» » » Развитие льноводства Костромской области на 2008-2012 годы / Костромская область

- Распоряжения, приказы, законы администрации Костромской области -

Развитие льноводства Костромской области на 2008-2012 годы / Костромская область


Костромская область
Программа от 28 декабря 2007 года
Развитие льноводства Костромской области на 2008-2012 годы
Принята
Департаментом агропромышленного комплекса Костромской обл.
  1. приказом
  2. департамента АПК
  3. Костромской области
  4. от 28.12.2007 N 221
Приложение
к Программе от 28 декабря 2007 года № Б/Н
Программа
Программа «Развитие льноводства костромской области на 2008-2012 годы»
  1. ПАСПОРТ
  2. ОБЛАСТНОЙ ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЛЬНОВОДСТВА
  3. КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008-2012 ГОДЫ"
  4. Наименование программы Областная ведомственная программа "Развитие льноводства на 2008-2012 годы"
    Основание для разработки Программы Поручение губернатора области, данное на еженедельном совещании при губернаторе области от 26 ноября 2007 года (протокол N 5); Целевая программа ведомства "Развитие льняного комплекса России на 2008-2010 годы";
    Государственный заказчик Программы Администрация Костромской области;
    Основной разработчик Программы Департамент АПК Костромской области;
    Координатор программы Департамент АПК Костромской области;
    Исполнители программы 1. Департамент агропромышленного комплекса Костромской области; 2. Льносеющие предприятия области; 3. Предприятия по первичной переработке льна; 4. Костромская государственная сельскохозяйственная академия (КГСХА); 5. ГНУ Костромской научно-исследовательский институт сельского хозяйства (НИИСХ); 6. ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт лубяных культур (ВНИИЛК); 7. Органы управления АПК муниципальных районов; 8. Инспектура по Костромской области - филиал ФГУ "Государственная комиссия РФ по испытанию и охране селекционных достижений"; 9. Льносеменоводческие станции; 10. Костромской филиал Российской академии кадрового обеспечения; 11. Предприятия технического сервиса
    Цели и задачи Программы, важнейшие ее целевые показатели Основными целями программы являются: - увеличение производства льняной продукции и достижение ее высокой конкурентоспособности; Задачи программы: - повышение эффективности производства сельхозпредприятий и предприятий первичной переработки льна; - модернизация и техническое и технологическое переоснащение предприятий по выращиванию льнадолгунца и предприятий по первичной переработке; - привлечение инвесторов в льняную отрасль;
    Основные мероприятия программы - расширение посевных площадей льна-долгунца, повышение урожайности, концентрация производства на предприятиях, занимающихся ведением льноводства, а также первичной и углубленной переработкой, производством и реализацией готовых изделий; - система семеноводства льна-долгунца, создание семеноводческих хозяйств; - техническое перевооружение льносеющих хозяйств и предприятий по первичной переработке; - развитие кадрового потенциала агропромышленного комплекса; - создание благоприятной кредитной политики; - мероприятия по научному обеспечению сельскохозяйственного производства и пропаганде передового опыта; - мероприятия по привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство;
    Сроки реализации Программы 2008-2012 годы
    Объемы финансирования На реализацию программы предполагается выделить по всем источникам - 2749,7 млн. руб., в т.ч.: 2008 год - 822,49 млн. руб. 2009 год - 464,02 млн. руб. 2010 год - 408,50 млн. руб. 2011 год - 455,21 млн. руб. 2012 год - 599,44 млн. руб.
    Источники финансирования Программы федеральный бюджет - 500,33 млн. рублей (18,2%); областной бюджет - 592,60 млн. рублей (21,6%); внебюджетные источники, включая кредитные ресурсы и средства инвесторов) - 1656,23 млн. рублей (60,2%)
    Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Довести производство основных видов льнопродукции в льносеющих хозяйствах к 2012 году: льноволокна - 12 тыс. тонн; льносемян - 4,5 тыс. тонн; модифицированного льноволокна и его производных - 3,0 тыс. тонн; льняного масла и его производных - 250 тонн; иглопробивного и льняного полотна - 1,1 млн. кв. м Ожидаемое выполнение программы позволит обеспечить полную загруженность предприятий по первичной переработке льна-долгунца при 3-сменной работе, увеличить число рабочих мест на 200 человек
    Система контроля Подготовка департаментом АПК Костромской области ежегодного отчета о ходе выполнения Программы. Отчеты исполнителей мероприятий Программы.
  5. Обоснование необходимости разработки Программы
  6. В Костромской области имеются благоприятные возможности для возделывания льна-долгунца: оптимальные природно-климатические условия, наличие ресурса пахотных земель, наличие традиций и знаний. В области еще в прежние годы был создан уникальный комплекс, позволяющий завершить всю технологическую цепочку - от возделывания льна до производства тканей и готовых швейных и трикотажных изделий. В эту цепочку входят льносеющие хозяйства, предприятия первичной переработки, льносеменоводческие станции, крупные текстильные предприятия - ООО "БКЛМ-актив", льнокомбинат им. И.Д.Зворыкина. Трудом и талантом коллективов ООО "Орбита", ООО "Мода", ООО "Ромашка" ткани и пряжа костромских текстильщиков превращаются в готовые швейные и трикотажные изделия, получившие признание на российских и международных выставках.
  7. Научное обеспечение льняного комплекса осуществляют научные учреждения области - Костромская Государственная сельскохозяйственная академия, Костромской Государственный технологический университет, Костромской научно-исследовательский институт сельского хозяйства (ГНУ КНИИСХ), Всероссийский научно-исследовательский институт лубяных культур (ГНУ ВНИИЛК), Костромской научно-исследовательский институт льняной промышленности (ОАО "КНИИЛП").
  8. Предприятия текстильного машиностроения: специализированное конструкторское бюро ОАО "СКБТМ", заводы ОАО "Красная маевка", ОАО "Практика", ОАО "Цвет" выпускают для текстильной отрасли оборудование, запасные части, текстильную гарнитуру, ведут модернизацию станков и машин.
  9. Учеными КГСХА и СКБТМ разработан комплекс машин и механизмов для раздельной уборки льна.
  10. Сотрудниками СКБТМ разработан - мини льнозавод для первичной переработки льна-долгунца.
