» » » Информация Костромского УФАС России от 15 апреля 2005 года / Костромская область

- Распоряжения, приказы, законы администрации Костромской области -

Информация Костромского УФАС России от 15 апреля 2005 года / Костромская область


Костромская область
Информация Костромского УФАС России от 15 апреля 2005 года
Обзор правоприменительной практики законодательства о рекламе Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (октябрь 2004 — март 2005)
Принята
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
  1. - В управление Федеральной антимонопольной службы по Костромской области поступило заявление, в котором сообщено, что газетой "Р" опубликована информация, содержащая неэтичную в отношении ОАО "Б" рекламу.
  2. В результате проверки установлено, что в одном из номеров газеты "Р" опубликована информация, в которой высказано мнение о неудовлетворительном содержании домов и иных объектов города, прикрываемых, в том числе, рекламными плакатами. Информация иллюстрирована фотографией, на которой запечатлен фрагмент улицы и часть рекламного плаката. По фрагменту плаката можно сделать заключение о том, что это реклама ОАО "Б", но название отсутствует, адрес и телефон не читаемы.
  3. В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О рекламе" реклама это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Ненадлежащей реклама - недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации. Неэтичная реклама, в соответствии со ст. 8 указанного Закона, это, в том числе, реклама, которая порочит какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар. Физическое или юридическое лицо вправе обратиться за защитой нарушенных прав соответственно в суд или в арбитражный суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также вправе требовать от рекламодателя опровержения такой рекламы.
  4. В материале статьи сведения о каком-либо юридическом или физическом лице отсутствуют, информация статьи и фотоснимок размещены в не специализирующемся на рекламе печатном издании, в ней нет указания на рекламный характер. В материале не затронуты ее владелец, отсутствует какая-либо оценка деятельности рекламодателя. Речь идет о месте размещения рекламы, а не деятельности ОАО "Б". То есть, публикация не является рекламой конкретного юридического или физического лица, поэтому не может являться ненадлежащей (неэтичной) рекламой и не подпадает под действие Федерального закона "О рекламе".
  5. Газета "Р", зарегистрированная в качестве средства массовой информации, разместила критическую заметку за подписью автора руководствуясь Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации".
  6. Требование от редакции средства массовой информации предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым) не допускается ст. 3 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".
  7. Таким образом, поскольку материал статьи по содержанию и о рекламным, признаки нарушения ст. 8 Федерального закона "О рекламе" отсутствует.
  8. Руководствуясь частью 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, п. 1 ст. 26 Федерального закона "О рекламе", в возбуждении дела об административном правонарушении было отказано.
  9. - Управлением Федеральной антимонопольной службы по Костромской области в результате проверки на соответствие нормам законодательства о рекламе информации, содержащейся в листовке ОАО "К", установлено, что ОАО "К" разослало жителям домов листовки, содержащие информацию о возможностях стать абонентом указанного хозсубъекта, то есть, распространил рекламную информацию.
  10. В использованных в рекламе словосочетаниях присутствуют термины в превосходной степени "весь" и "лучшие".
  11. Согласно ст. 7 (абз. 15) Федерального закона "О рекламе" использование в рекламе терминов в превосходной степени, в том числе "самый", "только", "лучший", "абсолютный", "единственный", достоверность которых невозможно подтвердить документально, не допускается.
  12. Таким образом, термины, используемые в рекламной информации, являются признаком нарушения ст. 7 (абз. 15) Федерального закона "О рекламе".
  13. Кроме того, в рекламной листовке содержится предложение потребителям воспользоваться услугами ОАО "К".
  14. Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель обязан указать срок действия как рекламы, выступающей в качестве приглашения делать оферты, если в рекламе сообщается хотя бы одно из существенных условий, так и рекламы, выступающей в качестве публичной оферты.
  15. В соответствии со ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашения делать оферты, если иное прямо не указано в предложении. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
  16. Согласно ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
  17. В Федеральном законе "О связи" и Правилах оказания услуг телефонной связи существенные или необходимые условия для заключения договора на предоставление услуг телефонной связи не названы.
  18. Рекламная листовка адресована неопределенному кругу, лиц, однако в ней отсутствуют какие-либо условия для заключения договора, поэтому данную рекламу квалифицировать в качестве оферты (публичная оферта), требующей наличия срока действия, не правомерно.
  19. Таким образом, рекламная листовка содержит информацию, имеющую признаки нарушения ст. 7 (абз. 15) Федерального закона "О рекламе", поскольку использованы термины в превосходной степени в отсутствие документальных подтверждений их достоверности. Признаки нарушения п. 2 ст. 25 Федерального закона "О рекламе" отсутствуют.
  20. Нарушение устранено до возбуждения дела. Распространение рекламной продукции (листовок), содержащей признаки нарушений, прекращено.
  21. - Управлением Федеральной антимонопольной службы по Костромской области выявлено систематическое размещение в газете "Р" материалов, в которых целенаправленно обращается внимание потребителей на конкретную марку товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним, без надлежащего предварительного сообщения о рекламном характере публикаций (например, путем пометки "на правах рекламы"), что не допускается п. 1 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
  22. Так, отсутствуют какие-либо уведомления о рекламном характере публикаций в рекламном материале, в информациях о деятельности компании "Н". Аналогична подача рекламных материалов и в последующих номерах газеты, например, об организации "Р", о корпорации "С".
