Внимание! Данный документ утратил силу с 10.01.1996 в соответствии с Федеральным законом 5-ФЗ от 10.01.1996.
О внешней разведке
- Принят
- Верховным Советом Российской Федерации
- Настоящий Закон определяет статус, основы организации и функционирования внешней разведки Российской Федерации, порядок контроля и надзора за ее деятельностью.
-
РАЗДЕЛ I Общие положения
-
Внешняя разведка Российской Федерации
- Внешняя разведка Российской Федерации является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации, призванной защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных настоящим Законом методов и средств.
-
Разведывательная деятельность
- Разведывательная деятельность осуществляется специально создаваемыми государством органами - органами внешней разведки - посредством:
- добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц (далее - разведывательная информация);
- оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
- Необходимость осуществления разведывательной деятельности определяют высшие органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности Российской Федерации иными способами.
-
Правовая основа разведывательной деятельности
- Правовую основу разведывательной деятельности составляют Конституция Российской Федерации - России, настоящий Закон и иные законодательные акты Российской Федерации, касающиеся внешней разведки.
- Органы внешней разведки в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации издают нормативные акты, регулирующие их деятельность.
-
Принципы разведывательной деятельности
- Разведывательная деятельность осуществляется на основе принципов:
- разделения полномочий государственных органов обеспечения безопасности;
- законности;
- уважения прав и свобод личности;
- подконтрольности и подотчетности высшим органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.
-
Цели разведывательной деятельности
- Целями разведывательной деятельности являются:
- обеспечение высших органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;
- обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;
- содействие экономическому развитию и научно-техническому прогрессу страны посредством добывания органами внешней разведки экономической и научно-технической информации, в том числе в овеществленной форме, и предоставления ее государственным органам, определяемым Президентом Российской Федерации.
- Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также для достижения целей, не предусмотренных настоящим Законом.
-
Полномочия внешней разведки
- Для достижения целей разведывательной деятельности внешней разведке Российской Федерации предоставляются следующие полномочия:
- установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;
- осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием для этого иной ведомственной принадлежности;
- использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств внешней разведки;
- взаимодействие с контрразведывательными органами Российской Федерации;
- заключение с министерствами, ведомствами, учреждениями, предприятиями и организациями Российской Федерации соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности;
- обеспечение безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами ее территории, и командированных за границу граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;
- взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном настоящим Законом;
- создание специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации, научно-исследовательских организаций, информационных систем и архивов, выпуск специальных изданий;
- обеспечение собственной безопасности;
- создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования органов внешней разведки.
-
Финансирование и материально-техническое обеспечение органов внешней разведки
- Органы внешней разведки финансируются за счет средств федерального бюджета Российской Федерации. Проекты смет расходов на содержание органов внешней разведки рассматриваются определяемыми Верховным Советом Российской Федерации постоянными комиссиями палат и комитетами Верховного Совета Российской Федерации и утверждаются на закрытом заседании Верховного Совета Российской Федерации.
- Материально-техническое обеспечение органов внешней разведки осуществляется в централизованном порядке Правительством Российской Федерации.
-
Защита сведений об органах внешней разведки
- Лицо, допускаемое к сведениям об органах внешней разведки, проходит процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную специально охраняемую законом тайну, если другой порядок не предусмотрен законами Российской Федерации. Такая процедура включает принятие обязательства о неразглашении этих сведений. Нарушение данного обязательства влечет за собой установленную законом ответственность.
- Материалы архивов органов внешней разведки, представляющие историческую и научную ценность, рассекречиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, передаются в Государственный архив Российской Федерации.
- Материалы органов внешней разведки, содержащие сведения об их кадровом составе, лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки, используемых этими органами методах и средствах, хранятся в архивах органов внешней разведки.
-
Связь органов внешней разведки с общественностью Российской Федерации
- Для информирования общественности о своей деятельности органы внешней разведки, их сотрудники осуществляют связь с общественными организациями, средствами массовой информации и гражданами Российской Федерации через создаваемые с этой целью в их структуре соответствующие службы.
- Предоставляемые средствам массовой информации материалы о деятельности органов внешней разведки Российской Федерации не должны содержать сведения, составляющие государственную или иную специально охраняемую законом тайну.
- Не подлежит разглашению информация, затрагивающая личную жизнь, честь и достоинство граждан, ставшая известной органам внешней разведки в процессе их деятельности, за исключением предусмотренных законом случаев.
