» » » Об утверждении Концепции сохранения историко-культурного наследия Костромской области / Костромская область

- Распоряжения, приказы, законы администрации Костромской области -

Об утверждении Концепции сохранения историко-культурного наследия Костромской области / Костромская область


Костромская область
Распоряжение от 26 мая 2011 года № 114-РА
Об утверждении Концепции сохранения историко-культурного наследия Костромской области
Принято
Администрацией Костромской области
  1. В соответствии со статьей 28 Устава Костромской области, в целях определения основных приоритетов, критериев и направлений охраны историко-культурного наследия на территории Костромской области
  2. 1. Утвердить прилагаемую Концепцию сохранения историко-культурного наследия Костромской области (далее - Концепция).
  3. 2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Костромской области, организаций и предприятий в пределах своей компетенции руководствоваться положениями Концепции и предусмотреть меры по ее реализации.
  4. 3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Костромской области использовать положения Концепции при формировании долгосрочных программ по сохранению объектов культурного наследия на территории муниципальных образований Костромской области.
  5. 4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
  6. Губернатор
  7. Костромской области
  8. И.СЛЮНЯЕВ
Приложение
к Распоряжению от 26 мая 2011 года № 114-РА
Приложение
к Распоряжению от 26 мая 2011 года № 114-РА
  1. Настоящая Концепция определяет основные приоритеты, критерии и направления охраны историко-культурного наследия на территории Костромской области, раскрывает проблемы охраны, реставрации и использования памятников, ансамблей и среды городов и поселений, а также реконструкции и нового строительства на исторических территориях. Концепция призвана обеспечить смысловые, правовые и процедурные аспекты сохранения и совершенствования ландшафтов исторических городов и поселений Костромской области.
  2. Глава 1. Значение историко-культурного наследия

  3. 1. Историко-культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наравне с природными богатствами это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом.
  4. 2. Роль историко-культурного наследия в современном мире становится не только социальным, но и политическим фактором, во многом определяет инвестиционную привлекательность территории, утверждает преемственность гуманистических ценностей, создает и индивидуализирует имидж региона.
  5. 3. Сохранение историко-культурного наследия - одна из основ развития Костромской области.
  6. 4. Высочайший потенциал историко-культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования - один из важнейших ресурсов экономики нашего региона. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений.
  7. Глава 2. Государственная политика в области сохранения историко-культурного наследия

  8. 5. Базовый принцип государственной политики - комплексное сохранение историко-культурного наследия, так как эта деятельность эффективна только в рамках позитивного экономического и социального развития Костромской области. Сохранение объектов культурного наследия должно стать ключевым элементом стратегии обновления исторических территорий.
  9. 6. Принцип комплексного сохранения включает инициирующую, контролирующую и координирующую функции органов государственного управления в развитии партнерских отношений с общественностью и негосударственным сектором. Следует стимулировать междисциплинарный, межведомственный подход к сохранению объектов культурного наследия, использовать все доступные ресурсы. Данная задача должна решаться не только органами охраны памятников, но и структурами, которые ведают вопросами градостроительства и архитектуры, экономики и промышленного развития, экологии, транспорта, благоустройства, имущественного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, юридических служб и т.д.
  10. Глава 3. Градостроительный фактор в историко- культурном наследии Костромской области

  11. 7. Большинство исторических городов и поселений Костромской области формировалось в течение столетий, видоизменяя свою архитектурно-планировочную структуру. Рациональная, геометрически правильная планировка исторических городов, как правило, сочеталась со свободными очертаниями водных пространств и природного ландшафта, включала систему доминант, организующих видовые панорамы и перспективы.
  12. 8. Градостроительный каркас исторических городов получил регулярную планировку во второй половине XVIII века, когда были утверждены генеральные планы большинства из них. Изначальная градостроительная структура сохранила свою логику до настоящего времени, несмотря на последующие многочисленные градостроительные идеи. Сегодня ценность этой среды определяется ее достаточной сохранностью, что позволяет сочетать ведение работ по сохранению памятников с восстановлением исторического масштаба и традиционного характера исторических городов и поселений Костромской области.
  13. 9. С петровского времени строительный процесс в России регулировался жесткой системой законодательных актов. Регламентировались ширина улиц, разбивка кварталов, модуль и характер застройки, создававшейся на основе типовых проектов зданий. Со второй половины XVIII века закреплен принцип уличной застройки по красной линии, внутриквартальная территория отводилась под строительство хозяйственных строений: флигелей, каретных дворов, амбаров и других хозяйственных строений, развивалась брандмауэрная система в сочетании кирпичной и деревянной застройки. В середине XIX века определены высотные ограничения: не больше ширины улицы, не выше карниза храмовых построек. Установленные параметры и правила определяли объемно-пространственную целостность исторических территорий, сохранившуюся до наших дней и уничтожаемую новой и компенсационной современной застройкой.
  14. 10. Уникальная степень сохранности исторической застройки костромских провинциальных исторических городов и поселений обусловлена тем, что новое строительство советского периода не имело широкого развития. В наиболее крупных городах - Костроме, Буе, Галиче, Нерехте, Солигаличе и Чухломе проводились локальные преобразования. Надо отдать должное, что большое влияние на сохранение их исторических планировок оказывали общественное мнение и активная позиция реставраторов, художников, краеведов.
  15. 11. Исключительную ценность в историко-культурном наследии России составляет архитектурно-планировочная структура Костромы, сохранившаяся в значительной части до настоящего времени, что послужило основанием для начала работы по включению исторического центра города в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  16. Глава 4. Историко-культурное наследие как фактор устойчивого развития Костромской области

