По делу N 07-1/220 по признакам нарушения законодательства о рекламе
- Принято
- Управлением Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
- 26 апреля 2005 г. г. Кострома
- Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело N 07-1/220, возбужденное по заявлению КОО МОО "П" в отношении ООО "Р" в связи с распространением в газете "Р" рекламы, имеющей признаки нарушения п. 3 ст. 5, ст. 7 Федерального закона "О рекламе", установила:
- В газете "Р" размещена реклама деятельности Ш. ("целитель от Бога", "избавит от порчи") и иных рекламодателей, заявляющих о том, что они оказывают услуги по "определению и снятию порчи, сглаза".
- Согласно заявлению КОО МОО "П" в рекламе Ш. сообщено, что он является целителем. Также в указанной рекламе и в рекламных объявлениях иных рекламодателей сообщается о целительских услугах, поскольку "снятием порчи и сглаза" в обыденной жизни называют различного рода биоэнергетические и прочие воздействия, посредством которых целители и практики нетрадиционной медицины осуществляют лечение физических и психических заболеваний.
- В соответствии с "Общероссийским классификатором занятий" (ОК 010-93), утвержденным Постановлением Госстандарта от 30.12.93 N 298, к составной группе 324 относятся целители и практики нетрадиционной медицины, которые проводят консультации по поводу состояния здоровья, а также методов его сохранения и улучшения, осуществляют лечение физических и психических заболеваний с помощью народных методов, стимулирующих процессы жизнедеятельности организма, или посредством внушения, биоэнергетического и прочего воздействия. Выполняемые ими обязанности обычно включают консультирование по вопросам правильного питания и образа жизни, способствующего поддержанию или восстановлению физического и психического здоровья; лечение пациентов с помощью методов народной медицины, в том числе траволечение, внушение, коррекция биоэнергетических полей и т.п. Целители и практики нетрадиционной медицины работают, как правило, самостоятельно. Их деятельность может включать руководство другими работниками. Занятия данной составной группы требуют врожденных способностей и большого профессионального опыта, приобретаемого в процессе практической работы.
- Согласно ст. 57 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" правом на занятие народной медициной (целительством) обладают граждане, получившие диплом целителя, выдаваемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения. Решение о выдаче диплома целителя принимается на основании заявления гражданина и представления профессиональной медицинской ассоциации либо заявления гражданина и совместного представления профессиональной медицинской ассоциации и учреждения, имеющего лицензию на медицинскую деятельность. Диплом дает право на занятие народной медициной на территории, подведомственной органу управления здравоохранением, выдавшему диплом. Незаконное занятие народной медициной (целительством) влечет за собой административную ответственность, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - уголовную ответственность.
- Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" реклама товаров, реклама о самом рекламодателе, если осуществляемая им деятельность требует специального разрешения (лицензии), но такое разрешение (лицензия) не получено, а также реклама товаров, запрещенных к производству и реализации в соответствии с законодательством Российской Федерации, не допускается.
- То есть реклама целительской деятельности в отсутствие у рекламодателей специальных разрешений - дипломов целителей - противоречит требованиям ст. 57 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" и п. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
- Кроме того, в вышеуказанной рекламе Ш. присутствуют различного рода гарантии, ссылки на рекомендации, одобрение физических лиц: "обереги от всех бед", "эффективно решит любые проблемы", "гарантия 100%", "Обращайтесь к нему - он обязательно поможет! Виктория, г. Кострома".
- Согласно ст. 7 Федерального закона "О рекламе" реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности ссылки на какие-либо гарантии потребителю рекламируемых товаров (работ, услуг), ссылки на какие-либо рекомендации либо на одобрение юридических и физических лиц, в том числе на устаревшие, не допускается.
- Костромское УФАС России уведомило главного редактора газеты о выявленных признаках нарушения п. 3 ст. 5 и ст. 7 Федерального закона "О рекламе" в рекламе целительской деятельности и просило представить сведения о местонахождении и регистрационных документах рекламодателей. Из ответа главного редактора следовало, что запрашиваемые сведения не могут быть представлены, поскольку рекламодатели Ш. и П. являются частными лицами, дают и оплачивают рекламу посредством почты. Редакция располагает только сведениями об абонементных ящиках, указанными в рекламе. Поэтому, как заявлено в письме, в тексты рекламы внесены изменения, в том числе исключены сведения о лечении и целительстве. Однако проверкой установлено, что устранение нарушений заключалось только в прекращении рекламы П.
- В соответствии с Определением о возбуждении дела N 07-1/220 ООО "Р" представлены учредительные документы газеты, а также заявки и платежные документы для производства и распространения рекламы Ш. и иных рекламодателей, заявляющих о целительских услугах. Также представлено письменное объяснение причин невыполнения рекомендации Костромского УФАС России об устранении признаков нарушений законодательства о рекламе, выявленных в рекламе целительских услуг.
- В указанном объяснении сообщается, что реклама Ш. опубликована в газете "Р" на основании представленного рекламодателем диплома об окончании Московской школы парапсихологии. ООО "Р" признает, что по причине невнимательности должностного лица редакции допущено нарушение ст. 7 Федерального закона "О рекламе", но ответственность за указанное нарушение редакция несет только как рекламораспространитель.
- Поскольку диплом о полученном образовании не является разрешением на осуществление лицензируемого или иного, требующего специального разрешения, вида деятельности, довод ООО "Р" об имеющихся у Ш. основаниях для занятия целительством Комиссией не принят.
- Также Комиссия не согласилась с утверждением ООО "Р" о том, что оно является только распространителем рекламы и поэтому не несет ответственность за ненадлежащую рекламу как рекламопроизводитель по следующим основаниям.
