О Порядке подготовки граждан, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью
- Принято
- Администрацией Костромской области
- В редакции
- № 551-а от 15.12.2012.
- В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации", Законом Костромской области от 28 декабря 2007 года N 236-4-ЗКО "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Костромской области" администрация Костромской области постановляет:
- 1. Утвердить прилагаемый Порядок подготовки граждан, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.
- 2. Признать утратившим силу постановление администрации Костромской области от 28 августа 2012 года N 337-а "О порядке подготовки граждан, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
- 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 октября 2012 года.
- Губернатор
- Костромской области
- С.СИТНИКОВ
Приложение
к Постановлению от 04 октября 2012 года № 380-А
к Постановлению от 04 октября 2012 года № 380-А
- 1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации", Законом Костромской области от 28 декабря 2012 года N 236-4-ЗКО "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Костромской области" и устанавливает алгоритм подготовки граждан, выразивших желание принять на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей) (далее - подготовка).
- 2. Подготовка осуществляется в целях обеспечения психолого-педагогической и социально-правовой компетентности граждан, выразивших желание принять на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей) (далее - граждан).
- 3. Подготовку организует учреждение, уполномоченное департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области на осуществление подготовки граждан (далее - уполномоченное учреждение).
- 4. Подготовку обеспечивают специалисты уполномоченного учреждения, а также организации, осуществляющие отдельные полномочия органа опеки и попечительства (далее - службы сопровождения).
- 5. Подготовка граждан осуществляется бесплатно по очно-заочной форме обучения в соответствии с прилагаемой к настоящему Порядку программой.
-
Глава 2. Условия и этапы подготовки граждан
- 6. Подготовка граждан проводится на основании письменного заявления гражданина, поданного им в службу сопровождения по месту жительства гражданина, и предъявления документа, удостоверяющего личность.
- 7. Подготовка граждан проводится поэтапно:
- 1 этап - консультирование;
- 2 этап - психологическое тестирование;
- 3 этап - подготовка в соответствии с прилагаемой программой.
- 8. При обращении гражданина в службу сопровождения ему предоставляются консультации по вопросам выбора формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядка оформления усыновления, опеки (попечительства).
- 9. Психологическое тестирование проводится по добровольному согласию гражданина психологом службы сопровождения по месту жительства либо психологом уполномоченного учреждения.
- Психолог проводит диагностику профессиональной пригодности гражданина, включающую стандартизированные методики, и выдает заключение по итогам оценки психологической готовности к приему несовершеннолетнего ребенка в семью.
- 10. Уполномоченное учреждение формирует группы из числа обратившихся граждан минимальным количеством 5 человек в соответствии с заявками служб сопровождения. Подготовка граждан начинается по мере формирования группы.
- 11. По завершении подготовки гражданину выдается свидетельство о прохождении подготовки установленной Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" формы.
Приложение
к Постановлению от 04 октября 2012 года № 380-А
к Постановлению от 04 октября 2012 года № 380-А
- Тема 1. Содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители.
- Тема 2. Задачи подготовки кандидатов в приемные родители.
- Содержание:
- 1) выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
- 2) оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
- 3) ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
- 4) формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
- 5) формирование у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
- 6) ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
- 7) ознакомление кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
- 8) ознакомление кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
- Тема 3. Понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители).
- Тема 4. Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей.
- Тема 5. Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
-
Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей
- Тема 1. Изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать.
- Тема 2. Проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы.
- Тема 3. Проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
-
Раздел 3. Этапы развития ребенка
- Тема 1. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
- Тема 2. Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
-
Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка
- Тема 1. Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.
- Тема 2. Диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия.
- Тема 3. Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.
- Тема 4. Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
-
Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)
- Тема 1. Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.
- Тема 2. Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
- Тема 3. Типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности").
- Тема 4. Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
-
Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
- Тема 1. Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка.
- Тема 2. Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации.
- Тема 3. Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный.
- Тема 4. Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
-
Раздел 7. "Трудное" поведение приемного ребенка,
- НАВЫКИ УПРАВЛЕНИЯ "ТРУДНЫМ" ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА
- Тема 1. Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними.
- Тема 2. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка.
- Тема 3. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.
- Тема 4. Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.
-
Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
- Тема 1. Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством).
- Тема 2. Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.
- Тема 3. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах.
- Тема 4. Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
-
Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка
- Тема 1. Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
- Тема 2. Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности.
- Тема 3. Способы защиты ребенка от сексуального насилия.
-
Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
- Тема 1. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка.
- Тема 2. Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители.
- Тема 3. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.
- Тема 4. Социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.
- Тема 5. Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции.
- Тема 6. Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
-
Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в Семьи Граждан
- Тема 1. Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью.
- Тема 2. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства.
- Тема 3. Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.
- Тема 4. Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
- Тема 5. Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.
- Тема 6. Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
- Тема 7. Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье.
- Тема 8. Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
- Тема 9. Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
- Тема 10. Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.
- Тема 11. Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.
- Тема 12. Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.
- Тема 13. Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку; последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.
