Ярославская область
Письмо от 21 февраля 2012 года
Ответы на вопросы налогоплательщиков, подготовленные Управлением ФНС России по Ярославской области в IV квартале 2011 года
Принято
Управлением Федеральной налоговой службы РФ по Ярославской обл.
21 февраля 2012 года
Управлением Федеральной налоговой службы РФ по Ярославской обл.
21 февраля 2012 года
НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
ВОПРОС 1:В качестве вклада при создании общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) физическим лицом был внесен земельный участок. На какую сумму можно уменьшить доход физического лица от продажи доли в уставном капитале ООО, находившейся в его собственности менее трех лет: на сумму расходов по приобретению данного земельного участка, на кадастровую или оценочную стоимость участка?
ОТВЕТ: В соответствии с п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 процентов, установленная п. 1 ст. 224 Кодекса, учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Кодекса.
Абзацем 2 п/п 1 п. 1 ст. 220 Кодекса предусмотрено, что при продаже доли (ее части) в уставном капитале организации, при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве (договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством) налогоплательщик также вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
Из обращения следует, что физическим лицом была продана доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, находившаяся в собственности менее трех лет. В качестве вклада при создании общества был внесен земельный участок.
С учетом изложенного сумма дохода, полученного от продажи доли в уставном капитале организации, может быть уменьшена на сумму документально подтвержденных расходов на приобретение земельного участка, переданного в оплату указанной доли в уставном капитале. При отсутствии документов, подтверждающих произведенные расходы, доход от продажи доли в уставном капитале организации подлежит налогообложению в полном объеме.
Уменьшение суммы доходов от продажи доли в уставном капитале организации на оценочную или кадастровую стоимость внесенного в качестве вклада в уставный капитал земельного участка Кодексом не предусмотрено.
ВОПРОС 2:Организация, имеющая обособленные подразделения на территории г. Ярославля, поставлена на учет в налоговых органах по месту нахождения указанных обособленных подразделений. Вправе ли организация перечислять налог на доходы физических лиц за обособленные подразделения централизованно по месту нахождения ответственного обособленного подразделения?
ОТВЕТ: Согласно п. 7 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые агенты - российские организации, указанные в п. 1 ст. 226 Кодекса, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
В соответствии с п. 1 ст. 83 Кодекса организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
При этом согласно п. 4 ст. 83 Кодекса в случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.
Таким образом, если организация, имеющая несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, поставлена на учет в соответствии с п. 4 ст. 83 Кодекса по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений, определенного организацией, то налог на доходы физических лиц, исчисленный и удержанный с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в этом муниципальном образовании, должен быть перечислен в бюджет по месту учета такого обособленного подразделения.
В случае если организация встала на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, суммы налога на доходы физических лиц, исчисленного и удержанного с доходов работников таких обособленных подразделений, должны быть перечислены в бюджет по месту учета каждого такого обособленного подразделения исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений. При этом следует оформлять отдельные платежные поручения по каждому обособленному подразделению с указанием присвоенного ему при постановке на налоговый учет КПП и соответствующего кода ОКАТО муниципального образования, в бюджет которого перечисляется налог на доходы физических лиц.
ВОПРОС 3:Организацией выплачен доход в натуральной форме физическому лицу. Должен ли налоговый агент в отношении данного физического лица представлять в налоговый орган по месту учета две справки по ф. 2-НДФЛ: справку с признаком 2 о невозможности удержать налог на доходы физических лиц и справку с признаком 1 (не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим периодом)?
ОТВЕТ: В соответствии с п. 2 ст. 230 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.
Форма сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов (далее - сведения о доходах) и сообщений о невозможности удержать налог и сумме налога утверждена Приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников".
Сведения о доходах и сообщения о невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога представляются налоговым агентом по форме 2-НДФЛ "Справка о доходах физических лиц за 20_ год" (далее - Справка). Согласно рекомендациям по заполнению Справки в поле "Признак" проставляется цифра 1, если Справка представляется в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ, и цифра 2 - если Справка представляется в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ.
Учитывая изложенное, в приведенной в обращении ситуации организация не позднее 31 января 2012 года обязана представить сведения по ф. 2-НДФЛ с признаком 2 в отношении физических лиц, с доходов которых не было возможности удержать налог, а также не позднее 2 апреля 2012 года - сведения по ф. 2-НДФЛ с признаком 1. При этом в сведениях по ф. 2-НДФЛ с признаком 1 указываются общие суммы доходов и исчисленного налога, включающие доходы и исчисленную сумму налога, отраженную в Справке с признаком 2, суммы удержанного и перечисленного налога, а также сумма налога, не удержанная налоговым агентом, которая ранее была отражена в Справке с признаком 2.
