О внесении изменений в региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Костромской области на 2010-2011 учебный год
- Принят
- Департаментом образования и науки Костромской обл.
- 1. Считать утратившим силу приказ департамента образования и науки Костромской области от 02.03.2010 N 393.
- 2. Утвердить в новой редакции региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Костромской области (далее - региональный базисный учебный план) (приложение).
- 3. Отделу дошкольного, общего и дополнительного образования департамента образования и науки Костромской области (Антонова М.О.) обеспечить введение регионального базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях Костромской области.
- 4. Костромскому областному институту развития образования (Лушина Е.А.) обеспечить научно-методическое сопровождение процесса внедрения регионального базисного учебного плана в общеобразовательные учреждения Костромской области.
- 5. Рекомендовать муниципальным органам управления образованием ввести региональный учебный план в общеобразовательных учреждениях с 01 сентября 2010 года.
- 6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора департамента образования и науки Костромской области - начальника отдела дошкольного, общего и дополнительного образования Антонову М.О.
- И. о. директора департамента
- образования и науки
- Костромской области
- Т.Е.БЫСТРЯКОВА
Приложение
к Приказу от 30 августа 2010 года № 1629
к Приказу от 30 августа 2010 года № 1629
- Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Костромской области разработан Департаментом образования и науки Костромской области совместно с Костромским областным институтом развития образовании на основе:
- - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312;
- - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственного стандарта образования";
- - Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02", утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации 25.11.2002, зарегистрированных в Минюсте РФ 05.12.2002 N 3997;
- - Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. N 1578-р;
- - Соглашения о взаимодействии по вопросам апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики", включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы светской этики, заключаемого между Министерством образования и науки РФ и департаментом образования и науки Костромской области от 17 декабря 2009 г. N СОГ-15/03;
- - Распоряжения администрации Костромской области от 26 ноября 2009 года N 373-ра "Об утверждении плана мероприятий по апробации комплексного учебного курса в общеобразовательных учреждениях "Основы религиозных культур и светской этики".
- Региональный базисный учебный план - нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования. Региональный базисный учебный план является нормативной базой для разработки, согласования и утверждения учебных планов общеобразовательных учреждений Костромской области.
- Образовательные программы первой ступени общего образования ориентированы на 4-летний нормативный срок освоения. Продолжительность учебного года в 1 классе составляет 33 учебные недели, во 2-4 классах - 34 учебные недели.
- Образовательные программы второй ступени общего образования ориентированы на 5-летний нормативный срок освоения. Продолжительность учебного года для 5-9 классов составляет 34 (35) учебные недели.
- Образовательные программы третьей ступени общего образования ориентированы на 2-летний нормативный срок освоения. Продолжительность учебного года для 10-11 классов составляет 34 (35) учебные недели.
- Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется образовательным учреждением самостоятельно с учетом мнения педагогического коллектива и на основе санитарных правил.
- В структуре регионального базисного учебного плана выделяются две части:
- инвариантная (федеральный компонент - не менее 75% от общего нормативного времени), обеспечивающая сохранение единого образовательного пространства в Российской Федерации, как в шестидневной, так и в пятидневной учебной неделе;
- вариативная (региональный компонент - не менее 10% и компонент образовательного учреждения - не менее 10% от общего нормативного времени), обеспечивающая сохранение единого образовательного пространства в Костромской области, как в шестидневной, так и в пятидневной учебной неделе, учитывающая максимально возможности образовательного учреждения, социальный заказ родителей и индивидуальные потребности школьников при шестидневной учебной неделе и минимально - при пятидневной учебной неделе.
- Образовательное учреждение не может уменьшать количество часов на соответствующие учебные предметы федерального компонента (регионального компонента) или исключать какой-либо предмет из предлагаемого регионального базисного учебного плана.
- Региональный базисный учебный план предоставляет возможность определять объем компонента образовательного учреждения и тем самым выразить направленность и специфику школы. Учебное время, отведенное на компонент образовательного учреждения, может быть использовано для углубленного изучения учебных предметов как федерального, так и регионального компонентов; для введения новых учебных предметов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов, практикумов и элективных курсов; для проведения групповых и индивидуальных занятий; на организацию предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся в 9, 10-11 классах соответственно.
- При проведении учебных занятий по "Иностранному языку" (5-11 классы), "Технологии" (5-11 классы), "Физической культуре" (10-11 классы), а также по "Информатике и ИКТ", "Физике" и "Химии" (во время проведения практических занятий), при организации предпрофильной подготовки и профильного обучения осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.
- Региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Костромской области устанавливает перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и по классам в рамках регионального компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
- Федеральный компонент учебного плана определяет количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
- Региональный компонент учебного плана определяет количество учебных часов на изучение учебных предметов регионального стандарта общего образования.
- Региональный компонент базисного учебного плана Костромской области направлен на обеспечение реализации региональной политики в области образования через преподавания предметов:
- 1) физическая культура
- 2) начальная военная подготовка
- 3) истоки
- 4) основы религиозных культур и светской этики
- 5) история и обществознание
- 6) информатика и ИКТ
- 7) литература
- 8) русский язык
- 9) основы безопасности жизнедеятельности.
