Об утверждении Положения о системе оценки качества образования на территории Костромской области
- Принят
- Департаментом образования и науки Костромской обл.
- В целях совершенствования системы оценки качества образования на территории Костромской области в условиях реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" приказываю:
- 1. Утвердить прилагаемое Положение о системе оценки качества образования на территории Костромской области.
- 2. Рекомендовать муниципальным органам, осуществляющим управление в сфере образования, разработать аналогичные Положения о системе оценки качества образования на территории соответствующего муниципального образования Костромской области.
- 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора департамента образования и науки Костромской области Гребнева А.В.
- Директор департамента
- образования и науки
- Костромской области
- Т.Е.БЫСТРЯКОВА
Приложение
к Приказу от 15 апреля 2010 года № 705
к Приказу от 15 апреля 2010 года № 705
-
Глава 1. Общие положения
- 1. Положение о системе оценки качества образования на территории Костромской области (далее - Положение) разработано на основании Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", Постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года N 803 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы"; Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 522 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций", Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года N 277 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности", Распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2010 года N 246-р "О плане первоочередных действий по модернизации общего образования на 2010 год", Приказа Министерства образования Российской Федерации от 3 декабря 1999 года N 1075 "Об утверждении Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации", Закона Костромской области от 6 июня 2005 года N 273-ЗКО "О разграничении полномочий между органами государственной власти Костромской области в сфере образования"; Закона Костромской области от 9 ноября 2007 года N 213-4-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Костромской области по проведению аттестации педагогических работников муниципальных образовательных учреждений"; постановления губернатора Костромской области от 25 июня 2009 года N 128 "О департаменте образования и науки Костромской области" и определяет модель региональной системы оценки качества.
- 2. Под системой оценки качества образования (далее - СОКО) понимается совокупность организационных и функциональных структур, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных результатов и факторов, влияющих на их получение.
- 3. Реализация СОКО осуществляется посредством:
- 1) государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов и обучающихся 9 классов;
- 2) мониторинга образовательных достижений обучающихся и воспитанников;
- 3) аттестации педагогических и руководящих работников;
- 4) лицензирования образовательной деятельности;
- 5) государственной аккредитации образовательных учреждений;
- 6) статистических (международных, государственных и ведомственных) и социологических исследований;
- 7) процедур контроля и оценки качества образования.
- 4. Под качеством образования в настоящем Положении понимается интегральная характеристика системы образования Костромской области, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
- 5. Оценка качества образования предполагает оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а также деятельности муниципальной и региональной образовательных систем на основе комплекса индикаторов (показателей).
- 6. Оценка качества образования в регионе проводится по инициативе:
- департамента образования и науки Костромской области, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации по надзору и контролю в области образования;
- органов местного самоуправления;
- образовательных учреждений;
- общественных организаций и объединений, независимых гражданских институтов.
- 7. СОКО предполагает широкое участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов.
- 8. Периодичность проведения оценки качества образования определяется в зависимости от графика реализуемых процедур контроля и оценки качества образования.
- 9. Положение распространяется на все образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также федеральных образовательных учреждений среднего профессионального образования.
-
Глава 2. Основные принципы, цели и задачи соко
- 10. Основой системы оценки качества образования являются следующие принципы:
- 1) объективность, достоверность, полнота и целостность информации о качестве образования;
- 2) реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальная и личностная значимость;
- 3) открытость, прозрачность процедур оценки качества образования, инструментальность и технологичность используемых индикаторов (показателей);
- 4) доступность информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
- 5) сопоставимость системы показателей СОКО с федеральными и международными аналогами.
- 11. Цель системы оценки качества образования - повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии управленческих решений в сфере образования Костромской области.
- 12. Основными задачами СОКО являются:
- 1) формирование единого концептуально-методологического понимания подходов к оценке качества образования и к его измерению;
- 2) определение содержания и форматов собираемой информации о состоянии качества образования в Костромской области;
- 3) организация и сопровождение процедур получения и распространения информации о состоянии качества образования Костромской области;
- 4) определение степени соответствия качества образования в регионе государственным образовательным стандартам и потребностям социума, потребителей образовательных услуг;
- 5) повышение объективности оценки образовательных достижений обучающихся;
- 6) внедрение современных технологий оценки качества образования, в том числе инструментов и механизмов общественно-профессиональной экспертизы.