- Согласно ст. 2 Федерального закона "О рекламе" рекламопроизводитель - это лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламы к готовой для распространения форме; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества.
- В соответствии со ст. 22 Федерального закона "О рекламе" рекламопроизводитель и рекламораспространитель вправе требовать, а рекламодатель в этом случае обязан предоставлять, документальные подтверждения достоверности рекламной информации. Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, то при рекламе соответствующего товара, а также при рекламе самого рекламодателя последний обязан предоставлять, а производитель и распространитель рекламы обязаны требовать предъявления соответствующей лицензии либо ее надлежаще заверенной копии. Ст. 23 данного Закона установлено: рекламопроизводитель обязан своевременно информировать рекламодателя о том, что соблюдение требований последнего при производстве рекламы может привести к нарушению законодательства о рекламе. Если рекламодатель, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение рекламопроизводителя, не изменит свое требование к рекламе, либо не представит по требованию рекламопроизводителя документальное подтверждение достоверности предоставляемой для производства рекламы информации, либо не устранит иные обстоятельства, которые могут сделать рекламу ненадлежащей; рекламопроизводитель вправе в установленном порядке расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если договором не предусмотрено иное.
- В соответствии со ст. 30 указанного Закона рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя. Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение в части оформления, производства и подготовки рекламы, рекламопроизводитель - в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.
- ООО "Р" осуществило приведение рекламной информации Ш. и иных рекламодателей, заявляющих о целительских услугах, к готовой для распространения форме и предоставило свое имущество (газету) для распространения рекламы.
- Представить, по просьбе Костромского УФАС России, сведения о своих рекламодателях в целях принятия мер ответственности за ненадлежащую рекламу непосредственно к ним редакция отказалась по причине отсутствия указанной информации. Однако, получив предупреждение Костромского УФАС России о том, что в рекламе целительства содержатся признаки нарушений законодательства о рекламе, главный редактор газеты уведомила управление о том, что выявленные нарушения устранены посредством внесения изменений в рекламные тексты и исключения информации о целительстве и лечении. То есть ООО "Р" заявило о том, что имеет возможность устранить выявленные нарушения и реализовало эту возможность, внеся изменения в рекламу. При этом, не указав, самостоятельно или по согласованию с рекламодателем устраняет выявленные нарушения.
- Таким образом, ООО "Р" является производителем и распространителем рекламы и осуществляет эту деятельность на постоянной и профессиональной основе. Главный редактор был заблаговременно предупрежден Костромским УФАС России о выявленных признаках нарушений. То есть, для ООО "Р" было очевидным, что реклама целительской деятельности имеет признаки нарушений п. 3 ст. 5 и ст. 7 Федерального закона "О рекламе", данный хозсубъект имел возможность устранить нарушения, в том числе и посредством расторжения договоров с рекламодателями, но не предпринял необходимых мер.
- В соответствии с п. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или иными законами предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
- Руководствуясь ст. 2, п. 3 ст. 5, ст. 7, 22, 23, 30 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 3.9, 3.15 Порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
- 1. Признать ненадлежащей рекламу Ш. и иных физических лиц, являющихся источниками рекламы, поскольку в указанных рекламных объявлениях содержатся сведения об оказании целительских услуг в отсутствие у рекламодателей специального разрешения (диплома целителя) на указанный вид деятельности, что является нарушением п. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
- 2. Признать ненадлежащей рекламу Ш., поскольку в ней нарушены требования ст. 7 Федерального закона "О рекламе", не допускающей использование в рекламе не соответствующих действительности гарантий потребителю рекламируемых товаров (работ, услуг), ссылок на какие-либо рекомендации либо на одобрение юридических и физических лиц, в том числе на устаревшие.
- 3. Выдать ООО "Р" Предписание о прекращении нарушений п. 3 ст. 5 и ст. 7 Федерального закона "О рекламе", выразившихся в производстве и распространении ненадлежащей рекламы целительской деятельности Ш. и иных рекламодателей, заявляющих о целительской деятельности.
- Председатель Комиссии
- Члены Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
- 26 апреля 2005 г. г. Кострома
- Комиссия Костромского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе на основании своего Решения от 26.04.2005 по делу N 07-1/220 о признании ненадлежащей рекламы целительской деятельности, размещенной в газете "Р", и на основании п. 3.15 Порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе предписывает:
- 1. ООО "Р" в срок до (дата) устранить нарушения п. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" при производстве и размещении рекламы целительской деятельности, а именно: прекратить рекламу, в которой сообщается о целительских услугах, в том числе о снятии порчи, сглаза и ином биоэнергетическом воздействии на здоровье человека, в отсутствие у рекламодателя специального разрешения на занятие народной медициной (целительством), выданного органом управления здравоохранением, - диплома целителя.
- 2. ООО "Р" в срок до (дата) устранить нарушения ст. 7 Федерального закона "О рекламе" в рекламе Ш., а именно: изъять из рекламы не соответствующие действительности гарантии потребителям рекламируемых товаров (работ, услуг), ссылки на какие-либо рекомендации либо на одобрение юридических и физических лиц, в том числе на устаревшие, либо расторгнуть договор с указанным рекламодателем и прекратить размещение и распространение его рекламы.
- 3. В срок до (дата) представить в Костромское УФАС России письменные доказательства исполнения п.п. 1 и 2 настоящего Предписания, а также NN газеты "Р" от (дата).
- В случае невыполнения в установленный срок Предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Костромское УФАС России вправе в соответствии с п. 2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридическое лицо штраф в размере от двух до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
- Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в месячный срок с момента его вынесения.
- Председатель Комиссии
- Члены Комиссии