» » » О нарушении антимонопольного законодательства / Костромская область

- Распоряжения, приказы, законы администрации Костромской области -

О нарушении антимонопольного законодательства / Костромская область


Костромская область
Решение Костромского УФАС России от 28 марта 2012 года
О нарушении антимонопольного законодательства
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
  1. Резолютивная часть решения оглашена 22 марта 2012 г.
  2. Решение изготовлено в полном объеме 28 марта 2012 г.
  3. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
  4. председатель Комиссии:
  5. Ниденс В.А., заместитель руководителя Костромского УФАС России – начальник отдела контроля органов власти;
  6. члены Комиссии:
  7. Магомеднабиев Т.М., старший государственный инспектор отдела контроля органов власти Костромского УФАС России;
  8. Дунаев И.В., старший государственный инспектор отдела контроля органов власти Костромского УФАС России;
  9. Торопова Е.В., государственный инспектор отдела контроля органов власти Костромского УФАС России,
  10. в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле (ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей),
  11. рассмотрев дело № 04-09/1010 по признакам нарушения Администрацией городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области (Костромская область, г. Чухлома, ул. Советская, д.1) и ООО «Полигон» (Костромская область, г. Галич, ул. Свободы, д.28) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
  12. Установила:

  13. В Костромское УФАС России поступило заявление гражданина <...> (по электронной почте) о нарушении Администрацией городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области (далее – Администрация) антимонопольного законодательства путем заключения с ООО «Полигон» договора о совместной деятельности от 29.04.2011, предметом которого являются взаимные действия сторон по вопросу оказания услуг по сбору, вывозу и размещению твердых бытовых отходов (далее – ТБО) населению города Чухломы. Со слов заявителя, заключение указанного договора приводит к ограничению конкуренции на рынке оказания данных услуг в городе Чухломе, поскольку лишает возможности иных хозяйствующих субъектов оказывать данные услуги населению.
  14. Как следует из Договора о совместной деятельности от 29.04.2011, он заключен между Администрацией и ООО «Полигон» для повышения уровня благоустройства в виде оказания услуг по сбору, вывозу и размещению ТБО для населения (граждан), проживающего в городском поселении город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области.
  15. В соответствии с пунктом 2.1 указанного Договора Администрация обязуется:
  16. - провести согласование и определение мест контейнерных площадок на территории поселения;
  17. - провести согласование графика вывоза ТБО с территории поселения;
  18. - провести организационную и разъяснительную работу для жителей города по организации сбора, вывоза и размещения ТБО от жилого фонда и юридических лиц, расположенных на территории поселения;
  19. - принять долевое участие в обустройстве контейнерных площадок согласно установленных к ним требований, по отдельному договору с ООО «Полигон».
  20. ООО «Полигон» обязуется:
  21. - своими силами, собственной специализированной техникой, собственным экипажем организовать работу по оказанию услуг по сбору, вывозу и размещению ТБО от указанных потребителей;
  22. - разработать график вывоза ТБО;
  23. - оборудовать контейнерные площадки собственными контейнерами;
  24. - в течение всего срока действия указанного Договора поддерживать надлежащее состояние контейнерных площадок и контейнеров, включая осуществление текущего и капитального ремонта;
  25. - осуществлять своими силами услуги по управлению и технической эксплуатации транспорта с обеспечением его нормальной и безопасной эксплуатации;
  26. - обеспечить соответствие состава экипажа и его квалификации (в том числе возможность управлять автомобилями соответствующей категории) требованиям обычной практики эксплуатации транспорта данного вида и условиям данного Договора;
  27. - принять долевое участие в обустройстве контейнерных площадок согласно установленных к ним требований, по отдельному договору с Администрацией;
  28. - членами экипажа являются работники ООО «Полигон» либо лица, с которыми ООО «Полигон» надлежащим образом оформило трудовые отношения. Члены экипажа подчиняются распоряжениям ООО «Полигон», относящимся к управлению и технической эксплуатации, и касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства.
  29. Согласно пункту 3.1 данного Договора при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору виновная сторона несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
  30. В соответствии с пунктом 4.1 указанного Договора он считается заключенным на неопределенный срок.
  31. Согласно объяснениям Администрации, по решению Чухломского районного суда от 09.02.2010 Администрация обязана организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории городского поселения город Чухлома в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства и осуществлять вывоз ТБО на специализированный полигон для их хранения. В целях исполнения решения суда Администрация заключила Договор о совместной деятельности от 29.04.2011 с ООО «Полигон», которое осуществляет свою деятельность в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155. Согласно пункту 1 статьи 16 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городское поселение город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области, утвержденных решением Совета депутатов городского поселения город Чухлома от 27.04.2011 № 8, собственники домовладений обязаны заключить договор на сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. Размещение ТБО производится на территории Галичского района, возле д. Мелешино, на участке, арендуемом ООО «Полигон». Администрация считает, что никаких нарушений антимонопольного законодательства ею не допущено.
  32. Также Администрация представила по делу следующие объяснения. На территории городского поселения город Чухлома не было организации, осуществляющей деятельность по сбору и вывозу ТБО, имеющей соответствующую лицензию. Кроме того, на территории поселения отсутствует специализированный полигон для размещения ТБО. В целях выполнения решения Чухломского районного суда, Администрация обратилась в ближайшую специализированную организацию – ООО «Полигон», находящуюся в г. Галиче. Администрация попросила ООО «Полигон» помочь срочно организовать работу по сбору и вывозу ТБО, поскольку на территории поселения проводился месячник по благоустройству и ситуация с вывозом ТБО была очень напряженной. Администрация просила ООО «Полигон» оставить стоимость услуг для населения такой же, как и в г. Галиче, несмотря на достаточно длинное плечо вывоза ТБО. В связи со сложившейся ситуацией, ООО «Полигон» пошло навстречу Администрации и заключило с нею Договор о совместной деятельности. За весь период действия указанный Договор безукоризненно исполняется, услуга предоставляется.