  11. В КНИИЛП ведутся научно-исследовательские работы по разработке и освоению технологии получения льняного котонина, технологии производства комбинированных нитей для экологически чистых фрикционных изделий с использованием низкосортного льняного волокна и его отходов.
  12. Во ВНИИЛК разрабатываются энергосберегающие технологии получения короткого волокна, выполняются работы по модернизации оборудования, разрабатываются нормативы перевода льнотресты в волокно.
  13. НИИСХ широко проводит сортоиспытание и поиск новых перспективных сортов, обладающих, прежде всего, высокими технологическими и прядильными свойствами волокна.
  14. Давние традиции возделывания и переработки льна, концентрация технического, научного и творческого потенциала дают прекрасную возможность для превращения Костромской области в ведущий научно-производственный центр льняной промышленности России. В развитии агропромышленного комплекса области льноводство было и остается приоритетным направлением. Льноводство в 80-е годы прошлого столетия давало в сельскохозяйственном производстве до 15% всей выручки, а в растениеводстве до 50-60%. Производство льноволокна в это время составляло около 15 тыс. тонн, посевные площади более 40 тыс. га. Такие хозяйства, как колхоз "Родина", "Знамя труда", "Красный прибой" Красносельского района, колхоз "Мир" и колхоз "Родина" Нерехтского района ежегодно получали урожайность от 6 до 10 ц/га.
  15. Реформирование экономики России, составной частью которого стали реформы в сельском хозяйстве, повлекло за собой существенный спад в производстве льнопродукции. С начала 90-х годов наблюдается снижение достигнутых в льноводстве показателей. В результате несовершенной ценовой политики лен стал убыточным, и это повлекло за собой сокращение посевных площадей и производства льноволокна в хозяйствах области.
  16. Увеличить посевные площади и валовое производство льнопродукции в льносеющих хозяйствах области, обеспечить сырьем в полной потребности льноперерабатывающие предприятия возможно при реализации настоящей Программы. Социальная значимость, финансовые преимущества - важнейшие предпосылки необходимости принятия и осуществления Программы.
  17. Необходимость подготовки Программы диктуется тем, что в льнопроизводственном комплексе области, функционирующем в рамках общих основных закономерностей развития экономики, накопился целый ряд проблем.
  18. Характеристика проблем
  19. Главным препятствием для устойчивого развития льняного комплекса области является недостаточный уровень технического оснащения отрасли. Высокая изношенность, техническая и технологическая отсталость основных фондов и оборудования приводит к низкой урожайности льноволокна и льносемян, низкому их качеству.
  20. Качество льносырья, а также урожайность в значительной степени зависят от технологических свойств выращиваемых сортов льна-долгунца, от своевременной сортосмены и сортообновления в льносеющих хозяйствах области. Функции по мониторингу сортовой чистоты в семеноводческих посевах льна-долгунца, своевременному сортообновлению и сортосмене возложены на семеноводческие станции. Отсутствие государственной поддержки льносеменоводческим станциям в течение последних четырех лет поставило льносеменоводческие станции на грань банкротства.
  21. Из-за высоких затрат на производство семян элиты и суперэлиты льносеющие хозяйства не имеют возможности проводить ускоренную сортосмену и устойчивое сортообновление маточной элиты и суперэлиты, что в итоге отражается на урожайности и качестве льносырья в сторону существенного снижения.
  22. Большинство полей льносеющих хозяйств области имеют почвы с низким содержанием калия, недостает также микроэлементов - бора, цинка. Это также является серьезной причиной снижения урожайности и качества льноволокна.
  23. В результате в развитии льноводства образуется "замкнутый круг" - недостаток ресурсов для развития определяет технологическое отставание, которое обусловливает низкое качество продукции и высокие издержки производства, а в условиях неэффективной защиты внутреннего рынка и его низкую конкурентоспособность по отношению к импорту.
  24. Как показывает практика, - производство льнопродукции без поддержки со стороны государства нерентабельно. Уровень рентабельности льнопродукции по области без дотаций отрицательный и составляет от (- 30)% до (-52)%. Развитие льноводства возможно лишь при наличии государственной поддержки.
  25. Цель и задачи программы
  26. Цель программы - увеличение производства отечественной льняной продукции и достижение ее конкурентоспособности.
  27. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
  28. - повышение эффективности с/х предприятий и предприятий первичной переработки льна;
  29. - модернизация, техническое и технологическое переоснащение предприятий по выращиванию льна-долгунца и предприятий по первичной переработке;
  30. - привлечение инвесторов в льняную отрасль;
  31. - развитие кадрового потенциала агропромышленного комплекса путем совершенствования подготовки и повышения квалификации работников, привлечения и закрепления на селе выпускников средних и высших учебных заведений;
  32. Комплекс мер по поддержке производства льна-долгунца
  33. Задача повышения эффективности работы предприятий льносеющих хозяйств области и предприятий первичной переработки будет решаться за счет следующих мероприятий:
  34. - субсидирование части затрат на приобретение семян маточной элиты, суперэлиты и элиты в размере 20 тыс. рублей за тонну;
  35. - субсидирование части затрат на приобретение семян льна-долгунца 1-й и последующих репродукций в размере 10 тыс. рублей за тонну;
  36. - субсидирование части затрат льносеющим хозяйствам области за произведенную и реализованную льнопродукцию (в переводе на льноволокно) в размере 3,5 тыс. рублей за тонну;
  37. - субсидирование части затрат льносеющим хозяйствам области за произведенные льносемена, соответствующие требованием ГОСТа, в размерах 3 тыс. руб. за тонну.
  38. - субсидирование приобретения минеральных удобрений и средств защиты растений в размере 30% от стоимости;
  39. Задача модернизации, технического и технологического переоснащения предприятий по первичной переработке льна с целью устойчивого наращивания объемов производства, повышения эффективности предусматривается за счет:
  40. - субсидирования части затрат на возмещение процентных ставок по среднесрочным кредитам для сельхозпредприятий на приобретение современной техники по выращиванию и уборке льна-долгунца, на новое высокотехнологичное оборудование и современное высокопроизводительное оборудование для предприятий по первичной переработке льна в размере 1/3 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ;
  41. - субсидирование приобретения льноуборочной техники (льнокомбайны и оборачиватели) в размере 20% от стоимости.