- Тема 14. Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
-
Раздел 12. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
- Тема 1. Родительские и профессиональные функции приемной семьи.
- Тема 2. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия.
- Тема 3. Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.
- Тема 4. Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
-
Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители
- Тема 1. Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий.
- Тема 2. Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.
- Тема 3. Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание.
- Тема 4. Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).
-
Раздел 14. Консультации
- Консультации могут быть как индивидуальные, так и групповые. Проводятся по инициативе специалистов и по просьбе граждан, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, и предполагают следующую тематику:
- Тема 1. Что такое родительская роль.
- Тема 2. Типичные ситуации риска.
- Тема 3. Трудный ребенок в семье.
- Тема 4. Как научить ребенка.
- Тема 5. Условия успешности воспитания.
- Тема 6. Как и когда рассказать ребенку, что он приемный.
- Тема 7. В семью вошел ребенок-подросток.
- Тема 8. Как подготовить родственников к принятию нового члена семьи.
- Тема 9. Взаимоотношения родных и приемных детей.
- Тема 10. Поощрение и наказание.
- Тема 11. Совместный досуг.
- Тема 12. Как предупредить конфликт.
- Тема 13. Как относиться к прошлому ребенка, его кровным родственникам.
- Тема 14. Принятие ребенка в семью после утраты кровного родственника.
- Тема 15. Как лучше организовать первую встречу с ребенком.
- Тема 16. Адаптация ребенка в новой семье.
- Тема 17. Ребенок стал воровать.
- Тема 18. Как помочь приемному ребенку пережить горе потери родителей.
- Тема 19. Почему ребенок лжет.
- Тема 20. Если ребенок заболел.
- Тема 21. Как реагировать на любопытство и расспросы соседей.
- Тема 22. Как защищать имущественные права ребенка.
- Тема 23. Как оформить документы, необходимые для принятия ребенка в семью.
Кандидатов в приемные родители
- Тема 1. Содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители.
- Тема 2. Задачи подготовки кандидатов в приемные родители.
- Содержание:
- 1) выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
- 2) оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
- 3) ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
- 4) формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
- 5) формирование у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
- 6) ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
- 7) ознакомление кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
- 8) ознакомление кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
- Тема 3. Понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители).
- Тема 4. Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей.
- Тема 5. Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
-
Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных
- РОДИТЕЛЕЙ. ПОНЯТИЕ О МОТИВАЦИИ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ
- Тема 1. Изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать.
- Тема 2. Проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы.
- Тема 3. Проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
-
Раздел 3. Этапы развития ребенка
- Тема 1. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
- Тема 2. Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
-
Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося
- ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ. ДИСПРОПОРЦИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
- Тема 1. Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.
- Тема 2. Диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия.
- Тема 3. Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.
- Тема 4. Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
-
Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей
- (НАРУШЕНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ, ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ГОРЯ
- И ПОТЕРИ, ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОЙ И СЕМЕЙНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ)
- Тема 1. Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.
- Тема 2. Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
- Тема 3. Типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности").
- Тема 4. Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
-
Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
- Тема 1. Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка.
- Тема 2. Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации.
- Тема 3. Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный.
- Тема 4. Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
-
Раздел 7. "Трудное" поведение приемного ребенка,
- НАВЫКИ УПРАВЛЕНИЯ "ТРУДНЫМ" ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА
- Тема 1. Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними.
- Тема 2. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка.
- Тема 3. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.
- Тема 4. Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.
-
Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка.
- МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РИСКОВ ЖЕСТОКОГО
- ОБРАЩЕНИЯ И ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ РЕБЕНКА
- Тема 1. Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством).
- Тема 2. Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.
- Тема 3. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах.
- Тема 4. Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
-
Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка
- Тема 1. Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
- Тема 2. Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности.
- Тема 3. Способы защиты ребенка от сексуального насилия.
-
Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
- Тема 1. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка.
- Тема 2. Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители.
- Тема 3. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.
- Тема 4. Социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.
- Тема 5. Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции.
- Тема 6. Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
-
Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в Семьи Граждан
- Тема 1. Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью.
- Тема 2. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства.
- Тема 3. Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.
- Тема 4. Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
- Тема 5. Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.
- Тема 6. Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
- Тема 7. Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье.
- Тема 8. Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
- Тема 9. Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
- Тема 10. Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.
- Тема 11. Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.
- Тема 12. Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.
- Тема 13. Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку; последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.
- Тема 14. Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
-
Раздел 12. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
- Тема 1. Родительские и профессиональные функции приемной семьи.
- Тема 2. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия.
- Тема 3. Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.
- Тема 4. Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
-
Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители
- Тема 1. Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий.
- Тема 2. Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.
- Тема 3. Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание.
- Тема 4. Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).
-
Раздел 14. Консультации
- Консультации могут быть как индивидуальные, так и групповые. Проводятся по инициативе специалистов и по просьбе граждан, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, и предполагают следующую тематику:
- Тема 1. Что такое родительская роль.
- Тема 2. Типичные ситуации риска.
- Тема 3. Трудный ребенок в семье.
- Тема 4. Как научить ребенка.
