» » » По делу 03-03/119-10. Ярославская область. В отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» по заявлению ТСЖ «Локотранс»

- Распоряжения, приказы, законы администрации Костромской области -

По делу 03-03/119-10. Ярославская область. В отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» по заявлению ТСЖ «Локотранс»


Ярославская область
Решение от 14 января 2011 года № 03-03/119-10
В отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» по заявлению ТСЖ «Локотранс»
По делу № 03-03/119-10
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
14 января 2011 года
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – руководитель Ярославского УФАС России Сибрикова Н.М,
члены Комиссии – специалист 1-го разряда отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России Опарин А.Л., специалист 3-го разряда отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России Ганина А.А.,
с участием:
от Общества с ограниченной ответственностью «Ярославская региональная компания по реализации газа» (Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ярославль») представителя ;
от Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области представителя ;
Установила:
22 июня 2010 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступило заявление (вх. № 5086) Товарищества собственников жилья «Локотранс» (далее – Заявитель, ТСЖ «Локотранс») на действия Общества с ограниченной ответственностью «Ярославская региональная компания по реализации газа» (в соответствии с протоколом № 3 от 15.10.2010 – решением общего собрания участников ООО «Ярославская региональная компания по реализации газа» было заменено название на Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ярославль» и внесены соответствующие изменения в учредительные документы общества) (далее – ООО «Яррегионгаз»).
Заявитель указывает на необоснованность применяемого к нему ООО «Яррегионгаз» тарифа при расчетах за поставляемый природный газ. По мнению Заявителя, к ТСЖ «Локотранс» должен применяться тариф для населения, а не для коммерческих потребителей. Данные обстоятельства, по мнению Заявителя, нарушают законодательство Российской Федерации.
Представители ООО «Яррегионгаз» письменно (вх. № 6760 от 30.08.2010, исх. № 12-3951 от 10.12.2010) и устно (на заседании Комиссии) пояснили, что ООО «Яррегионгаз» не могло нарушить порядок ценообразования (запрет, установленный пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), так как не является уполномоченным субъектом по установлению тарифов на природный газ.
В числе контрагентов ООО «Яррегионгаз», имеющих крышные (автономные) котельные находятся девять организаций: ТСЖ «Ракета», ТСЖ «Собинова 14», ТСЖ «Федоровское», ТСЖ «Апрельский», ТСЖ «Восход-1», ТСЖ «НОМА», ТСЖ «ул. Тургенева, д. 21, корп. 2», ООО «Заволжская управляющая компания», ООО «Ремонтно-строительная фирма «Новострой».
Вопрос о порядке и правомерности применения тех или иных тарифов к вышеуказанным организациям возник у ООО «Яррегионгаз» с 2006 года (с момента вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307). По мнению представителей ООО «Яррегионгаз», существует коллизия норм указанного Постановления и положений Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных приказом ФСТ России от 23.11.2004 № 194-э/12. ООО «Яррегионгаз» неоднократно обращалось за разъяснением сложившейся коллизии в ФСТ России и ООО «Межрегионгаз». Данные организации подтверждали необходимость применения тарифа в соответствии с вышеуказанными методическими указаниями, то есть тарифа для коммерческих потребителей, что, по мнению ООО «Яррегионгаз», подтверждает отсутствие вины со стороны ООО «Яррегионгаз» в любой форме.
Помимо прочего, ООО «Яррегионгаз» полагает, что в настоящее время отсутствует механизм разграничения объемов потребляемого газа гражданами, проживающими в многоквартирном доме, имеющем крышную котельную, и предпринимателями, которые арендуют помещение в данном многоквартирном доме.
Представители ООО «Яррегионгаз» полагают также, что в данном случае более целесообразным является возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ФАС России в отношении ФСТ России.
Представитель Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области пояснил, что в функции департамента входит исключительно установление тарифа на газ для населения путем сложения составляющих тарифа, установленных Федеральной службой по тарифам России. Регламентацией выбора того или иного тарифа каким-либо хозяйствующим субъектом департамент не занимается.
