» » » О концепции семейной политики в Костромской области / Костромская область

- Распоряжения, приказы, законы администрации Костромской области -

О концепции семейной политики в Костромской области / Костромская область


Костромская область
Постановление от 25 июля 1996 года № 349
О концепции семейной политики в Костромской области
Принято
Костромской областной Думой
  1. Рассмотрев проект концепции семейной политики в Костромской области, представленный постоянной комиссией по социальной политике, рабочей группой по делам женщин, семьи, детей и молодежи областной Думы, управлением социальной защиты населения администрации области, Костромская областная Дума постановила:
  2. 1. Утвердить концепцию семейной политики в Костромской области (прилагается).
  3. 2. Рекомендовать администрации области разработать областную программу "Дети Костромской области" в свете Президентской программы "Дети России" и настоящей концепции, представить ее на рассмотрение областной Думы в IV квартале 1996 года.
  4. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Жолобову Г.П. - заместителя председателя областной Думы.
  5. 4. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования в газете "Северная правда".
  6. Председатель Костромской
  7. областной Думы
  8. А.И.БЫЧКОВ
Приложение
к Постановлению от 25 июля 1996 года № 349
Концепция
Концепция семейной политики в костромской области
  1. Введение
  2. Глубокое обострение проблем семьи, низкая эффективность экономических и социальных мер, предпринимаемых в интересах семьи на Федеральном уровне, создает необходимость в разработке концепции семейной политики в Костромской области.
  3. Обоснование и осуществление такой политики предполагает:
  4. - активные меры в области социально - правовой защиты семьи;
  5. - формирование обоснованной системы мер по реализации семейной политики в области:
  6. - объединение усилий различных структур власти, ведомств и управлений, общественных объединений в формировании законодательной основы по защите и реализации прав семьи.
  7. Семейная политика в области рассматривается как основная часть социальной политики и представляет собой систему мер экономического, правового и воспитательного характера, направленную на улучшение жизнедеятельности семьи.
  8. Концепция учитывает и отражает:
  9. - особенности социального положения семьи в области;
  10. - принципы проведения семейной политики в области;
  11. - содержание главных направлений социальной работы с семьей;
  12. - предложения и рекомендации по осуществлению социальной политики в отношении семьи в области;
  13. Определение семьи: "Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимными обязанностями, волнением общего хозяйства, эмоциональной близостью".
  14. Среди ведущих функций семьи являются рождение и социализация детей, т.е. репродуктивная и воспитательная функции.
  15. 1. Состояние и проблемы семьи в Костромской области:
  16. В Костромской области на 1.01.96 насчитывается 99648 семей с детьми до 18 лет. Детей - 166607 чел. Средний размер семьи - 3,2 чел. Наиболее характерны семьи, имеющие 1 - 2 детей (80%). С 1990 года число родившихся стало уменьшаться, а количество умерших расти. В 1994 - 1995 г.г. число умерших превышает число родившихся в 2 раза.
  17. За 1995 год родилось 6414 младенцев, что на 598 человек меньше, чем в 1994 году. Сократилось и число многодетных семей, их стало на 617 меньше, чем в 1994 году. Всего семей с 3 и более детьми - 8991, в них детей - 30062 человека.
  18. Брачно-семейные отношения в области характеризуются последовательным ростом внебрачной рождаемости. В 1995 году 1125 детей родились вне зарегистрированного брака. Около 20 процентов семей - неполные (19196 семей с одним из родителей).
  19. В области число абортов значительно превышает число родов: так, в 1995 году число родов 6670, число абортов - 15897. В структуре абортов растет число абортов у первобеременных - 9,6%, у женщин в возрасте от 15-19 лет - 7,6%, появились аборты у девочек в возрасте до 15 лет - 0.04%. Ситуация с планированием семьи у женщин в области крайне неблагополучная.
  20. Одним из факторов, определяющих социально - экономическое положение семей с детьми в области, является снижение общего уровня жизни населения.
  21. Величина прожиточного минимума в декабре 1995 года составляла 267,9 тыс. руб., в том числе на ребенка в возрасте до 6 лет - 204 тыс. руб.; от 6 до 16 лет - 292 тыс. руб. при среднемесячной заработной плате 355,7 тыс. руб., которая с учетом выплат социального характера обеспечивала 1,9 от прожиточного минимума против 2,1 в декабре 1994 года.
  22. На учете в органах социальной защиты населения состоит 26738 семей, в них 53272 - дети; 26,8% - это многодетные, неполные и те, в которых родители безработные. За 1995 год в областную службу занятости за содействием в трудоустройстве обратилось 14035 граждан, имеющих детей (46.2% от общего числа безработных), из которых одинокие и многодетные родители составляют 10.5%.
