Об утверждении Положения о проведении в Буйском муниципальном районе антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов
- Принято
- Собранием депутатов Буйского муниципального района Костромской обл.
- В редакции
- № 456 от 17.12.2009.
- В целях реализации Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Указом Президента Российской Федерации 31 июля 2008 года Пр-1568, Закона Костромской области от 10 марта 2009 года N 450-4-ЗКО "О противодействии коррупции в Костромской области", в соответствии с постановлением губернатора Костромской области от 24.06.2008 N 221 "О мерах по противодействию коррупции", Собрание депутатов решило:
- 1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении в Буйском муниципальном районе антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов.
- 2. Руководителям органов местного самоуправления Буйского муниципального района организовать проведение антикоррупционной экспертизы проектов принимаемых муниципальных нормативных правовых актов, а также действующих муниципальных нормативных правовых актов в соответствии с утвержденным Положением
- 3. Опубликовать настоящее решение в районной газете "Буйская правда".
- 4. Контроль за исполнением настоящего решения оставляю за собой.
- 5. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Глава Буйского
- муниципального района
- Костромской области
- В.А.ЯГОДИН
Приложение
к Решению от 06 августа 2009 года № 409
к Решению от 06 августа 2009 года № 409
-
Глава 1. Общие положения
- 1. В настоящем Положении регулируются отношения, связанные с проведением в Буйском муниципальном районе антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов (далее также - антикоррупционная экспертиза), в том числе определяются:
- 1) понятие и виды антикоррупционной экспертизы, общий порядок ее проведения;
- 2) признаки несовершенства правовых норм, которые создают условия для совершения коррупционных правонарушений (далее - коррупционные признаки);
- 3) порядок проведения антикоррупционной экспертизы;
- 4) правила проведения антикоррупционной экспертизы и оформления заключения по результатам ее проведения.
- 2. В порядке, предусмотренном в настоящем Положении, осуществляется проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления Буйского муниципального района, а также проведение антикоррупционной экспертизы проектов таких муниципальных нормативных правовых актов.
-
Глава 2. Понятие и виды антикоррупционной экспертизы, общий порядок ее проведения
- 3. Антикоррупционная экспертиза - это одна из мер по профилактике (предупреждению) коррупции, проводимая в целях выявления и устранения содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах и проектах муниципальных нормативных правовых актов коррупциогенных факторов.
- (п. 3 в ред. решения Собрания депутатов Буйского муниципального района Костромской области от 17.12.2009 N 456)
- 4. В Буйском муниципальном районе осуществляются внутренняя, независимая (научная) и общественная антикоррупционные экспертизы.
- 5. Внутренняя антикоррупционная экспертиза осуществляется органами местного самоуправления Буйского муниципального района, их подразделениями, лицами, замещающими муниципальные должности, и (или) муниципальными служащими.
- Обязательной внутренней антикоррупционной экспертизе подлежат все муниципальные нормативные правовые акты и проекты муниципальных нормативных правовых актов.
- По результатам внутренней антикоррупционной экспертизы составляется письменное заключение, которое подлежит обязательному рассмотрению.
- (п. 5 в ред. решения Собрания депутатов Буйского муниципального района Костромской области от 17.12.2009 N 456)
- 6. Независимая (научная) антикоррупционная экспертиза осуществляется научными учреждениями, высшими учебными заведениями, экспертами из числа ведущих ученых и специалистов соответствующего профиля, а также иными компетентными организациями и лицами.
- В качестве независимых экспертов привлекаются ученые и специалисты, не принимавшие непосредственного участия в разработке муниципального нормативного правового акта или проекта муниципального нормативного правового акта, направляемого для проведения антикоррупционной экспертизы.
- В качестве независимых экспертов не могут привлекаться депутаты Собрания депутатов Буйского муниципального района, иные лица, замещающие муниципальные должности, а также муниципальные служащие.