  42. - выполнения научно-исследовательских разработок по созданию новых технологий в выращивании, семеноводстве и первичной переработке льна-долгунца;
  43. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
  44. Реализация программы будет осуществляться по следующим основным направлениям:
  45. - нормативные мероприятия - это агротехника возделывания, достаточное и полноценное внесение в льняных севооборотах органических и минеральных удобрений, в том числе и специально разработанного для льна гранулированного безхлорного органо-минерального удобрения с микроэлементами - ОМУ "Льняное", Буйского химического завода. Сбалансированное применение средств защиты растений, включая предпосевную обработку семян новыми высокоэффективными протравителями, обеспечение ГСМ, применение передовых технологий производства льна-долгунца и другие меры проведения посевных и уборочных работ, первичной переработки;
  46. - административно-хозяйственные мероприятия - политика субсидирования из федерального и областного бюджетов за произведенную льнопродукцию (в пересчете на льноволокно), льносемена, направленная на стимулирование производства высококачественного сырья. Субсидирование затрат за приобретаемые семена высоких репродукций - маточной элиты, суперэлиты и элиты с целью увеличения в структуре посевов удельного веса площадей, засеваемых семенами высоких репродукций и новыми высокопродуктивными сортами.
  47. Субсидирование затрат на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений.
  48. - аграрно-технологические структурные изменения - создание специализированных структур, с замкнутым циклом производства, объединяющих в себе возделывание льна, его переработку и выпуск готовых изделий, таких как ООО "Магрико-Кострома", занимающихся возделыванием льна и его первичной переработкой, и ООО "Развитие", объединившем возделывание, первичную переработку, выпуск и реализацию готовых изделий. В состав этого объединения вошел льнозавод (ООО "К-Лен"), и ООО "Нерехтская льняная мануфактура". В настоящее время на этом предприятии выпускаются технические ткани - брезент и парусина (всего 8 артикулов), в дальнейшем ассортимент будет расширяться.
  49. Также создание структур, которые на основе применения современных технологий обеспечат выпуск новых видов продукции из короткого льноволокна и технических льносемян, не уступающих зарубежным аналогам. Таких как НПО "Костромской лен", планирующих производство модифицированного льноволокна и его производных, производство иглопробивного льняного полотна и производство льняного масла и его производных.
  50. Одним из факторов обеспечения динамичного развития отрасли будет создание сырьевых зон вблизи имеющихся льнозаводов. Так в Красносельском районе привлечь к возделыванию льна-долгунца хозяйства, расположенные вблизи ОАО "Шолоховский льнозавод".
  51. Для МУП "Судиславский льнозавод" сырьевую базу образуют хозяйства Судиславского, Кадыйского районов.
  52. Для ООО "Развитие" - хозяйства Нерехтского района.
  53. - организационно-интеграционные мероприятия - создание благоприятной инвестиционной политики, организационно-правовых и экономических условий для привлечения наиболее эффективных инновационно-инвестиционных проектов.
  54. Семеноводство льна-долгунца
  55. Известно, что сорт был и остается самым дешевым и наиболее доступным средством повышения урожайности и улучшения качества производимой продукции. А значит, для увеличения урожайности льна-долгунца необходимо внедрение в производство новых высокопродуктивных сортов, а также разработка технологии их возделывания. Поэтому ГНУ Костромским НИИСХ ведется работа по поиску новых высокотехнологичных сортов льна-долгунца, наиболее адаптированных к условиям области. Сорта должны быть высоковолокнистыми, морфологически выровненными, устойчивыми к полеганию и осыпанию семян. Необходимость семеноводческой работы по льну-долгунцу и периодического сортообновления вызвана изменчивостью сортов в процессе их производственного использования, появлением механического и биологического засорения. В связи с этим основной целью семеноводства льна-долгунца является постоянное поддержание комплекса хозяйственно-биологических признаков сортов, которые были определены при их создании.
  56. Семеноводческий процесс предусматривает решение трех основных задач:
  57. - размножение семян сортов, представляющих хозяйственную ценность;
  58. - сохранение в процессе размножения сортовых свойств;
  59. - формирование высоких урожайных свойств семян специальными приемами возделывания;
  60. Успешное решение этих задач должно осуществляться на основе применения эффективных приемов возделывания семеноводческих посевов, послеуборочных технологических операций.
  61. За последние годы в производство внедрены сорта селекции Томской ГСХОС - Томский-17, Томский-18, ТОСТ-1, дающие высокие урожаи, как льноволокна, так и льносемян. Сорта, созданные Всероссийским научно-исследовательским институтом льна (г. Торжок) - А-93, Ленок, Тверской, Зарянка.
  62. Сорт Дашковский, селекции Могилевской Государственной сельскохозяйственной опытной станции (Республика Беларусь) ежегодно в условиях нашей области дает высокие урожаи. С 2008 года, согласно заключенным договорам, ГНУ Костромской НИИСХ будет ежегодно получать для первичного семеноводства оригинальные семена сорта Дашковский и сорта Борец для дальнейшего размножения и передачи в элитно-семеноводческие хозяйства области.
  63. Элитно-семеноводческими хозяйствами области утвердить:
  64. ООО "Магрико-Кострома"
  65. колхоз "Родина" Красносельского района.
  66. Льносеменоводческие станции - ОАО "Красносельская льносемстанция", ОАО "Нерехтская межрайонная льносемстанция", ОАО "Галичская льносемстанция" осуществляют методический контроль за размножением семян высоких репродукций, первой, второй и третьей и проводят их доработку до соответствующих кондиций.
  67. Партии семян третей репродукции считаются выходными.
  68. Спрос на технические семена льна-долгунца, как сырье для производства масла и жмыха практически не ограничен не только в среднесрочной, но и в долгосрочной перспективе.
  69. Схема семеноводческого процесса
  70. \/
    \/
    \/
    Селекционные центры
    оригинаторы сорта
    (производство оригинальных семян)
    
    ГНУ Костромской НИИСХ
    (производство маточной элиты 2 года)
    
    Элитно-семеноводческие хозяйства
    ООО "Магрико-Кострома"
    К-з "Родина" Красносельского р-на
    (производство суперэлиты, элиты)
    
    Льносеменоводческие станции
    (методическое руководство, подработка
    льносемян)
    
    /               ?               \
    /                ?                \
    \/                \/               \/
    ???????????            ???????????
