Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, их проектов администрации Шарьинского муниципального района
- Принято
- Главой Шарьинского муниципального района Костромской области
- В редакции
- № 876 от 28.12.2010.
- ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ИХ ПРОЕКТОВ
- АДМИНИСТРАЦИИ ШАРЬИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
- В целях организации нормотворческой деятельности администрации Шарьинского муниципального района по предупреждению включения в нормативные правовые акты, их проекты положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, а также по выявлению и устранению таких положений, руководствуясь Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Законом Костромской области от 10.03.2009 N 450-4-ЗКО "О противодействии коррупции в Костромской области", а также с учетом положений, определенных в Федеральном законе от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", в Постановлении Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановляю:
- 1. Утвердить Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, их проектов администрации Шарьинского муниципального района (приложение).
- 2. Возложить обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, их проектов администрации Шарьинского муниципального района на юридический отдел администрации Шарьинского муниципального района.
- 3. Рекомендовать главам сельских поселений Шарьинского муниципального района регламентировать в правовых актах вопросы по обеспечению проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, их проектов в соответствии с действующим законодательством.
- 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на управляющего делами администрации Шарьинского муниципального района Герасимову Л.В.
- 5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит опубликованию в информационном бюллетене "Вестник Шарьинского района".
- Глава Шарьинского
- муниципального района
- Костромской области
- Н.С.ГЛУШАКОВ
Приложение
к Постановлению от 14 октября 2009 года № 831
к Постановлению от 14 октября 2009 года № 831
- 1.1. Порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, их проектов администрации Шарьинского муниципального района (далее по тексту - Порядок) устанавливается порядок проведения антикоррупционной экспертизы постановлений и распоряжений главы Шарьинского муниципального района, постановлений и распоряжений администрации Шарьинского муниципального района, их проектов и администрации, в том числе технических заданий на их разработку и вносимых поправок в тексты проектов (далее по тексту - нормативные правовые акты), а также процедура оформления и направления соответствующих заключений по итогам антикоррупционной экспертизы.
- 1.2. Основной задачей проведения антикоррупционной экспертизы является обеспечение проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, предотвращения, предупреждения и выявления при подготовке и принятии проектов нормативных правовых актов коррупционных факторов и коррупциогенных норм.
- 1.3. Проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов осуществляет юридический отдел администрации Шарьинского муниципального района (далее - юридический отдел).
- 1.4. Администрация Шарьинского муниципального района (далее - администрация района), ее структурные подразделения, являясь разработчиками проектов, обеспечивают подготовку проектов нормативных правовых актов не содержащих коррупционных факторов, перечисленных в разделе 2 настоящего Порядка, в том числе несут ответственность, предусмотренную законодательством, за полноту, достоверность и соответствие проектов нормативных правовых актов антикоррупционным требованиям.
-
II. Основные требования и методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, и их проектов
- 2.1. Под коррупционными факторами понимаются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проведения коррупции.
- 2.2. Эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
- 2.3. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы на коррупциогенность необходимо проводить экспертизу каждой нормы документа и в случае выявления коррупционных факторов излагать в юридическом заключении с учетом состава и последовательности коррупционных факторов, в том числе с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы).
- 2.4. По результатам проведения экспертизы на коррупциогенность в юридическом заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов, в том числе не относящиеся к таковым в рамках настоящего Порядка, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в правовом заключении.
- 2.5. Проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов осуществляется юридическим отделом на стадии согласования документов.
- 2.6. Обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат принимаемые органами местного самоуправления нормативные правовые акты, а также проекты нормативных правовых актов.
- 2.7. Антикоррупционная экспертиза иных документов осуществляется на основании соответствующих поручений с указанием сроков ее проведения в зависимости от объема и сложности документов.
- 2.8. Структурные подразделения, а также муниципальные служащие при получении заключения юридического отдела, в котором отражены сведения о наличии коррупционных факторов, в 10-дневный срок разрабатывают соответствующие проекты о внесении изменений и дополнений либо признании утратившими силу действующих нормативных правовых актов.
- 2.9. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов проводится системный анализ текста на предмет выявления квалифицирующих признаков коррупционных факторов согласно нормативным правовым актам органов местного самоуправления Шарьинского муниципального района и методике, определенной Постановлением Правительства РФ.
- 2.10. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для администрации района, ее структурных подразделений муниципальных служащих администрации Шарьинского муниципального района необоснованно широких пределов усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
- а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
- б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
- в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
- г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
- д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
- е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
- ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
- з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
- 2.11. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
- а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
- б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
- в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
- 2.12-2.13. Исключены с 28 декабря 2010 года
-
III. Оформление результатов антикоррупционной экспертизы по нормативным правовым актам, и их проектов, направление заключений должностным лицам администрации района
- 3.1. Юридический отдел при выявлении в нормативно-правовых актах коррупционных факторов, предусмотренных в п. 2.10 настоящего Порядка, дает соответствующее юридическое заключение разработчику данного акта.
- 3.2. При проведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и при выявлении в них коррупционных факторов в юридическом заключении проводится их описание, а также предложения и рекомендации, направленные на устранение или ограничение действий таких факторов, в том числе указываются сведения:
- - по основаниям для проведения антикоррупционной экспертизы;
- - по перечню выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков, ссылками на структуру документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) в соответствии с настоящим Порядком.
- 3.3. Юридическое заключение по проектам нормативных правовых актов оформляется на бланке администрации Шарьинского муниципального района и подписывается заведующим юридическим отделом.
- 3.4. Юридическое заключение, составленное по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, направляется разработчику.
- Доработанные проекты нормативных правовых актов направляются в юридический отдел для повторной антикоррупционной экспертизы, при отсутствии в доработанных материалах коррупционных факторов проекты визируются заведующим юридическим отделом без заключения и возвращаются разработчиками или муниципальным служащим, по инициативе которых были подготовлены соответствующие документы.
- В случае несогласия с юридическим заключением разработчик проекта готовит пояснительную записку с обоснованием и аргументацией своего несогласия (возражения). При внесении проекта на рассмотрение главы Шарьинского муниципального района, администрации Шарьинского муниципального района к материалам проекта прилагаются все поступившие заключения и возражения.
-
IV. Заключительные положения
- 4.1. В случае введения и вступления в силу новых норм федерального или областного законодательства, а также в случае противоречия отдельных пунктов данного Порядка действующему законодательству, соответствующие пункты Порядка не подлежат применению. В таком случае следует руководствоваться нормами федерального и областного законодательства.