  17. 12. Без историко-культурного наследия немыслимы современная жизнь костромского края и перспективы его развития. Наследие влияет на формирование менталитета костромичей, утверждает преемственность гуманистических ценностей, создает мировой имидж Костромы как центра начала возрождения российской государственности, "колыбели" царской династии Романовых.
  18. 13. Для Костромы историко-культурное наследие имеет такое же значение, как для других регионов месторождения нефти и алмазов. Оно включено во многие социальные процессы и является источником духовного обогащения. Структура исторических архитектурных ансамблей православных монастырей и храмов, дворянских и купеческих усадеб, промышленных комплексов способствует гармоничному равновесию в обществе, развитию широкого диапазона деятельности.
  19. 14. Мобилизация экономического ресурса культурного наследия - основа городской регенерации. В конечном счете, именно высокие эстетические качества и степень сохранности исторической среды обеспечивают особую инвестиционную привлекательность костромских городов, поселений, и в первую очередь Костромы, их реальную коммерческую ценность, служат залогом благосостояния граждан. Это должно выражаться не только в немедленной экономической отдаче и росте занятости населения в различных областях деятельности, но и в широком круге непрямых выгод, которые станут достоянием всего сообщества (доходы от управления наследием, реставрации, туризма и его инфраструктуры).
  20. Глава 5. Принципы сохранения историко-культурного наследия Костромской области

  21. 15. Традиционный принцип - сохранение для сохранения - основан на мерах запретительного характера и продолжает доминировать в современных условиях. При наличии многих хозяйствующих субъектов законодательные требования охраны памятников порождают конфликтные ситуации в ходе социального, культурного и экономического развития исторических территорий. В этом случае охрана культурного наследия отчуждается от местного сообщества, горожане лишаются мотивации участия в этой деятельности.
  22. 16. Альтернативный принцип - сохранение для развития. При такой политике управления он выгоден населению. Некоторые связанные с охранными ограничениями неудобства проживания на особой территории компенсируются определенными льготами. Целостность культурной и природной среды становится качеством, которое может обеспечить развитие городского сообщества (через доходы от туризма, реставрационно-восстановительные работы, повышение социального статуса и т.д.).
  23. 17. Новый принцип строится на основе сбалансированных и гармоничных отношений между требованиями общественности, экономической деятельности и охраны исторической среды, что должно привести к признанию общей ответственности за сохранение историко-культурного наследия.
  1. Глава 6. Состав и предметы охраны историко- культурного наследия Костромской области

  2. 18. В течение долгого времени охранялись отдельные памятники без учета их окружения. Специфика историко-культурного наследия костромского края диктует сочетание пообъектной, средовой и градостроительной охранных практик. Предметы охраны культурного наследия - это ключевые элементы, параметры, характеристики среды, которые являются носителями исторической, архитектурной, художественной ценности. Наряду с отдельными объектами культурного наследия охраняются и главные градостроительные принципы. Наивысшую ценность представляют объемно-пространственный облик и планировочная структура, конфигурация водных пространств, панорамы рек, ансамбли главных площадей, перспективы основных улиц. Предметами охраны историко-культурного наследия являются характер среды, включающий планировочный модуль кварталов и участков, масштаб, высотность и членение застройки.
  3. 19. Зоны охраны - это территория защиты, где устанавливается режим градостроительной и хозяйственной деятельности, обеспечивающий физическую сохранность объекта культурного наследия и его исторического окружения. Особенность охранного зонирования в Костроме - объединенные зоны охраны исторического центра.
  4. 20. Предметами охраны исторических территорий и отдельных объектов культурного наследия являются:
  5. историческая застройка, панорамы и виды, воспринимаемые с открытых территорий, видовые точки, с которых наилучшим образом раскрываются наиболее ценные ансамбли;
  6. соотношение фоновой застройки с системой доминант (силуэт города и поселения);
  7. композиционные оси и направления восприятия доминант.
  8. 21. Охраняются от застройки основные направления, с которых воспринимаются архитектурные высотные доминанты.
  9. На этих территориях устанавливаются:
  10. запрет нового строительства (за исключением мер, направленных на регенерацию исторической среды и приспособление объектов культурного наследия для современного использования);
  11. запрет на изменение исторической планировочной структуры улиц и лицевых линий кварталов;
  12. ограничения на реконструкцию объектов, представляющих историко-культурную ценность (зданий, лицевых фасадов, площадей, скверов и т.д.).
  13. На остальной части объединенных зон охраны устанавливаются дифференцированные режимы ограничений, допускающие реконструкцию без изменения планировочной структуры (сеть проездов, разбивка кварталов), основных средовых характеристик, отдельных объектов культурного наследия, в том числе археологии, обеспечивающие сохранность исторической застройки. Охранные режимы должны войти в Правила застройки и землепользования исторических городов и поселений Костромской области в качестве основы градостроительной и проектной документации.
  14. 22. Сегодня в Костромской области под государственной охраной состоит 3852 объекта культурного наследия. Это архитектурные ансамбли, здания, сады и парки, монументальная скульптура, исторические захоронения и археологические объекты. В Своде историко-культурного наследия нашего региона отражены периоды развития архитектуры до середины XX века.
  15. 23. Предметы охраны объектов отражают ценные особенности архитектурного облика фасадов, конфигурацию и габариты корпусов, исторические интерьеры, конструкции, ценные и устойчивые элементы планировочной структуры. Предметы охраны могут распространяться на структуру зданий, включая интерьеры, или же ограничиваться фасадом. Таким образом, на объектном уровне, так же, как на градостроительном, определяются меры допустимых преобразований.
  16. Глава 7. Угрозы и риски физической утраты историко-культурного наследия Костромской области

