» » » По делу N 07-1 / Костромская область

- Распоряжения, приказы, законы администрации Костромской области -

По делу N 07-1 / Костромская область


Костромская область
Решение Костромского УФАС России от 26 апреля 2005 года № 07-1/220
По делу N 07-1/220 по признакам нарушения законодательства о рекламе
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
  1. 26 апреля 2005 г. г. Кострома
  2. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело N 07-1/220, возбужденное по заявлению КОО МОО "П" в отношении ООО "Р" в связи с распространением в газете "Р" рекламы, имеющей признаки нарушения п. 3 ст. 5, ст. 7 Федерального закона "О рекламе", установила:
  3. В газете "Р" размещена реклама деятельности Ш. ("целитель от Бога", "избавит от порчи") и иных рекламодателей, заявляющих о том, что они оказывают услуги по "определению и снятию порчи, сглаза".
  4. Согласно заявлению КОО МОО "П" в рекламе Ш. сообщено, что он является целителем. Также в указанной рекламе и в рекламных объявлениях иных рекламодателей сообщается о целительских услугах, поскольку "снятием порчи и сглаза" в обыденной жизни называют различного рода биоэнергетические и прочие воздействия, посредством которых целители и практики нетрадиционной медицины осуществляют лечение физических и психических заболеваний.
  5. В соответствии с "Общероссийским классификатором занятий" (ОК 010-93), утвержденным Постановлением Госстандарта от 30.12.93 N 298, к составной группе 324 относятся целители и практики нетрадиционной медицины, которые проводят консультации по поводу состояния здоровья, а также методов его сохранения и улучшения, осуществляют лечение физических и психических заболеваний с помощью народных методов, стимулирующих процессы жизнедеятельности организма, или посредством внушения, биоэнергетического и прочего воздействия. Выполняемые ими обязанности обычно включают консультирование по вопросам правильного питания и образа жизни, способствующего поддержанию или восстановлению физического и психического здоровья; лечение пациентов с помощью методов народной медицины, в том числе траволечение, внушение, коррекция биоэнергетических полей и т.п. Целители и практики нетрадиционной медицины работают, как правило, самостоятельно. Их деятельность может включать руководство другими работниками. Занятия данной составной группы требуют врожденных способностей и большого профессионального опыта, приобретаемого в процессе практической работы.
  6. Согласно ст. 57 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" правом на занятие народной медициной (целительством) обладают граждане, получившие диплом целителя, выдаваемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения. Решение о выдаче диплома целителя принимается на основании заявления гражданина и представления профессиональной медицинской ассоциации либо заявления гражданина и совместного представления профессиональной медицинской ассоциации и учреждения, имеющего лицензию на медицинскую деятельность. Диплом дает право на занятие народной медициной на территории, подведомственной органу управления здравоохранением, выдавшему диплом. Незаконное занятие народной медициной (целительством) влечет за собой административную ответственность, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - уголовную ответственность.
  7. Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" реклама товаров, реклама о самом рекламодателе, если осуществляемая им деятельность требует специального разрешения (лицензии), но такое разрешение (лицензия) не получено, а также реклама товаров, запрещенных к производству и реализации в соответствии с законодательством Российской Федерации, не допускается.
  8. То есть реклама целительской деятельности в отсутствие у рекламодателей специальных разрешений - дипломов целителей - противоречит требованиям ст. 57 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" и п. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
  9. Кроме того, в вышеуказанной рекламе Ш. присутствуют различного рода гарантии, ссылки на рекомендации, одобрение физических лиц: "обереги от всех бед", "эффективно решит любые проблемы", "гарантия 100%", "Обращайтесь к нему - он обязательно поможет! Виктория, г. Кострома".
  10. Согласно ст. 7 Федерального закона "О рекламе" реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности ссылки на какие-либо гарантии потребителю рекламируемых товаров (работ, услуг), ссылки на какие-либо рекомендации либо на одобрение юридических и физических лиц, в том числе на устаревшие, не допускается.
