» » » В отношении департамента экономического развития, промышленности и торговли КО, департамента лесного хозяйства КО / Костромская область

- Распоряжения, приказы, законы администрации Костромской области -

В отношении департамента экономического развития, промышленности и торговли КО, департамента лесного хозяйства КО / Костромская область


Костромская область
Решение Костромского УФАС России от 15 июля 2011 года
В отношении департамента экономического развития, промышленности и торговли КО, департамента лесного хозяйства КО
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
  1. Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе:
  2. Председатель Комиссии: <...>
  3. Члены Комиссии: <...>
  4. <...>
  5. в присутствии:
  6. <...>, жалобу Регионального отделения ДОСААФ России Костромской области на действия уполномоченного органа — департамента экономического развития, промышленности и торговли Костромской области, государственного заказчика — департамента лесного хозяйства Костромской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на осуществление полетов воздушными судами для выполнения лесоавиационных работ на территории Костромской области, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов),
  7. Установила:

  8. Согласно представленным материалам 09.06.2011 г. на официальном сайте в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов http://www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на осуществление полетов воздушными судами для выполнения лесоавиационных работ на территории Костромской области.
  9. Участник размещения заказа — Региональное отделение ДОСААФ России Костромской области (далее – заявитель) в своей жалобе обжалует действия уполномоченного органа (аукционной комиссии), которая, по мнению заявителя, незаконно отклонила заявку участника размещения заказа по причине отсутствия документа, подтверждающего полномочия руководителя участника размещения заказа. Также заявитель обжалует действия государственного заказчика,который незаконно установил требование в документации об аукционе о предоставлении в составе заявки участника размещения заказа сертификата эксплуатанта воздушных судов. По мнению заявителя, для судов государственной авиации наличие сертификата эксплуатанта не требуется, а осуществление полетов возможно при наличии следующих документов: разрешение на авиационные работы, свидетельство о летной готовности судна, свидетельство о государственной регистрации воздушного судна.
  10. Представители аукционной комиссии, государственного заказчика с доводами, указанными в жалобе Регионального отделения ДОСААФ России Костромской области, не согласны.
  11. В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссией Костромского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено следующее:
  12. 1. Документация об аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на осуществление полетов воздушными судами для выполнения лесоавиационных работ на территории Костромской области утверждена директором департамента лесного хозяйства Костромской области.
  13. В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае непредставления документов, определенных частью 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, с учетом документов, ранее представленных в составе первых частей заявок на участие в открытом аукционе, отсутствия документов, предусмотренных пунктами 1, 3-5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 Закона о размещении заказов, или их несоответствия требованиям документации об открытом аукционе, а также наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа.
  14. В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 41.4 Закона о размещении заказов в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке, в отношении каждого участника размещения заказа должны содержаться следующие документы и сведения: копии документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа - юридического лица по участию в открытых аукционах в электронной форме (в том числе на регистрацию на открытых аукционах в электронной форме) в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 41.3 Закона о размещении заказов.
  15. Участник размещения заказа — Региональное отделение ДОСААФ России Костромской области согласно протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 30.06.2011 г. отклонен в связи с признанием заявки не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе. В обоснование причин отклонения заявки в протоколе указано: «...В соответствии с пунктом 8.12 Устава ДОСААФ России руководителем регионального отделения ДОСААФ России Костромской области является председатель. В реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке и определенных на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе (аккредитационные сведения) для подтверждения полномочий руководителя регионального отделения ДОСААФ России Костромской области прикреплен документ – приказ председателя ДОСААФ России об оформлении трудовых отношений ДОСААФ России с Теняковым А.В. В соответствии с пунктом 8.4 Устава ДОСААФ России председатель регионального отделения ДОСААФ России Костромской области избирается конференцией регионального отделения ДОСААФ России Костромской области. Данный документ в аккредитационных сведениях отсутствует. Таким образом, в аккредитационных сведениях не представлен документ, подтверждающий полномочия руководителя участника размещения заказа, что не соответствует требованиям документации об аукционе (раздел 1.3) и положению пункта 7 части 2 статьи 41.4 Закона.
  16. На основании пункта 2 части 6 статьи 41.8 Закона, в соответствии с пунктом 2 раздела 1.2 документации об аукционе установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки копий документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом торгов - сертификата эксплуатанта воздушных судов с обязательным приложением спецификации, являющейся неотъемлемой частью сертификата эксплуатанта. В составе второй части заявки участника размещения заказа отсутствуют указанные копии документов.
  17. Таким образом, заявка на участие в аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе на основании пункта 1 части 6 статьи 41.11 Закона ввиду отсутствия документа, предусмотренного пунктом 7 части 2 статьи 41.4 Закона и разделом 1.3 документации об аукционе (документ, подтверждающий полномочия руководителя участника размещения заказа) и непредставления документа, определенного пунктом 2 части 6 статьи 41.8 Закона и пунктом 2 раздела 1.2 документации об аукционе (сертификат эксплуатанта воздушных судов с приложением спецификации).».
  18. Как установила Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, пунктом 8.4 Устава ДОСААФ России определено, что к исключительной компетенции конференции регионального отделения ДОСААФ России относится избрание сроком на 5 лет из числа членов ДОСААФ России председателя регионального отделения ДОСААФ России по представлению Председателя ДОСААФ России. К полномочиям Председателя ДОСААФ России согласно пункту 6.3 Устава относится издание приказов, директив, распоряжений по вопросам деятельности ДОСААФ России, а также издание приказов по вопросам заработной платы в структурных подразделениях и организациях ДОСААФ России.
  19. Участником размещения заказа был представлен Приказ от 24.05.2010 г. № 271-рк «Об оформлении трудовых отношений с Теняковым А.В.». Комиссией Костромского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что в данном приказе, подписанном Председателем ДОСААФ России, приказано оформить трудовые отношения между Теняковым А.В. и ДОСААФ России, а также установлен размер ежемесячной выплаты.
  20. Согласно части 1 статьи 53 Гражданского кодекса РФ порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.
  21. В связи с тем, что пунктом 8.3 Устава ДОСААФ России установлена исключительная компетенция конференции регионального отделения ДОСААФ России избирать председателя регионального отделения, то следовательно, документом, определяющим полномочия руководителя организации, будет являться протокол конференции. Данный документ, определяющий полномочия Тенякова А.В., как председателя Регионального отделения ДОСААФ России Костромской области, в составе документов отсутствует.
  22. Также основанием отклонения заявки участника размещения заказа — Региональное отделение ДОСААФ России Костромской области послужило непредставление заявителем сертификата эксплуатанта, что отражено в протоколе от 30.06.2011 г.
  23. В документации об открытом аукционе в электронной форме в разделе 1 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме и инструкции по ее заполнению» установлено, что вторая часть заявки должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом торгов (сертификат эксплуатанта воздушных судов с обязательным приложением спецификации, являющейся неотъемлемой частью сертификата эксплуатанта) (пункт 1.2 раздела).
  24. При этом, аукционная комиссия в соответствии с частью 1 статьи 41.11 Закона о размещении заказов рассматривает вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, а также документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 20 статьи 41.10 Закона о размещении заказов, на соответствие их требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
  25. Заявителем в составе заявки сертификат эксплуатанта не представлен.
  26. Таким образом, Комиссией Костромского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов нарушений аукционной комиссией положений Закона о размещении заказов при рассмотрении заявок участников размещения заказов не установлено.
  27. 2. Документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1-3.2, 4.1-6 статьи 34 Закона о размещении заказов (часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов).
  28. Согласно части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Федеральным законом.
  29. Государственным заказчиком установлено требование о наличии у участника размещения заказа сертификата эксплуатанта воздушных судов.
  30. По мнению заявителя, наличие сертификата эксплуатанта для судов государственной авиации не требуется, а достаточно таких документов, как разрешение на авиационные работы, свидетельство о летной готовности судна, свидетельство о государственной регистрации воздушного судна. Указанные документы в составе заявки участника размещения заказа имеются, в том числе имеется разрешение от 09.03.2011 г. на выполнение авиационных работ (ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической, пожарной разведки и мониторинга местности и др.).
  31. Как пояснил на заседании Комиссии Костромского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов представитель государственного заказчика, в соответствии с положениями статьи 21 Воздушного кодекса РФ под гражданской авиацией понимается авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, в том числе и выполнение авиационных работ.
  32. В соответствии с частью 3 статьи 61 Воздушного кодекса РФ эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами.
  33. Таким образом, по мнению государственного заказчика, Региональное отделение ДОСААФ России Костромской области вправе выполнять лесоавиационные работы, но только в случае наличия у него сертификата эксплуатанта воздушного судна.
  34. При этом, Комиссией Костромского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено следующее.
  35. Согласно статьи 20 Воздушного кодекса РФ авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.
  36. В соответствии с частью 1 статьи 22 Воздушного кодекса РФ авиация, используемая в целях осуществления функций государства и обеспечения решения указанных в настоящем пункте задач, относится к государственной авиации.
  37. Государственная авиация, используемая для решения задач в области обороны Российской Федерации Вооруженными Силами Российской Федерации, привлекаемыми в этих целях другими войсками, воинскими формированиями и органами, относится к государственной военной авиации.
  38. Государственная авиация, используемая для решения возложенных на федеральные органы исполнительной власти задач в области обеспечения безопасности Российской Федерации, сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, сфере внутренних дел, а также в областях таможенного дела, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности, относится к государственной авиации специального назначения.
  39. Согласно Указа Президента от 16.08.2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Министерство обороны осуществляет государственное регулирование деятельности в области государственной авиации (подпункт 7 пункта 7 раздела II).
  40. На основании Приказа Министра обороны РФ от 24.09.2004 г. № 275 «Об утверждении Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации» к специальным авиационным работам относятся: тушение пожаров; ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической, пожарной разведки и мониторинга местности; обработка заданных объектов химическими и биологическими препаратами; авиационно-монтажные и демонтажные работы; ликвидация ледовых заторов в естественных и искусственных водоемах (пункт 334 Правил). Организация и выполнение полетов по различным видам авиационно-спасательных и специальных авиационных работ осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, РЛЭ воздушных судов ( руководство по летной эксплуатации воздушного судна), другими служебными документами (пункт 335 Правил).
  41. Таким образом, суда государственной авиации вправе выполнять авиационные работы, в том числе и лесоавиационные.
  42. Согласно части 4 статьи 61 Воздушного кодекса РФ использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.
  43. В соответствии с частью 2 статьи 67 Воздушного кодекса РФ государственное воздушное судно и экспериментальное воздушное судно должны иметь на борту документы, перечень которых устанавливается соответственно уполномоченным органом в области обороны и уполномоченным органом в области оборонной промышленности.
  44. Региональным отделением ДОСААФ России Костромской области представлено Разрешение Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ДОСААФ России), данное Костромскому аэроклубу РОСТО ДОСААФ, согласно которому на основании Воздушного кодекса РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2009 № 973 «Об Общероссийской Общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» разрешено использование воздушных судов авиации РОСТО (ДОСААФ) для выполнения авиационных работ в соответствии со «Специальными условиями», являющимися неотъемлемой частью настоящего Разрешения на период до 31.12.2011 г.
  45. Также заявителем представлено письмо Федерального агентства Воздушного транспорта от 08.04.2010 № АВ1.14-1148, в котором на обращение заместителя председателя Центрального совета Общероссийской Общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация РОСТО (ДОСААФ)» разъяснено, что в случае принятия решения об участии в выполнении авиационных работ, предусмотренных подпунктом 6.2 Приказа Минтранса России от 31.07.2009 г. № 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», в том числе и лесоавиационных, представляется возможным привлечение авиации РОСТО (ДОСААФ) в порядке, установленном гражданским законодательством и законодательством о государственных закупках.
  46. Таким образом, выполнение лесоавиационных работ может осуществляться также и государственными воздушными судами при наличии у них соответствующих документов, которые были приложены Региональным отделением ДОСААФ России Костромской области к заявке на участие в аукционе (заключение о летной годности воздушного судна от 10.03.2010 г., свидетельство о государственной регистрации государственного воздушного судна от 17.02.2010 г., а также Разрешение на выполнение авиационных работ от 09.03.2011 г.).
  47. Данная позиция также отражена в решениях Арбитражного суда Костромской области от 27.10.2010 г. по делу № А31-3072/2010, в Постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции от 12.01.2011 г. по делу № А 31-3072/2010.
  48. Установление государственным заказчиком требования о предоставлении в составе заявки сертификата эксплуатанта воздушного судна, как документа, подтверждающего соответствие участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом торгов, повлекло отклонение заявки участника размещения заказа — Регионального отделения ДОСААФ России Костромской области.
  49. Как полагает Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, указание в документации об открытом аукционе в электронной форме перечня документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом торгов, для разных видов авиации позволит увеличить количество потенциальных участников размещения заказа.
  50. В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1-3 статьи 11 требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
  51. На основании изложенного, руководствуясь статьями 17, 57, 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов,
  52. Решила:

  53. 1. Признать жалобу Регионального отделения ДОСААФ России Костромской области обоснованной, в части нарушений Закона о размещении заказов государственным заказчиком.
  54. 2. Признать факт нарушения государственным заказчиком — департаментом лесного хозяйства Костромской области части 1 статьи 41.6, части 4 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
  55. 3. Предписание об устранении нарушений части 1 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не выдавать в связи с тем, что государственный контракт на осуществление полетов воздушными судами для выполнения лесоавиационных работ на территории Костромской области заключен.
  56. 4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в связи с выявленными нарушениями Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
  57. 5. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для рассмотрения вопроса о признаках нарушения части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  58. Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  59. Председатель Комиссии
  60. <...>
  61. Члены Комиссии
  62. <...>
  63. <...>

Предыдущая новость - Решение Костромского УФАС России от 13 июля 2011 года / Костромская область

Следующая новость - Решение Костромского УФАС России от 28 октября 2011 года / Костромская область