О представлении Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры «Об устранении нарушений природоохранного законодательства РФ»
- Принято
- Думой г. Костромы (Костромская обл.)
- Рассмотрев представление Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры "Об устранении нарушений природоохранного законодательства РФ", Дума решила:
- 1. Предложить Главе самоуправления провести служебное расследование по фактам, отмеченным в представлении прокуратуры. О принятых мерах сообщить в прокуратуру и проинформировать депутатов на ближайшем заседании Думы.
- 2. Постоянным депутатским комиссиям Думы во 2 квартале 1999 года организовать проверки деятельности внебюджетных фондов города Костромы.
- 3. Контроль за выполнением решения возложить на Совет Думы г. Костромы.
- Глава самоуправления
- города Костромы
- Б.К.КОРОБОВ
- Председатель Совета Думы
- города Костромы
- С.А.МЕЛЬНИК
Представление об устранении нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации
- По заданию Генеральной прокуратуры РФ Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой в области проведена проверка исполнения законодательства о формировании и использовании средств экологических фондов.
- В ходе проверки установлено, что в г. Костроме при исполнении указанного законодательства грубо нарушаются требования Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", других законодательных актов.
- В соответствии с рекомендациями Малого Совета Костромского облсовета от 20.11.1992 N 239 Малым Советом Костромского городского Совета народных депутатов в 1993 году образован внебюджетный экологический фонд города.
- Согласно ч. 4; 5 ст. 21 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" средства экологических фондов расходуются на оздоровление окружающей природной среды, населения, проведение мер и программ по охране окружающей природной среды, воспроизводство природных ресурсов, научные исследования, внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных сооружений, выплату компенсационных сумм гражданам на возмещение вреда, причиненного здоровью загрязнением и иными неблагоприятными воздействиями на окружающую природную среду, развитие экологического воспитания и образования, иные цели, связанные с охраной окружающей природной среды. Расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранительной деятельностью, запрещено законом.
- Данная норма не предусматривает возможности использования средств фондов на цели, связанные с функциональной деятельностью органов по охране окружающей природной среды.
- Статьей 22 Закона РФ "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления" также установлено, что средства внебюджетных фондов изъятию не подлежат и расходуются в соответствии с целевым назначением.
- В нарушение требований закона, ежегодно городским комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов на финансирование материально-технической базы комитета планируется израсходовать 90 млн. рублей.
- Проверка показала, что на указанные цели в 1997 году было израсходовано 105,3 млн. рублей - средств экофонда.
- Средства пошли на ремонт помещения, оплату проезда работников комитета, коммунальные услуги, приобретение спецодежды, обуви, оргтехники, автомашины УАЗ-31514 в последующем переданной на баланс автохозяйства администрации города (распоряжение от 03.03.1997 "О передаче автотранспорта" N 138-Р). В 1998 году израсходовано 59.6 тыс. рублей.
- Кроме того, по отчету о расходовании средств экофонда в 1997 г. на строительство мусороперерабатывающего завода израсходовано 47.5 млн. рублей.
- Фактически указанные средства реализованы на оплату транспорта по обслуживанию французских экологов, поездки на стажировку во Францию специалистов - экологов, на пребывание французской делегации экологов в г. Костроме (распоряжение администрации от 03.03.1997 N 136-Р, постановления от 05.06.1997 N 1797; от 01.09.1997 N 2888 от 08.12.1997 N 3872).
- В 1998 году на гараж администрации выделялись средства, предназначенные под строительство локальных очистных сооружений ливнестоков. Однако, согласно постановлению главы администрации от 25.09.1998 N 3545 деньги в сумме 15 тыс. рублей из экофонда были перечислены на счет автохозяйства для приобретения оперативной группе ГО и ЧС микроавтобуса ГАЗ-322132 "Газель".
- На содержание эколого-биологического класса Дома природы было запланировано израсходовать 8 тыс. рублей. Однако, классы остались без финансирования, а средства в сумме 15.5 тыс. рублей израсходованы на цели, не связанные с охраной окружающей природной среды - ремонт крыши здания Дома природы.
- Актом от 10.07.1998 в управление инспекций администрации города передана оргтехника на сумму 9.7 тыс. рублей (ксерокс, компьютер, принтер), приобретенная за счет средств внебюджетного экологического фонда.
- Ежегодно на премиальный фонд планируется израсходовать 50 млн. рублей.
