Об утверждении Правил этики депутатов Собрания депутатов Чухломского муниципального района Костромской области
- Принято
- Собранием депутатов Чухломского муниципального района Костромской обл.
- В целях разрешения вопросов, связанных с нормами поведения депутатов Собрания депутатов Чухломского муниципального района Костромской области при осуществлении ими своих полномочий, в соответствии со статьями 23 и 24 Устава муниципального образования Чухломский муниципальный район Костромской области, статьями 5 и 6 Регламента Собрания депутатов Чухломского муниципального района Костромской области, Собрание депутатов решило:
- 1. Утвердить прилагаемые Правила этики депутатов Собрания депутатов Чухломского муниципального района Костромской области.
- 2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Председатель
- Собрания депутатов
- Чухломского
- муниципального района
- Костромской области
- Т.И.ДУРЯГИНА
Правила этики депутатов собрания депутатов чухломского муниципального района костромской области
- Настоящие Правила этики депутатов Собрания депутатов Чухломского муниципального района Костромской области (далее - Правила) разработаны в соответствии с Регламентом Собрания депутатов Чухломского муниципального района Костромской области в целях обеспечения эффективной работы Собрания депутатов Чухломского муниципального района (далее - Собрание).
- 1. Общие положения
- 1.1. Настоящие Правила определяют нормы поведения депутатов Собрания в соответствии с общепринятыми этическими нормами социального поведения при исполнении ими депутатских полномочий, а также правила взаимоотношений между депутатами Собрания, нормы взаимоотношений депутатов с должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления, общественностью, избирателями, средствами массовой информации, соответствующие статусу депутата представительного органа местного самоуправления, а также порядок рассмотрения вопросов, связанных с нарушением этих норм.
- Правила устанавливают этические обязанности, запреты и ответственность депутатов Собрания за их нарушения.
- 1.2. К области депутатской этики относятся не урегулированные законодательством или нормативными правовыми актами Собрания отношения между депутатами, депутатами и избирателями, а также депутатами и органами, организациями или должностными лицами.
- Вопросы, связанные с этикой личной жизни, настоящими Правилами не регулируются.
- 1.3. Моральными критериями поведения депутатов должны служить идеалы добра, справедливости, гуманизма и милосердия.
- 1.4. Депутат обязан соблюдать Регламент Собрания, основные принципы депутатской этики, установленные настоящими Правилами, следовать закону, морали и совести, в равной мере сохранять собственное достоинство, уважая достоинство других депутатов, должностных лиц и граждан, с которыми он вступает в отношения в связи с исполнением депутатских обязанностей.
- 2. Взаимоотношения между депутатами
- 2.1. Депутат обязан уважать права и достоинство других депутатов. В публичных выступлениях, обращениях, заявлениях депутаты должны обращаться друг к другу в форме "уважаемый депутат", "уважаемый коллега", "уважаемый председатель" и т.д., с добавлением фамилии или без нее.
- 2.2. При участии в работе Собрания депутат обязан соблюдать лояльное отношение к другим депутатам, независимо от их социального статуса и политической принадлежности. Форма одежды депутата должна соответствовать официальной обстановке на заседании Собрания.
- 2.3. Участвуя в заседаниях Собрания, ее органов, депутат соблюдает регламент их проведения и дисциплину в зале.
- При проведении заседаний депутатом не допускаются действия:
- - уход без предупреждения председательствующего из зала заседания;
- - выступления без предоставления слова председательствующим на заседании;
- - выступления не по повестке дня или не по существу обсуждаемого на заседании вопроса;
- - выкрики, прерывание выступления другого депутата и т.п.;
- - нарушение этики межличностных отношений.
- Если выступающий отклоняется от обсуждаемой темы, председательствующий на заседании вправе призвать его придерживаться темы обсуждаемого вопроса.
- 2.4. Использование в выступлениях оскорбительных, невежливых обращений или высказываний депутатов по отношению друг к другу, личностных аргументов, распространение порочащей того или иного депутата недостоверной либо лживой информации, затрагивающей честь и достоинство депутата, расценивается как грубое нарушение норм депутатской этики.
