О порядке подготовки граждан, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью
- Принято
- Администрацией Костромской области
- В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", Законом Костромской области от 27 декабря 2012 года N 236-4-ЗКО "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Костромской области" администрация Костромской области
-
Постановляет:
- 1. Утвердить прилагаемый Порядок подготовки граждан, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.
- 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до утверждения Министерством образования и науки Российской Федерации требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
- Губернатор области
- С.Ситников
Порядок подготовки граждан, желающих принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью
-
Глава 1. Общие положения
- 1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом, Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", Законом Костромской области от 27 декабря 2012 года N 236-4-ЗКО "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Костромской области" и устанавливает алгоритм подготовки граждан, выразивших желание принять на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей) (далее - гражданин).
- 2. Подготовка осуществляется в целях обеспечения психолого-педагогической и социально-правовой компетентности граждан.
- 3. Подготовку организует учреждение, уполномоченное департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области на осуществление подготовки граждан (далее - уполномоченное учреждение).
- 4. Подготовку обеспечивают специалисты уполномоченного учреждения, а также организации, осуществляющие отдельные полномочия органа опеки и попечительства (далее - служба сопровождения), усыновители и приемные родители, имеющие положительный опыт в воспитании детей и соответствующую подготовку.
- 5. Подготовка граждан осуществляется бесплатно по очно-заочной форме обучения в соответствии с прилагаемой к настоящему Порядку программой.
-
Глава 2. Условия и этапы подготовки граждан, желающих принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью
- 6. Подготовка гражданина проводится на основании письменного заявления гражданина, поданного им в службу сопровождения по месту жительства гражданина, и предъявления документа, удостоверяющего личность.
- 7. Подготовка граждан проводится поэтапно:
- 1 этап - консультирование;
- 2 этап - психологическое тестирование;
- 3 этап - подготовка в соответствии с прилагаемой программой.
- 8. При обращении гражданина в службу сопровождения ему предоставляются консультации по вопросам выбора формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядка оформления усыновления, опеки (попечительства).
- 9. Психологическое тестирование проводится по добровольному согласию гражданина психологом службы сопровождения по месту жительства либо психологом уполномоченного учреждения.
- Психолог проводит диагностику профессиональной пригодности гражданина, включающую стандартизированные методики, и выдает заключение по итогам оценки психологической готовности к приему несовершеннолетнего ребенка в семью.
- 10. Уполномоченное учреждение формирует группы из числа обратившихся граждан минимальным количеством 5 человек в соответствии с заявками служб сопровождения. Подготовка граждан начинается по мере формирования группы.
- 11. По завершении подготовки гражданину выдается свидетельство о прохождении подготовки установленного образца, утвержденное уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Программа подготовки граждан, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью
- Настоящая Программа подготовки граждан, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семью (далее - программа), определяет темы и план подготовки, по которым осуществляется подготовка граждан, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.
-
Глава 1. Учебные темы программы
- 1. Тема 1. "Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в замещающую семью"
- Содержание:
- Усыновление, опека/попечительство, приемная и патронатная семьи;
- Характеристика каждого типа замещающей семьи и их отличительных черт.
- 2. Тема 2. "Законодательные основы по проблемам защиты детства"
- Содержание:
- Основные законодательные акты, регламентирующие деятельность замещающих родителей, и их характеристика. Права и обязанности замещающих родителей и их приемных детей, исходя из типа замещающей семьи.
- 3. Тема 3. "Организационно-правовые аспекты деятельности замещающей семьи"
- Содержание:
- Основные законы и нормативные правовые акты, определяющие взаимодействие государственных служб и замещающей семьи. Основные этапы прохождения инстанций при создании замещающей семьи. Оформление договорных отношений с учетом конкретного типа замещающей семьи. Специфика взаимодействия с организациями, предоставляющими услуги детям и семьям данной категории.
- 4. Тема 4. " Мотивация выбора (практическое занятие)"
- Содержание:
- Мотивы принятия ребенка в замещающую семью и их характеристика. Выявление собственных мотивов принятия приемного ребенка в семью каждым членом замещающей семьи. Изменения, которые произойдут в семье с принятием в нее ребенка.
- Групповая дискуссия на тему: "Какие мотивы могут побудить человека создать принимающую семью".
- Работа в подгруппах с целью определения - какого ребенка хочет взять принимающая семья.
- Сценарии воспитания ребенка в замещающей семье с учетом мотива принятия.
- 5. Тема 5. "Семейные отношения (тренинг)"
- Содержание:
- Эмоциональный климат в семье. Семейные ценности, традиции: их значимость. Партнерство в семье. Уровни притязаний и уровень готовности принятия на себя ответственности за другого члена семьи. Семейные конфликты и их характеристика. Классификация типов брака, поведения в браке и их влияние на становление и развитие ребенка.
- 6. Тема 6. "Особенности развития ребенка, воспитывающегося вне семьи"
- Содержание:
- Влияние наследственности на психическое здоровье детей. Принципы наследования и проявления заболеваний с возрастом. Влияние генетической наследственности на поведение детей. Медицинская генетика: чем она может помочь приемным родителям (усыновителям). Наиболее часто встречающиеся генетические заболевания и их диагностика у приемных детей.
- Жестокое обращение с ребенком и его последствия на развитие приемного ребенка.