- В целях предотвращения возможного использования средств массовой информации для разглашения сведений об органах внешней разведки, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, авторы подготовленных для опубликования материалов о внешней разведке или средства массовой информации, получившие эти материалы, вправе обратиться за экспертным заключением в соответствующие органы внешней разведки, которые должны в этом случае установить наличие или отсутствие в них указанных сведений и представить такое заключение автору или средству массовой информации.
- Опубликование средствами массовой информации материалов о внешней разведке, не направлявшихся на экспертное заключение или содержащих согласно такому заключению сведения, составляющие государственную или иную специально охраняемую законом тайну, приведшее к их разглашению и нанесению органам внешней разведки и их сотрудникам морального или материального ущерба, влечет предусмотренную законом уголовно-правовую и гражданско-правовую ответственность.
-
РАЗДЕЛ II Организация деятельности органов внешней разведки
-
Образование органов внешней разведки
- Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других министерств и ведомств органами внешней разведки.
- Создание, реорганизация и упразднение самостоятельного органа внешней разведки осуществляется в порядке, устанавливаемом законом, регулирующим образование министерств и ведомств.
- Решение о создании, реорганизации и упразднении органа внешней разведки в составе министерства или ведомства принимается Президентом Российской Федерации по представлению руководителя соответствующего министерства, ведомства.
- Положения о самостоятельном органе внешней разведки, а также о министерстве и ведомстве, в состав которого входит орган внешней разведки, утверждаются Президентом Российской Федерации.
-
Сферы деятельности органов внешней разведки
- Разведывательная деятельность осуществляется:
- Службой внешней разведки Российской Федерации - в политической, экономической, научно-технической, экологической сферах, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами ее территории, и командированных за границу граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;
- органом внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации - в военной, военно-политической, военно-технической и военно-экономической сферах;
- органом внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации - в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи.
-
Руководство органами внешней разведки
- Общее руководство органами внешней разведки осуществляет Президент Российской Федерации.
- Президент Российской Федерации:
- определяет совместно с Верховным Советом Российской Федерации стратегию разведывательной деятельности;
- контролирует и координирует деятельность органов внешней разведки;
- принимает в пределах определяемой законом компетенции решения по вопросам, связанным с внешней разведкой;
- назначает руководителей самостоятельных органов внешней разведки Российской Федерации;
- утверждает по представлению соответствующих министерств и ведомств назначение руководителей органов внешней разведки, входящих в состав этих министерств и ведомств.
-
Методы и средства разведывательной деятельности
- В процессе разведывательной деятельности органы внешней разведки могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности.
- Методы и средства разведывательной деятельности не должны причинять ущерб жизни и здоровью людей и окружающей среде.
- Применение методов и средств разведывательной деятельности в отношении граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации не допускается.
- Органы внешней разведки для достижения целей разведывательной деятельности вправе использовать информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, снятие информации с технических каналов связи, а также другие методы и средства, отвечающие требованиям части второй настоящей статьи.
- Порядок использования негласных методов и средств разведывательной деятельности определяется нормативными актами самостоятельного органа внешней разведки или министерства, ведомства, в состав которого входит орган внешней разведки. Эти акты принимаются ими в пределах своей компетенции по согласованию с определяемыми Верховным Советом Российской Федерации комитетами Верховного Совета Российской Федерации.
- Содержание нормативных актов по вопросам применения негласных методов и средств разведывательной деятельности составляет государственную тайну.
- Обеспечение собственной безопасности осуществляется органами внешней разведки в соответствии с Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации".
-
Предоставление разведывательной информации
- Разведывательная информация предоставляется Верховному Совету Российской Федерации, Президенту Российской Федерации и определяемым ими государственным органам.
- Руководители органов внешней разведки несут ответственность перед высшими органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации за достоверность, объективность разведывательной информации и своевременность ее предоставления.
- Руководители и другие должностные лица органов, получивших указанную разведывательную информацию, а также народные депутаты Российской Федерации, которым она предоставляется, несут предусматриваемую законом ответственность за неправомерное разглашение содержащихся в ней сведений, составляющих государственную тайну или раскрывающих источники приобретения указанной информации.
-
Принципы и формы взаимодействия между органами внешней разведки, органов внешней разведки с контрразведывательными органами Российской Федерации, а также с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств
- Принципы и формы взаимодействия как между органами внешней разведки, так и органов внешней разведки с контрразведывательными органами Российской Федерации определяются законодательством Российской Федерации и заключаемыми на его основе соглашениями между ними.
- Взаимоотношения органов внешней разведки Российской Федерации с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств устанавливаются на основе двусторонних (многосторонних) межгосударственных соглашений.