- 2.5. В случае умышленного или неосторожного употребления в своем публичном выступлении недостоверных либо непроверенных фактов депутат обязан публично признать некорректность своих высказываний и принести публичные извинения тем органам, организациям и лицам, чьи интересы или честь были затронуты этим выступлением. Публичным считается принесение извинений в той же форме, какая была при высказывании.
- 2.6. Депутат не имеет права формировать общественное мнение с целью причинения морального вреда чести и достоинству другого депутата.
- 2.7. Депутат не вправе выступать от имени Собрания, комиссии как их официальный представитель в отношениях с законодательными органами государственной власти, органами местного самоуправления, средствами массовой информации, иными организациями, если он не наделен на то соответствующими полномочиями.
- 3. Взаимоотношения депутатов с должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, руководителями организаций, общественностью, средствами массовой информации
- 3.1. Депутат, выступая в средствах массовой информации, на пресс-конференциях, митингах, в своих публичных заявлениях, комментируя деятельность государственных и общественных органов и организаций, органов местного самоуправления, руководителей и должностных лиц обязан использовать только достоверные, проверенные факты.
- 3.2. Депутат имеет право предоставлять средствам массовой информации сведения о ходе выполнения им своих депутатских обязанностей, соблюдая при этом принцип конфиденциальности той информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, и разглашение которой может повлечь нарушение законных прав граждан, юридических лиц, причинение этим лицам убытков.
- 3.3. В публичных выступлениях депутат обязан быть сдержанным и умеренным в своих высказываниях; всегда оставаться в рамках официальной вежливости; уважительно относиться к мнению оппонентов; не употреблять оскорбительных и некорректных выражений в адрес других депутатов, должностных лиц; не призывать к незаконным и насильственным действиям; не распространять информацию, не подтвержденную официально.
- 3.4. Депутат обязан использовать бланки депутата Собрания депутатов только для официальных обращений, писем и других документов, связанных с осуществлением депутатских полномочий.
- 4. Взаимоотношения депутатов с избирателями
- 4.1. При осуществлении депутатской деятельности депутат признает приоритет прав, свобод и законных интересов граждан и действует в соответствии с интересами избирателей своего избирательного округа.
- 4.2. Депутат регулярно проводит работу с избирателями, осуществляет прием граждан своего избирательного округа, ответственен перед ними и подотчетен им.
- 4.3. Депутат обязан добросовестно рассматривать поступившие от своих избирателей обращения и принимать все возможные меры для оказания действенной помощи избирателям.
- 4.4. В публичных выступлениях, в личных беседах с избирателями, а также через средства массовой информации, депутат в полной мере и достоверно информирует избирателей о своей депутатской деятельности и работе в Собрании.
- 5. Этические запреты
- 5.1. Депутат не должен использовать в личных целях, а также в интересах лиц, состоящих с ним в близком родстве или свойстве, возможности и преимущества, связанные со статусом депутата.
- 5.2. Депутат не должен использовать предоставленную ему государственными и муниципальными органами, организациями, предприятиями и учреждениями, руководителями и должностными лицами служебную информацию для извлечения личной выгоды.
- 5.3. Депутату запрещается использовать в своих личных целях имущество, в том числе транспортные средства, средства связи, оргтехнику, а также другое имущество, предоставленное ему для выполнения депутатских обязанностей.
- 5.4. Депутат при ведении своей избирательной кампании или при содействии в иной избирательной кампании не должен использовать преимущества статуса депутата.
- 6. Порядок рассмотрения вопросов о депутатской этике
- 6.1. К рассмотрению вопросов о депутатской этике относятся нормы индивидуального поведения депутата.
- 6.2. Для рассмотрения вопросов, связанных с депутатской этикой, и толкования этичного поведения депутата, совершаемых им поступков, Собранием из числа депутатов на срок полномочий Собрания очередного созыва формируется депутатская комиссия по регламенту и депутатской этике (далее - Комиссия), осуществляющая свою деятельность на основе настоящих Правил.
- Комиссия из своего состава на первом заседании открытым голосованием большинством голосов от общего числа избранных членов Комиссии избирает председателя и секретаря Комиссии.
- Заседание Комиссии созывается председателем Комиссии по мере необходимости.
- Заседание Комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее половины от общего числа членов Комиссии.