  17. 24. Угрозы физической утраты объектов культурного наследия связаны с процессами естественного старения, которые ускоряют:
  18. неблагоприятные климатические условия (высокая влажность, длительность залегания снега и льда, многочисленные температурные переходы через 0 град. С); стихийные бедствия (паводки, подтопления, ураганы, ветры); геологические и гидрологические особенности рек Волги, Костромы, Унжы (структурно неустойчивые грунты);
  19. атмосферные загрязнения;
  20. неконтролируемая урбанизация и движение автотранспорта;
  21. неуместное новое строительство в исторической среде;
  22. неправильный режим эксплуатации зданий;
  23. пожары;
  24. вандализм и другие агрессивные действия.
  25. 25. Для сохранности объектов культурного наследия представляет опасность также интенсивный туризм, приводящий к излишней нагрузке на особо популярные объекты. Пагубны непрофессиональные реставрации, наносящие ущерб подлинности памятника.
  26. 26. Процессы естественного старения определяются жизненными циклами зданий и строительных материалов, пределами безопасности эксплуатации конструкций.
  27. Отсутствие должной защиты зданий и сооружений от погодных условий, техногенной нагрузки на грунты и конструкции, загазованность и кислотные дожди создают кумулятивный эффект. Активизируются процессы коррозии металлов и карбонизации штукатурных слоев, абразивное воздействие уничтожает позолоту куполов и крестов храмов и колоколен, грунтовые воды разрушают фундаменты, биологические поражения распространяются на деревянные конструкции. Из-за воздействия экологических и антропогенных факторов многие памятники находятся в активной фазе разрушения.
  28. Методов вечного сохранения не существует. Главная задача - приостановить процессы естественного старения и износа, минимизировать факторы их ускорения.
  1. Глава 8. Меры и методы противодействия разрушительным явлениям в отношении историко-культурного наследия Костромской области

  2. 27. Ускорение физического разрушения объектов культурного наследия антропогенными и природными факторами представляет угрозу их "выживанию" и возможности быть переданными будущим поколениям. Диспропорция между опасностями, которые надо предотвратить, и средствами, используемыми для этих целей, постоянно возрастает.
  3. 28. Общие меры приостановления процессов разрушения:
  4. сокращение источников загрязнения и вибрации (отвод автотранспорта, ограничение парковок, запрет на движение транспортных средств вблизи особо ценных памятников; вывод промышленных предприятий, оздоровление и реновация индустриальных земель);
  5. снижение уязвимости исторических построек с помощью правильной эксплуатации и ухода за конструкциями, защиты строения от погодных условий, устранения дефектов, ослабляющих структуру, допускающих проникновение и капиллярное движение вод, препятствующих дренажам;
  6. эффективное использование зданий-памятников, достойное их значения и не противоречащее сохранности;
  7. запрет на применение непригодных и вредных материалов в реставрации, консервации и ремонте;
  8. физическая защита (усиление дверей, видеонаблюдение, центр контроля и т.п.);
  9. систематические противопожарные мероприятия.
  10. 29. Недостаточность защитных мер требует проведения междисциплинарных исследований процессов износа исторических строений, воздействий и взаимодействия физического, химического и биологического разрушений на основе постоянного мониторинга и прогноза развития. Для каждого вида опасностей и типов исторических сооружений следует разработать профилактические меры с комплексом организационных, административных и технических мероприятий по предотвращению угроз, снижению потерь и ущерба. Они наряду со специальными планами на случай чрезвычайных ситуаций должны формироваться на межведомственной основе с привлечением служб пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, экологического надзора, аварийных служб и милиции.
  11. Необходимо обеспечить обязательное страхование рисков утраты (гибели), повреждения, хищения объектов культурного наследия. Должны быть разработаны нормы и правила содержания и эксплуатации объектов культурного наследия с учетом особенностей этого вида недвижимости.
  12. Глава 9. Особый статус объектов археологического наследия

  13. 30. В соответствии с действующим законодательством объекты археологического наследия выделены в особый вид объектов культурного наследия и отнесены, все без исключения, к категории памятников культуры федерального значения.
  14. 31. Для объектов археологического наследия установлена особая процедура включения в реестр: сразу после обнаружения, без проведения государственной историко-культурной экспертизы они приобретают статус выявленных объектов культурного наследия и подлежат государственной охране.
  15. 32. Объекты археологического наследия - неотъемлемая часть культурного наследия Костромской области. На территории области выявлено и поставлено на государственную охрану более 800 памятников археологии. Их распространение по районам области неравномерно. Наибольшее количество находится в западных районах, менее всего изучен в археологическом отношении восток области.
  16. 33. Основные виды памятников археологии Костромской области: стоянки, селища, городища, культурные слои, курганы, курганные могильники.
  17. 34. Периоды развития человеческого общества представлены на территории Костромской области начиная с эпохи мезолита (VIII-VI тыс. до н.э. Территории вблизи городов Костромы и Солигалича, на реках Векса и Вохма).
  18. 35. Богатое археологическое наследие костромского края требует реализации следующих мер, направленных на его сохранение в интересах настоящего и будущего поколений:
  19. 1) ежегодное проведение мониторинга (инвентаризации) объектов археологического наследия с целью контроля за состоянием памятников, определения и принятия мер к их сохранности, устранение выявленных нарушений;
  20. 2) осуществление организационно-правовых действий по включению/исключению объектов археологического наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  21. 3) проведение государственной регистрации обременений прав собственности и пользования объектами археологического наследия;
  22. 4) разработка модели включения объектов археологического наследия в туристический комплекс Костромской области с целью их популяризации, направления финансовых средств на исследование, сохранение, мониторинг;
  23. 5) разработка плана мероприятий по сохранению объектов археологического наследия, прежде всего находящихся под угрозой повреждения или разрушения (культурные слои исторических городов Костромской области).
  1. Глава 10. Реставрация, консервация, воссоздание объектов культурного наследия Костромской области

