» » » Письмо Минфина РФ от 01 ноября 2010 года № ШС-37-3

Письмо Минфина РФ от 01 ноября 2010 года № ШС-37-3


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 01 ноября 2010 года № ШС-37-3/14561
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос: О применении ставки водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения.
  2. Ответ:
  3. Федеральная налоговая служба в связи с поступающими запросами от налоговых органов по вопросу применения ставки водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения сообщает следующее.
  4. Пунктом 1 ст. 333.8 гл. 25.2 "Водный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 333.9 Кодекса.
  5. В соответствии с п. 1 ст. 333.9 Кодекса объектом налогообложения водным налогом признается, в частности, забор воды из водных объектов.
  6. При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период (п. 2 ст. 333.10 Кодекса).
  7. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки (п. 2 ст. 333.13 Кодекса).
  8. Пунктом 3 ст. 333.12 Кодекса определено, что ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.
  9. Таким образом, применение льготной ставки обусловлено целевым назначением забора воды.
  10. Согласно разъяснениям Минфина России, указанным в Письмах от 20.12.2005 N 03-07-03-02/64 и от 14.06.2006 N 03-07-03-02/24, плательщиками водного налога, имеющими право применять ставку водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, признаются организации и физические лица, осуществляющие забор воды из водного объекта на основании лицензии на водопользование для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения (водоснабжения жилищного фонда).
  11. Вместе с тем из положений ст. 333.12 Кодекса не следует, что под водоснабжением населения понимается водоснабжение исключительно жилищного фонда.
  12. Позиция налогоплательщиков водного налога по данному вопросу состоит в следующем, поскольку хозяйственно-питьевое водоснабжение осуществляется не только в отношении жилищного фонда, но и в отношении предприятий, учреждений, организаций, а положения ст. 333.12 Кодекса не ограничивают применение ставки водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды только водоснабжением жилищного фонда, названная льготная ставка может быть применена в отношении объема воды, забранной для хозяйственно-бытовых нужд предприятий, учреждений и организаций.
  13. Данные выводы подтверждаются арбитражной практикой.
  14. Федеральный арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 27.11.2008 N Ф09-8843/08-С3 по делу N А60-10394/08 признал правомерным применение налогоплательщиком ставки водного налога, предусмотренной п. 3 ст. 333.12 Кодекса, в отношении объема воды, забранной из водных объектов для водоснабжения предприятий, учреждений и организаций, использованной на хозяйственно-бытовые цели.
  15. При этом суд исходил из того, что гл. 25.2 Кодекса не содержит прямого указания о применении налоговой ставки 70 руб. только при условии забора воды из водных объектов для снабжения населения по месту постоянного проживания.
  16. Из оснований налогообложения и порядка исчисления водного налога, предусмотренных ст. ст. 333.8 - 333.13 Кодекса, не следует, что применение указанной налоговой ставки при заборе воды для водоснабжения населения ограничивается водоснабжением жилищного фонда.
  17. Применение ставки водного налога, установленной п. 1 ст. 333.12 Кодекса, в отношении объема забранной воды из водных объектов с целью водоснабжения населения и использованной на хозяйственно-бытовые, в том числе питьевые, цели предприятиями, учреждениями и организациями, указанной нормой прямо не предусмотрено.
  18. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении от 25.02.2009 N ВАС-1534/09 подтвердил позицию Федерального арбитражного суда Уральского округа.
  19. Кроме того, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 06.08.2007 по делу N А05-809/2007 отклонил доводы налогового органа о том, что, поскольку налогоплательщик снабжал водой не объект жилищного фонда, а оздоровительный лагерь, он не является организацией, предметом и целями действия которой является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение. Суд счел, что налогоплательщик производил забор воды на основании лицензии в пределах установленных для него лимитов потребления в целях водоснабжения населения - детей, отдыхающих в оздоровительном лагере, а следовательно, правомерно исчислял водный налог в порядке, установленном п. 3 ст. 333.12 Кодекса.
  20. В связи с изложенным ФНС России просит высказать свое мнение по вопросу правильности применения налогоплательщиками ставки водного налога, предусмотренной п. 3 ст. 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации, при администрировании налоговыми органами водного налога.
  21. Действительный государственный советник РФ 2 класса
  22. С.Н.Шульгин
  23. 01.11.2010

Предыдущая новость - Письмо Минфина РФ от 03 ноября 2010 года № 03-04-06

Следующая новость - О товарном знаке «Infotec»