                хозяйство         хозяйство
    Товарное
    хозяйство
    
    ТоварноеТоварное
  71. Предложенная схема позволит обеспечить семенами элиты в полной потребности для их дальнейшего размножения и проведения планового сортообновления на территории области.
  72. Для сортообновления и семеноводства льна-долгунца необходима финансовая поддержка, так как специализированные хозяйства и льносеменоводческие станции должны иметь необходимую материально-техническую базу - пункты сушки и переработки льновороха, комплекс машин по обмолоту и сортировке семян, высококачественные складские емкости. Получение высококачественных семян льна-долгунца должно обеспечиваться научным сопровождением.
  73. Научное обеспечение Программы
  74. Основными направлениями в области научного обеспечения льноводства и первичной переработки льна-долгунца являются разработка и внедрение в производство энергосберегающих технологий и эффективной техники, которые при минимальных затратах позволяют получить наибольшую рентабельность и формируют высокую конкурентоспособность льняной продукции. Приоритетными являются направления повышения урожайности льна-долгунца, его качества, а также увеличение выхода длинного волокна и углубленной переработки льна.
  75. В этих целях научно-исследовательским учреждениям области провести НИР в 2008-2012 годах по следующим темам:
  76. Костромская Государственная сельскохозяйственная академия:
  77. Изучение закономерностей влияния на качество льнотресты микрофлоры льна-долгунца в процессе его выращивания и росяной мочки в зависимости от технологических и природных факторов;
  78. Совершенствование технологии приготовления стланцевой тресты льна-долгунца в условиях Костромской области;
  79. Совершенствование технологии рулонной уборки льнотресты и подготовки ее к переработке на льнозаводе с целью увеличения выхода длинного волокна;
  80. Совершенствование адаптивных технологий возделывания льна-долгунца с получением высококачественной тресты;
  81. ГНУ ВНИИЛК:
  82. Разработать и создать усовершенствованные узлы трепальной машины, обеспечивающие переработку тресты с повышенной неоднородностью свойств;
  83. Усовершенствовать инструментальный метод оценки качества льняной тресты и степени ее вылежки;
  84. Разработать узел ввода льняного сырца в поле трепания трепальных барабанов;
  85. Разработать и создать усовершенствованные узлы трепальной машины, обеспечивающие переработку тресты с повышенной неоднородностью свойств;
  86. Создать комплекс лабораторного оборудования для оценки качества льняной тресты и волокна;
  87. ГНУ Костромской НИИСХ:
  88. Подбор сортов льна-долгунца, наиболее адаптивных к условиям Костромской области;
  89. Государственная поддержка по научному обеспечению льноводства и первичной переработки льна-долгунца будет осуществляться в соответствии с решениями Научно-Технического Совета департамента АПК по темам, отобранным на условиях конкурса. Часть тем будет поддерживаться на условиях софинансирования с хозяйствами из расчета 50% за счет средств областного бюджета и 50% за счет средств хозяйств.
  90. Техническое перевооружение льноводства
  91. Одним из главных направлений формирования высокоэффективного сельскохозяйственного производства является оснащение современной техникой, внедрение ресурсосберегающих технологий возделывания льна-долгунца.
  92. В настоящее время в льносеющих хозяйствах области основной является технология комбайновой уборки, главный недостаток которой - противоречие между двумя производственными целями: выработкой высококачественного льноволокна и получением высококачественных льносемян, обусловленное тем, что физиологическая спелость волокна и семян наступает в разное время, а сами семена созревают не одновременно, вследствие разных сроков созревания семенных коробочек на стеблях.
  93. Как альтернатива технологии комбайновой уборке - раздельная уборка. Применение технологии раздельной уборки, позволяет начать уборку на 10 дней раньше, чем при комбайновой технологии.
  94. Эффект от повышения качества льнопродукции при применении технологии раздельной уборки обеспечивается за счет повышения всхожести семян и качества волокна, вследствие уборки посевов в оптимальной спелости и вылежки льносоломы в тресту в оптимальных условиях. Преимущество технологии раздельной уборки над комбайновой при уборке посевов в ранней желтой спелости обусловлено еще и снижением издержек на сушку и переработку льняного вороха.
  95. В условиях нашей области использовать ту или другую технологию как единственную невозможно.
  96. Наиболее рациональной является технология комбинированной уборки, когда при достижении посевами льна ранней желтой спелости при наличии благоприятной погодной ситуации сначала применяется технология раздельной уборки с переходом по мере достижения культурой желтой спелости на технологию комбайновой уборки. Оптимальное количество технических средств, для технологии раздельной уборки должно быть рассчитано примерно на 30%, комбайновой технологии на 70% уборочной площади.
  97. Основной задачей департамента АПК является: оказание помощи льносеющим хозяйствам области в техническом переоснащении производства льна-долгунца.
  98. Оснащение льносеющих хозяйств в полной потребности льнокомбайнами, подборщиками-очесывателями, оборачивателями лент, рулонными пресс-подборщиками, погрузчиками рулонов, оборудованием для сушки и переработки льняного вороха позволит значительно повысить производительность льноводства за счет роста энерговооруженности труда и энергообеспеченности одного га пашни.
  99. Сельхозпредприятиям, занимающихся выращиванием льна-долгунца, будет выплачиваться из областного бюджета компенсация 20% стоимости за приобретенные льнокомбайны и оборачиватели, поскольку уборка является одним из важных этапов возделывания льна.
  100. Защита льна-долгунца от вредителей, болезней и сорняков
  101. Ежегодно при возделывании льна-долгунца вредители, болезни и сорняки наносят существенный ущерб урожаю, за счет снижения количества и качества льноволокна и семян.
  102. В нашей области на льне-долгунце зарегистрировано 3 вида вредителей, 7 видов основных болезней и около 10 видов наиболее вредоносных сорняков.
  103. Основную роль в организации мероприятий, направленных на снижение потерь урожая от вредных объектов, играет агротехнический метод: освоение севооборотов, выбор предшественника, система обработки почвы, внесение удобрений, оптимальные сроки сева, подготовка посевного материала, возделывание устойчивых к вредителям и болезням сортов.