  2. 36. Качественный уход и надлежащая эксплуатация - наиболее эффективный, единственно щадящий метод сохранения наследия. Своевременные профилактические и консервационные работы увеличивают сроки межреставрационных периодов. В определенном смысле консервация (различные способы защиты уязвимых конструкций, частей сооружения и декора) может быть альтернативой дорогостоящей реставрации.
  3. 37. Реставрация - мера вынужденная, чрезвычайная, она предусматривает глубокое вмешательство в подлинную ткань памятника, влечет за собой элементы воссоздания и уносит частицу подлинности. Венецианская хартия, утвердившая международные принципы реставрации, отдает предпочтение консервации, а реставрация проводится в исключительных случаях, когда другие способы сохранения бессильны.
  4. 38. Методы воссоздания и комплексной научной реставрации определили специфику Костромской специализированной научно-реставрационной производственной мастерской в 1960-1980 годы. Эта строительно-реставрационная деятельность проводилась с применением традиционных технологий, тщательным изучением подлинных фрагментов памятников, иконографических и архивных материалов.
  5. 39. Историзм современного мировоззрения устанавливает принципиально иное требование к реставрации - максимальное сохранение подлинности. По этой причине воссоздание утраченного объекта может быть оправдано в исключительных случаях - как средство градостроительной реставрации или восстановления цельности ансамбля. Принципиально не допускается возведение частей строений, не осуществленных в свое время, но входивших в авторский исторический замысел. Признается ценность позднейших исторических наслоений, не искореняются элементы стилей разных эпох, отрицается принцип приведения памятников к стилистическому единству (так называемая реставрация на оптимальную дату - на период строительства или расцвета памятника). Кроме того, реставрируемый объект не должен обновляться до такой степени, чтобы восприниматься как новодел. В соответствии с Венецианской хартией научная реставрация заканчивается тогда, когда начинается домысел.
  6. 40. В настоящее время в Костромской области большинство памятников нуждаются в срочном реставрационном вмешательстве. Комплексная научно обоснованная реставрация по-прежнему остается приоритетом среди других методов сохранения объектов культурного наследия.
  7. 41. Особого внимания заслуживает экспертиза проектов реставрации объектов культурного наследия и профессиональный надзор за их исполнением.
  8. 42. Финансирование работ по реставрации, ремонту, консервации и приспособлению объектов культурного наследия возможно из различных источников: федерального, областного и муниципального бюджетов, внебюджетных фондов и частных инвестиций. В настоящий период объем средств, направляемых на сохранение объектов культурного наследия, диктует необходимость тщательного отбора памятников для ремонтно-реставрационных работ. При этом главным критерием является наиболее эффективное использование памятника после реставрации, то есть активное включение его в социально-экономическую жизнь региона.
  9. 43. Отбор объектов культурного наследия для включения в перспективный план реставрационной деятельности основан на следующих принципах:
  10. 1) историко-культурная значимость объекта. Приоритетом в этом отношении являются крупные градостроительные ансамбли исторических поселений и архитектурные памятники. Он предусматривает сохранение памятников, представляющих основные этапы истории костромского края, а также отражающих роль края в главных событиях отечественной истории;
  11. 2) степень угрозы утраты памятника. Осуществляется отбор объектов культурного наследия, находящихся на грани утраты;
  12. 3) градостроительный подход. Он выражается в выделении не только отдельных памятников, но и крупных градостроительных комплексов, позволяющих сохранить историческую среду (сохранение заповедных кварталов, центров исторических поселений);
  13. 4) социально-экономический фактор. Он выражается в том, что при прочих равных условиях предпочтение отдается тем объектам или комплексам историко-культурного наследия, сохранение и реставрация которых создает возможности их перспективного использования для развития туризма и музейной деятельности или иных направлений социально-экономического развития;
  14. 5) отражение типологического и стилистического многообразия памятников архитектуры и градостроительства. Этот принцип предполагает сохранение, прежде всего, различных типов памятников, характерных именно для территории Костромской области.
  15. 44. В перспективе при условии разработки целевой региональной программы по сохранению объектов культурного наследия Костромской области могут быть предусмотрены и реализованы подпрограммы реставрационных работ как по различным историческим поселениям или муниципальным образованиям, так и по разным типам объектов культурного наследия. В частности, целесообразна разработка следующих областных и муниципальных целевых программ:
  16. "Восстановление храмов и монастырей";
  17. "Фасады зданий исторического центра г. Костромы";
  18. "Сохранение и использование объектов культурного наследия исторических центров поселений Костромской области";
  19. "Сохранение памятников деревянного зодчества Костромской области";
  20. "Усадьбы костромского края" и других.
  21. 45. Реставрационную деятельность в Костромской области осуществляют 19 лицензированных организаций. При определенных условиях реставрация как отрасль способна стимулировать экономический рост и создание рабочих мест. Специфическая природа реставрации полностью оправдывает особые меры государственной поддержки и поощрения (налоговые льготы, государственные заказы).
  22. 46. Реставрация требует особого мастерства, должна выполняться хорошо зарекомендовавшими себя фирмами. Однако монополия на данный вид работ должна быть исключена. Существование малых и средних фирм, имеющих высококлассных специалистов, является лучшим гарантом сохранения архитектурного наследия.
  23. Необходимо предоставить всевозможную помощь для возрождения организаций, занимающихся производством традиционных материалов для реставрации.
  24. 47. Актуальная задача - создание научно-исследовательского центра (учреждения) для разработки и внедрения современных реставрационных принципов, норм и методик, новых технологий, отвечающих специфике историко-культурного наследия, оценки качества материалов и работ, аттестации и подготовки специалистов. Целесообразна подготовка специалистов по реставрации и охране наследия в системе среднего специального и высшего образования на основе государственного заказа.
  25. 48. Другие меры по обеспечению реставрационной деятельности:
  26. 1) тщательная дифференциация, установление норм и расценок на все виды реставрационных работ;
  27. 2) обеспечение и защита авторских прав посредством установлений там, где это возможно, знаков качества, сертификатов мастерства;
  28. 3) пропаганда качества реставрационных работ с помощью выставок, конкурсов, мастерских ремесленников в туристских зонах;
  29. 4) поощрение обучения, предоставление грантов (субсидий);
  30. 5) создание мастер-классов, стимулирующих как высококлассных специалистов, так и талантливую молодежь, желающую овладеть секретами мастерства;
  31. 6) широкое информирование общественности через средства массовой информации.
  32. 49. Это должно повысить достоинство профессии, ценность и социально-экономическую значимость реставрации и ремесел, а, следовательно, открыть новые перспективы трудоустройства и личностной реализации.
  1. Глава 11. Современная архитектура в контексте охраны историко-культурного наследия Костромской области

