Об утверждении Положения о коммунально-технической спасательной службе гражданской обороны города Костромы
- Принято
- Администрацией г. Костромы (Костромская обл.)
- В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Администрации города Костромы от 9 июля 2009 года N 1222 "Об утверждении Порядка подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в городе Костроме", руководствуясь пунктами 2 и 3 части 2 статьи 82 Устава города Костромы, постановляю:
- 1. Утвердить прилагаемое Положение о коммунально-технической спасательной службе гражданской обороны города Костромы.
- 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
- И.о. Главы города Костромы
- В.В.БЕЛОГЛАЗОВ
Положение о коммунально-технической спасательной службе гражданской обороны города Костромы
- 1. Общие положения
- 1.1. Настоящее Положение определяет организацию и порядок деятельности коммунально-технической спасательной службы гражданской обороны города Костромы (далее - Служба), созданной в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Администрации города Костромы от 9 июля 2009 года N 1222 "Об утверждении Порядка подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в городе Костроме" и во исполнение постановлений суженных заседаний администрации Костромской области от 20 октября 2010 года N 13-дсп "О создании спасательных служб Костромской области" и Администрации города Костромы от 27 апреля 2007 года N 11-дсп "О создании спасательных служб города Костромы".
- 1.2. Служба представляет совокупность органов управления, сил и средств предприятий и учреждений жилищно-коммунального хозяйства города Костромы, является составной частью гражданской обороны города Костромы в системе общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время, и предназначена для осуществления мероприятий по повышению устойчивости работы сооружений и сетей коммунального хозяйства, ликвидации аварий на них, проведения дегазации, дезинфекции вещевого имущества, санитарной обработки населения и формирований.
- 1.3. Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными актами Костромской области, муниципальными правовыми актами города Костромы, в том числе настоящим Положением.
- 1.4. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с департаментом жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы, муниципальным учреждением "Центр гражданской защиты города Костромы", с другими спасательными службами города Костромы в соответствии с планами обеспечения мероприятий гражданской обороны на военное время и планами взаимодействия.
- 1.5. К силам Службы относятся нештатные аварийно-спасательные формирования и силы постоянной готовности, созданные на базе организаций, входящих в коммунально-техническую спасательную службу, и предназначенные для выполнения специальных задач.
- Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой формирования, создаваемые по территориально-производственному принципу на базе организаций независимо от их организационно-правовых форм, не входящих в состав Вооруженных сил Российской Федерации, владеющих специальной техникой и имуществом и подготовленных для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
- Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются в мирное время на территории города Костромы по территориально-производственному принципу, территориальные - по решению Главы города Костромы и используются в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении боевых действий или вследствие этих действий; объектовые - по решению руководителя гражданской обороны организации, и используются, как правило, в интересах организации.
- 2. Основные задачи Службы
- 2.1. Основными задачами Службы в мирное время являются:
- а) разработка планов (расчетов) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и по обеспечению мероприятий гражданской обороны, организация их выполнения;
- б) организация и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования инженерных сооружений и сетей коммунального хозяйства, ликвидация аварий на них;
- в) подготовка Службы к работе в условиях военного времени;
- г) создание, учет и подготовка сил, средств службы к выполнению задач при проведении мероприятий гражданской обороны;
- д) создание и содержание запасов материальных средств;
- е) координация работы предприятий службы в условиях мирного и военного времени;
- ж) организация защиты работников объектов службы;
- з) участие в спасательных и других неотложных работах при авариях, катастрофах и при применении противником современных средств поражения;
- и) проведение санитарной обработки населения и личного состава формирований;
- к) дегазация, дезинфекция вещевого имущества;
- л) организация лабораторного контроля, защиты воды и сооружений водопроводов от заражения отравляющими, радиоактивными веществами и бактериологическими средствами.
- 2.2. Основными задачами коммунально-технической спасательной службы в военное время являются:
- а) организация и проведение мероприятий по переводу службы с мирного на военное положение;
- б) организация мероприятий по подготовке штаба, предприятий, нештатных аварийно-спасательных формирований служб к выводу в загородные зоны, а при получении соответствующих приказов (сигналов) - контроль вывода и прибытия их в загородные зоны;
- в) организация работы руководящего состава и штаба службы в загородной зоне;
- г) коммунально-техническое обеспечение работы предприятий, имеющих мобилизационное задание, и эвакуации населения;
- д) организация разведки, оценка обстановки, принятие решений и контроль за проведением неотложных работ сохранившимися силами после нападения противника;
- е) организация контроля ввода в строй быстровозводимых убежищ, строящихся для предприятий службы по утвержденному плану.
- 3. Организация Службы
- 3.1. Служба создается по решению суженного заседания Администрации города Костромы на базе существующих организаций жилищно-коммунального хозяйства города Костромы.
- 3.2. В состав Службы входят: штаб Службы, штабы коммунально-технической спасательной службы гражданской обороны организаций, нештатные аварийно-спасательные формирования.
- 3.3. Органом управления Службы является штаб. Штаб Службы создается в мирное время постановлением Администрации города Костромы.