  104. Эффективным методом защиты растений является химический, который проводится по результатам фитосанитарного обследования и должен быть обоснованным.
  105. Борьба с болезнями
  106. Ежегодно в области отмечаются потери льнопродукции от болезней. Наибольшую опасность представляют - антракноз, бактериоз, фузариозное увядание, крапчатость семядолей. Вредоносность болезней зависит от уровня агротехники, культуры земледелия и своевременного проведения защитных мероприятий. Основным приемом защиты льна-долгунца от комплекса болезней является протравливание семян химическими препаратами, основанное на результатах фитоэкспертизы семян с учетом действия применяемых препаратов на наиболее вредоносные патогены.
  107. Протравливание семян позволяет резко снизить потери и повысить качество посевного материала, поскольку целесообразнее ликвидировать источник инфекции в самом начале, чем потом, когда семена будут высеяны в почву. Обработка семян пестицидами является наиболее экономически выгодным, экологически безопасным приемом защиты семян от семенной, почвенной и частично аэрогенной инфекции. Экологичность этого приема заключается в том, что в расчете на гектар вносится небольшое количество действующего вещества, быстро разлагающегося в почве и отсутствующего в элементах урожая. Научными сотрудниками ВНИИ льна экспериментально обоснованы принципы протравливания - экологичность, эффективность, экономичность. Для льноводства рекомендован широкий ассортимент препаратов, который включает наиболее эффективные средства.
  108. Для предпосевного протравливания семян применяются, кроме ранее зарегистрированного ТМТД, препараты - витал, витавакс-200, раксил, фенорам, виал-ТТ. Лучший эффект достигается при протравливании с увлажнением и микроудобрениями.
  109. Борьба с вредителями
  110. На территории области из вредителей наиболее опасны льняные блошки. Для борьбы с ними на посевах применяются инсектициды. Целесообразность проведения химических обработок против вредителей решается после определения их численности и степени повреждения. В 2007 году от льняных блошек было защищено 80% площадей.
  111. Борьба с сорняками
  112. Непременным условием получения высококачественной льнопродукции является чистота посевов. Потенциальные потери льноводства России от сорняков за последние годы оцениваются в 24%.(Захаренко В.А., 2005 г.). На территории Костромской области наиболее распространенными и вредоносными являются: пырей ползучий, плевел льняной, горцы вьюнковый и почешуйный, ромашка непахучая, пикульники, бодяк полевой, марь белая. Распространено более 50 видов сорной растительности. По отдельным видам злостных сорняков обстановка имеет тенденцию к увеличению: регистрируется рост площадей, засоренных осотами и пыреем. Росту засоренности способствует ежегодное сокращение объемов механической обработки почвы, зяблевой вспашки, высокий запас семян сорных растений в пахотном горизонте.
  113. Сорняки - сильные конкуренты культурных растений по использованию питательных веществ и почвенной влаги. Количество потребляемой ими воды на образование единицы сухого вещества (транспирационный коэффициент) значительно выше, чем у культурных растений.
  114. Сорные растения способствуют размножению многих с/х вредителей и распространению грибных заболеваний. На многих видах растений, засоряющих посевы, выделены патогены, вызывающие полиспороз, крапчатость и другие болезни льна. Такие вредители, как льняные блошки прежде появляются на сорняках, а затем переходят на растения льна.
  115. Корни пырея ползучего, бодяка полевого выделяют в почву токсины, которые вызывают гибель проростков льна-долгунца, что снижает полноту их всходов. Потери продуктивности льна-долгунца от конкуренции сорняков в отдельные годы могут быть значительно ощутимы. Сорняки не только снижают урожай, но и увеличивают опасность полегания посевов, являются резерваторами болезней и вредителей, затрудняют уборку урожая, а, попадая в массу тресты и волокна, существенно ухудшают их качество, так как, проходя через технологическое оборудование льнозаводов, не отделяются от волокна.
  116. Избавиться от сорняков можно с помощью гербицидов. Применение гербицидов - обязательный элемент технологии возделывания льна-долгунца, и на ближайшее время ему нет альтернативы.
  117. Реально снизить засоренность посевов возможно при использовании гербицидов сплошного действия, содержащих глифосат, осенью в послеуборочный период или весной до посева по вегетирующим сорнякам, для этого из областного бюджета предусмотрена компенсация в размере 70% стоимости гербицида "Раундап" и его производных. Стоимость других пестицидов компенсируется за счет средств областного бюджета в размере 30% от стоимости.
  118. Для проведения защитных мероприятий на посевах льна-долгунца потребуются высокотехнологичные штанговые опрыскиватели, малообъемные протравители с автоматизированной системой контроля и управления рабочей жидкости для протравливания семян.
  119. Первичная переработка льна
  120. В области в настоящее время могут вести переработку льна-долгунца 6 льнозаводов. Производственные мощности по выработке льноволокна в области определены в объеме 10,8 тыс. тонн.
  121. В целом производственные мощности перерабатывающих предприятий по выработке льноволокна обеспечивают запланированные Программой объемы переработки (10,6 тыс. тонн).
  122. В настоящее время первичная переработка льносырья представлена в основном предприятиями с морально устаревшим и физически изношенным оборудованием, которые в большинстве своем малорентабельны или убыточны и не имеют средств для реконструкции.
  123. Для выполнения запланированных Программой объемов необходимо укрепить материально-техническую базу перерабатывающих предприятий, продолжить перевооружение и реконструкцию действующих льнозаводов путем замены активной части основных фондов новым высокоэффективным технологическим оборудованием, которое позволит увеличить выход волокна, в том числе длинного.
  124. В настоящее время тремя из шести имеющихся льнозаводов владеет ООО "Магрико-Кострома". В целом их производственные мощности на сегодняшний день обеспечивают запланированные ими объемы, но с расширением посевных площадей льна-долгунца как в ООО "Магрико-Кострома", так и в других хозяйствах Галичского, Красносельского, Островского районов требуется их перевооружение. Для этого планируется приобретение мяльно-трепального агрегата VANHAUWERT. Для комплексного использования короткого льноволокна - линия приготовления нетканого полотна, линия котонизирования, а также линия для приготовления пелет.