ВОПРОС 4:Имеет ли право физическое лицо на получение социального налогового вычета по расходам на оплату стоимости соискательства в аспирантуре высшего учебного заведения?
ОТВЕТ: В соответствии с п/п 2 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с п. 3 ст. 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию или иной документ, подтверждающий статус учебного заведения.
Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" соискателем является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру (адъюнктуру) и (или) докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре (адъюнктуре), либо лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.
Таким образом, соискательство представляет собой форму работы над диссертациями специалистов, прикрепленных к высшим учебным заведениям или научным учреждениям, организациям без зачисления в докторантуру, аспирантуру, адъюнктуру ( п. 2 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минобразования России от 27.03.1998 N 814), и не является обучением, соответственно, налогоплательщик не вправе претендовать на получение социального налогового вычета по его оплате.
ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВОПРОС 1:Применяется ли система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в отношении услуг фитнес-центров в г. Ярославле в 2011 году?
ОТВЕТ: В соответствии с нормами ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, в частности оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (далее - ОКУН) по группе 010000.
Действующим ОКУН также определено, что услуги фитнес-центров ( код 072118) относятся к группе "Услуги физической культуры и спорта" ( код 070000).
Таким образом, услуги фитнес-центров не относятся к бытовым услугам по группе 010000 ОКУН, и, следовательно, налогообложение услуг, предоставляемых фитнес-центрами, не подпадает под действие гл. 26.3 Кодекса, а производится в соответствии с иными режимами налогообложения: общим режимом либо упрощенной системой налогообложения.
ВОПРОС 2:Индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность с применением ЕНВД на территории Ленинского района г. Ярославля, в дальнейшем планирует изменить место осуществления деятельности на другой район города. Следует ли в этом случае уведомлять налоговый орган по Ленинскому району г. Ярославля о смене места осуществления деятельности? В какой налоговый орган представлять налоговые декларации и уплачивать ЕНВД?
ОТВЕТ: В соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, переведенные решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на уплату ЕНВД, обязаны встать на учет в налоговом органе:
по месту осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в абзаце третьем настоящего пункта);
по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 5, 7 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) и в подпункте 11 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса.
При этом абзацем 4 пункта 2 статьи 346.28 Кодекса предусмотрено, что организации или индивидуальные предприниматели, которые подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщиков ЕНВД, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика ЕНВД.
Согласно пункту 3 статьи 346.28 Кодекса снятие с учета налогоплательщика ЕНВД при прекращении им предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, осуществляется на основании заявления, поданного в налоговый орган в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД.
С учетом изложенного при осуществлении деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, в одном районе г. Ярославля (Ленинском) индивидуальный предприниматель обязан в установленном порядке встать на учет в налоговом органе по месту осуществления указанной деятельности (ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля). Соответственно, уплата ЕНВД и представление налоговых деклараций по ЕНВД производится по месту постановки на учет в качестве плательщика ЕНВД (в ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля).
При изменении места осуществления деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, на другой район г. Ярославля предприниматель должен подать в ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля заявление о снятии с учета (в течение пяти дней со дня прекращения данной деятельности), а в налоговый орган по новому месту осуществления деятельности - заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД. При этом уплату налога и представление налоговых деклараций по ЕНВД производить в налоговый орган по новому месту осуществления деятельности.
УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ВОПРОС:Организация применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) с объектом обложения "доходы минус расходы". По итогам налогового периода (2011 год) должен быть уплачен минимальный налог. Имеет ли право организация зачесть авансовые платежи в счет уплаты минимального налога?
ОТВЕТ: В соответствии с п. 4 ст. 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период ( п. 5 ст. 346.21 Кодекса).
Согласно п. 6 ст. 346.18 Кодекса налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.
Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 Кодекса.
Кодекс разделяет понятия "единый налог при применении УСН" и "минимальный налог", уплачиваемые при применении УСН. Кроме того, эти два платежа поступают на разные коды бюджетной классификации.
С учетом изложенного при исчислении суммы минимального налога ранее уплаченные авансовые платежи по единому налогу не учитываются.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 78 Кодекса зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Таким образом, если по итогам налогового периода организация обязана уплатить минимальный налог, то образовавшаяся переплата в сумме авансовых платежей по единому налогу, уплаченных за предыдущие отчетные периоды, подлежит возврату организации либо зачету в счет уплаты минимального налога по единому налогу при применении УСН согласно ст. 78 Кодекса.