- По учебному предмету "Физическая культура" Введение дополнительного (третьего) часа по физической культуре с 1 по 11 класс направлено на сохранение и укрепление здоровья школьников, а также на индивидуализацию их физической подготовки.
- Учебный предмет "Начальная военная подготовка" в объеме 0,5 часа введен в 10-11 классах. В основе содержания предмета - практико-ориентированное изучение основ допризывной подготовки молодежи к службе в армии, правил и способов оказания неотложной медицинской помощи. Введение предмета будет способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма, формированию первоначальных навыков гражданской обороны, знаний об основах воинской службы и медицины. Преподавание начальной военной подготовки предусматривает обучение юношей основам допризывной подготовки и девушек основам первой медицинской помощи.
- Учебный предмет "Истоки" введен в учебный план в объеме 1 час в неделю со 2 по 4 класс. На ступени основного общего образования рекомендуется ввести предмет в объеме 1 часа за счет школьного компонента. В основе содержания предмета лежит воспитание гражданственности, патриотизма, формирование навыков сотрудничества, организация обучения на социокультурном опыте учащихся. Научной основой "Истоков" являются науки: история, культурология социология, краеведение.
- Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" введен в общеобразовательных учреждениях в экспериментальном режиме в IV четверти 4 класса - 1 часа, в I четверти 5 класса - 2 часа. Включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Учащиеся изучают один из модулей по согласованию с родителями.
- Учебный предмет "История и обществознание" введен в региональный компонент с 6 по 9 класс. Включение регионального компонента по истории России позволяет создать у учащихся целостное представление об истории Костромского края, своей страны.
- Учебный предмет "Информатика и информационно-коммуникационные технологи (ИКТ)" введен на ступени основного общего образования в объеме 0,5 часа в 5 классе, по 1 часу в 6-7 классах с целью формирования умений работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.
- Учебный предмет "Литература" введен 0,5 часа с 5 по 9 и с 10-11 классах. Содержание предмета направлено на дополнение содержания федеральной программы, позволяет сделать ее более гармоничной и завершенной.
- Учебный предмет "Русский язык" введен в 8-9 классах. Региональная программа по русскому языку углубляет знания учащихся по всем разделам филологии: лексике, фонетике, диалектологии, морфологии и др.
- Учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" введен с 5 по 7, в 9 классах. Содержание предмета направлено на формирование у обучающихся опыта и функциональных знаний о способах безопасности в повседневной жизни, а также в экстремальных условиях и чрезвычайных ситуациях.
- На ступени основного общего образования в 2010-2011 учебном году, исходя из социального заказа и учебного плана образовательных учреждений, реализующих программы повышенного уровня, часы регионального компонента, отведенные на учебные предметы "История и обществознание", "Информатика и ИКТ", "Русский язык", "Литература", могут быть использованы по усмотрению образовательного учреждения.
- На компонент образовательного учреждения должно отводиться не менее 10% от общего нормативного времени, отводимого на освоение программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
- Часы компонента образовательного учреждения могут использоваться для:
- - реализации программы социокультурного курса "Истоки";
- - реализации авторских программ по учебным предметам федерального компонента федерального базисного учебного плана;
- - факультативные и элективные курсы;
- - проведения индивидуальных и групповых занятий;
- - организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях.
- - занятия с одаренными и слабоуспевающими учащимися;
- - занятия активно-двигательного характера (спортивные игры, аэробика, ритмика, хореография, современные и бальные танцы и др.).