  125. В целях более глубокой переработки собственных ресурсов на имеющихся производственных площадях ОАО НПО "Костромской лен" организуется производство модифицированного льноволокна и его производных, в том числе медицинской ваты для армейских нужд и других спецпотребителей, производство пищевого льняного масла и его производных для медицинских целей, иглопробивного льняного волокна. Выпускаемые на этом предприятии материалы будут использоваться в медицине, военно-промышленном комплексе, автомобильной и строительной индустрии.
  126. НПО "Костромской лен" включен в перечень строек и объектов целевой ведомственной программы "Развитие льняного комплекса России на 2008-2010 годы". В течение 2008-2009 года на предприятии планируется провести реконструкцию и техническое перевооружение технологического цеха по производству модифицированного льноволокна, цеха по производству льняного масла, участка по производству иглопробивного льняного полотна, провести переоснащение котельной. Общая сметная стоимость составит - 305,3 млн. руб., в том числе 2008 год - 208,76 млн. руб. (68,4%). Срок ввода мощностей в эксплуатацию - 2009 год. Вложение финансовых средств в данный проект планируется по принципу софинансирования: 50% - федеральный бюджет, 25% - областной бюджет, 25% - собственные и привлеченные средства.
  127. Механизм реализации и управления Программой
  128. Выполнение Программы предусматривает взаимодействие структурных подразделений администрации области, органов местного самоуправления, научных учреждений, организаций АПК, осуществляющих свою деятельность в сельском хозяйстве.
  129. Финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных Программой, осуществляется через главных распорядителей бюджетных средств: департамент агропромышленного комплекса области, районные управления сельского хозяйства области.
  130. Департамент агропромышленного комплекса области осуществляет координацию деятельности исполнителей Программы, определяет методы и приемы исполнения программных мероприятий. Ежегодно формирует расчеты бюджетных проектировок по реализации мероприятий Программы, исходя из тенденций развития АПК и возможностей областного бюджета на соответствующий год.
  131. Исполнители Программы разрабатывают и утверждают ежегодные планы работ по выполнению соответствующих мероприятий Программы. Исполнители мероприятий несут ответственность за качественное и своевременное их выполнение, целевое и рациональное использование финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы.
  132. Система контроля за выполнением программы включает:
  133. ежеквартальные отчеты о ходе выполнения программы исполнителей мероприятий Программы департаменту АПК
  134. отчеты о ходе реализации Программы департамента АПК Костромской области в установленном законодательством порядке.
  135. Ресурсное обеспечение программы
  136. Организационное обеспечение
  137. Организацию исполнения Программы обеспечивает департамент агропромышленного комплекса области.
  138. Контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых из областного бюджета на выполнение мероприятий, предусмотренных Программой, осуществляется агропромышленным комплексом области.
  139. Кадровое обеспечение
  140. Реализация областной ведомственной программы "Развитие льноводства Костромской области на 2008-2012 годы" может быть обеспечена только при наличии на местах квалифицированных кадров. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации инженерно-технических кадров намечается на базе:
  141. ФГОУ ВПО Костромская Государственная сельскохозяйственная академия
  142. ГОУ ВПО Костромской Государственный технологический университет
  143. ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт лубяных культур Костромского филиала российской академии кадрового обеспечения (РАКО)
  144. Кадры массовых профессий будут проходить обучение в учреждениях профессионального образования, учебно-курсовом комбинате "Костромской", на базе профтехучилищ, лицеев, а также на самих предприятиях.
  145. Для осуществления кадровой политики в сфере агропромышленного комплекса необходима финансовая поддержка областного бюджета.
  146. Финансовое обеспечение
  147. Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы, составляет 2749,7 - млн. рублей.
  148. Финансирование Программы предполагается осуществить за счет следующих источников:
  149. - средств федерального бюджета;
  150. - средств областного бюджета;
  151. - собственных средств организаций, заинтересованных в реализации Программы, кредитных ресурсов;
  152. - других источников.
  153. Объемы финансового обеспечения Программы за счет средств областного бюджета на соответствующий год утверждаются законом Костромской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов областного бюджета, исходя из возможностей областного бюджета.
  154. При производственной необходимости возможно перераспределение объемов финансового обеспечения между мероприятиями в пределах общего объема Программы с внесением соответствующих изменений в Программу в установленном порядке.
  155. В соответствии с Законом Костромской области "О государственной поддержке агропромышленного комплекса Костромской области" государственная поддержка из областного бюджета осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в Законе Костромской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Условия, размеры и порядок оказания государственной поддержки, предусмотренной настоящим Законом, устанавливаются постановлением губернатора области.
  156. Объемы финансового обеспечения Программы могут быть увеличены в установленном порядке за счет экономии, полученной в процессе исполнения областного бюджета по подразделу 0405 "Сельское хозяйство и рыболовство" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
  157. Экологическая безопасность программы
  158. Современные технологии выращивания льна-долгунца не приводят к загрязнению окружающей среды. Уровень внесения минеральных удобрений, средств защиты растений при выращивании льна-долгунца в Костромской области в 2-4 раза меньше по сравнению с применяемыми в странах Западной Европы.
  159. Развитие льноводства в области не несет негативных экологических последствий.