-
Глава 3. Организационно-функциональная структура соко
- 13. Организационная структура СОКО включает:
- 1) департамент образования и науки Костромской области;
- 2) государственное учреждение Костромской области "Информационно-аналитический центр";
- 3) государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Костромской областной институт развития образования";
- 4) муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования;
- 5) муниципальные методические службы (кабинеты, центры);
- 6) образовательные учреждения;
- 7) общественные организации.
- 14. Департамент образования и науки Костромской области осуществляет следующие функции:
- 1) издает правовые акты департамента образования и науки Костромской области по вопросам оценки качества образования;
- 2) определяет цели и приоритеты в развитии СОКО;
- 3) разрабатывает концепции, проекты, планы мероприятий по развитию СОКО;
- 4) лицензирует образовательные учреждения на территории Костромской области на право ведения образовательной деятельности (за исключением образовательных учреждений, лицензирование которых отнесено к компетенции Российской Федерации);
- 5) проводит государственную аккредитацию образовательных учреждений, расположенных на территории Костромской области (за исключением образовательных учреждений, государственная аккредитация которых отнесена к компетенции Российской Федерации);
- 6) проводит аттестацию педагогических работников образовательных учреждений Костромской области и муниципальных образовательных учреждений на высшую и первую квалификационные категории;
- 7) контролирует качество подготовки выпускников по завершении каждого уровня или каждой ступени образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, установленном законодательством;
- 8) организует подготовку, переподготовку, повышение квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений Костромской области и муниципальных образовательных учреждений по вопросам оценки, контроля и обеспечения качества образования;
- 9) проводит мониторинг оценки качества образования на территории Костромской области;
- 10) готовит методические рекомендации по реализации основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных особенностей);
- 11) выполняет работу по формированию электронных баз данных государственной статистической отчетности в сфере образования;
- 12) разрабатывает для размещения в средствах массовой информации и сети Интернет информацию о СОКО;
- 13) исполняет функции организатора по проведению мероприятий, проектов, конференций, олимпиад, конкурсов, выставок в целях выявления образовательных достижений обучающихся;
- 14) координирует деятельность муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, учреждений и организаций в рамках СОКО;
- 15) организует проведение общественной экспертизы для оценки качества образования.
- 15. Государственное учреждение Костромской области "Информационно-аналитический центр" осуществляет следующие функции:
- 1) осуществляет информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение стандартизированных процедур оценки качества образования в образовательных учреждениях;
- 2) выполняет работу по формированию электронных баз данных СОКО;
- 3) участвует в разработке информации о СОКО для размещения в средствах массовой информации и сети Интернет;
- 4) участвует в разработке системы оценочных процедур, комплекса индикаторов (индикаторов (показателей), характеризующих состояние системы образования;
- 5) участвует в разработке программного обеспечения для сбора, хранения и обработки информации о СОКО;
- 6) принимает участие в подготовке специалистов образования, общественных экспертов по проведению оценочных процедур;
- 7) проводит мониторинг качества образования на территории Костромской области;
- 8) готовит проекты публичных докладов о состоянии качества образования и перспективах развития системы образования.
- 16. Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Костромской областной институт развития образования" осуществляет следующие функции:
- 1) проводит повышение квалификации и профессиональную переподготовку специалистов образования в области оценки качества образования, а также подготовку общественных экспертов по осуществлению оценочных процедур;
- 2) формирует и ведет базы данных о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов образования по вопросам оценки, контроля и обеспечения качества образования;
- 3) осуществляет организацию и проведение научных исследований, опытно-экспериментальных работ, методической и консультативной деятельности;
- 4) участвует в разработке основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных особенностей);
- 5) разрабатывает, реализует апробацию и внедрение комплексов индикаторов (показателей) оценки качества образования;
- 6) осуществляет экспертную, аналитическую деятельность в рамках СОКО;
- 7) оказывает аудиторские и консалтинговые услуги по вопросам:
- создания, функционирования и развития систем оценки качества образования,
- проведения процедур лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников;
- проведения мониторинговых и социологических исследований;
- 8) участвует в подготовке проектов публичных докладов о состоянии качества образования и перспективах развития системы образования региона.