  33. Согласно объяснениям ООО «Полигон» по делу, оно осуществляет деятельность по сбору, вывозу и размещению ТБО на основании лицензии серии 044 № 00002 от 24.11.2010. На территории городского поселения город Чухлома ООО «Полигон» осуществляет свою деятельность с 01.05.2011. На территории города Чухломы не было организации, осуществляющей данную деятельность, имеющей соответствующую лицензию, надлежаще оформленное место складирования (свалку), а также необходимую спецтехнику. Глава городского поселения город Чухлома и Глава Чухломского муниципального района Костромской области выразили пожелание о начале цивилизованного сбора ТБО с территории г. Чухломы, а впоследствии и Чухломского района. Для этого ООО «Полигон» приобрело спецтехнику – мусоровоз на базе автомобиля «МАЗ» и 120 контейнеров за счет собственных средств. Также был заключен договор с ОАО «ЕИРКЦ» на распечатку и доставку квитанций для граждан (количество лицевых счетов – 4650). Целью заключения Договора от 29.04.2011 с Администрацией было указание мест размещения контейнерных площадок. В случае объявления конкурса начало вывоза ТБО с территории г. Чухломы могло затянуться, что в свою очередь могло привести к серьезному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в городе. Кроме того, тариф на сбор и вывоз ТБО не является регулируемым и не требует проведения конкурса, так как данная услуга не является коммунальной. Размещение (захоронение) ТБО может осуществляться только на специально отведенных землях с целью использования под свалку бытовых отходов. Единственным таким близлежащим местом является территория, отведенная ООО «Полигон», в районе д. Мелешино Галичского района. Цена на услуги по сбору и вывозу ТБО была установлена ООО «Полигон» в том же размере, что и в г. Галиче, хотя расстояние от г. Галича до г. Чухломы составляет 45 километров. Договор о совместной деятельности с Администрацией был заключен исключительно в интересах граждан, проживающих на территории г. Чухлома.
  34. Комиссия не может согласиться с доводами Администрации и ООО «Полигон» ввиду следующего.
  35. Указанным решением Чухломского районного суда Администрации предписывалось организовать работу по сбору и вывозу ТБО с территории городского поселения, но не указывались конкретные хозяйствующие субъекты, силами которых должна осуществляться эта работа.
  36. В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
  37. При этом под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот, а под товарным рынком – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (статья 4 Закона о защите конкуренции).
  38. Как усматривается из материалов дела, между ответчиками заключен Договор о совместной деятельности от 29.04.2011, в соответствии с которым ООО «Полигон» обязуется установить свои контейнеры для сбора ТБО в местах, определенных Администрацией, и своими силами организовать работу по сбору, вывозу и размещению ТБО от граждан (населения), проживающих на территории г. Чухлома.
  39. При этом порядок заключения подобных договоров федеральным законодательством не урегулирован и механизм заключения государственных контрактов на конкурсной основе в данном случае неприменим. Заключенный Договор о совместной деятельности относится к сфере товарного рынка услуг по сбору и вывозу ТБО, который является равнодоступным для любых его участников.
  40. Услуги по сбору и вывозу ТБО оказываются ООО «Полигон» населению города Чухломы принудительно (по умолчанию), при отсутствии у населения (граждан) права на выбор лица, которое окажет ему услуги. При этом ООО «Полигон» выставляет счета-квитанции по оплате за вывоз ТБО населению по умолчанию, независимо от того, заключен ли с каждым из граждан договор на вывоз мусора в письменной форме. Помещение жителями г. Чухломы пакетов с мусором в контейнеры, принадлежащие ООО «Полигон», и оплата счетов за вывоз ТБО являются конклюдентными действиями, которые, в силу части 3 статьи 438 Гражданского кодекса РФ, свидетельствуют о том, что указанным жителям данные услуги оказывает именно ООО «Полигон».
  41. Вместе с тем, доказательства обеспечения равного доступа всем участникам товарного рынка услуг по сбору и вывозу ТБО для заключения Договора о совместной деятельности Администрацией не представлены. В материалах дела отсутствуют сведения об извещении иных потенциальных претендентов о предстоящем заключении Договора о совместной деятельности Администрации и организации, обязанной осуществлять сбор и вывоз ТБО от населения города Чухломы.
  42. Доводы ответчиков о том, что в действующем законодательстве не содержится императивных норм, предписывающих заключение подобных договоров на конкурсной основе, отклоняются Комиссией, поскольку отсутствие законодательно закрепленного механизма заключения подобных договоров не отменяет положения иных нормативно-правовых актов, в частности требования Закона о защите конкуренции.
  43. Заключение Договора о совместной деятельности от 29.04.2011 предполагает обеспечение доступа ООО «Полигон» на товарный рынок услуг по сбору и вывозу ТБО на территории города Чухломы вне конкуренции, тем самым доступ иных хозяйствующих субъектов на данный рынок ограничивается.
  44. Таким образом, Договор о совместной деятельности от 29.04.2011 заключен с нарушением пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции. При этом наличие или отсутствие наступивших негативных последствий для конкуренции на данном рынке не имеет значения для признания нарушения в действиях ответчиков по делу. Из содержания статьи 16 Закона о защите конкуренции следует, что для ее применения достаточно самой возможности наступления негативных последствий.
  45. При изложенных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Администрации и ООО «Полигон» нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении и реализации Договора о совместной деятельности от 29.04.2011 без проведения публичных процедур (извещение потенциальных участников рынка о предстоящем заключении договора), что ведет к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на рынок оказания услуг по сбору и вывозу ТБО для населения (граждан), проживающих на территории городского поселения город Чухлома.
  46. В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания, в том числе, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
  47. Комиссия считает необходимым выдать Администрации предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке услуг по сбору и вывозу ТБО, а именно: направить в адрес ООО «Полигон» письменное предложение о расторжении Договора о совместной деятельности от 29.04.2011.
  48. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
  49. Решила:

