Внимание! Данный документ утратил силу с 01.01.2005 в соответствии с Федеральным законом 122-ФЗ от 22.08.2004.
Об основах государственного регулирования социально — экономического развития Севера Российской Федерации
- Принят
- 24 мая 1996 года
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации - Одобрен
- 05 июня 1996 года
Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
- В редакции
- Федерального закона
- № 30-ФЗ от 02.01.2000.
- Настоящий Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования в области экономического, социального, экологического, культурного и национального развития Севера Российской Федерации (далее - Север) и направлен на достижение оптимального сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, территории которых относятся к Северу, создание благоприятных условий для эффективной хозяйственной деятельности, рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей природной среды, обеспечение достойной жизни населения и устойчивое развитие этого региона.
- Государственное регулирование осуществляется дифференцированно по территориям и отраслям хозяйства и определяется государственными приоритетами, природно - климатическими условиями, уровнем социального и экономического развития Севера.
-
Основные понятия
- 1. Север - высокоширотная часть территории Российской Федерации, характеризующаяся суровыми природно - климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечение населения.
- 2. Устойчивое развитие - гармоничное развитие производства, социальной сферы, населения и окружающей природной среды.
- 3. Районы с дискомфортными условиями проживания - территории, характеризующиеся совокупностью природно - климатических, географических, социально - экономических и медико - биологических факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на человека.
- 4. Районы с ограниченными сроками завоза продукции (товаров) - территории, срок транспортной доступности которых в период завоза продукции (товаров) всеми видами транспорта, за исключением воздушного транспорта, менее 180 дней.
- 5. Гарантии и компенсации населению - возмещение дополнительных физиологических затрат и более высокой стоимости жизни, складывающихся под воздействием географических, климатических факторов и связанных с ними особенностей социально - экономического развития. Гарантии и компенсации предназначены для привлечения трудовых ресурсов, выравнивания уровня жизни населения Севера по сравнению со средним уровнем жизни населения в Российской Федерации за счет предоставления дополнительных льгот и преимуществ.
- 6. Коренные малочисленные народы Севера - народы, проживающие на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, насчитывающие в России менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
- 7. Традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера - способ существования, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, социальной организации, проживания, на самобытных культуре и обычаях, религиозных верованиях.
- 8. Традиционное природопользование - исторически сложившиеся способы освоения окружающей природной среды на основе долговременного, экологически сбалансированного пользования главным образом возобновляемыми природными ресурсами без подрыва способности к устойчивому воспроизводству и снижения разнообразия природных ресурсов.
-
Правовое регулирование
- 1. Законодательство о Севере основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
- 2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
-
Принципы государственного регулирования
- Основными принципами государственного регулирования социально - экономического развития Севера являются:
- государственный протекционизм (поддержка), направленный на создание на Севере для населения и значительной части отраслей хозяйства льготного режима развития и обеспечение государственных нужд в производимой в этом регионе продукции;
- селективность государственной поддержки производства на Севере. Помощь оказывается в первую очередь организациям, обеспечивающим государственные нужды, а также участвующим в решении социальных задач;
- создание условий для гармоничного развития производства, социальной сферы, населения и сохранения окружающей природной среды;
- регулирование промышленного освоения Севера в целях бережного использования его природных ресурсов, сохранения окружающей природной среды и защиты традиционных основ хозяйствования и образа жизни коренных малочисленных народов Севера;
- опережающее развитие объектов инфраструктуры, в первую очередь связи и транспорта, включая Северный морской путь;
- сохранение и развитие коренных малочисленных народов Севера;
- оптимизация численности населения на Севере.
-
Механизм государственной поддержки
- Государственная поддержка на Севере реализуется посредством:
- предоставления гарантий и компенсаций населению по возмещению дополнительных затрат на проживание и осуществление трудовой деятельности в суровых природно - климатических условиях;
- предоставления организациям, участвующим в обеспечении государственных нужд, компенсаций повышенных затрат, связанных с производственной деятельностью в условиях Севера;
- финансовой поддержки завоза продукции (товаров) в районы с ограниченными сроками завоза продукции (товаров);
- поддержки и социально - экономического развития коренных малочисленных народов Севера;
- установления щадящего режима природопользования, учитывающего повышенную уязвимость северной природы и обеспечивающего рациональное использование природных ресурсов;
- формирования государственных внебюджетных фондов за счет части платежей за право пользования невозобновляемыми природными ресурсами для создания условий жизнедеятельности последующих поколений после истощения этих ресурсов;
- участия в реализации федеральных и региональных целевых экономических, социальных и экологических программ развития Севера;
- льготного кредитования развития перспективных производств;
- выделения субсидий, а также ссуд и кредитов на льготных условиях на строительство или приобретение жилья для лиц, выезжающих с Севера.