- Органом управления коммунально-технической спасательной службы гражданской обороны организации является штаб. Штаб коммунально-технической спасательной службы гражданской обороны организации создается в мирное время распорядительным актом руководителя организации.
- 3.4. Органы управления службы (штабы службы и организаций) с введением военного положения переводятся на штаты военного времени. Структура и численность органов управления определяется решениями органов исполнительной власти исходя из объема мобилизационного задания и возложенных задач.
- 3.5. Состав основных нештатных аварийно-спасательных формирований Службы:
- а) команды водопроводно-канализационных (тепловых) сетей;
- б) аварийно-технические команды (бригады);
- в) команды обеззараживания;
- г) пункты санитарной обработки;
- д) станции специальной обработки одежды;
- е) звенья подвоза воды.
- 3.6. Основные задачи нештатных аварийно-спасательных формирований Службы:
- а) аварийно-технической команды (бригады): локализация, ликвидация аварий, чрезвычайных ситуаций и их последствий на тепловых, водопроводных, канализационных сетях и объектах;
- б) команды обеззараживания: обеззараживание территорий с твердым покрытием, сооружений и транспорта струей специального раствора;
- в) пункта санитарной обработки и станции специальной обработки одежды: санитарная обработка людей, дегазация и дезинфекция вещевого имущества;
- г) звена подвоза воды: обеспечение личного состава формирований и пострадавшего населения водой;
- д) поста радиационного и химического наблюдения: ведение радиационной и химической разведки, определение степени зараженности людей, одежды, транспорта, контроль за изменением степени зараженности;
- е) лаборатории очистных сооружений муниципального унитарного предприятия "Костромагорводоканал":
- в отношении водоснабжения - проведение бактериологического и химического анализа воды водоисточников, питьевой воды по этапам очистки и в разводящей сети города;
- в отношении водоотведения - бактериологический и химический контроль полноты очистки канализационных стоков;
- в отношении контроля над промышленными стоками: проведение контроля загрязнения промышленных стоков на предприятиях города.
- 3.7. Количество нештатных аварийно-спасательных формирований и их численность определяется на основании Приказа МЧС России от 23 декабря 2005 года N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" постановлением суженного заседания Администрации города Костромы и приказами руководителей организаций, входящих в состав Службы, с учетом характера и объема выполняемых работ по обеспечению мероприятий гражданской обороны, а также наличия работников (узких специалистов), необходимой техники, материальных средств и специфических местных условий.
- 3.8. Комплектование нештатных аварийно-спасательных формирований личным составом, техникой и имуществом, а также ответственность за их подготовку по решению задач в мирное и военное время возлагается на руководителей предприятий и организаций, на базе которых они создаются.
- 3.9. В нештатные аварийно-спасательные формирования Службы могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1, 2, 3 групп, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет.
- 4. Организация управления Службой
- 4.1. Управление Службой осуществляет Глава города Костромы.
- 4.2. Штаб Службы, начальник и штаб коммунально-технической спасательной службы гражданской обороны организаций обеспечивает поддержание в постоянной готовности подчиненных штабов и нештатных аварийно-спасательных формирований к работе в условиях военного времени, по организации, планированию и проведению комплекса мероприятий по поддержанию в постоянной готовности подчиненных органов управления, предприятий и формирований службы к работе в военное время, по организации, планированию и проведению комплекса мероприятий в целях обеспечения функционирования инженерных сооружений и сетей коммунального хозяйства в условиях военного времени.
- 4.3. Для обеспечения устойчивого управления Службой органы управления готовят в мирное время основные и запасные пункты управления.
- Запасные пункты управления оснащаются средствами связи (телефонной, факсимильной, передвижной), электронно-вычислительными машинами и оборудованием, обеспечивающим нормальные условия работы личного состава штабов.
- 4.4. Для координации деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований, выполняющих задачи по коммунально-техническому обеспечению, создаются оперативные группы, в состав которых включаются специалисты органов управления жилищно-коммунального хозяйства, наиболее подготовленные к выполнению задач.
- Конкретные задачи, состав и оснащение оперативных групп, а также порядок обеспечения их транспортными средствами определяются приказом (решением) начальника службы, руководителя гражданской обороны организации.
- 4.5. Органами повседневного управления и контроля на предприятиях Службы являются аварийно-диспетчерские, диспетчерские службы.
- Основной задачей органов повседневного управления и контроля является своевременный прием сигналов оповещения, сообщений о возникших авариях, чрезвычайных ситуациях, доведение их до руководителей организаций, контроль за ходом работ по устранению аварий, чрезвычайных ситуаций до полного их завершения, оповещение должностных лиц организаций.
- 5. Обязанности руководящего состава Службы
- 5.1. Начальник Службы назначается Главой города Костромы и подчиняется непосредственно Главе города Костромы. Начальник Службы несет ответственность за готовность Службы к выполнению возложенных на нее задач по коммунально-техническому обеспечению мероприятий гражданской обороны города Костромы.