Фактические обстоятельства дела состоят в следующем.
Между ООО «Яррегионгаз» и ООО «Ремонтно-строительная фирма «Новострой» в соответствии с договорами поставки газа № 60-4-0092/08 от 23.08.2007 и № 60-4-0092/10 от 20.11.2009 установлены правоотношения по поставке газа для крышной котельной для целей теплоснабжения и горячего водоснабжения жителей дома № 5 по улице Кооперативной города Ярославля.
В процессе рассмотрения дела было установлено, что договоры поставки газа для крышных (автономных) котельных были заключены также с ТСЖ «Ракета» (договоры № 60-4-0973/10 от 20.11.2009, № 60-4-0973/08 от 27.08.2007), ТСЖ «Собинова 14» (договоры № 60-4-0930/10 от 20.11.2009, № 60-4-0930/08 от 27.08.2007), ТСЖ «Федоровское» (договоры № 60-4-0979/10 от 20.11.2009, № 60-4-0979/09 от 19.11.2008), ТСЖ «Апрельский» (договоры № 60-4-0139/10 от 20.11.2009, № 60-4-0141/08 от 24.07.2008), ТСЖ «Восход-1» (договоры № 60-4-0901/10 от 20.11.2009, № 60-4-0901/08 от 27.08.2007), ТСЖ «НОМА» (договоры № 60-4-5085/10 от 20.11.2009), ТСЖ «ул. Тургенева, д. 21 корп. 2» (договоры № 60-4-0020/10 от 20.11.2009, № 60-4-0020/08 от 27.08.2007), ООО «Заволжская управляющая компания» (договоры № 60-4-5082/10 от 28.12.2009, № 60-4-05082/09 от 21.04.2009) (далее – Договоры поставки газа) в интересах граждан для обеспечения тепловой энергией и горячей водой.
Таким образом, Договоры поставки газа были заключены в интересах граждан – собственников многоквартирных домов города Ярославля для обеспечения последних тепловой энергией и горячей водой.
Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» (вместе с «Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации») Федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) осуществляет государственное регулирование, в том числе, оптовых цен на газ.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.1995 № 332 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства» установлено, что розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, существуют две «системы» тарифов на газ: первая – тарифы, установленные федеральным органом исполнительной власти (Федеральная служба по тарифам России) для так называемых коммерческих потребителей, и вторая – тарифы, установленные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Департамент топлива энергетики и регулирования тарифов Ярославской области в данном случае) для бытовых нужд населения.
В рамках этих «систем» соответствующими уполномоченными органами установлены тарифы на газ. Так, например, приказом Федеральной службы по тарифам России от 18.12.2009 № 440-э/2 установлены на 2010 год предельные максимальные и минимальные оптовые цены на газ для коммерческих потребителей.
Постановлением правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 09.12.2009 № ППр-205-Г/Пр, утвержденного приказом от 15.12.2009 № 205 установлены на 2010 год цены на газ, реализуемый населению, жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилья и другим подобным организациям для потребления с использованием местных бытовых приборов, за исключением объемов газа, используемых для центрального отопления и на коммерческие цели. Соответствующие распоряжения уполномоченных органов имеются также на 2008 и 2009 год.
В соответствии с платежными документами (счета-фактуры и платежные поручения), представленными ООО «Яррегионгаз», расчеты за поставленный газ в рамках Договоров поставки газа за период с января 2008 года по август 2010 года, заключенных с ООО «Ремонтно-строительная фирма «Новострой», ТСЖ «Ракета», ТСЖ «Собинова 14», ТСЖ «Федоровское», ТСЖ «Апрельский», ТСЖ «Восход-1», ТСЖ «НОМА», ТСЖ «ул. Тургенева, д. 21 корп. 2», ООО «Заволжская управляющая компания», производились в рамках тарифов для коммерческих потребителей, утвержденных Федеральной службой по тарифам России на 2008, 2009 и 2010 год.