-
Государственное регулирование экономического развития
- 1. Государственное регулирование экономического развития Севера имеет своей целью поддержание производственной сферы Севера с учетом ее роли в экономике Российской Федерации, ее адаптацию к рыночным условиям, щадящий режим природопользования и на основе этого обеспечение перехода Севера к устойчивому развитию.
- Государственное регулирование экономического развития Севера предусматривает:
- создание правовых и социально - экономических условий, обеспечивающих в отраслях хозяйства структурные сдвиги, ориентированные на повышение комплексности и полноты переработки сырья, а также на развитие новых перспективных производств;
- государственную поддержку отраслей материального производства, обеспечивающих государственные нужды, но не имеющих в необходимых объемах собственных источников развития;
- ограничение хозяйственной деятельности в отдельных районах Севера;
- обеспечение повышенной обновляемости основных производственных фондов на основе их ускоренной амортизации;
- развитие рыночной инфраструктуры и предпринимательства.
- 2. Государственные инвестиции и привлекаемые иностранные инвестиции используются в основном для обеспечения стартовых условий развития - для создания объектов производственной инфраструктуры, в том числе опорной транспортной сети, связи, жилого фонда, для перспективного комплексного изучения природных ресурсов, а также для развития базовых отраслей экономики.
- Государство создает благоприятные условия для отечественных и иностранных инвесторов, направляющих средства в приоритетные отрасли экономики Севера, обеспечивающие государственные нужды.
- Перечень приоритетных отраслей для привлечения частного отечественного и иностранного капитала утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- 3. Правительство Российской Федерации разрабатывает программу приватизации предприятий Севера, предусматривающую особенности хозяйственной деятельности с учетом интересов коренных малочисленных народов Севера.
-
Государственная поддержка предпринимательства
- 1. Государственная поддержка предпринимательства на Севере осуществляется дифференцированно по территориям с учетом социально - экономического развития, определяется приоритетами государственной политики и направлена на обеспечение экономической эффективности производства.
- 2. Государственная поддержка предпринимательства на Севере включает:
- стимулирование инвестиционной деятельности банков в целях развития предпринимательства;
- предоставление кредитов на льготных условиях организациям и предпринимателям, создающим новые рабочие места, в первую очередь по переработке отходов производства горнодобывающей и лесной отраслей экономики.
-
Государственная поддержка завоза продукции (товаров)
- 1. Федеральные органы государственной власти в целях устойчивости функционирования экономики и жизнеобеспечения населения Севера оказывают поддержку завозу продукции (товаров) в районы с ограниченными сроками завоза продукции (товаров).
- Объемы государственной финансовой поддержки завоза продукции (товаров) рассматриваются при формировании федерального бюджета и выделяются в нем отдельной строкой.
- Приоритетными при поддержке завоза продукции (товаров) на Север являются нефть, нефтепродукты, топливо, продовольственные и непродовольственные товары первой необходимости для снабжения населения, организаций социальной сферы и организаций жилищно - коммунального хозяйства.
- 2. Правительством Российской Федерации определяются:
- перечень районов Севера с ограниченными сроками завоза продукции (товаров), в который могут быть включены и территории, не отнесенные к районам Севера, на основании предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- порядок организации поставок продукции (товаров) в районы с ограниченными сроками завоза продукции (товаров);
- условия предоставления финансовых средств и механизм реализации схемы завоза продукции (товаров).
- 3. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за поставками продукции (товаров) на Север, за своевременностью выделения финансовых средств, а также за их целевым использованием и возвратом.
- Абзац исключен
-
Государственные гарантии и компенсации
- 1. Предоставление государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих на Севере, в области занятости, оплаты труда, отпусков, жилищных отношений, компенсаций транспортных расходов, социального страхования, пенсионного обеспечения и других обеспечивается в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
- 2. Гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим на Севере, устанавливаются дифференцированно с учетом его районирования по дискомфортности условий жизнедеятельности населения. Федеральным законом гарантии и компенсации могут быть распространены на лиц, проживающих в иных районах с дискомфортными условиями проживания.
- 3. Порядок финансирования затрат на гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим на Севере, устанавливается Правительством Российской Федерации.
- 4. Отдельные гарантии и компенсации предоставляются лицам, не проживающим на Севере, но выполняющим работы на Севере вахтовым методом.