- Тема 5. Условия успешности воспитания.
- Тема 6. Как и когда рассказать ребенку, что он приемный.
- Тема 7. В семью вошел ребенок-подросток.
- Тема 8. Как подготовить родственников к принятию нового члена семьи.
- Тема 9. Взаимоотношения родных и приемных детей.
- Тема 10. Поощрение и наказание.
- Тема 11. Совместный досуг.
- Тема 12. Как предупредить конфликт.
- Тема 13. Как относиться к прошлому ребенка, его кровным родственникам.
- Тема 14. Принятие ребенка в семью после утраты кровного родственника.
- Тема 15. Как лучше организовать первую встречу с ребенком.
- Тема 16. Адаптация ребенка в новой семье.
- Тема 17. Ребенок стал воровать.
- Тема 18. Как помочь приемному ребенку пережить горе потери родителей.
- Тема 19. Почему ребенок лжет.
- Тема 20. Если ребенок заболел.
- Тема 21. Как реагировать на любопытство и расспросы соседей.
- Тема 22. Как защищать имущественные права ребенка.
- Тема 23. Как оформить документы, необходимые для принятия ребенка в семью.
Приложение
к Постановлению от 04 октября 2012 года № 380-А
к Постановлению от 04 октября 2012 года № 380-А
-
?????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ? N ? Тема ? Виды занятий ? ? п/п ? ?????????????????????????????????????????? ? ? ? лекции ?практические?консультации ? ? ? ? ? занятия ? ? ?????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ?1. ?Введение в курс ? 2 ? 1 ? ? ? ?подготовки кандидатов в ? ? ? ? ? ?приемные родители ? ? ? ? ?????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ?2. ?Представление о ? ? 2 ? 1 ? ? ?потребностях развития ? ? ? ? ? ?приемного ребенка ? ? ? ? ? ?и необходимых ? ? ? ? ? ?компетенциях приемных ? ? ? ? ? ?родителей. Понятие о ? ? ? ? ? ?мотивации приемных ? ? ? ? ? ?родителей ? ? ? ? ?????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ?3. ?Этапы развития ребенка ? 2 ? 4 ? ? ?????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ?4. ?Особенности развития и ? 2 ? 16 ? 3 ? ? ?поведения ребенка, ? ? ? ? ? ?оставшегося без ? ? ? ? ? ?попечения родителей, ? ? ? ? ? ?подвергавшегося жестокому? ? ? ? ? ?обращению. Диспропорции ? ? ? ? ? ?развития ребенка ? ? ? ? ?????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ?5. ?Последствия от разрыва с ? 1 ? 2 ? ? ? ?кровной семьей для ? ? ? ? ? ?развития ребенка, ? ? ? ? ? ?оставшегося без попечения? ? ? ? ? ?родителей (нарушения ? ? ? ? ? ?привязанности, ? ? ? ? ? ?особенности переживания ? ? ? ? ? ?горя и потери, ? ? ? ? ? ?формирование личной и ? ? ? ? ? ?семейной идентичности) ? ? ? ? ?????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ?6. ?Адаптация приемного ? ? 2 ? 2 ? ? ?ребенка и приемной семьи ? ? ? ? ?????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ?7. ?"Трудное" поведение ? 2 ? 4 ? ? ? ?приемного ребенка, навыки? ? ? ? ? ?управления "трудным" ? ? ? ? ? ?поведением ребенка ? ? ? ? ?????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ?8. ?Обеспечение безопасности ? 2 ? 4 ? ? ? ?ребенка. Меры по ? ? ? ? ? ?предотвращению рисков ? ? ? ? ? ?жестокого обращения и ? ? ? ? ? ?причинения вреда здоровью? ? ? ? ? ?ребенка ? ? ? ? ?????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ?9. ?Особенности полового ? 2 ? 6 ? 3 ? ? ?воспитания приемного ? ? ? ? ? ?ребенка ? ? ? ? ?????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ?10. ?Роль семьи в обеспечении ? 1 ? ? ? ? ?потребностей развития и ? ? ? ? ? ?реабилитации ребенка ? ? ? ? ?????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ?11. ?Основы законодательства ? 6 ? 2 ? 2 ? ? ?Российской Федерации об ? ? ? ? ? ?устройстве детей, ? ? ? ? ? ?оставшихся без попечения ? ? ? ? ? ?родителей, на воспитание ? ? ? ? ? ?в семьи граждан ? ? ? ? ?????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ?12. ?Взаимодействие приемной ? 4 ? ? 1 ? ? ?семьи с органами опеки и ? ? ? ? ? ?попечительства и иными ? ? ? ? ? ?организациями, ? ? ? ? ? ?предоставляющими услуги ? ? ? ? ? ?детям и семьям ? ? ? ? ?????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ?13. ?Подведение итогов ? ? ? 1 ? ? ?освоения курса подготовки? ? ? ? ? ?кандидатов в приемные ? ? ? ? ? ?родители ? ? ? ? ?????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ? ?Всего: 80 ? 24 ? 43 ? 13 ? ??????????????????????????????????????????????????????????????????????????