- 5.2. На начальника Службы возлагаются следующие обязанности:
- а) обеспечение постоянной готовности Службы к действиям по коммунально-техническому обеспечению мероприятий гражданской обороны в мирное и военное время;
- б) организация разработки Плана действий Службы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Плана обеспечения мероприятий гражданской обороны на военное время и Плана основных мероприятий коммунально-технической спасательной службы города Костромы на год;
- в) поддержание в постоянной готовности пункта управления и средств связи для обеспечения непрерывного руководства предприятиями и формированиями Службы;
- г) оценка возможной обстановки и ее влияние на выполнение задач Службы, оценка возможностей Службы по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и проведению спасательных и других неотложных работ, восстановительных работ в очагах поражения;
- д) подготовка штаба Службы, контроль подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований к действиям в экстремальных ситуациях и обучения рабочих и служащих на объектах Службы;
- е) контроль за укомплектованием нештатных аварийно-спасательных формирований личным составом и техникой;
- ж) изучение, обобщение и распространение передового опыта работы организаций службы по коммунально-техническому обеспечению мероприятий гражданской обороны.
- 5.3. Начальник Службы обязан:
- а) знать задачи Службы, состав, возможности, обеспеченность подчиненных ему сил и средств;
- б) обеспечить постоянную готовность Службы к выполнению возложенных на нее задач;
- в) руководить работой штаба и подготовкой сил Службы;
- г) организовать разработку планов Службы, своевременно докладывать Главе города Костромы предложения по организации мероприятий и использованию сил и средств службы, а также по организации взаимодействия с коммунально-технической службой Костромской области и другими спасательными службами города Костромы;
- д) организовать управление силами и средствами Службы, осуществлять маневр ими, обеспечивать своевременное и полное выполнение поставленных задач;
- е) разрабатывать мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов службы;
- ж) при переводе гражданской обороны с мирного на военное положение организовать скрытное выполнение предусмотренных мероприятий гражданской обороны.
- 5.4. Заместитель начальника Службы назначается Главой города Костромы и работает по указанию начальника Службы. В отсутствие начальника Службы выполняет его обязанности.
- 5.5. Начальник штаба Службы подчиняется начальнику Службы, является его заместителем и имеет право от его имени отдавать распоряжения по вопросам гражданской обороны. Ему подчинены специалисты штаба службы и работники организаций службы, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. Он организует работу штаба и несет ответственность за организацию выполнения мероприятий гражданской обороны и обеспечение управления подчиненными службе силами.
- 5.6. На начальника штаба Службы возлагаются следующие обязанности:
- а) организация разработки и корректировки Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и плана действий по обеспечению мероприятий гражданской обороны в военное время, планирующей документации, предусмотренной по службе;
- б) руководство работой подчиненных штабов и оперативных групп по выполнению задач коммунально-технического обеспечения мероприятий гражданской обороны;
- в) организация оповещения и связи с подчиненными подразделениями, муниципальным учреждением "Центр гражданской защиты города Костромы", департаментом жилищно-коммунального хозяйства (коммунально-технической спасательной службой) Костромской области, обеспечение готовности к развертыванию и использованию пунктов управления;
- г) оценка инженерной и радиационной обстановки, подготовка предложений начальнику службы для принятия решения по использованию сил и средств в период проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- д) организация взаимодействия с коммунально-технической спасательной службой Костромской области, спасательными службами города Костромы;
- е) учет специальной и инженерной техники организаций службы независимо от их ведомственной принадлежности, остающейся после проведения мобилизации для привлечения ее к проведению необходимых работ;
- ж) участие в контроле за выполнением плана инженерно-технических мероприятий в мирное и военное время;
- з) знание обстановки, задач, поставленных начальником Службы, ход выполнения мероприятий гражданской обороны;
- и) организация контроля за деятельностью подчиненных и готовность доложить начальнику выводы и предложения, вытекающие из оценки обстановки;
- к) своевременная разработка и ежегодное уточнение планов Службы;
- л) ведение карты обстановки, разработка проектов актов, представление донесений в вышестоящие органы управления;
- м) организация проведения мероприятий организациями Службы в мирное и военное время, осуществление контроля за их выполнением;
- н) своевременная подготовка пункта управления Службы, организация связи с подчиненными, взаимодействующими организациями и спасательными службами города Костромы;
- о) организация проведения учений, тренировок;
- п) обеспечение своевременного оповещения должностных лиц Службы об угрозе нападения, возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах Службы;
- р) своевременное представление докладов и донесений согласно Табелю срочных донесений.
- 5.7. Обязанности должностных лиц штаба службы разрабатываются, подписываются начальником штаба и утверждаются начальником службы.
- 6. Подготовка руководящего и командно-начальствующего состава службы
- Подготовка руководящего состава службы и командно-начальствующего состава нештатных аварийно-спасательных формирований проводится в Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Костромской области, курсах гражданской защиты муниципального учреждения "Центр гражданской защиты города Костромы" по соответствующим учебным программам, а совершенствование ими своих знаний и практических навыков - на проводимых командно-штабных учениях (тренировках), специальных тренировках и занятиях.
- Подготовка личного состава штабов проводится в ходе командно-штабных и других учений и тренировок.
- 7. Материальное обеспечение и финансирование
- Материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий Службы осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".