Внимание! Данный документ утратил силу с 07.05.1998 в соответствии с Кодексом 73-ФЗ от 07.05.1998.
Об основах градостроительства в Российской Федерации
- Принят
- Верховным Советом Российской Федерации
- В редакции
- Федерального закона
- № 112-ФЗ от 19.07.1995.
- Настоящий Закон устанавливает основы федеральной градостроительной политики и наряду с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Федерации формирует базу правового регулирования градостроительства в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и общества, эффективного формирования систем расселения и размещения производительных сил, рациональной планировки, застройки и благоустройства городов, других поселений, развития производственной и социальной инфраструктур, бережного природопользования и сохранения историко - культурного наследия.
- Закон направлен на создание здоровой и безопасной среды обитания населения, равную защиту прав и охраняемых законом интересов субъектов градостроительной деятельности в вопросах градостроительства на всей территории Российской Федерации независимо от форм собственности и гражданства.
-
I. Общие положения
-
Градостроительство в Российской Федерации
- 1. Градостроительство в Российской Федерации - деятельность по пространственной организации систем расселения, направленная на развитие городов и других поселений, создание условий для их территориального развития, формирование производственной, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, строительство, реконструкцию, ремонт и реставрацию, переоборудование, модернизацию, иное функциональное изменение зданий, сооружений и их комплексов, объектов благоустройства, озеленение, изменение размеров и границ земельных участков и другой недвижимости.
- 2. Градостроительство в Российской Федерации, национально - государственных, административно - территориальных образованиях, свободных экономических зонах осуществляется исходя из интересов граждан, условий исторически сложившегося расселения, перспектив социально - экономического развития, национально - этнических, историко - культурных особенностей, экологических, природно - климатических и геологических условий местности, с учетом общественного мнения, выраженного органами местного самоуправления, собраниями граждан и через иные территориальные формы непосредственной демократии.
- 3. Градостроительство в Российской Федерации осуществляется субъектами градостроительной деятельности в соответствии с настоящим Законом и издаваемыми в его развитие законодательными актами, решениями органов государственной власти и управления, градостроительными нормативами, принятыми в области планировки и застройки городов, других поселений в пределах их компетенции, градостроительной документацией, правилами застройки городов, других поселений и их систем, природоохранными и санитарно - гигиеническими требованиями.
- 4. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе:
- градостроительная политика - целенаправленная деятельность государства по формированию благоприятной среды обитания населения исходя из условий исторически сложившегося расселения, перспектив социально - экономического развития общества, национально - этнических и иных местных особенностей;
- градостроительный прогноз - результат комплексной оценки экологической и градостроительной ситуации, анализа социальных, экономических, инженерно - технических, строительных, санитарно - гигиенических условий и выявления тенденций развития территории с использованием метода научно обоснованного предвидения;
- градостроительные программы - текстовые, табличные и графические документы, включающие комплекс плановых и практических мер для достижения градостроительного эффекта с учетом рационального природопользования, ресурсосбережения и сохранения историко - культурного наследия;
- градостроительная документация - система видов и стадий проектирования, обеспечивающих разработку и осуществление градостроительных прогнозов и программ, а также реализацию инвестиций;
- система поселений - пространственная организация взаимосвязанных городов и других поселений, обеспечивающих удовлетворение производственно - хозяйственных, социальных, трудовых и духовных потребностей населения, а также осуществление эффективных мероприятий по охране окружающей среды;
- недвижимость в градостроительстве - земли городов, других поселений и иных функциональных территорий с установленными границами и правами собственности; сооружения над и под этими землями, используемые для целей градостроительства; стационарные здания, в том числе незавершенного строительства; объекты инженерной, транспортной инфраструктуры и благоустройства; зеленые насаждения с многолетним циклом развития на этих землях;
- опорный план территории, поселения - картографическое отображение сложившейся градостроительной и экологической ситуации в результате хозяйственной и иной деятельности;
- территориальный кадастр - совокупность количественных и качественных показателей, характеризующих состояние среды обитания населения и включающих картографическую (визуальную, статистическую и текстовую) информацию, состоящую из земельного, водного, лесного и других отраслевых кадастров.
-
Основные направления градостроительной деятельности
- Основными направлениями градостроительной деятельности являются:
- территориальная организация расселения, размещение производительных сил, устойчивое развитие городов, других поселений и их социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом состояния окружающей среды;
- экологически безопасное развитие городов, других поселений и их систем, обеспечивающее реализацию прав граждан на укрепление здоровья, гармоничное физическое и духовное развитие;
- планировка, застройка, реконструкция, благоустройство и озеленение городов, других поселений и их систем;
- рациональное землепользование, охрана природы, ресурсосбережение, инженерная подготовка городов, других поселений и защита территорий от опасных природных и техногенных процессов;
- развитие санаторно - курортных и других рекреационных территорий;
- сохранение, восстановление и защита историко - культурного наследия, памятников градостроительства, архитектуры и монументального искусства, ландшафтов и других охраняемых территорий.
-
Объекты градостроительной деятельности
- В соответствии с основными направлениями градостроительной деятельности в Российской Федерации ее объектами являются:
- территория Российской Федерации;
- территории крупных географических регионов, национально - государственных, административно - территориальных образований, территориально - производственных (агропромышленных, гидротехнических, промышленных) комплексов;
- рекреационные и особо охраняемые территории;
- города, другие поселения всех категорий и типов;
- жилые, иные районы, общественные центры, зоны, кварталы и участки застройки;
- градостроительные, архитектурные, ландшафтные комплексы, парки, ансамбли, здания, сооружения, памятники истории и культуры;
- системы инженерных и транспортных сооружений и коммуникаций.