  23. Значок <*>, сопровождающий некоторые рекламные публикации, не является выполнением требования п. 1 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" о надлежащем и предварительном уведомлении потребителей о рекламном характере материалов. Размещенное на последней полосе газеты уведомление "За текст, опубликованный под знаком <*>, несет ответственность рекламодатель", не отвечает требованиям законодательства о рекламе, поскольку даже присутствие такого значка в материале не будет являться надлежащим и предварительным уведомлением о его рекламном характере.
  24. Кроме того, в соответствии п. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" обязанностью газеты является указание номера лицензии и наименование органа, ее выдавшего, при распространении рекламы лицензируемой деятельности.
  25. Таким образом, изданию "Р" рекомендовано устранить нарушения п.п. 1, 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
  26. Нарушение устранено до возбуждения дела. Проверкой установлено соответствие рекламы нормам законодательства о рекламе.
  27. - Управлением Федеральной антимонопольной службы России по Костромской области выявлена реклама деятельности предприятия "К", имеющая признаки нарушения п. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
  28. Так, в газетах "Г" и "С" размещена реклама деятельности ОАО "К" без ссылки на соответствующие разрешения (лицензии). Согласно ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность, рекламируемая ОАО "К", является лицензируемой. В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" реклама товаров, реклама о самом рекламодателе, если осуществляемая им деятельность требует специального разрешения (лицензии), но такое разрешение (лицензия) не получено, а также реклама товаров, запрещенных к реализации в соответствии с законодательством Российской Федерации, не допускается. Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию.
  29. Таким образом, реклама деятельности ОАО "К", противоречит требованиям п. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
  30. Управлением Федеральной антимонопольной службы России по Костромской области рекомендовано привести рекламу деятельности ОАО "К" в соответствие с требованиями п. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
  31. Нарушение устранено до возбуждения дела. Проверкой установлено соответствие рекламы нормам законодательства о рекламе.
  32. - Управлением Федеральной антимонопольной службы по Костромской области рассмотрено обращение службы по контролю за оборотом наркотиков с просьбой дать экспертное заключение о наличии состава административного правонарушения по ст. 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в действиях индивидуального предпринимателя Р, реализующей сотовые телефоны, на корпусе которых изображены, предположительно, наркотические средства растительного происхождения.
  33. Заявителю сообщено, что Федеральный закон "О рекламе" не наделяет антимонопольные органы полномочиями по даче официальных заключений, поэтому Управлением Федеральной антимонопольной службы по Костромской области может быть изложено только мнение по вопросу о принадлежности информации к рекламе и о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе, которое заключается в следующем.
  34. В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О рекламе" реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому или юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
  35. На корпусе представленного сотового телефона изображены листья растения. Между листьями растения помещено изображение дымящейся папиросы, имеющей типичную для изготовленных вручную папирос воронкообразную форму. Данная зрительная информация, размещенная на корпусе телефона, предназначена для неопределенного круга лиц (покупатели и пользователи телефонов) и может формировать и поддерживать интерес к товару, которым, возможно, являются изображенные листья растения, идее его использования (курение) и способствовать реализации товара, идеи его использования.
  36. Следовательно, зрительная информация, размещенная на корпусе представленного сотового телефона, может относиться к рекламной.
  37. Согласно ст. 46 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров запрещена. Реклама наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III, может осуществляться исключительно в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников. В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" реклама товаров (работ, услуг), запрещенных к производству и реализации законодательством Российской федерации, не допускается.
  38. В соответствии со ст. 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пропаганда, либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров является административным правонарушением и влечет наложение штрафа.
  39. Таким образом, заявитель извещен о том, что информация, размещенная на телефоне, может являться рекламной. В целях подтверждения того, что размещена реклама наркотического средства растительного происхождения, и отнесения, в этом случае, исследуемого предмета к носителю рекламной информации о наркотических средствах, рекомендовано обратиться за заключением к специалисту-эксперту в соответствующей области.
  40. - Управлением Федеральной антимонопольной службы по Костромской области в результате проверки рекламы автосалона "В" установлено, что наружная реклама содержит термин в превосходной степени "лучшее". Согласно ст. 7 Федерального закона "О рекламе" использование в рекламе терминов в превосходной степени, если их невозможно подтвердить документально, не допускается.
  41. В рекламе, размещенной в газетах, содержится информация о том, что автосалон "В" является официальным дилером ряда производителей, однако документально подтверждены дилерские отношения только с двумя.
  42. Т. е. реклама вводит потребителей в заблуждение посредством злоупотребления их доверием, в том числе и в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации, что не допускается ст. 6 Федерального закона "О рекламе".
  43. Кроме того, в рекламе услуг по страхованию автомобилей отсутствуют сведения о соответствующей лицензии, что не допускается п. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
  44. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Костромской области рекомендовано в добровольном порядке привести рекламу автосалон "В" в соответствие с требованиями п. 3 ст. 5, ст. 6, ст. 7 Федерального закона "О рекламе".

Предыдущая новость - О сносе торговых объектов некапитального характера на территории города Костромы / Костромская область

Следующая новость - Об исполнении Закона Костромской области «О бюджете Костромского областного фонда обязательного медицинского страхования на 2004 год» / Костромская область