- 17. Образовательные учреждения осуществляют следующие функции:
- 1) участвуют в реализации СОКО, в разработке комплекса показателей оценки качества образования, нормативных значений индикаторов (показателей), характеризующих качество образования на территории Костромской области;
- 2) разрабатывают и реализуют систему оценки качества образования образовательного учреждения, разрабатывают и используют комплекс индикаторов (показателей) оценки качества образования, нормативные значения индикаторов (показателей), характеризующих качество образования;
- 3) осуществляют в установленном порядке сбор, обработку, анализ и предоставление государственной статистической отчетности в сфере образования; а также представление информации о состоянии и перспективах развития образовательного учреждения;
- 4) осуществляют организационно-техническое обеспечение стандартизированных процедур оценки качества образования;
- 5) обеспечивают проведение в образовательном учреждении мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам оценки качества образования;
- 6) разрабатывают локальные нормативно-правовые акты, регулирующие и обеспечивающие качество образования;
- 7) проводят мониторинг качества образования в образовательном учреждении;
- 8) осуществляют оценку и анализ образовательных процессов, условий и результатов образования через систему внутришкольного контроля;
- 9) осуществляют организационно-методическое сопровождение профессионального роста работников образовательного учреждения;
- 10) обеспечивают проведение общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии управленческих решений в области оценки качества образования;
- 11) готовят и предоставляют публичные доклады о состоянии качества образования и перспективах развития образовательного учреждения;
- 12) принимают управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне образовательного учреждения.
- 18. Общественные институты осуществляют следующие функции:
- 1) проводят внешнюю оценку качества образования в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы;
- 2) участвуют в разработке и реализации системы оценки качества образования, комплекса индикаторов (показателей) оценки качества образования, нормативных значений индикаторов (показателей), характеризующих качество образования образовательных систем;
- 3) принимают участие в обсуждении результатов оценки качества образования, стратегии развития СОКО, образовательных систем.
- 19. Функции муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, муниципальных методических служб (кабинетов, центров) определяются положениями о муниципальной системе оценки качества образования.
-
Глава 4. Организация и технология оценки качества образования
- 20. Объектами СОКО являются индивидуальные учебные и внеучебные достижения обучающихся, образовательные программы, образовательные организации (учреждения) и их системы.
- 21. Предусматривается пять основных уровней оценивания:
- 1) индивидуальный уровень обучающегося (индивидуальные учебные и внеучебные достижения обучающихся, динамика показателей их здоровья, портфолио);
- 2) уровень педагогического работника (профессиональная компетентность, результативность деятельности, портфолио);
- 3) уровень образовательного учреждения (качество условий для обеспечения образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья детей);
- 4) муниципальный уровень (качество обеспечения условий для функционирования и развития муниципальной сети образовательных учреждений);
- 5) региональный уровень (качество обеспечения условий для функционирования и развития региональной сети образовательных учреждений).
- 22. Номенклатура индикаторов (показателей) качества образования устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами органов, осуществляющих управление в сфере образования, в пределах своей компетенции.
- 23. При оценке качества образования основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение.
- Экспертиза - всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.
- Измерение - оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
- 24. Процедуры проведения экспертизы и измерения устанавливаются нормативными правовыми актами органов, осуществляющих управление в сфере образования, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования в пределах своей компетенции.
- 25. Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на оценку качества образования, определяется на основе государственных образовательных стандартов и не может выходить за их пределы.
- 26. Информация, полученная в результате экспертизы и измерения, преобразуется в форму, удобную для дальнейшего анализа, интерпретации и принятия управленческих решений. Структура, формат собираемых данных, порядок сбора информации определяются соответствующим регламентом, циклограммой сбора информации и соглашениями об информационном взаимодействии участников системы.
- 27. Процесс сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о качестве образования в регионе, а также исполнители работ и формы представления информации в рамках СОКО устанавливаются нормативными правовыми актами органов, осуществляющих управление в сфере образования, в пределах своей компетенции.