  11. Костромское УФАС России уведомило главного редактора газеты о выявленных признаках нарушения п. 3 ст. 5 и ст. 7 Федерального закона "О рекламе" в рекламе целительской деятельности и просило представить сведения о местонахождении и регистрационных документах рекламодателей. Из ответа главного редактора следовало, что запрашиваемые сведения не могут быть представлены, поскольку рекламодатели Ш. и П. являются частными лицами, дают и оплачивают рекламу посредством почты. Редакция располагает только сведениями об абонементных ящиках, указанными в рекламе. Поэтому, как заявлено в письме, в тексты рекламы внесены изменения, в том числе исключены сведения о лечении и целительстве. Однако проверкой установлено, что устранение нарушений заключалось только в прекращении рекламы П.
  12. В соответствии с Определением о возбуждении дела N 07-1/220 ООО "Р" представлены учредительные документы газеты, а также заявки и платежные документы для производства и распространения рекламы Ш. и иных рекламодателей, заявляющих о целительских услугах. Также представлено письменное объяснение причин невыполнения рекомендации Костромского УФАС России об устранении признаков нарушений законодательства о рекламе, выявленных в рекламе целительских услуг.
  13. В указанном объяснении сообщается, что реклама Ш. опубликована в газете "Р" на основании представленного рекламодателем диплома об окончании Московской школы парапсихологии. ООО "Р" признает, что по причине невнимательности должностного лица редакции допущено нарушение ст. 7 Федерального закона "О рекламе", но ответственность за указанное нарушение редакция несет только как рекламораспространитель.
  14. Поскольку диплом о полученном образовании не является разрешением на осуществление лицензируемого или иного, требующего специального разрешения, вида деятельности, довод ООО "Р" об имеющихся у Ш. основаниях для занятия целительством Комиссией не принят.
  15. Также Комиссия не согласилась с утверждением ООО "Р" о том, что оно является только распространителем рекламы и поэтому не несет ответственность за ненадлежащую рекламу как рекламопроизводитель по следующим основаниям.
  16. Согласно ст. 2 Федерального закона "О рекламе" рекламопроизводитель - это лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламы к готовой для распространения форме; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества.
  17. В соответствии со ст. 22 Федерального закона "О рекламе" рекламопроизводитель и рекламораспространитель вправе требовать, а рекламодатель в этом случае обязан предоставлять, документальные подтверждения достоверности рекламной информации. Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, то при рекламе соответствующего товара, а также при рекламе самого рекламодателя последний обязан предоставлять, а производитель и распространитель рекламы обязаны требовать предъявления соответствующей лицензии либо ее надлежаще заверенной копии. Ст. 23 данного Закона установлено: рекламопроизводитель обязан своевременно информировать рекламодателя о том, что соблюдение требований последнего при производстве рекламы может привести к нарушению законодательства о рекламе. Если рекламодатель, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение рекламопроизводителя, не изменит свое требование к рекламе, либо не представит по требованию рекламопроизводителя документальное подтверждение достоверности предоставляемой для производства рекламы информации, либо не устранит иные обстоятельства, которые могут сделать рекламу ненадлежащей; рекламопроизводитель вправе в установленном порядке расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если договором не предусмотрено иное.
  18. В соответствии со ст. 30 указанного Закона рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя. Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение в части оформления, производства и подготовки рекламы, рекламопроизводитель - в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.
  19. ООО "Р" осуществило приведение рекламной информации Ш. и иных рекламодателей, заявляющих о целительских услугах, к готовой для распространения форме и предоставило свое имущество (газету) для распространения рекламы.
  20. Представить, по просьбе Костромского УФАС России, сведения о своих рекламодателях в целях принятия мер ответственности за ненадлежащую рекламу непосредственно к ним редакция отказалась по причине отсутствия указанной информации. Однако, получив предупреждение Костромского УФАС России о том, что в рекламе целительства содержатся признаки нарушений законодательства о рекламе, главный редактор газеты уведомила управление о том, что выявленные нарушения устранены посредством внесения изменений в рекламные тексты и исключения информации о целительстве и лечении. То есть ООО "Р" заявило о том, что имеет возможность устранить выявленные нарушения и реализовало эту возможность, внеся изменения в рекламу. При этом, не указав, самостоятельно или по согласованию с рекламодателем устраняет выявленные нарушения.