В соответствии с пояснениями ООО «Яррегионгаз» и представленными сведениями (исх. № 12-4078 от 23.12.2010) в многоквартирных домах ТСЖ «Ракета», ТСЖ «НОМА», ООО «Заволжская управляющая компания» и ООО «Ремонтно-строительная фирма «Новострой» отсутствуют лица, арендующие помещения в данных многоквартирных домах с целью осуществления предпринимательской деятельности.
Принимая решение о нарушении ООО «Яррегионгаз» антимонопольного законодательства, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с абзацем 2 пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307), в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, расчет размера платы за приобретенный управляющими компаниями, товариществами собственников жилья и иными специализированными организациями газ для нужд жильцов многоквартирных домов должен осуществляться по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами (населением), то есть в данном случае по тарифам, утвержденным Департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Приказом Ярославского УФАС России № 51 от 08.12.2000 ООО «Яррегионгаз» внесено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% в географических границах Ярославской области по виду деятельности «оптовая торговля газообразным топливом, а так же реализация природного газа населению» с долей на рынке более 65%.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 26 июля 2007 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
Исходя из вышеизложенного, ООО «Яррегионгаз» занимает доминирующее положение на рынке оптовой торговли газообразным топливом, а так же реализации природного газа населению в границах Ярославской области.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Таким образом, действия ООО «Яррегионгаз» (противоречащие требованиям абзаца 2 пункта 15 Правил № 307) по применению в период с января 2008 года по август 2010 года тарифа для коммерческих потребителей на услуги по поставке газа для крышных (автономных) котельных при расчетах с ООО «Ремонтно-строительная фирма «Новострой», ТСЖ «Ракета», ТСЖ «Собинова 14», ТСЖ «Федоровское», ТСЖ «Апрельский», ТСЖ «Восход-1», ТСЖ «НОМА», ТСЖ «ул. Тургенева, д. 21 корп. 2», ООО «Заволжская управляющая компания» являются нарушением антимонопольного законодательства – пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования).
Разница между оплатой, полученной ООО «Яррегионгаз» по тарифам на 2008, 2009 и 2010 год для коммерческих потребителей, утвержденным Федеральной службой по тарифам России, и оплатой, полученной ООО «Яррегионгаз» по тарифам на 2008, 2009 и 2010 год для населения, утвержденными Департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, является доходом ООО «Яррегионгаз», полученным в результате нарушения антимонопольного законодательства.
Учитывая положения статьи 23 Закона о защите конкуренции, комиссия находит основания для выдачи ООО «Яррегионгаз» предписания об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, путем осуществления перерасчета за период с января 2008 года по август 2010 года с ООО «Ремонтно-строительная фирма «Новострой», ТСЖ «Ракета», ТСЖ «Собинова 14», ТСЖ «Федоровское», ТСЖ «Апрельский», ТСЖ «Восход-1», ТСЖ «НОМА», ТСЖ «ул. Тургенева, д. 21 корп. 2», ООО «Заволжская управляющая компания» за поставленный газ по тарифам для населения (вместо тарифов для коммерческих потребителей), утвержденным Департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, а также о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства за период с января 2008 года по август 2010 года, с управляющих компаний, товариществ собственников жилья и других специализированных организаций (ТСЖ «Ракета», ТСЖ «НОМА», ООО «Заволжская управляющая компания» и ООО «Ремонтно-строительная фирма «Новострой»), в многоквартирных домах которых отсутствуют лица, арендующие помещения с целью осуществления предпринимательской деятельности, в размере 989 тысяч 185 рублей 41 копейка.
Указанные выше доводы ООО «Яррегионгаз» об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях (см. стр. 1 – 2 настоящего решения) Комиссия Ярославского УФАС России полагает несостоятельными по следующим основаниям.