-
Охрана здоровья населения, материнства и детства
- 1. Охрана здоровья населения, материнства и детства на Севере осуществляется в соответствии с более высокими, чем в среднем по Российской Федерации, нормативами.
- 2. Охрана здоровья населения на Севере обеспечивается ежегодными медицинскими профилактическими осмотрами.
- 3. Гражданам Российской Федерации, проживающим в районах Севера, признанных в установленном законодательством порядке экологически неблагополучными, гарантируются бесплатная медицинская помощь, медико - генетические и другие консультации и обследования при вступлении в брак, а также санаторно - курортное и восстановительное лечение, обеспечение лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами и изделиями медицинского назначения на льготных условиях в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
- 4. Государство осуществляет охрану материнства и детства на Севере посредством принятия соответствующих программ, направленных на создание условий для нормального физического, психического и культурного развития детей.
-
Государственное регулирование численности населения на Севере
- 1. Государство в целях оптимизации численности населения на Севере, снижения нагрузки на инфраструктуру:
- а) оказывает содействие гражданам Российской Федерации, в первую очередь инвалидам, пенсионерам, высвобождаемым работникам, выезжающим с Севера, в строительстве и приобретении жилья в районах Российской Федерации с благоприятными условиями проживания и трудовой деятельности;
- б) создает условия для привлечения необходимых специалистов на Север;
- в) использует вахтовый метод.
- 2. Участие государства в строительстве и приобретении жилья для граждан, выезжающих с Севера, обеспечивается целевыми капитальными вложениями, предоставлением субсидий, а также ссуд и кредитов на льготных условиях.
- Размеры государственных средств, выделяемых на строительство и приобретение жилья, условия первоочередного обеспечения граждан жильем, а также порядок их переселения с Севера определяются федеральным законом.
-
Государственное регулирование развития экономики и культуры коренных малочисленных народов Севера
- Государственное регулирование развития экономики и культуры коренных малочисленных народов Севера направлено на развитие традиционных образа жизни, природопользования, форм социальной организации и предусматривает:
- а) выделение бюджетных ассигнований на:
- поддержание и развитие народных промыслов и традиционного природопользования;
- строительство жилья, объектов здравоохранения, культуры, образования и коммунально - бытового назначения в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера;
- возрождение, сохранение и развитие культуры, национального искусства, родного языка;
- целевую подготовку кадров из числа коренных малочисленных народов Севера для работы в государственных органах, органах местного самоуправления, в организациях, находящихся на территориях традиционного проживания этих народов;
- б) предоставление дотаций, льгот по налогообложению организациям, занимающимся традиционными видами деятельности коренных малочисленных народов Севера, с преимущественным составом работающих из числа этих народов;
- в) определение порядка закрепления за коренными малочисленными народами Севера территорий традиционного проживания, хозяйственной деятельности и природопользования.
-
Государственное регулирование в области охраны окружающей природной среды и природопользования
- 1. Государственное регулирование в области охраны окружающей природной среды и природопользования на Севере направлено на удовлетворение потребностей населения в природных ресурсах, сохранение устойчивого состояния и целостности экологических систем, обеспечение экологической безопасности исходя из особой уязвимости и слабой восстанавливаемости природы Севера.
- 2. Государственное регулирование в области охраны окружающей природной среды и природопользования на Севере предусматривает:
- рациональное и эффективное использование возобновляемых и невозобновляемых ресурсов;
- разработку и утверждение экологических нормативов, отвечающих природно - климатическим условиям Севера и подлежащих выполнению всеми гражданами и организациями;
- принятие решений о создании особо охраняемых природных территорий, организацию этноэкологических зон, выделение лимитов и квот на биологические ресурсы для хозяйственного использования в соответствии с экологическими требованиями;
- разработку мероприятий по оздоровлению зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия и обеспечение финансирования указанных мероприятий;
- ознакомление общественных организаций коренных малочисленных народов Севера с проектами развития Севера;
- комплексную экспертизу проектов развития Севера;
- создание технологий рекультивации антропогенно нарушенных ландшафтов.
-
Переходные положения
- До принятия федерального закона о районировании сохраняется существующее деление Севера на районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
- Гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются впредь до принятия федерального закона, определяющего гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим в районах с дискомфортными условиями проживания.
-
Заключительные положения
- Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
- Президент
- Российской Федерации
- Б.ЕЛЬЦИН
- Москва, Кремль.
- 19 июня 1996 года.
- N 78-ФЗ