Решение Костромского УФАС России от 13 апреля 2011 года
- Принято
- Управлением Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
- Резолютивная часть решения оглашена «6» апреля 2011 г.
- В полном объеме решение изготовлено «13» апреля 2011 г.
- Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее Костромского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- <...>,
- в присутствии:
- от Управления федеральной почтовой связи Костромской области - филиал федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» - директор <...>.
- рассмотрев дело №04-14/933 по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» (131000, г.Москва, Варшавское шоссе, д.37) в лице Управления федеральной почтовой связи Костромской области - филиал федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (156005, г.Кострома, ул.Подлипаева, д.1) пункта 4 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
-
Установила:
- В Костромское УФАС России с материалом проверки обратилась Прокуратура Костромской области. Из обращения следует, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о защите конкуренции в деятельности Управления федеральной почтовой связи Костромской области - филиал федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.
- В своем обращении прокуратура просит рассмотреть вопрос о наличии в действиях Управления федеральной почтовой связи Костромской области - филиал федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» нарушения антимонопольного законодательства.
- В ходе проверки представленных прокуратурой материалов проверки установлено следующее.
- Федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Костромской области - филиал федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее ФГУП «Почта России» в лице УФПС КО - филиал ФГУП «Почта России») был заключен договор на инкассацию и доставку денежной наличности от 31.11.2005 г. №01796 с Российским объединением инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка РФ (Банка России) в лице Костромского областного управления инкассации - филиал Российского объединения инкассации (РОСИНКАС). В силу положений п.п. 8.1., 8.2.вышеуказанного договора, договор вступает в силу с 10.12.2005 г. и действует до 31.12.2006, договор считается автоматически пролонгированным на каждый следующий календарный год, если ни одна из сторон письменно не заявит о его прекращении за 30 дней до окончания срока действия договора.
- Кроме вышеуказанного договора, ФГУП «Почта России» в лице УФПС КО - филиал ФГУП «Почта России» в 2009 году были заключены два договора с тем же Российским объединением инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка РФ (Банка России) в лице Костромского областного управления инкассации - филиал Российского объединения инкассации (РОСИНКАС), договор №15171 от 20 февраля 2009 года на доставку ценностей в присутствии заказчика (сроком действия до 31 декабря 2009 г.) и договор №02020 от 12 марта 2009 года на доставку и инкассацию денежной наличности и ценностей (сроком действия до 31 декабря 2009 г.).
- Документов свидетельствующих о проведении ФГУП «Почта России» или УФПС КО - филиал ФГУП «Почта России» конкурсов или аукционов по отбору финансовых организаций для оказания услуг инкассации, в ходе проверки представлено не было.
- Фактически Российским объединением инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка РФ (Банка России) в лице Костромского областного управления инкассации - филиал Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) по настоящее время предоставляются услуги ФГУП «Почта России» в лице УФПС КО - филиал ФГУП «Почта России» по инкассации и доставке денежной наличности в рамках договора от 30.11.2005 г. №01796. Подтверждением исполнения услуг по инкассации и доставке денежной наличности в рамках исполнения договора от 30.11.2005 г. №01796, служат, имеющиеся в представленном материале прокурорской проверки, акт сверки взаиморасчетов за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 г.г. и платежные поручения.
- Заключенные ФГУП «Почта России» в лице УФПС КО - филиал ФГУП «Почта России» в 2009 году с Российским объединением инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка РФ (Банка России) в лице Костромского областного управления инкассации - филиал Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) договора №15171 от 20 февраля 2009 года на доставку ценностей в присутствии заказчика и договор №02020 от 12 марта 2009 года на доставку и инкассацию денежной наличности и ценностей, расторгнуты по соглашению сторон от 3 апреля 2009 года. Заключив данное соглашение ФГУП «Почта России» - УФПС КО - филиал ФГУП «Почта России» и Российским объединением инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка РФ (Банка России) в лице Костромского областного управления инкассации - филиал Российского объединения инкассации (РОСИНКАС), стороны договорились о следующем:
- — Договоры от 20.02.2009 года №15171 «На доставку ценностей в присутствии заказчика» и от 12.03.2009 года №02020 «На доставку и инкассацию денежной наличности и ценностей» считать расторгнутыми с момента их заключения. Основание: Письмо заместителя директора Управления Федеральной почтовой связи Костромской области - филиала ФГУП «Почта России» от 03.04.2009 года №44.15-11/08а.
- — Считать действующим договор от 30.11.2005 года №01796 «На инкассацию и доставку денежной наличности».
- Письмо заместителя директора УФПС КО - филиала ФГУП «Почта России» от 03.04.2009 года №44.15-11/08а, было адресовано начальнику Костромского областного управления инкассации - филиал Российского объединения инкассации (РОСИНКАС), и было следующего содержания:
- В связи с неправомерным заключением договоров от 20.02.2009 г. №15171 на доставку ценностей в присутствии заказчика и от 12.03.2009 г. №02020 на доставку и инкассацию денежной наличности (при заключении данных договоров не были приняты во внимание положения Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», которые требуют проведения открытых конкурсов/аукционов), просим Вас считать вышеуказанные договоры расторгнутыми с момента заключения. Считать действительным договор от 30.11.2005 г. №10796 на инкассацию и доставку денежной наличности, а ранее подписанные акты выполненных работ со ссылкой на договоры №15171 от 20.02.2009 г. и №02020 от 12.03.2009 г. заменить на акты выполненных работ со ссылкой на договор от 30.11.2005 г. №10796.