- 7. Общественная антикоррупционная экспертиза осуществляется общественными комиссиями по противодействию коррупции, иными институтами гражданского общества и гражданами.
- 8. По результатам независимой (научной) и общественной антикоррупционных экспертиз составляются письменные заключения, которые подлежат обязательному рассмотрению и носят рекомендательный характер.
- 9. В случаях, предусмотренных федеральным и областным законодательством, антикоррупционная экспертиза осуществляется органами юстиции, иными государственными органами Российской Федерации и государственными органами Костромской области.
-
Глава 3. Коррупционные факторы
- 10. Коррупционными факторами являются:
- - факторы, связанные с реализацией полномочий органов местного самоуправления;
- - факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
- - факторы системного характера.
- 10.1. Факторы, связанные с реализацией полномочий органов местного самоуправления:
- а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
- б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
- в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
- г) злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
- д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
- е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
- ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
- з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
- и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
- 10.2. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются в:
- а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
- б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
- в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
- г) отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
- д) отсутствии мер ответственности органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
- е) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления (их должностных лиц, муниципальных служащих);
- ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
- 10.3. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии.
- Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
- На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов местного самоуправления (их должностных лиц).
- 11. Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится:
- а) прокуратурой Российской Федерации, в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;
- б) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;
- в) органами, организациями и должностными лицами в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
- (п. 11 в ред. решения Собрания депутатов Буйского муниципального района Костромской области от 17.12.2009 N 456)
-
Глава 4. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов
- 12. При подготовке проектов муниципальных нормативных правовых актов антикоррупционная экспертиза осуществляется разработчиком такого проекта в форме анализа содержания его норм.
- Коррупционные признаки, выявленные в ходе проведения анализа норм проекта муниципального нормативного правового акта, должны быть устранены до его внесения в орган или должностному лицу, к полномочиям которого в соответствии с Уставом Буйского муниципального района отнесено издание соответствующего муниципального нормативного правового акта.
- 13. Результаты анализа проекта муниципального нормативного правового акта, проведенного в ходе его разработки, отражаются в пояснительной записке к проекту муниципального нормативного правового акта в виде утверждения об отсутствии в проекте норм, содержащих коррупционные признаки.
- В случае если проект муниципального нормативного правового акта в ходе его разработки направлялся для проведения независимой (научной) и (или) общественной антикоррупционных экспертиз, к пояснительной записке прилагаются соответствующие экспертные заключения. В случае если в сроки, установленные для проведения независимой (научной) и (или) общественной антикоррупционных экспертиз, не поступило экспертных заключений, в пояснительной записке указывается, что в результате проведения независимой (научной) и (или) общественной антикоррупционных экспертиз не выявлено коррупционных признаков.
- 14. После внесения проекта муниципального нормативного правового акта в орган или должностному лицу, к полномочиям которого в соответствии с Уставом Буйского муниципального района отнесено издание соответствующего муниципального нормативного правового акта, проводятся внутренняя правовая и антикоррупционная экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта.
- 15. Результатом проведения внутренней антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта являются выявленные в его нормах коррупционные признаки или вывод об их отсутствии.
- Результаты проведенной антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта оформляются в составе заключения, подготавливаемого по итогам проведения его правовой экспертизы, с соблюдением правил, предусмотренных в главе 6 настоящего Положения.
- 16. В случае если проект муниципального нормативного правового акта направлялся для проведения независимой (научной) и (или) общественной антикоррупционной экспертиз, к проекту наряду с заключением внутренней экспертизы, прилагаются соответствующие экспертные заключения. В случае если в сроки, установленные для проведения независимой (научной) и (или) общественной антикоррупционных экспертиз, не поступило экспертных заключений, считается, что в результате проведения независимой (научной) и (или) общественной антикоррупционных экспертиз не выявлено коррупционных признаков.