- Так, в 1997 году на премирование и оказание помощи лучшим экологам и коллективам, израсходовано 40.4 млн. рублей, в 1998 году - 20.9 тыс. рублей. Согласно распоряжению администрации от 29.09.1998 N 495-Р премирован начальник управления по делам ГО и ЧС г. Костромы полковник Лаговский А.Г. в сумме 4 тыс. рублей.
- Основными причинами указанных в представлении нарушений является действие на территории города Положения о внебюджетном экологическом фонде города Костромы, утвержденного Решением Малого Совета Костромского городского Совета народных депутатов N 40 от 11 февраля 1993 года, и постановления главы администрации г. Костромы N 2773 от 3 декабря 1993 года "О внесении изменения в Положение о внебюджетном экологическом фонде города Костромы".
- В соответствии с п. 4.1 Положения средства фонда используются на финансирование развития материально-технической базы городского комитета экологии и природных ресурсов, а именно: строительство производственно-лабораторных зданий и аренда транспортных средств, приборов и оборудования, вычислительной техники, материалов, реагентов, строительство жилья и т.п.
- Кроме того, в п. 4.1 Положения предусмотрено расходование средств на премирование сотрудников комитета экологии и природных ресурсов, производственных коллективов граждан, добившихся положительных результатов в природоохранной деятельности.
- В соответствии с постановлением N 2773 от 03.12.1993 п. 4.1 Положения дополнен словами: "... аренда помещения, приобретение и содержание автотранспорта, компьютерной и множительной техники, расходных материалов к ним, канцтоваров, спецодежды и спецобуви, проездных билетов и другие расходы, связанные с природоохранной деятельностью".
- Между тем, ст. 21 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" не предусматривает возможности использовать средства фонда на перечисленные цели.
- Денежные средства экофонда должны расходоваться на решения многочисленных природоохранных задач, существующих на территории города.
- Таким образом, подавляющее большинство денежных средств израсходованы на цели, не связанные с охраной окружающей природной среды.
- Подобное расходование средств дискредитирует всю систему экологических фондов.
- Фактическое положение свидетельствует, что городской экологический фонд не решает поставленных задач, а средства экофонда расходует на нужды комитета и структурные подразделения администрации г. Костромы.
- Для сведения сообщаю, что прокуратурой на Положение о внебюджетном экологическом фонде города Костромы и постановление главы администрации "О внесении изменения в Положение о внебюджетном экологическом фонде города Костромы" N 2773 от 3 декабря 1993 года принесены протесты.
- Согласно ст. 27 Закона Российской Федерации "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления" контроль за расходованием исполнительным органом власти или органами управления внебюджетных фондов средств этих фондов осуществляет соответствующий представительный орган власти, который самостоятельно определяет организационные формы осуществления такого контроля в соответствующем Положении о бюджетном процессе на территории данного административно-территориального образования.
- Согласно ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и ст. 22 Устава г. Костромы в исключительном ведении представительных органов городского самоуправления находится контроль за деятельностью органов и должностных лиц городского самоуправления, предусмотренных Уставами муниципальных образований.
- В соответствии с установленной в области на основании ст. 16 названного Федерального закона системой взаимодействия представительных и исполнительных органов местного самоуправления глава муниципального образования является председательствующим на заседаниях представительного органа местного самоуправления. В своей деятельности глава муниципального образования подотчетен населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.
- Результаты проверки свидетельствуют о ненадлежащем контроле за деятельностью главы самоуправления, исполнительной дирекции внебюджетного фонда по расходованию средств фонда со стороны представительного органа самоуправления города Костромы.
- Между тем, денежные средства экофонда должны расходоваться на решение природоохранных задач, существующих на территории города Костромы.
- Действующее законодательство в т.ч. Положение о внебюджетном экологическом фонде города Костромы, не позволяет поставить в настоящее время вопрос о взыскании с виновных должностных лиц средств фонда, использованных не по целевому назначению.
- Однако, прокуратурой в случае непринятия мер по нормализации деятельности экологического фонда будет поставлен вопрос о прекращении деятельности экофонда в существующем виде.
- На основании изложенного, руководствуясь ст. 16, 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
- Настоящее представление вынести на рассмотрение представительного органа самоуправления города Костромы.
- О дне рассмотрения представления должно быть сообщено прокурору.
- В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих и о результатах сообщено прокурору в письменной форме.
- Прокурор,
- старший помощник юстиции
- Б.В.КОРЫТОВ
- 16 марта 1999 года
- N 12-99