  2. 50. Ни один исторический город или поселение, которые называют музеями под открытым небом, не может быть законсервирован. Поэтому согласование интересов охраны историко-культурного наследия с необходимостью развития и реконструкции территорий - одна из важнейших задач.
  3. 51. Решение задач реконструкции территорий и объектов, включая новое строительство, возможно только при условии разработки и соблюдения системы ограничений и предпочтений, обеспечивающих сохранение ключевых элементов исторической среды. Реконструкция должна вестись на основе историко-культурной и историко-градостроительной экспертиз, определяющих значимость и степень сохранности объектов культурного наследия всех уровней: территории в целом как исторического поселения или достопримечательного места, ансамблей, отдельных зданий и сооружений.
  4. 52. Интеграция современной архитектуры в историческую застройку периодически возникает в теории и практике охранного дела. Новая архитектура в контексте исторической среды - одна из важных составляющих стратегии сохранения культурного наследия. Зоны регулирования застройки определяют возможности нового строительства на территориях незавершенной или деградированной градостроительной среды, внутриквартальных участках и на местах утраченных строений. Новое строительство должно служить реставрации градостроительной ткани, воспроизводству утраченных элементов городского ландшафта, планировочной структуры, масштаба, членений, ритма, силуэта, визуальных связей, пространственных отношений застройки.
  5. 53. В отличие от воссоздания, которое ставит ложный знак равенства подлинника новоделу, регенерация и реновация как более творческие методы диктуют новой архитектуре необходимость выявления внутренних закономерностей исторической среды, архитектонику художественных образов.
  6. 54. В то же время новое строительство может угрожать физическому состоянию соседних построек. Строительство и реконструкция в среде плотной городской застройки относится к высшей категории геотехнической сложности.
  7. 55. Стремление инвесторов строить в исторической части городов и поселений, вблизи памятников свидетельствует о престижности жизнедеятельности в этих районах и о высокой коммерческой выгоде, которая напрямую зависит от средового окружения. Виды из окон стали ценностным параметром. Видовые точки, визуальные связи, городские панорамы должны быть каталогизированы как предметы средовой и градостроительной охраны.
  8. Глава 12. Открытые пространства исторических городов и поселений Костромской области

  9. 56. Уникальную особенность исторической среде исторических городов и поселений придают открытые пространства (ансамбли площадей и набережных, сады и парки, бульвары и улицы) и плотные внутриквартальные застройки. Открытые пространства являются частью архитектурного наследия. Их главная роль - в обеспечении рекреационных и досуговых нужд населения - важна в социальном взаимодействии. Открытые пространства выражают коллективную жизнь исторической территории. Они обладают коммерческой ценностью, помогают экономическому возрождению не только через создание рабочих мест, но и через повышение привлекательности городов и поселений для деловых инвестиций и проживания.
  10. 57. Реабилитационные программы больших и малых пространств (дворов) приводят к лучшему пониманию ценности окружающей среды. Благоустройство открытых пространств, их насыщение музеефицированными объектами и малыми архитектурными формами улучшает качество жизни населения в целом.
  11. 58. Несмотря на значимость открытых пространств, они часто нарушаются, их захватывают многочисленные транспортные парковки, стихийные рынки, существует проблема загрязнения.
  12. 59. Наиболее эффективный способ сохранения и популяризации исторической среды представляет вовлечение открытых пространств в социальный оборот путем развития пешеходных зон и их инфраструктуры. Созданию комфортной обстановки в исторических центрах способствуют их благоустройство, озеленение, освещение и установка малых архитектурных форм, сомасштабных окружающей застройке и соответствующих эстетике среды. Недостаток гармонии, игнорирование традиций, перегруженность пространства могут породить проблемы восприятия, потерю чувства безопасности и комфорта, сделать открытое пространство непривлекательным и недружественным. Визуальная деградация возникает и в результате нагромождения технических средств рекламы (рекламные щиты, пилоны, знаки и т.п.). Недопустимы подобные искажения основных площадей и видовых панорам.
  13. 60. Зеленые пространства (сады, парки, бульвары, скверы) - это неотъемлемая часть исторического ландшафта. Вместе с водными артериями они формируют комплекс экологически устойчивых территорий исторической среды и являются важной характеристикой городов и поселений. Стратегия сохранения должна обеспечить неприкосновенность объектов ландшафтной архитектуры, систематическое проведение комплексных восстановительных и профилактических работ, возрождение культуры парков, создание музея паркового и садового искусства под открытым небом.
  14. 61. В практике планирования благоустройства открытых пространств следует более гибко использовать общественное и частное партнерство. Прямое привлечение населения даст эффект саморазвития, осознания личной и коллективной ответственности, уважения к существующей структуре города или поселения.
  15. Глава 13. Использование объектов историко- культурного наследия Костромской области