При этом следует учитывать, что в соответствии с п/п 4 п. 3 ст. 45 Кодекса обязанность по уплате налога считается исполненной со дня вынесения налоговым органом в соответствии с Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.
ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ
ВОПРОС:Просим разъяснить, как физическое лицо может получить информацию о задолженности по налогам через Интернет?
ОТВЕТ: Информацию о задолженности по налогам физических лиц (налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, транспортному налогу и налогу на доходы физических лиц) можно получить с помощью online-сервиса "Узнай свою задолженность", размещенного на сайте УФНС России по Ярославской области (www.r76.nalog.ru). Для получения информации о задолженности через указанный сервис в окне запроса необходимо отразить идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и фамилию, имя, отчество.
С помощью указанного сервиса при наличии задолженности можно также автоматически сформировать и распечатать платежный документ (извещение) по форме N ПД (налог) для уплаты данной задолженности через операционные кассы кредитных учреждений, через систему интернет-платежей кредитных учреждений либо через банковские платежные терминалы.
ИНЫЕ ВОПРОСЫ
ВОПРОС:Прошу разъяснить порядок получения свидетельства о постановке физического лица на учет в налоговом органе.
ОТВЕТ: В соответствии с п. 7 ст. 84 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) порядок и условия присвоения, применения, а также изменения ИНН определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
На основании п. 2.2.1 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения ИНН и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденного Приказом ФНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178, ИНН присваивается налоговым органом по месту жительства физического лица при постановке на учет физического лица или учете сведений о физическом лице.
В соответствии с п. 22 Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержденного Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н (далее - Порядок N 114н), физическое лицо, не состоящее на учете в налоговом органе по месту жительства, вправе обратиться в налоговый орган по своему месту жительства с заявлением о постановке на учет по форме N 2-2-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@.
Заявление о постановке на учет может быть направлено в налоговый орган по месту жительства физического лица по почте с уведомлением о вручении. При этом к заявлению о постановке на учет должна быть приложена заверенная в установленном порядке копия документа (копии документов), удостоверяющего личность физического лица и подтверждающего регистрацию по месту жительства ( п. 24 Порядка N 114н).
В соответствии с п. 25 Порядка N 114н постановка на учет физического лица на основании заявления осуществляется налоговым органом в течение пяти рабочих дней со дня его получения, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) физическому лицу свидетельство о постановке на учет по установленной форме.
Таким образом, для получения свидетельства о постановке на учет физического лица можно обратиться в налоговый орган по месту жительства с заявлением о постановке на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации по форме N 2-2-Учет.
Кроме того, Приказом ФНС России от 06.09.2010 N ММВ-7-6/440@ утвержден Порядок работы по процедуре постановки на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства (пребывания) на основании заявления, поданного через Интернет, с уведомлением заявителя через Интернет о результатах рассмотрения поданного им заявления (далее - Порядок).
Согласно данному Порядку подача заявления налогоплательщиком и получение информации о результатах рассмотрения поданного им заявления осуществляется с помощью online-сервиса "Подача заявления физического лица о постановке на учет".
После выполнения процедур проверки заявления налогоплательщику направляется сообщение о регистрационном номере, присвоенном принятому заявлению, и предоставляется информация о текущем состоянии работы с заявлением (статусе заявления).
При подаче заявления для постановки на учет через Интернет налогоплательщику также сообщается период, в течение которого он должен обратиться лично в налоговый орган для оформления свидетельства о постановке на учет (10 рабочих дней), и перечень документов, которые необходимо иметь при себе.
Налогоплательщик не обслуживается в рамках услуги постановки на учет через Интернет в следующих случаях:
- при отсутствии у заявителя указанных при подаче заявления документов,
- при расхождении между сведениями, указанными в заявлении о постановке на учет, и сведениями, содержащимися в представленных документах,
- при обращении в налоговый орган для постановки на учет после окончания периода, сообщенного заявителю при подаче заявления через Интернет.
Таким образом, для подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе через Интернет можно воспользоваться online-сервисом Федеральной налоговой службы "Подача заявления физического лица о постановке на учет". Данный сервис размещен на главной странице интернет-сайта УФНС России по Ярославской области (www.r76.nalog.ru). Для получения свидетельства о постановке на учет в налоговом органе следует в указанный при подаче заявления для постановки на учет через Интернет период обратиться лично в налоговый орган по месту жительства для оформления свидетельства о постановке на учет, имея при себе документы согласно перечню.