  23. За последние годы сложилась устойчивая тенденция ухудшения состояния здоровья детей, подростков и женщин. Лишь 16% детей области здоровы. Около половины имеют функциональные отклонения, до 40% детей - хронически больны.
  24. До 2000 человек увеличилось количество детей - инвалидов до 16 лет. Ежегодно их количество увеличивается на 200 и более человек.
  25. Как следствие социального неблагополучия в семьях, продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия. Среди них - сироты, социально-дезаптированные дети и правонарушители. За 1995 год правоохранительными органами задержано 134 подростка, самовольно ушедших из семей, что в 3 раза больше, чем в 1994 году. Около 700 детей находятся в условиях крайней бедности, нужды, неблагополучия из-за пьянства родителей. Каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в неполной семье.
  26. В 1995 году органами образования выявлено 817 детей, оставшихся без попечения родителей (на 11% больше, чем в 1994 году). Принимались конкретные меры по социальной поддержке малообеспеченных семей в соответствии с областной программой социальной защиты населения. В 1995 году в области открыты дополнительно 2 детских дома, 11 учреждений для временного социального обслуживания детей, функционирует 4 школы - интерната, 7 детских домов, 1 дом ребенка.
  27. Вместе с тем, принимаемые меры в интересах семьи на сегодняшний день малоэффективны, поэтому требуется кардинальное изменение отношения к семейной политике в области.
  28. 2. Основные цели и принципы семейной политики:
  29. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи.
  30. Принципы семейной политики:
  31. 1. Самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития. Экономические, правовые и идеологические меры областной семейной политики должны не регламентировать поведение семьи, а способствовать ее саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поддержки.
  32. 2. Равенство семей и всех их членов в праве на поддержку, независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений.
  33. 3. Приоритет интересов ребенка в семье. Меры семейной политики должны быть направлены на обеспечение выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального и социального развития.
  34. 4. Равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности.
  35. 5. Единство семейной политики на всех уровнях власти и обеспечение предоставления семье установленных на федеральном уровне минимальных социальных гарантий и льгот; их дополнение и развитие на областном и районном уровнях.
  36. 6. Партнерство семьи и государства, сотрудничество семьи с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями.
  37. 7. Основную ответственность за воспитание и развитие ребенка несут родители или в соответствующих случаях законные опекуны.
  38. 8. Защита семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами.
  39. 9. Осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально - приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовом уровне.
  40. 10. Преемственность и стабильность мер областной семейной политики. Сохранение достигнутых социальных гарантий поддержки семьи, их дальнейшее совершенствование.
  41. 3. Направления реализации
  42. областной семейной политики:
  43. Политика области, направленная на достижение поставленных целей, предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях:
  44. 1. В сфере улучшения материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержки малоимущих семей:
  45. - усиление социальных гарантий в области занятости для семей, нуждающихся в социальной защите, семей одиноких и многодетных родителей, несовершеннолетних инвалидов, пенсионеров; стимулирование создания для них рабочих мест, предоставление
  46. налоговых и иных льгот предприятиям, использующим их труд;
  47. - обеспечение социальных гарантий выпускникам учебных заведений: детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
  48. - квотирование рабочих мест, обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством; патронажная помощь специалистов с целью адаптации подростков к новым социальным условиям;
  49. - развитие целевых форм социальной защиты семей с детьми;
  50. - обеспечение специальных гарантий молодым семьям из числа студентов, учащихся профессиональных учебных заведений, семьям из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  51. - создание условий для каждого ребенка, необходимых для физического, умственного, духовного, нравственного и социального его развития.
  52. 2. В сфере охраны здоровья матери и ребенка:
  53. - сохранение за счет областного бюджета и бюджетов городов и районов области и иных источников финансирования бесплатных медицинских услуг для детей, беременных женщин, а такие медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья граждан;
  54. - развитие медико - генетической помощи населению; совершенствование и внедрение современных технологий для ранней диагностики заболевания плода, внедрение системы обязательного обслуживания беременных и новорожденных; обеспечение контрацептивами женщин фертильного возраста;