  16. 62. В современных социально-экономических условиях проблемы, связанные с использованием объектов культурного наследия, являются одними из главных в ряду проблем обеспечения сохранности историко-культурного наследия.
  17. 63. Основными особенностями использования объектов культурного наследия в настоящее время являются:
  18. 1) отсутствие реальных собственников, способных в необходимой мере нести бремя затрат по содержанию объектов культурного наследия;
  19. 2) невозможность проведения мероприятий по консервации всех объектов культурного наследия, которые в настоящее время бесхозяйны, т.е. не используются и поэтому разрушаются;
  20. 3) отсутствие необходимой инфраструктуры объектов культурного наследия;
  21. 4) наличие в составе историко-культурного наследия большого количества "некоммерческих" объектов, на обеспечение сохранности которых необходимы значительные средства. Получение дохода от использования данных памятников либо невозможно в принципе, либо в настоящее время сопряжено с затратами, превышающими возможный доход;
  22. 5) наличие относительно малого количества объектов культурного наследия, использование которых приносит доход, превышающий затраты на обеспечение их сохранности (прежде всего, это здания и сооружения, сданные в аренду);
  23. 6) наличие в составе объектов культурного наследия жилых зданий и помещений.
  24. 64. В соответствии с действующим законодательством при использовании объектов культурного наследия соблюдаются требования:
  25. 1) обеспечение неизменности первоначального облика объекта культурного наследия;
  26. 2) согласование научно-исследовательских, землеустроительных, земельных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных мероприятий на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке или участке водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия;
  27. 3) обеспечение режима содержания земель историко-культурного назначения;
  28. 4) обеспечение доступа к объекту культурного наследия.
  29. 65. В настоящее время необходим иной подход к объектам культурного наследия - как к объектам, не только обладающим особым историко-культурным потенциалом, но и содержащим значительную экономическую составляющую. В рамках такого подхода объект культурного наследия рассматривается не только как носитель историко-культурной ценности, но и как особый ресурс, определяющий возможность ведения специализированной хозяйственной деятельности, а, следовательно, целесообразна разработка современных экономических программ развития территорий, на которых расположены объекты культурного наследия.
  30. 66. Такой подход предполагает работу по выявлению всего историко-культурного потенциала исторической территории, включающего не только объекты культурного наследия, ранее поставленные на государственную охрану, но и выявленные объекты культурного наследия, исторически ценные градоформирующие объекты, а также другие важнейшие его элементы: местную культуру, традиции, ремесла и промыслы, систему сельского расселения, природное окружение и иные факторы.
  31. 67. В настоящее время экономически относительно эффективно используется лишь незначительная часть объектов культурного наследия (в основном здания, сооружения и незначительная часть земельных участков), переданных в аренду для осуществления общественной, административной, торговой и производственной деятельности.
  32. 68. Значительная часть объектов культурного наследия используется по функциональному назначению, не соответствующему задаче обеспечения сохранности данных объектов. В результате указанные объекты довольно быстро утрачивают особенности, которые составляют их предмет охраны и физически разрушаются, что приводит к значительным изменениям исторического культурного фона данных территорий. Это касается, прежде всего, значительной части памятников архитектуры в малых и средних поселениях, не имеющих устойчивой бюджетной финансово-экономической базы, заброшенных ансамблей дворянских усадеб, расположенных в сельской местности, производственных сооружений, территорий достопримечательных мест.
  33. 69. Сохранение большей части объектов культурного наследия, расположенных на территории Костромской области, за счет бюджетов любого уровня, в том числе и консолидированных, является крайне сложной задачей. Поэтому необходим поиск новых источников внебюджетного или целевого бюджетного финансирования.
  34. 70. К перспективным источникам формирования финансовых средств на обеспечение сохранности объектов культурного наследия можно отнести приватизацию памятников и связанных с ними земельных участков.
  1. Глава 14. Законодательство в сфере охраны объектов культурного наследия

  2. 71. Основой сохранения культурного наследия является соответствующая нормативная правовая база. Правовую основу сферы охраны памятников формируют:
  3. 1) международные нормативные правовые акты:
  4. Европейская конвенция об охране археологического наследия (Лондон, 6 мая 1969 года, для СССР вступила в силу 14 февраля 1991 года);
  5. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 года, для СССР вступила в силу 12 января 1989 года);
  6. Конвенция об охране архитектурного наследия Европы (Гранада, 3 октября 1985 года, для СССР вступила в силу 1 марта 1991 года);
  7. Международная (Венецианская) хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест (принята в 1965 году);
  8. 2) нормативные правовые акты Российской Федерации:
  9. Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ);
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года N 315 "Об утверждении положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации";
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года N 569 "Об утверждении положения о государственной историко-культурной экспертизе";
  12. Приказ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 27 февраля 2009 года N 37 "Об утверждении положения о Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации";
  13. Приказ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 3 февраля 2009 года N 15 "Об утверждении положения о порядке выдачи разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия";
  14. Приказ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 27 февраля 2010 года N 27 "Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия";
  15. 3) нормативные правовые акты Костромской области:
  16. Закон Костромской области от 1 апреля 2004 года N 184-ЗКО "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), расположенных на территории Костромской области".
  17. 72. Отдельные правовые нормы, направленные на урегулирование правоотношений по охране историко-культурного наследия, содержатся в Градостроительном кодексе Российской Федерации, Земельном кодексе Российской Федерации, Налоговом кодексе Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Жилищном кодексе Российской Федерации, Федеральных законах "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", "О приватизации государственного и муниципального имущества", "О лицензировании отдельных видов деятельности", законодательстве, регулирующем бюджетные отношения, а также нормативных правовых актах Российской Федерации, Министерства культуры и Костромской области в сфере охраны культурного наследия.
  18. 73. Правовая база требует совершенствования и развития как на федеральном, так и региональном уровнях.
  19. Федеральный закон N 73-ФЗ, так же, как и Закон РСФСР от 15 декабря 1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (далее - закон РСФСР), предусматривает подразделение объектов культурного наследия на категории историко-культурного значения (федерального, регионального и местного (муниципального) значения). Такое разделение объектов культурного наследия, как показала практика применения закона РСФСР, не имеет научно обоснованных критериев, система мер государственного сохранения не зависит от категорий историко-культурного значения. В современных условиях "категорийность" создает ненужные препятствия по осуществлению государственной охраны, влечет за собой проблемы разграничения государственной собственности на объекты культурного наследия, их финансирования за счет средств бюджетов разных уровней. Отказ от разделения объектов культурного наследия на категории позволит привести системы охраны наследия в соответствие с нормами гражданского, земельного, бюджетного и градостроительного законодательства.
  20. 74. В целях сохранения объектов историко-культурного наследия и развития принятых нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, необходимо сделать следующее:
  21. 1) внести следующие предложения по изменению федерального законодательства:
  22. исключить правовые нормы о подразделении объектов культурного наследия на различные категории историко-культурного значения;
  23. предусмотреть обязательное страхование рисков утраты и повреждения объектов культурного наследия при проведении ремонтно-строительных работ, а также в случае стихийного бедствия с условием, что страховое возмещение, выплачиваемое при наступлении страхового случая, направляется исключительно на восстановление утраченного или поврежденного объекта культурного наследия;
  24. включить в перечень объектов культурного наследия, не подлежащих отчуждению из государственной собственности, объекты, закрепленные за государственными музеями, библиотеками, театрально-концертными учреждениями, образовательными учреждениями;
  25. 2) разработать и утвердить на федеральном уровне реставрационные нормы и правила:
  26. по подготовке, согласованию и утверждению проектной и сметной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия;
  27. на выполнение каждого вида ремонтно-реставрационных работ, предусмотренных Федеральным законом;
  28. 3) внести дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части наделения государственных органов охраны объектов культурного наследия субъектов Российской Федерации полномочиями по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере охраны культурного наследия;
  29. 4) во исполнение положений Градостроительного кодекса Российской Федерации:
  30. разработать Правила землепользования и застройки исторических городов и поселений, включающие в себя карту градостроительного зонирования, на которой указываются границы территорий объектов культурного наследия, зон с особыми условиями использования территории (в частности, зоны охраны объектов культурного наследия), и градостроительные регламенты территориальных зон, содержащие предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства в этих зонах;
  31. определить порядок разработки карт (схем) границ территорий объектов культурного наследия;
  32. 5) установить порядок отнесения земель к категории земель историко-культурного назначения.
  1. Глава 15. Организационные и административные меры по сохранению историко-культурного наследия Костромской области