Общеизвестно, что все нормативные правовые акты подразделяются по юридической силе (иерархии), предписывающей каждому следующему по иерархии нормативному правовому акту невозможность вступать в противоречие с актом, имеющим большую юридическую силу. В данном случае, по мнению Комиссии, является очевидным тот факт, что Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, обладают большей юридической силой нежели Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденные приказом ФСТ России от 23.11.2004 № 194-э/12, и иные всевозможные разъяснения ФСТ России и других организаций. Таким образом, применению подлежат положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, в силу их большей юридической силы.
Порядком ценообразования, по мнению Комиссии, является не только правильный учет составляющих того или иного тарифа (формирование тарифа) согласно соответствующим методическим и иным указаниям, но и правильный (обоснованный) выбор тарифа для конкретной группы потребителей, что обусловливает образование цены на конкретном рынке. В данном случае выбор ООО «Яррегионгаз» не соответствовал положениям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, что привело к нарушению порядка ценообразования, установленного нормативно-правовыми актами.
Отсутствие правовой регламентации механизмов разграничения объемов потребляемого газа не может являться основанием для нарушения прав граждан – потребителей коммунальных услуг, права которых, в том числе на расчеты по соответствующему тарифу, регламентированы нормативно-правовыми актами. В конечном итоге основным принципом любой деятельности, в том числе и деятельности по поставке газа, является принцип соблюдения прав граждан, которым и нужно руководствоваться при производстве тех или иных действий, например, действий по выбору тарифа.
Учитывая вышеизложенное, и на основании статьи 23, части 1 статьи 39, частей 1 – 4 статьи 41, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
Решила:
1.Признать Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ярославль» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2.Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ярославль» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
3.Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ярославль» предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Приложение от 14 января 2011 года к № 03-03/119-10
Предписание по делу № 03-03/119-10
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – руководитель Ярославского УФАС России Сибрикова Н.М,
члены Комиссии – специалист 1-го разряда отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России Опарин А.Л., специалист 3-го разряда отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России Ганина А.А.,
Предписывает:
Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ярославль»:
1.В срок до 20.02.2011 устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства, путем осуществления перерасчета за период с января 2008 года по август 2010 года с ООО «Ремонтно-строительная фирма «Новострой», ТСЖ «Ракета», ТСЖ «Собинова 14», ТСЖ «Федоровское», ТСЖ «Апрельский», ТСЖ «Восход-1», ТСЖ «НОМА», ТСЖ «ул. Тургенева, д. 21 корп. 2», ООО «Заволжская управляющая компания» за поставленный газ по тарифам для населения (вместо тарифов для коммерческих потребителей), утвержденным Департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области на соответствующий год, исключая объемы для лиц, осуществляющих коммерческую деятельность.
2.В срок до 20.02.2011 перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») в размере 989 тысяч 185 рублей 41 копейка (без учета НДС).
Доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства должен быть перечислен в доход федерального бюджета по коду 161 1 16 020 10 01 0000 140
Получатель: ИНН 7604009440 КПП 760401001
ОКАТО 78401000000
УФК МФ РФ по Ярославской области
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области
БИК 047888001
р/сч 40101810700000010010
в полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКАТО.
Об исполнении первого пункта настоящего предписания сообщить в срок до 20.02.2011,путем направления в адрес Ярославского УФАС России письменного уведомления и документов, подтверждающих перерасчет (актов о перерасчете, подписанных, в том числе уполномоченным представителем контрагента).
Об исполнении второго пункта настоящего предписания сообщить в срок до 20.02.2011,путем направления в адрес Ярославского УФАС России письменного уведомления и документа (платежное поручение), подтверждающего перечисление в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства в размере 989 тысяч 185 рублей 41 копейки по указанным выше реквизитам.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
Н.М. Сибрикова
Члены Комиссии
А.Л. Опарин
А.А. Ганина

Предыдущая новость - Постановление от 12 января 2011 года. Ярославская область. Об утверждении Порядка предоставления субсидий многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий

Следующая новость - По делу 03-03/21-10. Ярославская область. В отношении ОАО «ЦентрТелеком» по заявлению физического лица