  21. Таким образом, ООО "Р" является производителем и распространителем рекламы и осуществляет эту деятельность на постоянной и профессиональной основе. Главный редактор был заблаговременно предупрежден Костромским УФАС России о выявленных признаках нарушений. То есть, для ООО "Р" было очевидным, что реклама целительской деятельности имеет признаки нарушений п. 3 ст. 5 и ст. 7 Федерального закона "О рекламе", данный хозсубъект имел возможность устранить нарушения, в том числе и посредством расторжения договоров с рекламодателями, но не предпринял необходимых мер.
  22. В соответствии с п. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или иными законами предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
  23. Руководствуясь ст. 2, п. 3 ст. 5, ст. 7, 22, 23, 30 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 3.9, 3.15 Порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
  24. 1. Признать ненадлежащей рекламу Ш. и иных физических лиц, являющихся источниками рекламы, поскольку в указанных рекламных объявлениях содержатся сведения об оказании целительских услуг в отсутствие у рекламодателей специального разрешения (диплома целителя) на указанный вид деятельности, что является нарушением п. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
  25. 2. Признать ненадлежащей рекламу Ш., поскольку в ней нарушены требования ст. 7 Федерального закона "О рекламе", не допускающей использование в рекламе не соответствующих действительности гарантий потребителю рекламируемых товаров (работ, услуг), ссылок на какие-либо рекомендации либо на одобрение юридических и физических лиц, в том числе на устаревшие.
  26. 3. Выдать ООО "Р" Предписание о прекращении нарушений п. 3 ст. 5 и ст. 7 Федерального закона "О рекламе", выразившихся в производстве и распространении ненадлежащей рекламы целительской деятельности Ш. и иных рекламодателей, заявляющих о целительской деятельности.
  27. Председатель Комиссии
  28. Члены Комиссии
Приложение
к Решению от 26 апреля 2005 года № 07-1/220
Предписание
ПРЕДПИСАНИЕ о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
  1. 26 апреля 2005 г. г. Кострома
  2. Комиссия Костромского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе на основании своего Решения от 26.04.2005 по делу N 07-1/220 о признании ненадлежащей рекламы целительской деятельности, размещенной в газете "Р", и на основании п. 3.15 Порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе предписывает:
  3. 1. ООО "Р" в срок до (дата) устранить нарушения п. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" при производстве и размещении рекламы целительской деятельности, а именно: прекратить рекламу, в которой сообщается о целительских услугах, в том числе о снятии порчи, сглаза и ином биоэнергетическом воздействии на здоровье человека, в отсутствие у рекламодателя специального разрешения на занятие народной медициной (целительством), выданного органом управления здравоохранением, - диплома целителя.
  4. 2. ООО "Р" в срок до (дата) устранить нарушения ст. 7 Федерального закона "О рекламе" в рекламе Ш., а именно: изъять из рекламы не соответствующие действительности гарантии потребителям рекламируемых товаров (работ, услуг), ссылки на какие-либо рекомендации либо на одобрение юридических и физических лиц, в том числе на устаревшие, либо расторгнуть договор с указанным рекламодателем и прекратить размещение и распространение его рекламы.
  5. 3. В срок до (дата) представить в Костромское УФАС России письменные доказательства исполнения п.п. 1 и 2 настоящего Предписания, а также NN газеты "Р" от (дата).
  6. В случае невыполнения в установленный срок Предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Костромское УФАС России вправе в соответствии с п. 2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридическое лицо штраф в размере от двух до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
  7. Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в месячный срок с момента его вынесения.
  8. Председатель Комиссии
  9. Члены Комиссии

Предыдущая новость - О назначении мирового судьи Костромской области / Костромская область

Следующая новость - Постановление от 05 ноября 2008 года № 767 / Костромская область