Приложение
к Программе от 28 декабря 2007 года № Б/Н
Показатель
Основные показатели производства льнопродукции в костромской области
  1. Показатели ед. изм. Годы
    2008 2009 2010 2011 2012
    Площадь сева тыс. га 6,0 8,0 10,0 12,0 15,0
    Урожайность льноволокна ц/га 5,0 5,5 6,0 7,0 8,0
    Производство льноволокна тыс. тонн 3,0 4,4 6,0 8,4 12,0
    Урожайность льносемян ц/га 2,65 2,7 2,8 2,9 3,0
    Производство льносемян тыс. тонн 1,6 2,16 2,8 3,48 4,5
    Качество льнотресты N 1,2 1,4 1,5 1,8 2,0
    Объемы выработки льноволокна на льнозаводах тыс. тонн 2,6 3,9 5,3 7,3 10,6
Приложение
к Программе от 28 декабря 2007 года № Б/Н
Посевные площади льна-долгунца
  1. Районы Годы
    2008 2009 2010 2011 2012
    Галичский 50 100 100 300 400
    Кадыйский 200 300
    Красносельский 300 400 600 700
    Нерехтский 200 300 600 700
    Мантуровский 70 200 250 300 350
    Макарьевский 50 100 150 300 400
    Судиславский 200 350
    Островский 30 100 100 200 300
    ООО "Магрико-Кострома" 5000 6000 7500 8000 10000
    ООО "Развитие" 800 1000 1200 1300 1500
    Итого: 6000 8000 10000 12000 15000
Приложение
к Программе от 28 декабря 2007 года № Б/Н
Потребность в семенах льна-долгунца
  1. Наименование показателей Ед. изм. 2008 г 2009 г 2010 г 2011 г 2012 г
    Площадь сева тыс. га 6,0 8,0 10,0 12,0 15,0
    Потребность в семенах всего тонн 720 960 1200 1440 1800
    в т.ч. семян высоких репродукций
    из них маточной элиты 11 года ц 3,9 6,3 8,0 9,4 11,8
    на сумму тыс. руб. 27,3 44,1 56,0 65,8 85,6
    суперэлиты тонн 6 8 10 12 15
    на сумму тыс. руб. 360 480 600 720 900
    элиты 20 22 27 32,5 40,0
    на сумму тыс. руб. 110,0 121,0 148,5 178,8 220,0
Приложение
к Программе от 28 декабря 2007 года № Б/Н
Потребность льносеющих хозяйств в минеральных удобрениях
  1. Виды удобрений Ед. изм. 2008 г 2009 г 2010 г 2011 г 2012 г
    Диаммофоска (N / Р2О5 / К2О = 9/25/25) тонн 1200 1600 2000 2400 3000
    Суперфосфат простой (Р2О5)20% тонн 600 800 1000 1200 1500
    Калий хлористый (К2О - 60%) тонн 600 800 1000 1200 1500
    Итого тонн 2400 3200 4000 4800 6000
    Требуется денежных средств всего млн. руб 33,6 44,8 56,0 67,2 84,0
    Органо-минеральное удобрение "Льняное" Буйского химзавода тонн 300 400 500 600 750
    Требуется денежных средств млн. руб 4,05 5,4 6,75 8,1 10,13
    Гуминовый препарат литр 3000 4000 5000 6000 7500
    Требуется денежных средств млн. руб 0,36 0,48 0,6 0,72 0,9
Приложение
к Программе от 28 декабря 2007 года № Б/Н
Потребность льносеющих хозяйств в средствах защиты
  1. Виды пестицидов Ед. изм. 2008 г 2009 г 2010 г 2011 г 2012 г
    из них гербициды тонн 9,6 12,8 16,0 19,2 24,0
    требуется средств млн. руб. 5,0 6,5 8,2 9,8 12,3
    инсектициды тонн 1,8 2,4 3,0 3,6 4,5
    требуется средств млн. руб. 0,7 0,9 1,1 1,3 1,7
    Препарат для протравливания семян тонн 1,4 1,9 2,4 2,9 3,6
    требуется средств млн. руб. 0,2 0,3 0,34 0,4 0,5
    требуется средств всего млн. руб. 5,9 7,7 9,6 11,5 14,5
Приложение
к Программе от 28 декабря 2007 года № Б/Н
Потребность в денежных средствах на техническое перевооружение предприятий льноперерабатывающей промышленности на 2008-2012 годы
  1. Наименование предприятия На период реализации программы тыс. руб. В том числе по годам
    2008 2009 2010 2011 2012
    ООО "Галич-лен" 75000 15000 15000 15000 15000 15000
    ОАО "Мантуровский льнозавод" 9000 1800 1800 1800 1800 1800
    ООО "К-лен" Нерехтский район 35000 7000 7000 7000 7000 7000
    ООО "Агроленинвест" Островский район 75000 15000 15000 15000 15000 15000
    МУП "Судиславский льнозавод" 6000 1200 1200 1200 1200 1200
    ООО "Шолоховский льнозавод" 150000 30000 30000 30000 30000 30000
    Всего на сумму 350000 70000 70000 70000 70000 70000
Приложение
к Программе от 28 декабря 2007 года № Б/Н
Использование производственных мощностей предприятий льноперерабатывающей промышленности в 2008-2012 годах
  1. Наименование предприятия Проектная мощность тонн в год
    При односменной работе При двухсменной работе При трехсменной работе
    льнотреста льноволокно льнотреста льноволокно льнотреста льноволокно
    ООО "Галич-лен" 1600 400 2720 680 3840 960
    ОАО "Мантуровский льнозавод" 700 175 1400 350 2100 525
    ООО "К-лен" Нерехтский район 2000 500 4000 1000 6000 1500
    ООО "Агролен-инвест" Островский район 700 175 1400 350 2100 525
    МУП "Судиславский льнозавод" 700 175 1500 375 2200 550
    ООО "Шолоховский льнозавод" 9000 2250 18000 4500 27000 6750
    Итого 14700 3675 29020 7255 43240 10810
Приложение
к Программе от 28 декабря 2007 года № Б/Н
Потребность в технике для возделывания и уборки льна в 2008-2012 годах (комбинированный способ уборки: 30% раздельным способом, 70% комбайновым)
  1. Годы 2008 2009 2010 2011 2012
    Площадь (тыс. га) 6 8 10 12 15
    Показатель Потребность на 1000 га Цена, тыс. руб. Колво, шт. Сумма, тыс. руб. Кол-во, шт. Сумма, тыс. руб. Колво, шт. Сумма, тыс. руб. Колво, шт. Сумма, тыс. руб. Колво, шт. Сумма, тыс. руб.