  2. 75. Решения, принимаемые органами государственной власти в сферах городского хозяйства, строительства и благоустройства, должны приниматься с учетом необходимости сохранения культурного наследия Костромской области, совершенствования системы управления историко-культурным наследием в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. 76. Сохранение за органом государственной власти Костромской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия осуществления переданных Российской Федерацией полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры и историко-культурного наследия.
  4. 77. Введение в практику органа государственной власти Костромской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия подготовки ежегодных докладов губернатору Костромской области о состоянии объектов культурного наследия Костромской области. Установить, что проект ежегодного доклада о сохранении объектов культурного наследия вносится на рассмотрение коллегии при органе государственной власти Костромской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
  5. Активное взаимодействие с Федеральным научно-методическим советом по сохранению культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации, творческими и общественными организациями.
  6. Глава 16. Финансово-экономическое обеспечение историко-культурного наследия Костромской области

  7. 78. Реставрация памятников, реабилитация ветхих строений требуют инвестиций, равных или превышающих стоимость нового строительства.
  8. 79. Следует выработать систему комплексного финансирования мероприятий по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, координирующую бюджеты всех уровней, внебюджетные источники для максимально эффективного использования средств.
  9. 80. Современный опыт охраны объектов культурного наследия и развития исторических городов и поселений опровергает устаревшее понятие о затратном характере содержания и реставрации памятников. Анализ экономических преимуществ сохранения историко-культурного наследия выявил положительное воздействие на экономический рост в трех областях городского развития: строительстве и реставрации, стоимости недвижимости, туризме. Мировой опыт показывает, что наиболее эффективен для сохранения памятников путь включения историко-культурного наследия в планы развития муниципальных образований.
  10. 81. Универсальные принципы сохранения культурного наследия:
  11. 1) разграничение полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия между государственными органами всех уровней;
  12. 2) разнообразие форм собственности при четкости обременений на использование объектов культурного наследия;
  13. 3) при приоритете культурной ценности принцип экономической выгоды при пользовании памятником;
  14. 4) принцип окупаемости капиталовложений в реставрацию за счет доходных инвестиционных проектов, развития инфраструктуры и благоустройства;
  15. 5) создание благоприятного инвестиционного климата.
  16. 82. Программа экономического стимулирования сохранения историко-культурного наследия Костромской области должна предусматривать:
  17. рост заказов на реставрационные работы со стороны федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Костромской области;
  18. всемерное поощрение реставрации объектов культурного наследия и их приспособления с учетом преимуществ, которые они представляют в условиях современной конъюнктуры, а именно: экономия площадей, инфраструктуры, сырья и энергии;
  19. активный поиск новых видов использования старых зданий как часть жилищной политики и схем общественного благоустройства, сохранение социального равновесия в зонах реконструкции ветхого жилья, улучшение среды обитания и условий жизни всех слоев населения;
  20. разработку гибких механизмов для поддержания частных инициатив, спонсорства частных лиц и коммерческих организаций, производящих и реализующих нефтепродукты, алкогольные напитки и в других сверхприбыльных компаниях;
  21. учреждение специальных фондов в целях восстановления и реставрации объектов культурного наследия на территории Костромской области.
  22. 83. Необходимо систематически разъяснять костромичам ценность общественных и частных инвестиций в культурное наследие с тем, чтобы экономические группы и сообщества осознали продуктивность и престижность инвестиций в культурно-историческое наследие. Следует показать разницу между очевидной и действительной стоимостью сохранения, а также прямыми и косвенными выгодами, вытекающими из этой деятельности.
  1. Глава 17. Научные и технические мероприятия по сохранению историко-культурного наследия Костромской области

  2. 84. Комплексная исследовательская работа, предваряющая мероприятия по сохранению историко-культурного наследия Костромской области, включает:
  3. анализ геологических, гидрологических, экологических, археологических, исторических, технических, социологических и экономических данных;
  4. определение предметов градостроительной охраны - ценных и устойчивых элементов планировочной структуры, зонирование исторических территорий;
  5. выявление на объекте культурного наследия предметов охраны, отражающих особенности архитектурного облика фасадов, конфигурацию и габариты зданий и сооружений, исторические интерьеры, конструкции, элементы, являющиеся носителями мемориальной значимости здания;
  6. корректировка списков памятников истории и культуры;
  7. постоянный мониторинг процессов разрушения и причин, их вызывающих;
  8. разработка мероприятий по сокращению причин разрушений объектов культурного наследия;
  9. формирование электронной единой базы данных об историко-культурном наследии, обеспечивающей ведение реестра памятников, их исследование, учет и инвентаризацию. Ведение электронной базы данных информационно поддерживает мероприятия по выявлению предметов охраны, обеспечивает мониторинг использования и технического состояния объектов культурного наследия, историю их реставрации с фотофиксацией процесса;
  10. обеспечение связи электронной базы данных об историко-культурном наследии с базами данных по геологии, гидрологии и экологии, поддерживаемыми профильными областными службами.
  11. Глава 18. Культурный туризм на территории Костромской области