- Депривация и ее последствия: понятие "депривация" и характеристика видов депривации и последствий на развитие личности ребенка. Типы депривационной личности воспитанника государственных учреждений. Депривация и пути ее преодоления: занятия и игры для приемных детей, способствующих преодолению последствий депривации.
- Особенности состояния здоровья детей в домах ребенка, детских домах и интернатах.
- Факторы, воздействующие на процесс социализации ребенка в условиях детского дома (дефицит информации, дефицит внимания, конкуренция, бедность среды, смена персонала).
- Привязанность и ее влияние на развитие ребенка: понятие "привязанность", ее характеристика. Привязанность и ее влияние на развитии ребенка: физическое, психическое (эмоциональное, интеллектуальное) и социальное.
- Последствия для ребенка, у которого не сформировалось чувство привязанности: отстраненность, хроническое беспокойство, неразборчивая привязанность, недостаток самоощущения, неглубокие эмоции, поведение, не соответствующее возрасту, отсутствие принадлежности, запоздалое развитие совестливости и т.п.
- Критерии наличия привязанности у детей к родителю на разных возрастных этапах (работа по группам.)
- Особенности развития детей-сирот - однодневный тренинг. Особенности социализации детей-сирот (групповые занятия с элементами тренинга).
- 7. Тема 7. "Основы воспитания приемного ребенка в условиях замещающей семьи"
- Содержание:
- Функции замещающей семьи и их характеристика.
- Принципы и основные направления воспитательной деятельности замещающих родителей с приемными детьми на разных возрастных этапах.
- Методы и приемы семейного воспитания. Поощрение и наказание в семье. Как предупредить отклонения в развитии ребенка.
- Адаптация приемного ребенка в семье. Этапы адаптации ребенка и взрослых к новым условиям жизни. Предупреждение адаптационных трудностей у ребенка к новой семье.
- Ребенок в новой семье (тренинг). Умение распознавать и прогнозировать конфликтные ситуации.
- 8. Тема 8. "Особенности и трудности построения взаимоотношений между приемными и кровными детьми"
- Содержание:
- Чувства принимаемого и кровного ребенка в новых условиях. Подготовка кровного ребенка к принятию в семью нового ребенка. Условия для установления и развития контакта между приемным и кровным ребенком. Групповая дискуссия на тему "Чувства приемного ребенка в новой семье". Воспитание однополых и разнополых детей. Разница в возрасте.
- 9. Тема 9. "Бесконфликтное общение (тренинг)"
- Содержание:
- Представления о конфликтах. Конфликтные реакции. Прогнозирование конфликтных ситуаций. Эмоциональное реагирование, направленное на самопринятие (формирование навыков рефлексии и самоконтроля). Способы реагирования в сложной, стрессовой ситуации. Конструктивное решение конфликта путем принятия коллективного решения. Способы преодоления конфликтов между детьми и взрослыми.
-
Глава 2. Консультации
- 10. Консультации могут быть как индивидуальные, так и групповые. Проводятся по инициативе специалистов и по просьбе граждан, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью и предполагают следующую тематику:
- 1) "Что такое родительская роль";
- 2) "Типичные ситуации риска";
- 3) "Трудный ребенок в семье";
- 4) "Как научить ребенка";
- 5) "Условия успешности воспитания";
- 6) "Как и когда рассказать ребенку, что он приемный";
- 7) "В семью вошел ребенок-подросток";
- 8) "Как подготовить родственников к принятию нового члена семьи";
- 9) "Взаимоотношения родных и приемных детей";
- 10) "Поощрение и наказание";
- 11) "Совместный досуг";
- 12) "Как предупредить конфликт";
- 13) "Как относиться к прошлому ребенка, его кровным родственникам";
- 14) "Что мешает нам любить друг друга";
- 15) "Поиск и выбор своего ребенка";
- 16) "Принятие ребенка в семью после утраты кровного";
- 17) "Как лучше организовать первую встречу с ребенком";
- 18) "Адаптация ребенка в новой семье";
- 19) "Ребенок стал воровать";
- 20) "Как помочь приемному ребенку пережить горе потери родителей";
- 21) "Почему ребенок лжет";
- 22) "Если ребенок заболел";
- 23) "Как реагировать на любопытство и расспросы соседей".
-
Глава 3. Учебно-тематический план подготовки
-
N п/п Тема Виды занятий лекции практические занятия консультации 1. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в замещающую семью 2 1 2. Законодательные основы по проблемам защиты детства 2 3. Организационно-правовые аспекты деятельности замещающей семьи 1 1 1 4. Мотивация выбора 2 1 5. Тренинг семейных отношений (2 дня по 5 часов) 10 6. 1) 2) Особенности развития личности ребенка, воспитывающегося вне семьи (групповые занятия): особенности развития детей-сирот - однодневный тренинг особенности социализации детей-сирот (групповые занятия с элементами тренинга) - 2 дня по 5 часов 4 5 10 1 1 1 7. Основы воспитания приемного ребенка в условиях замещающей семьи 6 4 2 8. Особенности и трудности построения взаимоотношений между приемными и кровными детьми Ребенок в новой семье (однодневный тренинг) 1 4 4 1 9. Тренинг бесконфликтного общения (2 дня по 6 часов) 12 2 Форма контроля: зачет 1,5 Всего: 80,5 12 56 11