-
Глава 5. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов
- 17. Внутренняя антикоррупционная экспертиза действующих муниципальных нормативных правовых актов организуется в органах местного самоуправления, к полномочиям которых в соответствии с Уставом Буйского муниципального района отнесено принятие муниципальных нормативных правовых актов, и проводится в соответствии с графиком, утверждаемым руководителем органа местного самоуправления после согласования с Комиссией Буйского муниципального района по противодействию коррупции.
- 18. В график, указанный в пункте 16 настоящего Положения, в обязательном порядке включаются муниципальные нормативные правовые акты, при принятии которых не проводилась антикоррупционная экспертиза их проектов, а также муниципальные нормативные правовые акты, по применению которых поступали обращения граждан и организаций.
- 19. При утверждении графика проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов указываются сведения о муниципальных нормативных правовых актах и внесенных в них изменениях, сроки проведения антикоррупционной экспертизы и подготовки соответствующего заключения, а также лица, ответственные за проведение антикоррупционной экспертизы включенных в график муниципальных нормативных правовых актов.
- 20. Результатом проведения внутренней антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта являются выявленные в его нормах коррупционные признаки или вывод об их отсутствии.
- Результаты проведенной антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта оформляются в виде заключения, подготавливаемого по итогам ее проведения, с соблюдением правил, предусмотренных в главе 6 настоящего Положения.
-
Глава 6. Правила проведения антикоррупционной экспертизы и оформления заключения по результатам ее проведения
- 21. По результатам внутренней антикоррупционной экспертизы составляется самостоятельное письменное заключение либо результаты ее проведения предусматриваются в составе заключения по итогам проведенной правовой экспертизы.
- Самостоятельное заключение по результатам внутренней антикоррупционной экспертизы может оформляться в случае проведения повторной антикоррупционной экспертизы либо если муниципальный нормативный правовой акт или проект муниципального нормативного правового акта представлен специально для проведения антикоррупционной экспертизы.
- 22. При проведении антикоррупционной экспертизы осуществляется направленный на выявление коррупционных признаков анализ норм права, содержащихся в муниципальном нормативном правовом акте или проекте муниципального нормативного правового акта, включающий оценку предмета правового регулирования анализируемого акта, его целей и задач.
- 23. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы анализу подвергается каждая правовая норма, которая исследуется для выявления каждого из коррупционных признаков, указанных в пункте 10 настоящего Положения.
- 24. В случае выявления коррупционных признаков, в заключении указывается структурный элемент правового акта и коррупционные признаки, которые в нем содержатся. При этом приводится обоснование выявления каждого из коррупционных признаков и рекомендации по его устранению.
- 25. В случае выявления в муниципальном нормативном правовом акте или в проекте муниципального нормативного правового акта положений, не относящихся к числу коррупционных признаков, указанных в пункте 10 настоящего Положения, но которые могут способствовать проявлениям коррупции, в заключении также предусматриваются рекомендации по их устранению.
- 26. Заключение, содержащее результаты внутренней антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта, в случае выявления в нем коррупционных признаков направляется разработчикам соответствующего проекта для устранения выявленных коррупционных признаков.
- Заключение, содержащее результаты внутренней антикоррупционной экспертизы вступившего в силу муниципального нормативного правового акта, в случае выявления в нем коррупционных признаков, направляется руководителю органа или должностному лицу, принявшему этот муниципальный нормативный правовой акт, с предложениями о внесении в него изменений с целью устранения выявленных коррупционных признаков.
- 27. В случае несогласия с содержащимися в заключениях по результатам независимой (научной) и (или) общественной антикоррупционных экспертиз выводами о наличии в муниципальном нормативном правовом акте или проекте муниципального нормативного правового акта коррупционных признаков, орган или должностное лицо, к полномочиям которого в соответствии с Уставом Буйского муниципального района отнесено принятие этого муниципального нормативного правового акта, направляет лицу или организации, подготовившим соответствующее экспертное заключение, мотивированное обоснование выраженного несогласия.