- Начальное общее образование
-
Учебные предметы Количество часов в год (неделю) Всего часов Классы 1 2 3 4 Федеральный компонент Русский язык 5 5 5 5 20 Литературное чтение 4 4 3 3 14 Иностранный язык - 2 2 2 6 Математика 4 4 4 4 16 Окружающий мир (человек, природа, общество) 2 2 2 2 8 Искусство (Музыка и ИЗО) 2 2 2 2 8 Технология (Труд) 1 1 2 2 6 Физическая культура 2 2 2 2 8 Итого: 20 22 22 22 86 Региональный компонент Истоки - 1 1 1 (I, II, III четверти) 3 Основы религиозных культур и светской этики - - - 1 (IV четверть) 1 Физическая культура - 1 1 1 3 Итого: - 2 2 2 6 Компонент образовательного учреждения Предмет по выбору образовательного учреждения/Основы религиозных культур и светской этики - 1 1 1 3 Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе 20 25 25 25 95 Региональный компонент и компонент образовательного учреждения при 5-дневной учебной неделе 0 0 0 0 0 Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе 20 22 22 22 86 Максимальный объем обязательного домашнего задания в день в часах - 1,5 2 2 5,5 -
--------------------------------
<*> - для реализации 2010-2011 учебном году - Основное общее образование
-
Учебные предметы Количество часов в год (неделю) Всего часов Классы 5 6 7 8 9 Федеральный компонент Русский язык 6 6 4 3 2 21 Литература 2 2 2 2 3 11 Иностранный язык 3 3 3 3 3 15 Математика 5 5 5 5 5 25 Информатика и ИКТ - - - 1 2 3 История 2 2 2 2 2 10 Обществознание (включая экономику и право) - 1 1 1 1 4 География - 1 2 2 2 7 Природоведение 2 - - - - 2 Физика - - 2 2 2 6 Химия - - - 2 2 4 Биология - 1 2 2 2 7 Искусство (Музыка и ИЗО) 2 2 2 1 1 8 Технология 2 2 2 1 - 7 Основы безопасности жизнедеятельности - - - 1 - 1 Физическая культура 2 2 2 2 2 10 Итого: 26 27 29 30 29 141 Региональный компонент (6-дневная неделя/5-дневная) Физическая культура 1 1 1 1 1 5 Литература 0,5/- 0,5/- 0,5/- 0,5/- 0,5/- 2,5/- Основы безопасности жизнедеятельности 0,5/- 0,5/- 0,5/- - 0,5/ 0,5 2/ 0,5 История и обществознание - 0,5/- 0,5/- 0,5/- 1/0,5 2,5/ 0,5 Информатика и ИКТ 0,5 1 1 - - 2,5 Русский язык - - - 1 1 2 Основы религиозных культур и светской этики 0,5 - - - - 0,5 Итого: 3/2 3,5/2 3,5/2 3/2 4/3 17/11 Компонент образовательного учреждения 2 1,5 1,5 2 2 9 Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе 31 32 34 35 35 167 Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе 28 29 31 32 32 152 -
--------------------------------
<*> - в 2010-2011 учебном году, исходя из социального заказа и учебного плана образовательных учреждений, реализующих программы повышенного уровня, часы регионального компонента, отведенные на учебные предметы "История и обществознание", "Информатика и ИКТ", "Русский язык", "Литература", могут быть использованы по усмотрению образовательного учреждения - Среднее (полное) общее образование
-
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
???????????????
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ
?????????????????????????????????????????????????????????? ? Учебные предметы ? Количество часов за два ? ? ? года обучения ? ? ????????????????????????????? ? ? Базовый ? Профильный ? ? ? уровень ? уровень ? Русский язык ? - ? 210 (3/3) ? Литература ? - ? 350 (5/5) ? Иностранный язык ? - ? 420 (6/6) ? Математика ? - ? 420 (6/6) ? История ? - ? 280 (4/4) ? Физическая культура ? - ? 280 (4/4) ? Обществознание ? 70 (1/1) ? 210 (3/3) ? Экономика ?35 (0,5/0,5) ? 140 (2/2) ? Право ?35 (0,5/0,5) ? 140 (2/2) ? География ? 70 (1/1) ? 210 (3/3) ? Физика ? 140 (2/2) ? 350 (5/5) ? Химия ? 70 (1/1) ? 210 (3/3) ? Биология ? 70 (1/1) ? 210 (3/3) ? Информатика и ИКТ ? 70 (1/1) ? 280 (4/4) ? Искусство (МХК) ? 70 (1/1) ? 210 (3/3) ? Технология ? 70 (1/1) ? 280 (4/4) ? ОБЖ ? 35 (1/-) ? 140 (2/2) ? ВСЕГО: ?не более 2100 (не более ? ?30/не более 30) ? ?????????????????????????????????????????????????????????? ? РЕГИОНАЛЬНЫЙ (НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ) КОМПОНЕНТ ? Начальная военная подготовка Физическая культура Литература ВСЕГО:
?????????????????????????????????????????????????????????? ? Учебные предметы ? Количество часов за два ? ? ? года обучения ? ? ????????????????????????????? ? ? Базовый уровень ? Русский язык ? 70 (1/1) ? Литература ? 210 (3/3) ? Иностранный язык ? 210 (3/3) ? Математика ? 280 (4/4) ? История ? 140 (2/2) ? Обществознание (включая ? 140 (2/2) ? экономику и право) ? ? Естествознание ? 210 (3/3) ? ОБЖ ? 70 (1/1) ? Физическая культура ? 140 (2/2) ?
?????????????
????????????????????????????????????????????????????????? ?
????????????? ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
????????????????????????????????????????????????????????? Учебные предметы по выбору на базовом или профильном ? уровнях ?
? 35 (0,5<*>/0,5<**>) ?
? 70 (1/1) ?
? 35 (0,5/0,5) ?
? 140 (2/2) ?
?????????????????????????????????????????????????????????? ? КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ? ВСЕГО:
? не менее 280 ? (не менее 4/не менее 4) ?
ИТОГО:
до 2520 (36/36)
до 2520 (36/36)
до 2520 (36/36)
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе
2520 (36/36)
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе
2450 (35/35)
Обязательныеучебныепредметынабазовомуровне
--------------------------------
- <*> - для реализации 2010-2011 учебном году для 10 класса;
- <**> - для реализации 2011-2012 учебном году для 11 класса.