-
Взаимоотношения органов внешней разведки с министерствами, ведомствами, учреждениями, предприятиями и организациями Российской Федерации
- Министерства и ведомства Российской Федерации оказывают содействие органам внешней разведки Российской Федерации в осуществлении ими разведывательной деятельности, если она не связана с изменением основных направлений деятельности указанных министерств и ведомств. Возмещение расходов на оказание такого содействия производится за счет средств органов внешней разведки.
- Порядок взаимодействия органов внешней разведки с министерствами и ведомствами по вопросам, касающимся оказания содействия этим органам в осуществлении разведывательной деятельности, определяется Президентом Российской Федерации.
- Условия взаимоотношений органов внешней разведки с министерствами, ведомствами, учреждениями, предприятиями и организациями Российской Федерации устанавливаются на основе соответствующих двусторонних соглашений с ними.
-
Раздел III Правовое положение и социальная защита сотрудников органов внешней разведки и лиц, оказывающих содействие этим органам
-
Сотрудники органов внешней разведки
- Сотрудниками органов внешней разведки являются военнослужащие и служащие кадрового состава и не входящие в кадровый состав военнослужащие, служащие и рабочие, добровольно поступившие соответственно на действительную военную службу или на работу в эти органы.
- Сотрудником органов внешней разведки может быть гражданин Российской Федерации, способный по своим деловым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.
- На военнослужащих органов внешней разведки распространяются соответствующие положения о прохождении службы в Вооруженных Силах с учетом установленных законодательством Российской Федерации исключений, обусловленных спецификой выполняемых ими функций.
- На служащих и рабочих органов внешней разведки распространяются права, обязанности и льготы, предусмотренные трудовым законодательством и другими законодательными актами Российской Федерации.
- Служащие кадрового состава и военнослужащие органов внешней разведки не могут состоять в политических партиях, общественных организациях и массовых движениях, преследующих политические цели.
- Служащие, не входящие в кадровый состав, и рабочие органов внешней разведки не могут создавать организационные структуры политических партий, общественных организаций и массовых движений, преследующих политические цели.
-
Кадровый состав органов внешней разведки
- К кадровому составу органов внешней разведки относятся назначенные на соответствующие должности военнослужащие и служащие органов внешней разведки, чьи функциональные обязанности непосредственно связаны с осуществлением разведывательной деятельности. Перечень должностей кадрового состава определяется положением о соответствующем органе внешней разведки.
- Сведения о принадлежности конкретных лиц к кадровому составу органов внешней разведки составляют государственную тайну.
- Сотрудники кадрового состава для выполнения своих функциональных обязанностей могут в соответствии с требованиями настоящего Закона без расшифровки их принадлежности к органам внешней разведки занимать должности в министерствах, ведомствах, учреждениях, на предприятиях и в организациях.
- Сотрудникам кадрового состава органов внешней разведки запрещается принимать негласное участие в работе органов представительной или судебной власти, а также общественных объединений и религиозных организаций в Российской Федерации с целью оказания влияния на характер их деятельности.
- Сотрудники кадрового состава органов внешней разведки не вправе, если это не вызвано служебной необходимостью, заниматься по совместительству иной оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и творческой, осуществляемой с согласия руководителя органа внешней разведки.
-
Лица, оказывающие конфиденциальное содействие органам внешней разведки
- Для достижения целей разведывательной деятельности органы внешней разведки могут устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с совершеннолетними дееспособными лицами, добровольно давшими согласие оказывать конфиденциальное содействие органам внешней разведки. Порядок взаимоотношений с такими лицами определяется нормативными актами этих органов, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Органы внешней разведки не вправе обращаться за конфиденциальным содействием к народным депутатам, судьям и прокурорам всех уровней в Российской Федерации.
- Сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки, составляют государственную тайну. Доступ к этим сведениям имеют только уполномоченные на то сотрудники соответствующего органа внешней разведки.
- В целях обеспечения безопасности лиц, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки, и членов их семей могут проводиться мероприятия по их защите, не нарушающие права и законные интересы других лиц. Порядок проведения таких мероприятий определяется Президентом Российской Федерации.
-
Правовое положение сотрудников органов внешней разведки
- Сотрудники органов внешней разведки несут обязанности и имеют права, предусматриваемые законом для граждан Российской Федерации, за исключением ограничений, устанавливаемых законодательством Российской Федерации.
- Военнослужащие, служащие и рабочие органов внешней разведки Российской Федерации при исполнении своих служебных обязанностей находятся под защитой государства. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в их служебную деятельность.
- Статус сотрудника органа внешней разведки не может использоваться в иных целях, кроме выполнения его функциональных обязанностей.