- Решение принимается большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Комиссии. В случае равенства голосов, поданных "за" и "против", голос председателя Комиссии является решающим.
- Комиссия вправе принять решение о проведении выездного либо совместного с другими постоянными депутатскими комиссиями заседания Собрания.
- 6.2.1. Председатель Комиссии:
- - организует работу Комиссии;
- - созывает заседания Комиссии;
- - председательствует на заседаниях Комиссии;
- - формирует проект повестки заседания Комиссии;
- - дает поручения членам Комиссии;
- - осуществляет контроль за выполнением решений, принятых на заседаниях Комиссии;
- - вносит в Собрание по поручению Комиссии проекты решений и постановлений, поправки к проектам решений и постановлений;
- - вносит в Собрание предложения от Комиссии по вопросам, рассматриваемым на заседаниях Собрания;
- - отчитывается о деятельности Комиссии перед Собранием.
- 6.3. В полномочия Комиссии входит рассмотрение следующих вопросов:
- а) определение уважительности причин отсутствия депутата на заседаниях Собрания и его комиссий;
- б) оценка действий депутата по этичности поведения.
- 6.4. Письменные обращения о нарушениях депутатами Собрания депутатской этики рассматриваются Комиссией в течение тридцати дней со дня их регистрации в Собрании; обращения от граждан рассматриваются в сроки, установленные Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
- Комиссия знакомит депутата с поступившим письменным обращением, о чем депутатом на обращении делается соответствующая отметка об ознакомлении.
- 6.5. Комиссия рассматривает вопросы о нарушении Правил депутатской этики:
- а) по письменному обращению депутата или группы депутатов Собрания;
- б) по письменному обращению председателя Собрания, председателей постоянных депутатских комиссий Собрания;
- в) по письменному обращению должностных лиц органов государственной власти, местного самоуправления, руководителей организаций и учреждений всех форм собственности, граждан;
- г) по собственной инициативе, если решение о рассмотрении вопроса принято большинством членов комиссии на ее заседании.
- 6.6. На заседании члены комиссии заслушивают письменное обращение и объяснения депутата по нарушению им норм депутатской этики, знакомятся с документами, справками и другими необходимыми документами.
- 6.7. Комиссия может принять по отношению к депутату одну из следующих мер воздействия:
- а) рекомендовать депутату принести публичные извинения;
- б) огласить на заседании Собрания факты, связанные с нарушением правил депутатской этики;
- в) объявить депутату замечание, провести беседу.
- Комиссия может не согласиться с доводами заявителя, признав их несостоятельными и/или не обоснованными.
- Комиссия также может принять рекомендации для Собрания рассмотреть поведение депутата на заседании Собрания в случае невыполнения депутатом решений Комиссии.
- 6.8. Собрание на основании рекомендаций Комиссии может рассмотреть вопрос о поведении депутата на своем заседании.
- По результатам рассмотрения Собрание может принять по отношению к депутату следующие меры воздействия:
- а) объявить депутату замечание;
- б) передать информацию о фактах нарушения депутатом норм депутатской этики в средства массовой информации;
- в) обязать депутата принести публичные извинения.
- 6.9. Собрание рассматривает вопросы, связанные с нарушением правил депутатской этики, как правило, на закрытых заседаниях. На заседание могут быть приглашены и заслушаны заявители и другие лица, информация которых окажет существенное содействие в выяснении обстоятельств и принятии объективного решения.
- 6.10. В случае поступления необоснованной жалобы, затрагивающей честь, достоинство, деловую репутацию депутата, депутат вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.
- При признании Комиссией жалобы необоснованной и принятия решения об отсутствии нарушения настоящих Правил, Комиссия и ее члены вправе принять участие в защите достоинства и деловой репутации депутата при согласовании с Собранием.
- 6.11. Комиссия не рассматривает вопросы, относящиеся к компетенции избирательной комиссии, суда, прокуратуры, и других органов.
- 6.12. Депутат обязан выполнить решение, принятое Комиссией или Собранием, в срок не позднее тридцати дней со дня его принятия.
- 6.13. Вопросы, связанные с неэтичным поведением депутата на заседании Собрания или ее коллегиальных органов, рассматриваются председателем Собрания или Комиссией в соответствии с настоящими Правилами и Регламентом Собрания.