  12. 85. Кострома и Костромская область обладают мощным потенциалом для развития туризма, который постепенно становится важной отраслью экономики региона. Туризм способствует популяризации памятников истории и культуры, укрепляет авторитет Костромской области в стране и за рубежом, приводит к повышению качества жизни населения.
  13. 86. Туризм обеспечивает широкий доступ к культурному наследию, но следует избегать излишней эксплуатации наиболее популярных туристических маршрутов. Посещение достопримечательностей не должно превышать допустимые нормы, установленные в зависимости от их особенностей и степени защищенности.
  14. 87. Необходима разработка модели культурного туризма, отличной от обычных видов массового туризма, чтобы избежать излишнего давления на объекты культурного наследия. Эта модель, основанная на использовании преимуществ культурного наследия для развития туризма, должна быть направлена на возрождение забытых традиций и видов искусства, создание новых центров туристического интереса, организацию особых видов маршрутов.
  15. 88. Туристско-экскурсионная работа может использовать весь потенциал историко-культурного наследия костромского края. Особая задача - обеспечение равномерного сезонного распределения туристических потоков, а также создание комфортных условий проживания и передвижения.
  16. Глава 19. Социальное и образовательное значение историко-культурного наследия Костромской области

  17. 89. Формирование у населения региона преданности историко-культурному наследию костромского края - одна из приоритетных задач образовательного и воспитательного процессов (или образовательного процесса).
  18. 90. Образовательные курсы должны использовать исторические, художественные и этические ценности, воплощенные в культурном наследии, для воспитания достойных граждан современного общества. Привить молодежи уважение к многообразию культурных традиций и чувство терпимости, умение противостоять проявлениям ксенофобии и национальной исключительности - актуальная задача дня. Качество и объективность данной образовательной идеи важны как для сохранения самого культурного наследия, так и для поддержания общественного порядка в Костромской области.
  19. 91. Требуется выработка следующих эффективных форм противодействия проявлениям вандализма и немотивированной агрессивности некоторых групп населения:
  20. усиление воспитательной и просветительной работы в сочетании с комплексом правоохранительных мер (милицейские посты, маршруты патрулей, видеонаблюдение);
  21. развитие добровольных обществ друзей известных памятников, объединение молодежи вокруг программ сохранения историко-культурного наследия, создание молодежных реставрационных отрядов, в том числе и волонтерских;
  22. проведение юбилеев памятников, ансамблей и достопримечательных мест;
  23. широкое информирование общественности об опасностях, грозящих памятникам истории и культуры, а также о мерах, принимаемых для их сохранения.
  24. 92. Важным условием успехов в области сохранения объектов культурного наследия является активное и творческое участие всего населения региона, формирование общественного сознания в духе понимания ценности исторического пространства. Использование современных средств массовой информации, аудиовизуальных средств и приемов рекламы, стимулирование частных и общественных проектов должно быть направлено на активное вовлечение в эту деятельность представителей бизнеса, интеллигенции, молодежи и ветеранов. Без общественного участия невозможна эффективная охрана историко-культурного наследия.
  25. 93. Доступ к знаниям, радость общения с культурным наследием должны поощряться как фактор, жизненно необходимый для творческой самореализации отдельных личностей и целых коллективов. Нужно использовать все возможности для совмещения сохранения памятников с развитием связанных с ними культурных традиций.
  26. 94. Следует заручиться поддержкой общественности по принятию мер защиты объектов культурного наследия:
  27. от сноса и незаконного изменения объектов культурного наследия, уничтожения археологического наследия;
  28. от загрязнений атмосферы промышленными предприятиями;
  29. при понуждении пользователей и собственников содержать историческую недвижимость в должном состоянии;
  30. при ограничениях на внешнюю рекламу и контроле за торговым дизайном в зонах охраны объектов культурного наследия;
  31. при планировании новых дорог в исторической части поселений и охраняемых территорий или в непосредственной близости от них;
  32. при разработке проектов нового строительства, не совместимого с местами, представляющими исторический интерес;
  33. в решении вопросов организации транспортного потока и парковок автомашин, создании пешеходных зон, перемещении надземных коммуникаций в зонах охраны.
  34. 95. Необходимо пробуждать активность горожан, профессиональной общественности в сборе и передаче информации; поддерживать общественные инициативы по постановке на учет новых объектов, проведению историко-культурных экспертиз. Комплексный подход к популяризации культурного наследия включает широкий спектр форм:
  35. публикация Свода памятников, фиксирующего современный уровень знаний о них;
  36. различные научные, научно-популярные и справочно-информационные издания;
  37. общественные слушания;
  38. выступления в средствах массовой информации;
  39. проведение массовых мероприятий и акций, связанных с Международным днем охраны памятников и днями городов и поселений Костромской области;
  40. организация научно-практических конференций всех уровней;
  41. установка мемориальных и охранных досок, создание информационных стендов по истории объектов культурного наследия в зданиях-памятниках;
  42. организация тематических выставок;
  43. развитие сети муниципальных, ведомственных и частных музеев.
  44. 96. Представленные положения Концепции могут быть включены в основу перспективного планирования деятельности государственного органа охраны объектов культурного наследия Костромской области по эффективному сохранению и использованию историко-культурного наследия костромского края.
  45. 97. Политика сохранения и бережной реконструкции объектов культурного наследия должна осуществляться на основе концептуально-программного метода, в котором разработка концепции сохранения историко-культурного наследия является начальным этапом, предшествующим разработке следующего глобального этапа - создание программы сохранения историко-культурного наследия Костромского края. Концептуально-программный подход к решению таких сложных и многоаспектных проблем, как сохранение памятников истории и культуры, возрождение исторических городов, представляется единственно возможным в свете централизации процессов управления. Он позволит сконцентрировать финансовые ресурсы и оптимизировать их целевое и экономное использование в проведении мероприятий по охране и управлению историко-культурным наследием Костромской области.

Предыдущая новость - Закон от 01 апреля 2013 года № 353-5-ЗКО / Костромская область

Следующая новость - О внесении изменений в постановление губернатора Костромской области от 20.04.2010 N 85 / Костромская область