    Трактор 13,56 1500 81 121500 108 162000 136 204000 163 244500 203 304500
    Лущильник дисковый 1,11 300 7 2100 9 2700 11 3300 13 3900 17 5100
    Разбрасыватель минеральных удобрений 2,8 150 17 2550 22 3300 28 4200 34 5100 42 6300
    Плуг 5,36 850 32 27200 43 36550 54 45900 64 54400 80 68000
    Культиватор 3,53 400 21 8400 28 11200 35 14000 42 16800 53 21200
    Борона зубовая тяжелая 20,8 1,5 125 187,5 166 249 208 312 250 375 312 468
    Борона зубовая средняя 37,1 1,5 223 334,5 297 445,5 371 556,5 445 667,5 557 835,5
    Протравливатель 0,4 150 2 300 3 450 4 600 5 750 6 900
    Сеялка 10,5 1000 63 63000 84 84000 105 105000 126 126000 158 158000
    Опрыскиватель 1,61 300 10 3000 13 3900 16 4800 19 5700 24 7200
    Оборачиватель лент льна 6,3 90 38 3420 50 4500 63 5670 76 6840 95 8550
    Рулонный прессподборщик 12,8 450 77 34650 102 45900 128 57600 154 69300 192 86400
    Молотилка МВ2,5 3,7 800 22 17600 30 24000 37 29600 44 35200 56 44800
    Пункт послеуборочной обработки 5,84 2000 35 70000 47 94000 58 116000 70 140000 88 176000
    Для уборки раздельным способом (30%)
    Льнотеребилки 3,2 300 6 1728 8 2304 10 2880 12 3456 14 4320
    Подборщикочесыватель 12,8 500 23 11520 31 15360 38 19200 46 23040 58 28800
    Для уборки комбайновым способом (70%)
    Льнокомбайны 25 600 105 63000 140 84000 175 105000 210 126000 58 157500
    Итого по годам 430490 574858,5 718618,5 862028,5 1078873,5
    Итого дополнительно приобретено по годам 144368,5 143760,0 143410,0 216845,0
Приложение
к Программе от 28 декабря 2007 года № Б/Н
Программа
Потребность в финансовых средствах на период реализации программы (2008-2012 годы) и источники финансирования
  1. Показатели 2008-2012 гг. 2008 г 2009 г 2010 г 2011 г 2012 г
    I. Потребность в финансовых средствах всего 2749,665 822,487 464,022 408,501 455,214 599,441
    в том числе:
    на приобретение техники для возделывания и уборки льна-долгунца 1078,873 430,490 144,368 143,760 143,410 216,845
    приобретение семян высоких репродукций 11,122 1,487 1,734 2,141 2,574 3,186
    приобретение семян первой и последующих репродукций 0,5 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
    приобретение минеральных удобрений 320,03 37,65 50,2 62,75 75,3 94,13
    приобретение средств защиты растений 49,2 5,9 7,7 9,6 11,5 14,5
    техническое перевооружение предприятий по первичной переработке льна 350,0 70,0 70,0 70,0 70,0 70,0
    субсидии за сданное сырье (в пересчете на волокно) 219,7 19,5 28,6 39,0 54,6 78,0
    субсидии за произведенные льносемена 43,62 4,8 6,48 8,4 10,44 13,5
    субсидирование части затрат на возмещение процентных ставок по кредитам на приобретение техники 366,72 43,2 57,6 71,85 86,19 107,88
    Реконструкция и техническое перевооружение цеха по переработке волокна, выпуску льняного масла ОАО НПО "Костромской лен" г. Нерехта 305,3 208,76 96,54
    Премирование по условиям соревнования 0,5 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
    Научные разработки 4,1 0,5 0,6 0,8 1,0 1,2
    II. Источники финансирования
    в том числе:
    федеральный бюджет 500,33 142,43 100,17 66,25 83,06 108,42
    из них субсидии за сданное сырье (в пересчете на волокно) 101,4 9,0 13,2 18,0 25,2 36,0
    субсидирование затрат на приобретение семян высоких репродукций 1,8 0,25 0,3 0,35 0,4 0,5
    субсидирование части затрат на возмещение процентных ставок по кредитам на приобретение техники 244,48 28,8 38,4 47,9 57,46 71,92
    Реконструкция и техническое перевооружение цеха по переработке волокна, выпуску льняного масла ОАО НПО "Костромской лен" г. Нерехта 152,65 104,38 48,27
    Областной бюджет - всего 593,103 109,464 101,685 98,934 123,27 159,75
    в том числе:
    субсидии за сданное сырье (в пересчете на волокно) 118,3 10,5 15,4 21,0 29,4 42,0
    субсидии за произведенные льносемена 43,62 4,8 6,48, 8,4 10,44 13,5
    субсидирование части затрат на приобретение семян высоких репродукций 3,85 0,52 0,6 0,74 0,89 1,1
    Приобретение семян первой и последующих репродукций 0,5 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
    субсидирование части затрат на приобретение минеральных удобрений 96,02 11,30 15,06 18,83 22,59 28,24
    субсидирование части затрат на приобретение средств защиты растений 14,76 1,77 2,31 2,88 3,45 4,35
    субсидирование части затрат на возмещение процентных ставок по кредитам на приобретение техники 122,24 14,4 19,2 23,95 28,73 35,96
    субсидирование части затрат за приобретение специализированной техники 112,888 13,284 17,7 22,134 26,57 33,20
    Реконструкция и техническое перевооружение цеха по переработке волокна, выпуску льняного масла ОАО НПО "Костромской лен" г. Нерехта 76,325 52,19 24,135
    научные разработки 4,1 0,5 0,6 0,8 1,0 1,2
    премирование по итогам соревнования 0,5 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
    Внебюджетные источники всего: 1656,232 570,593 262,167 243,317 248,884 331,271
    в том числе:
    на приобретение техники для возделывания и уборки льна-долгунца 965,985 471,206 126,668 121,626 116,84 183,645
    приобретение семян высоких репродукций 5,472 0,717 0,834 1,051 1,284 1,586
    приобретение минеральных удобрений 224,01 26,35 35,14 43,92 52,71 65,89
    приобретение средств защиты растений 34,44 4,13 5,39 6,72 8,05 10,15
    техническое перевооружение предприятий по первичной переработке льна 350,0 70,0 70,0 70,0 70,0 70,0
    Собственные и привлеченные средства ОАО НПО "Костромской лен" 76,325 52,19 24,135

Предыдущая новость - Об организации принятия собственниками помещений вновь построенного многоквартирного дома решения о способе управления многоквартирным домом / Костромская область

Следующая новость - Об организации работ по благоустройству, озеленению и улучшению санитарного состояния городского округа город Шарья в весенний период 2010 года / Костромская область