- В рамках проведенной прокуратурой проверки, с директора УФПС КО - филиал ФГУП «Почта России» были взяты объяснения. По существу заданных вопросов, в частности, на поставленный перед директором вопрос: «Поясните основания продления договора на инкассацию и доставку денежной наличности №01796 от 30 ноября 2005 года в период с 2005 года по 20.07.2010 года?», директор пояснил следующее: «В указанный период УФПС по КО не проводило конкурсов на право заключения договоров на инкассацию и доставку денежной наличности, поскольку полагали названный договор продленным в соответствии с п.8.2 названного договора. Нам не известно о проведении аппаратом ФГУП «Почта России» конкурсов на указанные цели для нужд Костромского филиала в обозначенный период времени».
- Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
- В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
- Согласно статьи 4 вышеуказанного закона, сферами деятельности субъектов естественных монополий являются услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
- Приказами ФАС России №263 от 17.11.2005 г. и №139 от 02.12.2005 г. ФГУП «Почта России» включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка Федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.
- С учетом вышеизложенного ФГУП «Почта России» в лице УФПС КО - филиал ФГУП «Почта России» находится в состоянии естественной монополии.
- В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, для оказания услуг по инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц.
- Согласно пункту 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
- Пунктом 2 статьи 422 ГК РФ определено, что условия заключенного договора сохраняют силу и после принятия закона, устанавливающего обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
- При наличии у субъекта, указанного в статье 18 Закона о защите конкуренции, на момент вступления в силу данного закона, договоров на оказание финансовых услуг, заключенных ранее, в том числе продленных, такие договоры признаются действующими до определенного в них момента окончания исполнения сторонами обязательства.
- По истечении срока действия указанных договоров и при наличии необходимости субъекты, указанные в статье 18 Закона о защите конкуренции, должны осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса/аукциона.
- С момента вступления в силу Закона о защите конкуренции заключение указанных договоров (продление ранее заключенных договоров) без предшествующего этому отбора финансовых организаций в соответствии с требованиями статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» недопустимо.
- На момент заключения договора от 30.11.2005 г. №01796 «На инкассацию и доставку денежной наличности» Закон о защите конкуренции не действовал и соответственно к нему не могли быть применены положения статьи 18 Закона о защите конкуренции.
- Вместе с тем, после принятия и вступления в силу Закона о защите конкуренции, положения статьи 18 которого, определяют круг лиц и порядок отбора этими лицами финансовых организаций, для заключения с ними в последующем договоров на оказание услуг, должны были учитываться и применяться, в том числе и ФГУП «Почта России» в лице УФПС КО - филиал ФГУП «Почта России».
- Таким образом, на момент окончания очередного срока действия договора №01796, выпадавшего на дату принятия и вступления в силу (действовавшего) Закона о защите конкуренции, ФГУП «Почта России» в лице УФПС КО - филиал ФГУП «Почта России» не дожидаясь очередной пролонгации договора, должно было направить уведомление другой стороне (исполнителю) о расторжении договора. В случае же, если у предприятия и далее была потребность в услугах инкассации, ФГУП «Почта России» в лице УФПС КО - филиал ФГУП «Почта России» должно было соблюсти установленный статьей 18 Закона о защите конкуренции порядок отбора финансовых организаций и провести конкурс или аукцион.
- Из представленных в материалах прокурорской проверки объяснений директора УФПС КО - филиал ФГУП «Почта России» следует, что ни ФГУП «Почта России», ни УФПС КО - филиал ФГУП «Почта России» никаких процедур (конкурса, аукциона) по отбору соответствующей финансовой организации для заключения договора на оказание услуг инкассации, не проводилось. Ранее заключенный договор №01796, из года в год, заключался на новый срок (происходила его пролонгация в соответствии с пунктом 8.2).
- Данные действия ФГУП «Почта России» в лице УФПС КО - филиал ФГУП «Почта России» по заключению и дальнейшей пролонгации договора от 30.11.2005 года №01796 «На инкассацию и доставку денежной наличности», являются нарушением антимонопольного законодательства, в части нарушения требований установленных статьей 18 Закона о защите конкуренции.
- Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
-
Решила:
- 1. Признать факт нарушения Федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» (131000, г.Москва, Варшавское шоссе, д.37) в лице Управления федеральной почтовой связи Костромской области - филиал федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (156005, г.Кострома, ул.Подлипаева, д.1) пункта 4 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного законом порядка отбора финансовых организаций, а именно, неоднократная пролонгация договора от 30.11.2005 г. №01796 «На инкассацию и доставку денежной наличности» и не проведение предприятием конкурсов или аукционов по отбору финансовой организации для заключения договора на оказание услуг инкассации для нужд предприятия.
- 2. Выдать Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» (131000, г.Москва, Варшавское шоссе, д.37) в лице Управления федеральной почтовой связи Костромской области - филиал федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (156005, г.Кострома, ул.Подлипаева, д.1) предписание об устранении нарушения пункта 4 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем совершения действий по расторжению договора от 30.11.2005 г. №01796 «На инкассацию и доставку денежной наличности», направив в адрес Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка РФ (Банка России) в лице Костромского областного управления инкассации - филиал Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) уведомление о расторжении договора (в установленные договором сроки) и по подготовке к проведению конкурса или аукциона по отбору финансовой организации для заключения договора на оказание услуг инкассации для нужд предприятия (в случае, если у предприятия есть потребность в услугах инкассации).
- Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
-
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.