-
Ответственность сотрудников органов внешней разведки за правонарушения
- Сотрудники органов внешней разведки несут ответственность за правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Принадлежность к органу внешней разведки и причастность к осуществлению разведывательной деятельности не освобождают его сотрудников от ответственности перед законами Российской Федерации.
-
Социальная защита сотрудников органов внешней разведки и членов их семей
- Социальная защита сотрудников органов внешней разведки и членов их семей гарантируется законодательством Российской Федерации.
- Все сотрудники кадрового состава этих органов подлежат обязательному государственному личному страхованию из средств федерального бюджета Российской Федерации на сумму их пятнадцатилетнего денежного содержания.
- Вред, причиненный сотруднику кадрового состава органа внешней разведки или члену его семьи вследствие повреждения здоровья в связи с осуществлением разведывательной деятельности, возмещается в полном объеме в части, превышающей сумму пенсии, назначенной по данному основанию, за счет средств федерального бюджета Российской Федерации. Из этих же средств указанным лицам выплачивается единовременное пособие в размере от их годового до семилетнего денежного содержания в зависимости от степени утраты трудоспособности.
- В случае гибели сотрудника кадрового состава органа внешней разведки или члена его семьи в связи с осуществлением разведывательной деятельности государство оплачивает расходы по подготовке к перевозке и по перевозке останков к месту захоронения, оговоренному в завещании или указанному ближайшими родственниками, а в случае их отсутствия - руководством органа внешней разведки, а также по их захоронению. Семье погибшего выплачивается единовременное пособие в размере его пятнадцатилетнего денежного содержания. Помимо этого, она пользуется льготами при решении вопросов социально-бытового обеспечения в порядке, предусматриваемом законодательством Российской Федерации.
- Государство обязано всемерно содействовать безусловному освобождению сотрудника кадрового состава органа внешней разведки и членов его семьи, задержанных или арестованных за пределами территории Российской Федерации в связи с осуществлением разведывательной деятельности.
- В случае полной или частичной утраты сотрудником кадрового состава органа внешней разведки профессиональной пригодности в результате его расшифровки или по другим не зависящим от него причинам орган внешней разведки обязан его трудоустроить или создать условия, включая связанные с этим расходы, для его профессиональной переподготовки.
- Имущественный ущерб, нанесенный сотруднику кадрового состава органа внешней разведки и членам его семьи в связи с осуществлением разведывательной деятельности, возмещается государством за счет средств федерального бюджета Российской Федерации в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
- В случае привлечения сотрудников органов внешней разведки, не входящих в кадровый состав, к выполнению разовых разведывательных заданий и наступления в связи с этим последствий, перечисленных в частях третьей - седьмой настоящей статьи, на них распространяются льготы и привилегии, предусмотренные для сотрудников кадрового состава органов внешней разведки.
-
Социальная защита лиц, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки
- Лица, оказывающие (оказывавшие) конфиденциальное содействие органам внешней разведки и не являющиеся гражданами Российской Федерации, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации. Сотрудничество таких лиц с органами внешней разведки является обстоятельством, облегчающим прием в гражданство Российской Федерации.
- Период сотрудничества этих лиц, принятых в гражданство Российской Федерации, с органами внешней разведки включается в их трудовой стаж. Их социальная защита осуществляется в соответствии с частями третьей - седьмой статьи 22 настоящего Закона.
- Социальная защита лиц, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки, не являющихся гражданами Российской Федерации, осуществляется в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.
-
РАЗДЕЛ IV Контроль и надзор за деятельностью органов внешней разведки
-
Парламентский контроль за деятельностью органов внешней разведки
- Контроль за деятельностью органов внешней разведки осуществляется Верховным Советом Российской Федерации через определяемые им постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета Российской Федерации.
- Руководители органов внешней разведки отчитываются о деятельности этих органов и расходовании выделяемых им средств перед определяемыми Верховным Советом Российской Федерации постоянными комиссиями палат и комитетами Верховного Совета Российской Федерации на их закрытых заседаниях.
- Народные депутаты Российской Федерации запрашивают и получают сведения о деятельности органов внешней разведки в порядке, устанавливаемом Верховным Советом Российской Федерации.
-
Прокурорский надзор за исполнением законов органами внешней разведки
- Надзор за исполнением законов Российской Федерации органами внешней разведки осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и специально уполномоченными им прокурорами.
- Президент
- Российской Федерации
- Б.ЕЛЬЦИН
- Москва, Дом Советов России.
- 8 июля 1992 года.
- N 3245-1