  50. 1. Признать Администрацию и ООО «Полигон» нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции путем заключения и реализации Договора о совместной деятельности от 29.04.2011 без проведения публичных процедур (извещение потенциальных участников рынка о предстоящем заключении договора), что приводит к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на рынок оказания услуг по сбору и вывозу ТБО для населения (граждан), проживающих на территории городского поселения город Чухлома.
  51. 2. Выдать Администрации предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем направления в срок до 1 мая 2012 года в адрес ООО «Полигон» письменного предложения о расторжении Договора о совместной деятельности от 29.04.2011.
  52. 3. Передать материалы дела должностному лицу Костромского УФАС России, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения на предмет возбуждения административного производства в связи с установлением факта нарушения антимонопольного законодательства.
  53. Председатель Комиссии
  54. В.А.Ниденс
  55. Члены Комиссии:
  56. Т.М.Магомеднабиев
  57. И.В.Дунаев
  58. Е.В.Торопова
  59. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

  60. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
    Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Приложение
к Решению от 28 марта 2012 года № Б/Н
Предписание
Предписание по делу № 04-09/1010 о нарушении антимонопольного законодательства
  1. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее – Костромское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
  2. председатель комиссии:
  3. Ниденс В.А., заместитель руководителя Костромского УФАС России – начальник отдела контроля органов власти;
  4. члены комиссии:
  5. Магомеднабиев Т.М., старший государственный инспектор отдела контроля органов власти Костромского УФАС России;
  6. Дунаев И.В., старший государственный инспектор отдела контроля органов власти Костромского УФАС России;
  7. Торопова Е.В., государственный инспектор отдела контроля органов власти Костромского УФАС России,
  8. руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
  9. на основании своего решения от 28 марта 2012 г. по делу № 04-09/1010 о нарушении Администрацией городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области (Костромская область, г. Чухлома, ул. Советская, 1) (далее – Администрация) и ООО «Полигон» (Костромская область, г. Галич, ул. Свободы, 28) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
  10. Предписывает:

  11. 1. Администрации совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции на рынке услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории городского поселения город Чухлома.
  12. 2. Администрации в срок до 1 мая 2012 года направить в адрес ООО «Полигон» письменное предложение о расторжении Договора о совместной деятельности от 29.04.2011.
  13. 3. О выполнении настоящего предписания сообщить в Костромское УФАС России в пятидневный срок со дня его выполнения.
  14. Председатель Комиссии
  15. В.А.Ниденс
  16. Члены Комиссии:
  17. Т.М.Магомеднабиев
  18. И.В.Дунаев
  19. Е.В.Торопова
  20. Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

  21. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
    Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Предыдущая новость - О нарушении антимонопольного законодательства / Костромская область

Следующая новость - Решение Костромского УФАС России от 03 апреля 2012 года / Костромская область