  55. - улучшение оказания медико - генетической помощи детям - инвалидам до 16 лет, включая квалификационное восстановительное лечение, протезирование, санаторно - курортное лечение, реабилитационные мероприятия. Создание и внедрение программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с физическими и умственными недостатками;
  56. - оказание помощи безработным родителям в организации летнего отдыха и лечения детей в возрасте до 16 лет.
  57. 3. В сфере создания системы социальной и психолого - педагогической помощи семье:
  58. - формирование на территории области сети учреждений социального обслуживания семей, обеспечивающих их правовой, медико-социальной, психологической поддержкой, информацией и социальным устройством;
  59. - развитие и поддержка приемных семей;
  60. - поддержка негосударственных организаций, ведущих социальную работу с семьями и детьми.
  61. 4. В сфере повышения профессионального и социального статуса
  62. женщин:
  63. - разработка и внедрение экономических стимулов и льгот (финансовых, налоговых и др.), повышающих заинтересованность предприятий, организаций и учреждений в приеме на работу женщин, в т.ч. на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или работы на дому;
  64. - обеспечение условий для повышения квалификации или переобучения женщин, имеющих перерыв в трудовой деятельности, в т. ч. при возвращении из отпуска по беременности и родамин уходу за ребенком, для их скорейшей профессиональной реадаптации;
  65. - совершенствование работы предприятий, организаций по охране труда женщин.
  66. 5. В сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних:
  67. - совершенствование работы правоохранительных органов и воспитательных учреждений по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
  68. - создание системы специальных мер по социальной профилактике правонарушений несовершеннолетних.
  69. 6. В сфере пропагандистской и культурно - просветительской работы:
  70. - проведение организационной и методической работы для обеспечения деятельности государственных и негосударственных социальных учреждений;
  71. - организация консультативной работы для родителей;
  72. - формирование в средствах массовой информации направления по вопросам семейной политики;
  73. - пропаганда медицинских знаний по планированию семьи и современным методам контрацепции.
  74. 4. Организационные меры
  75. по реализации областной семейной политики:
  76. - принятие специальных законодательных и иных правовых актов а области, решений органов власти и управления по вопросам социальной защиты семей с детьми;
  77. - формирование системы органов, учреждений, а также социальных служб различного профиля и направленности по оказанию социальной, психолого - педагогической, медико - социальной и правовой помощи семье и детям;
  78. - создание целостной системы подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации для работы в органах и учреждениях социальной защиты населения области;
  79. - выделение в областном бюджете и бюджетах городов и районов области отдельной строкой ассигнований на финансирование мероприятий в области семейной политики (финансовое обеспечение программ, целевых фондов, мероприятий социальной помощи отдельным категориям семей, социальных служб, исследований проблем семьи, обучения и подготовки соответствующих кадров);
  80. - подготовка предложений по льготному налогообложению производителей детского питания, организующих обслуживание детей в учреждениях социальной защиты населения, образования;
  81. - разработка и осуществление областных программ: "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Дети - инвалиды", "Организация летнего отдыха детей", "Питание детей", "Одаренные дети", "Безопасное материнство", "Планирование семьи", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Молодая семья";
  82. - организация консультативной помощи семьям с детьми в Центрах Социального Обслуживания.
  83. Нормативные документы, использованные при разработке
  84. проекта Концепции семейной политики в Костромской области:
  85. 1. "Семья и семейная политика в зеркале общественного мнения". В.Н.Архангельский;
  86. 2. "Социально - экономическая ситуация и социальная политика в России". А.М.Панов;
  87. 3. "Концепция семейной политики в Красноярском крае" утверждена Законодательным Собранием Красноярского края 6 октября 1994 года N 13-58-11.
  88. 4. "Формирование и реализация государственной политики в интересах детей". А.М.Панов;
  89. 5. Концепция социальной политики в РФ;
  90. 6. Государственный доклад 1994 года "О положении детей в РФ";
  91. 7. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации (Одобрена решением Национального Совета по подготовке и проведению Международного года семьи в РФ 12 мая 1993 года).

Предыдущая новость - О переименовании администрации Чухломского района Костромской области / Костромская область

Следующая новость - О проведении 8 августа 2003 года семинара «Муниципальное управление и поддержка малого бизнеса» / Костромская область