ВОПРОС:Какие документы необходимо представить в регистрирующий (налоговый) орган для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) при смене председателя садоводческого товарищества?
ОТВЕТ: Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации (фамилия, имя, отчество, должность, данные документа, удостоверяющего личность, и ИНН при его наличии), относятся к сведениям о юридическом лице, содержащимся в ЕГРЮЛ.
При изменении этих сведений по причине назначения нового руководителя организация должна сообщить об этом в налоговый (регистрирующий) орган в течение трех дней с момента принятия общим собранием участников организации решения о назначении нового руководителя ( п/п "л" п. 1, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ). Для этого в соответствии с п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ в налоговый орган представляется заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по форме Р14001 с приложением листа "Б".
Согласно п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ данное заявление удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Иных документов для представления в регистрирующий налоговый орган в целях внесения изменений в ЕГРЮЛ от организации не требуется.
За несвоевременное представление этого заявления руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
ВОПРОС:Обязано ли физическое лицо сообщать в налоговый орган по месту жительства сведения об изменении фамилии в связи с вступлением в брак и получать новый ИНН?
ОТВЕТ: Согласно п. 1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества, транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в ст. 85 Кодекса, либо на основании заявления физического лица ( п. 7 ст. 83 Кодекса).
При постановке на учет физического лица налоговым органом присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) ( п. 7 ст. 84 Кодекса, п. 2.2.1 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утвержденного Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178, далее - Порядок присвоения ИНН).
Присвоенный ИНН указывается в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном физическому лицу, и при изменениях в сведениях о физическом лице, в том числе и при изменении фамилии, имени, отчества, ИНН не изменяется ( п. 1 ст. 84 Кодекса, п. 3.8 Порядка присвоения ИНН).
Обязанность физического лица уведомлять налоговые органы об изменении фамилии и других персональных данных не предусмотрена.
Сообщать в налоговую инспекцию о смене персональных данных физического лица, в том числе и имени, возложена на органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории России, а именно на Федеральную миграционную службу ( п. 8 ст. 85 Кодекса, п. 10 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828, п/п 3 п. 6 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента РФ от 19.07.2004 N 928).
Вместе с тем в соответствии с п. 36 Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержденного Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н (далее - Порядок постановки на учет), при изменении фамилии, имени, отчества, пола, даты рождения, места рождения физическому лицу, имеющему свидетельство, налоговым органом по месту жительства физического лица на основании заявления о постановке на учет, представленного в установленном порядке, выдается (направляется заказным письмом) новое свидетельство о постановке на учет физического лица с указанием в нем присвоенного ранее ИНН.
Согласно п. 24 Порядка постановки на учет при подаче заявления о постановке на учет в налоговый орган по месту жительства физическое лицо одновременно с указанным заявлением представляет документ (документы), удостоверяющий личность физического лица и подтверждающий его регистрацию по месту жительства.
С заявлением о постановке на учет можно обратиться в инспекцию ФНС России по месту жительства лично, направить его по почте, а также заполнить заявление на сайте Управления www.r76.nalog.ru при помощи сервиса "Подача заявления физического лица о постановке на учет".
Одновременно сообщаем, что при направлении заявления по почте с уведомлением о вручении к заявлению о постановке на учет должна быть приложена заверенная в установленном порядке копия документа (копии документов), удостоверяющего личность физического лица и подтверждающего регистрацию по месту жительства. При использовании сервиса "Подача заявления о постановке на учет" на сайте Управления по условиям работы сервиса для получения свидетельства необходимо будет обратиться лично в налоговый орган по месту жительства в период, указанный в сообщении при подаче заявления для постановки на учет через Интернет.
Адрес инспекции ФНС России по месту жительства можно узнать на сайте Управления Федеральной налоговой службы (www.r76.nalog.ru) при помощи сервиса "Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции".
ВОПРОС:На основании каких документов уполномоченный представитель индивидуального предпринимателя может представлять интересы предпринимателя в налоговых органах?
ОТВЕТ: Положениями п.п. 1, 3 ст. 26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя.
Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно п.п. 1, 3 ст. 29 Кодекса уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Каких-либо особенностей в отношении оформления полномочий представителя налогоплательщика - индивидуального предпринимателя гл. 4 Кодекса не содержит.
Таким образом, представитель налогоплательщика - физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, должен иметь нотариально удостоверенную доверенность или доверенность, приравненную к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, подтверждающую в установленном порядке личность и полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика.