- Принято
- Управлением Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
- Резолютивная часть решения оглашена 22 марта 2012 г.
- Решение изготовлено в полном объеме 28 марта 2012 г.
- Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
- председатель Комиссии:
- Ниденс В.А., заместитель руководителя Костромского УФАС России – начальник отдела контроля органов власти;
- члены Комиссии:
- Магомеднабиев Т.М., старший государственный инспектор отдела контроля органов власти Костромского УФАС России;
- Дунаев И.В., старший государственный инспектор отдела контроля органов власти Костромского УФАС России;
- Торопова Е.В., государственный инспектор отдела контроля органов власти Костромского УФАС России,
- в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле (ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей),
- рассмотрев дело № 04-09/1010 по признакам нарушения Администрацией городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области (Костромская область, г. Чухлома, ул. Советская, д.1) и ООО «Полигон» (Костромская область, г. Галич, ул. Свободы, д.28) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
-
Установила:
- В Костромское УФАС России поступило заявление гражданина <...> (по электронной почте) о нарушении Администрацией городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области (далее – Администрация) антимонопольного законодательства путем заключения с ООО «Полигон» договора о совместной деятельности от 29.04.2011, предметом которого являются взаимные действия сторон по вопросу оказания услуг по сбору, вывозу и размещению твердых бытовых отходов (далее – ТБО) населению города Чухломы. Со слов заявителя, заключение указанного договора приводит к ограничению конкуренции на рынке оказания данных услуг в городе Чухломе, поскольку лишает возможности иных хозяйствующих субъектов оказывать данные услуги населению.
- Как следует из Договора о совместной деятельности от 29.04.2011, он заключен между Администрацией и ООО «Полигон» для повышения уровня благоустройства в виде оказания услуг по сбору, вывозу и размещению ТБО для населения (граждан), проживающего в городском поселении город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области.
- В соответствии с пунктом 2.1 указанного Договора Администрация обязуется:
- - провести согласование и определение мест контейнерных площадок на территории поселения;
- - провести согласование графика вывоза ТБО с территории поселения;
- - провести организационную и разъяснительную работу для жителей города по организации сбора, вывоза и размещения ТБО от жилого фонда и юридических лиц, расположенных на территории поселения;
- - принять долевое участие в обустройстве контейнерных площадок согласно установленных к ним требований, по отдельному договору с ООО «Полигон».
- ООО «Полигон» обязуется:
- - своими силами, собственной специализированной техникой, собственным экипажем организовать работу по оказанию услуг по сбору, вывозу и размещению ТБО от указанных потребителей;
- - разработать график вывоза ТБО;
- - оборудовать контейнерные площадки собственными контейнерами;
- - в течение всего срока действия указанного Договора поддерживать надлежащее состояние контейнерных площадок и контейнеров, включая осуществление текущего и капитального ремонта;
- - осуществлять своими силами услуги по управлению и технической эксплуатации транспорта с обеспечением его нормальной и безопасной эксплуатации;
- - обеспечить соответствие состава экипажа и его квалификации (в том числе возможность управлять автомобилями соответствующей категории) требованиям обычной практики эксплуатации транспорта данного вида и условиям данного Договора;
- - принять долевое участие в обустройстве контейнерных площадок согласно установленных к ним требований, по отдельному договору с Администрацией;
- - членами экипажа являются работники ООО «Полигон» либо лица, с которыми ООО «Полигон» надлежащим образом оформило трудовые отношения. Члены экипажа подчиняются распоряжениям ООО «Полигон», относящимся к управлению и технической эксплуатации, и касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства.
- Согласно пункту 3.1 данного Договора при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору виновная сторона несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
- В соответствии с пунктом 4.1 указанного Договора он считается заключенным на неопределенный срок.
- Согласно объяснениям Администрации, по решению Чухломского районного суда от 09.02.2010 Администрация обязана организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории городского поселения город Чухлома в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства и осуществлять вывоз ТБО на специализированный полигон для их хранения. В целях исполнения решения суда Администрация заключила Договор о совместной деятельности от 29.04.2011 с ООО «Полигон», которое осуществляет свою деятельность в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155. Согласно пункту 1 статьи 16 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городское поселение город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области, утвержденных решением Совета депутатов городского поселения город Чухлома от 27.04.2011 № 8, собственники домовладений обязаны заключить договор на сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. Размещение ТБО производится на территории Галичского района, возле д. Мелешино, на участке, арендуемом ООО «Полигон». Администрация считает, что никаких нарушений антимонопольного законодательства ею не допущено.
- Также Администрация представила по делу следующие объяснения. На территории городского поселения город Чухлома не было организации, осуществляющей деятельность по сбору и вывозу ТБО, имеющей соответствующую лицензию. Кроме того, на территории поселения отсутствует специализированный полигон для размещения ТБО. В целях выполнения решения Чухломского районного суда, Администрация обратилась в ближайшую специализированную организацию – ООО «Полигон», находящуюся в г. Галиче. Администрация попросила ООО «Полигон» помочь срочно организовать работу по сбору и вывозу ТБО, поскольку на территории поселения проводился месячник по благоустройству и ситуация с вывозом ТБО была очень напряженной. Администрация просила ООО «Полигон» оставить стоимость услуг для населения такой же, как и в г. Галиче, несмотря на достаточно длинное плечо вывоза ТБО. В связи со сложившейся ситуацией, ООО «Полигон» пошло навстречу Администрации и заключило с нею Договор о совместной деятельности. За весь период действия указанный Договор безукоризненно исполняется, услуга предоставляется.
- Согласно объяснениям ООО «Полигон» по делу, оно осуществляет деятельность по сбору, вывозу и размещению ТБО на основании лицензии серии 044 № 00002 от 24.11.2010. На территории городского поселения город Чухлома ООО «Полигон» осуществляет свою деятельность с 01.05.2011. На территории города Чухломы не было организации, осуществляющей данную деятельность, имеющей соответствующую лицензию, надлежаще оформленное место складирования (свалку), а также необходимую спецтехнику. Глава городского поселения город Чухлома и Глава Чухломского муниципального района Костромской области выразили пожелание о начале цивилизованного сбора ТБО с территории г. Чухломы, а впоследствии и Чухломского района. Для этого ООО «Полигон» приобрело спецтехнику – мусоровоз на базе автомобиля «МАЗ» и 120 контейнеров за счет собственных средств. Также был заключен договор с ОАО «ЕИРКЦ» на распечатку и доставку квитанций для граждан (количество лицевых счетов – 4650). Целью заключения Договора от 29.04.2011 с Администрацией было указание мест размещения контейнерных площадок. В случае объявления конкурса начало вывоза ТБО с территории г. Чухломы могло затянуться, что в свою очередь могло привести к серьезному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в городе. Кроме того, тариф на сбор и вывоз ТБО не является регулируемым и не требует проведения конкурса, так как данная услуга не является коммунальной. Размещение (захоронение) ТБО может осуществляться только на специально отведенных землях с целью использования под свалку бытовых отходов. Единственным таким близлежащим местом является территория, отведенная ООО «Полигон», в районе д. Мелешино Галичского района. Цена на услуги по сбору и вывозу ТБО была установлена ООО «Полигон» в том же размере, что и в г. Галиче, хотя расстояние от г. Галича до г. Чухломы составляет 45 километров. Договор о совместной деятельности с Администрацией был заключен исключительно в интересах граждан, проживающих на территории г. Чухлома.
- Комиссия не может согласиться с доводами Администрации и ООО «Полигон» ввиду следующего.
- Указанным решением Чухломского районного суда Администрации предписывалось организовать работу по сбору и вывозу ТБО с территории городского поселения, но не указывались конкретные хозяйствующие субъекты, силами которых должна осуществляться эта работа.
- В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
- При этом под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот, а под товарным рынком – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (статья 4 Закона о защите конкуренции).
- Как усматривается из материалов дела, между ответчиками заключен Договор о совместной деятельности от 29.04.2011, в соответствии с которым ООО «Полигон» обязуется установить свои контейнеры для сбора ТБО в местах, определенных Администрацией, и своими силами организовать работу по сбору, вывозу и размещению ТБО от граждан (населения), проживающих на территории г. Чухлома.
- При этом порядок заключения подобных договоров федеральным законодательством не урегулирован и механизм заключения государственных контрактов на конкурсной основе в данном случае неприменим. Заключенный Договор о совместной деятельности относится к сфере товарного рынка услуг по сбору и вывозу ТБО, который является равнодоступным для любых его участников.
- Услуги по сбору и вывозу ТБО оказываются ООО «Полигон» населению города Чухломы принудительно (по умолчанию), при отсутствии у населения (граждан) права на выбор лица, которое окажет ему услуги. При этом ООО «Полигон» выставляет счета-квитанции по оплате за вывоз ТБО населению по умолчанию, независимо от того, заключен ли с каждым из граждан договор на вывоз мусора в письменной форме. Помещение жителями г. Чухломы пакетов с мусором в контейнеры, принадлежащие ООО «Полигон», и оплата счетов за вывоз ТБО являются конклюдентными действиями, которые, в силу части 3 статьи 438 Гражданского кодекса РФ, свидетельствуют о том, что указанным жителям данные услуги оказывает именно ООО «Полигон».
- Вместе с тем, доказательства обеспечения равного доступа всем участникам товарного рынка услуг по сбору и вывозу ТБО для заключения Договора о совместной деятельности Администрацией не представлены. В материалах дела отсутствуют сведения об извещении иных потенциальных претендентов о предстоящем заключении Договора о совместной деятельности Администрации и организации, обязанной осуществлять сбор и вывоз ТБО от населения города Чухломы.
- Доводы ответчиков о том, что в действующем законодательстве не содержится императивных норм, предписывающих заключение подобных договоров на конкурсной основе, отклоняются Комиссией, поскольку отсутствие законодательно закрепленного механизма заключения подобных договоров не отменяет положения иных нормативно-правовых актов, в частности требования Закона о защите конкуренции.
- Заключение Договора о совместной деятельности от 29.04.2011 предполагает обеспечение доступа ООО «Полигон» на товарный рынок услуг по сбору и вывозу ТБО на территории города Чухломы вне конкуренции, тем самым доступ иных хозяйствующих субъектов на данный рынок ограничивается.
- Таким образом, Договор о совместной деятельности от 29.04.2011 заключен с нарушением пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции. При этом наличие или отсутствие наступивших негативных последствий для конкуренции на данном рынке не имеет значения для признания нарушения в действиях ответчиков по делу. Из содержания статьи 16 Закона о защите конкуренции следует, что для ее применения достаточно самой возможности наступления негативных последствий.
- При изложенных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Администрации и ООО «Полигон» нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении и реализации Договора о совместной деятельности от 29.04.2011 без проведения публичных процедур (извещение потенциальных участников рынка о предстоящем заключении договора), что ведет к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на рынок оказания услуг по сбору и вывозу ТБО для населения (граждан), проживающих на территории городского поселения город Чухлома.
- В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания, в том числе, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
- Комиссия считает необходимым выдать Администрации предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке услуг по сбору и вывозу ТБО, а именно: направить в адрес ООО «Полигон» письменное предложение о расторжении Договора о совместной деятельности от 29.04.2011.
- Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
-
Решила:
- 1. Признать Администрацию и ООО «Полигон» нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции путем заключения и реализации Договора о совместной деятельности от 29.04.2011 без проведения публичных процедур (извещение потенциальных участников рынка о предстоящем заключении договора), что приводит к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на рынок оказания услуг по сбору и вывозу ТБО для населения (граждан), проживающих на территории городского поселения город Чухлома.
- 2. Выдать Администрации предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем направления в срок до 1 мая 2012 года в адрес ООО «Полигон» письменного предложения о расторжении Договора о совместной деятельности от 29.04.2011.
- 3. Передать материалы дела должностному лицу Костромского УФАС России, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения на предмет возбуждения административного производства в связи с установлением факта нарушения антимонопольного законодательства.
- Председатель Комиссии
- В.А.Ниденс
- Члены Комиссии:
- Т.М.Магомеднабиев
- И.В.Дунаев
- Е.В.Торопова
-
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
-
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
- Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее – Костромское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- председатель комиссии:
- Ниденс В.А., заместитель руководителя Костромского УФАС России – начальник отдела контроля органов власти;
- члены комиссии:
- Магомеднабиев Т.М., старший государственный инспектор отдела контроля органов власти Костромского УФАС России;
- Дунаев И.В., старший государственный инспектор отдела контроля органов власти Костромского УФАС России;
- Торопова Е.В., государственный инспектор отдела контроля органов власти Костромского УФАС России,
- руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
- на основании своего решения от 28 марта 2012 г. по делу № 04-09/1010 о нарушении Администрацией городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области (Костромская область, г. Чухлома, ул. Советская, 1) (далее – Администрация) и ООО «Полигон» (Костромская область, г. Галич, ул. Свободы, 28) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
-
Предписывает:
- 1. Администрации совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции на рынке услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории городского поселения город Чухлома.
- 2. Администрации в срок до 1 мая 2012 года направить в адрес ООО «Полигон» письменное предложение о расторжении Договора о совместной деятельности от 29.04.2011.
- 3. О выполнении настоящего предписания сообщить в Костромское УФАС России в пятидневный срок со дня его выполнения.
- Председатель Комиссии
- В.А.Ниденс
- Члены Комиссии:
- Т.М.Магомеднабиев
- И.В.Дунаев
- Е.В.Торопова
-
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
-
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.