьи 14.4 КоАП РФ, то ее применение в силу буквального содержания возможно только по отношению к лицам, допускающим соответствующие противоправные виновные действия в сфере розничной торговли.
  15. Во всех случаях помимо реализации административных полномочий по фактам выявляемых правонарушений необходимо предпринимать действенные меры по судебной защите прав потребителей в гражданско-правовом порядке.
  16. Учитывая изложенное и принимая во внимание п.4 Перечня Поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам развития переработки сельхозхозяйственной и рыбной продукции от 15 сентября 2010 года (г. Мурманск) Пр - 2827 от 25 сентября 2010 года об усилении надзора за соблюдением требований законодательства в области рыбохозяйственного комплекса, а также с целью недопущения попадания на потребительский рынок недоброкачественной рыбной продукции прошу в срок до 20 ноября 2010 года по утвержденной схеме представить информацию, в том числе в виде таблицы по системе электронного перевода отчетов на сайт report.gsen.ru с учетом логина и пароля, (e-mail: depart@gsen.ru, chikina_lv@gsen.ru), обратив особое внимание на выявленные случаи несоответствия рыбной продукции установленным требованиям, в том числе после вступления в силу СанПиН 2.3.2.2603-10 «Дополнение № 17 к СанПин 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов».
  17. Руководитель
  18. Г.Г. Онищенко
Приложение
к Письму от 28 октября 2010 года № 01/15453-0-23
Схема
Схема представления сведений о результатах контроля за оборотом рыбы и рыбпродуктов в рамках исполнения Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21 апреля 2010 года №27 «Об утверждении СанПиН 2.3.2.2603-10 «Дополнение № 17 к СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»
  1. table tr Схема представления сведений о результатах контроля за оборотом рыбы и рыбопродуктов в рамках исполнения Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21 апреля 2010 года №27 «Об утверждении СанПиН 2.3.2.2603-10 «Дополнение № 17 к СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»          /tr tr                             /tr tr Наименование субъекта Российской Федерации Число объектов, реализующих рыбу и рыбопродукты Число проверенных объектов реализующих рыбу и рыбопродукты Исследовано проб продукции Число забракованных партий Объем забракованных партий         /tr tr по санитарно-химическим показателям по микробиологическим показателям         /tr tr Всего из них с лабораторным контролем Всего из них не соответствует гигиеническим нормативам (из графы 5) Всего из них не соответсвует гигиеническим нормативам (из графы 7)         /tr tr 1 2 3 4 5 6 7 8 9 14         /tr tr …                           /tr tr …                           /tr tr                            /tr tr                            /tr tr Наименование субъекта Российской Федерации          Принятые меры административного принуждения                 /tr tr Вынесено постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа Общая сумма на-ложенных административных штрафов, руб. (из графы 19) Число дел о привлечении к административной ответственности, направленных на рассмотрение в суды, по которым могло быть назначечено административное наказание в виде административного приостановления деятельности Число дел о привлечении к административной ответственности, по которым судами принято решение о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности (из графы 22)                 /tr tr Всего  (в виде административного штрафа) Из них по статьям КоАП РФ                 /tr tr 1 19 20 21 22 23                 /tr tr …                           /tr tr …                           /tr /table

Предыдущая новость - О направлении разъяснений

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 14 октября 2010 года № 03-03-06