Об усилении госсанэпиднадзора за оборотом рыбы и рыбопродуктов
- Принято
- Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проанализировала санитарно-эпидемиологическую ситуацию в Российской Федерации и отмечает увеличение случаев оборота недоброкачественной пищевой продукции, в том числе рыбы и рыбопродуктов.
- В 2009 году по результатам проведенных надзорных мероприятий Роспотребнадзором вынесены постановления о снятии с реализации 120500 партий продовольственного сырья и пищевых продуктов объемом 3895 тонны.
- Данные многолетнего мониторинга подтверждают неблагоприятную ситуацию по таким значимым группам продуктов как рыба, мясо птицы, молоко, что может способствовать возникновению острых кишечных заболеваний, пищевых отравлений и негативно сказаться на санитарно-эпидемиологической ситуации.
- Доля рыбы и рыбных продуктов, несоответствующих нормативам по микробиологическим и санитарно-химическим показателям выше, чем другие группы пищевых продуктов.
- Особенно беспокоит рост неудовлетворительных проб в импортируемой продукции, так число неудовлетворительных проб рыбы и рыбопродуктов по санитарно – химическим показателям выросло с 1,7% в 2005 году до 11,2% в 2009 году.
- Неблагополучная ситуация складывается с использованием полифосфатов и глазури в рыбных продуктах, а также по индентификации указанной продукции.
- Из исследованных в 2009 году образцов не соответствовали гигиеническим требованиям по содержанию фосфатов - 5,9% образцов продукции, в том числе импортной продукции - 4,9%, доля содержания глазури превышала - 35,9%, в т.ч. в продукции импортных производителей - 41,1%.
- В 2010 году ситуация по производству и обороту рыбы и рыбных продуктов продолжает оставаться неблагополучной. Так, за 9 месяцев 2010 года вынесены постановления о снятии с реализации 6311 партий рыбы и рыбных продуктов объемом более 44 тонн.
- Дополнением № 17 к СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» с 01 октября 2010 года устанавливаются требования к маркировке мороженой рыбной продукции и удельный вес содержания в ней глазури. При этом норма массы глазури, нанесенной на мороженую рыбную продукцию, произведенную из креветки, водных беспозвоночных, водных млекопитающих, водорослей, других водных животных и растений вступает в действие только с 01 апреля 2011 года.
- Кроме того, требования к маркировке товаров, содержащиеся в нормативных документах федеральных органов исполнительной власти со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» и до вступления в силу соответствующих технических регламентов подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании»).
- В этой связи предметом соответствующей оценки соблюдения указанных выше требований должна являться собственно информация о товаре, ее полнота и достоверность.
- При этом необходимо иметь в виду, что в случае нарушения установленного статьей 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о товаре соответствующие действия (бездействие) виновного лица будут квалифицироваться по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), тогда как несоответствие самого товара требованиям государственного стандарта будет определять объективную сторону административного правонарушения по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ. Несоблюдение же соответствующих гигиенических нормативов, санитарных норм и правил квалифицируется по статье 6.3 КоАП РФ.
- Исходя из того, что виды (сферы) предпринимательской деятельности, в которых может быть совершено административное правонарушение, предусмотренное диспозицией части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, изначально нормами КоАП РФ не определены и не ограничены, при установлении субъекта ответственности данного правонарушения необходимо руководствоваться общими положениями статей 8, 10, 12, 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», согласно которым обязанной стороной по предоставлению потребителю полной и достоверной информации выступают в равной степени как продавцы, так и изготовители товаров. При этом необходимо иметь в виду, что при доказывании наличия вины изготовителя следует устанавливать конечную цель использования произведенной рыбной продукции ее поставку в розничную торговую сеть для продажи потребителю.
- Что же касается части 1 статьи 14.4 КоАП РФ, то ее применение в силу буквального содержания возможно только по отношению к лицам, допускающим соответствующие противоправные виновные действия в сфере розничной торговли.
- Во всех случаях помимо реализации административных полномочий по фактам выявляемых правонарушений необходимо предпринимать действенные меры по судебной защите прав потребителей в гражданско-правовом порядке.
- Учитывая изложенное и принимая во внимание п.4 Перечня Поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам развития переработки сельхозхозяйственной и рыбной продукции от 15 сентября 2010 года (г. Мурманск) Пр - 2827 от 25 сентября 2010 года об усилении надзора за соблюдением требований законодательства в области рыбохозяйственного комплекса, а также с целью недопущения попадания на потребительский рынок недоброкачественной рыбной продукции прошу в срок до 20 ноября 2010 года по утвержденной схеме представить информацию, в том числе в виде таблицы по системе электронного перевода отчетов на сайт report.gsen.ru с учетом логина и пароля, (e-mail: depart@gsen.ru, chikina_lv@gsen.ru), обратив особое внимание на выявленные случаи несоответствия рыбной продукции установленным требованиям, в том числе после вступления в силу СанПиН 2.3.2.2603-10 «Дополнение № 17 к СанПин 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов».
- Руководитель
- Г.Г. Онищенко
Схема представления сведений о результатах контроля за оборотом рыбы и рыбпродуктов в рамках исполнения Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21 апреля 2010 года №27 «Об утверждении СанПиН 2.3.2.2603-10 «Дополнение № 17 к СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»
-
table tr
Схема представления сведений о результатах контроля за оборотом рыбы и рыбопродуктов в рамках исполнения Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21 апреля 2010 года №27 «Об утверждении СанПиН 2.3.2.2603-10 «Дополнение № 17 к СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» Наименование субъекта Российской Федерации Число объектов, реализующих рыбу и рыбопродукты Число проверенных объектов реализующих рыбу и рыбопродукты Исследовано проб продукции Число забракованных партий Объем забракованных партий по санитарно-химическим показателям по микробиологическим показателям Всего из них с лабораторным контролем Всего из них не соответствует гигиеническим нормативам (из графы 5) Всего из них не соответсвует гигиеническим нормативам (из графы 7) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 14 … … Наименование субъекта Российской Федерации Принятые меры административного принуждения Вынесено постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа Общая сумма на-ложенных административных штрафов, руб. (из графы 19) Число дел о привлечении к административной ответственности, направленных на рассмотрение в суды, по которым могло быть назначечено административное наказание в виде административного приостановления деятельности Число дел о привлечении к административной ответственности, по которым судами принято решение о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности (из графы 22) Всего (в виде административного штрафа) Из них по статьям КоАП РФ 1 19 20 21 22 23 … …