- Произведения градостроительного искусства, представляющие общепризнанную художественную ценность, охраняются государством.
-
Субъекты (участники, партнеры) градостроительной деятельности
- Субъектами (участниками, партнерами) градостроительной деятельности в Российской Федерации являются:
- граждане, их объединения, общественные и другие организации, учреждения, предприятия, иные юридические лица, являющиеся заказчиками, инвесторами, застройщиками, разработчиками градостроительной документации, исполнителями работ и пользователями объектов инвестиционной и градостроительной деятельности, независимо от форм собственности, а также государства, международные организации, иностранные физические и юридические лица;
- органы государственной власти и управления, подведомственные им органы архитектуры и градостроительства, а также органы местного самоуправления, осуществляющие градостроительную деятельность в соответствии со своей компетенцией.
-
Градостроительные нормативы
- 1. Градостроительные нормативы являются средством государственного регулирования градостроительной деятельности, содержат необходимый комплекс количественных и качественных показателей, регулирующих разработку и реализацию градостроительной документации, детализируют положения законодательства по учету в градостроительстве демографических, природно - климатических, геологических, гидрогеологических и экологических условий, нужд инвалидов, пожилых людей, потребностей детей и молодежи, санитарно - гигиенических, противопожарных и иных обязательных требований.
- 2. Градостроительные нормативы разрабатываются на определенный срок органами государственной власти и управления Российской Федерации, являются основой для государственной, ведомственной и независимой экспертизы, контроля за градостроительной деятельностью, а также для решения спорных градостроительных вопросов, в том числе судебными органами.
- С учетом региональной специфики градостроительные нормативы разрабатываются республиками в составе Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом, Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими законодательными актами.
- 3. Правила застройки городов и других поселений являются средством регулирования градостроительной деятельности на местном уровне, детализируют с учетом особенностей поселений положения градостроительного законодательства, градостроительных и иных нормативов.
-
Градостроительная документация
- 1. Градостроительная документация является единой системой взаимосвязанных проектных документов, предусматривающей обязательность учета ранее утвержденных видов проектной документации при разработке последующих, и служит основой для составления проектов объектов жилищно - гражданского, промышленного и коммунального строительства, разрабатывается с учетом прогнозов ресурсного потенциала территорий и согласовывается с государственными органами контроля и надзора.
- 2. Основные виды градостроительной документации, разрабатываемые на основе градостроительных прогнозов и программ:
- генеральная схема расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации;
- схема расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных географических регионов и национально - государственных образований;
- схемы и проекты районной планировки, административно - территориальных образований;
- генеральные планы городов, других поселений и их систем;
- проекты городской и поселковой административной черты, а также сельских поселений;
- генеральные планы территорий, подведомственных сельским (районным) Советам, а также селитебных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон;
- территориальные комплексные схемы охраны природы и природопользования зон интенсивного хозяйственного освоения и уникального природного значения, включающие мероприятия по предотвращению и защите от опасных природных и техногенных процессов;
- проекты детальной планировки общественного центра, жилых районов, магистралей городов;
- проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений.
- По заданию заказчика могут выполняться другие виды градостроительной документации.
- 3. Каждый вид градостроительной документации соответствует конкретным объектам градостроительной деятельности, выполнен в определенном масштабе, имеет свое назначение и содержание, а также порядок проведения экспертизы, утверждения и согласования, установленный Правительством Российской Федерации и правительствами республик в составе Российской Федерации в соответствии с градостроительным законодательством.
- 4. Генеральный план города, другого поселения, территории, подведомственной сельскому (районному) Совету, является основным юридическим документом, определяющим в интересах населения условия проживания, направления и границы территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территории, сохранение историко - культурного и природного наследия.
- 5. Утвержденная градостроительная документация обязательна для исполнения всеми участниками градостроительной деятельности. Внесение изменений в градостроительную документацию осуществляется только с разрешения утвердившего ее органа.
- 6. Градостроительная документация разрабатывается, как правило, на конкурсной основе, является собственностью заказчика и передается в распоряжение соответствующих органов архитектуры и градостроительства.
-
II. Осуществление градостроительной деятельности
-
Права заказчика в градостроительной деятельности
- 1. Все заказчики, инвесторы, застройщики в соответствии с настоящим Законом имеют равные права на осуществление градостроительной и инвестиционной деятельности.
- 2. Заказчиками градостроительной документации являются органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, организации, учреждения и другие юридические лица.
- Заказчик имеет право заключать и расторгать договор (контракт) на предусмотренных им условиях о выполнении градостроительной документации, осуществлять контроль за ходом ее разработки и проводить экспертизу, а также участвовать в согласовании и реализации градостроительной документации.
- 3. Заказчик (застройщик) в соответствии с утвержденной градостроительной документацией самостоятельно определяет объекты градостроительной деятельности, направление, объемы работ, размеры капитальных вложений, по своему усмотрению привлекает на договорной, преимущественно конкурсной, основе (в том числе через аукционы и торги подряда) физических и юридических лиц для реализации градостроительной документации.
- 4. Заказчик (застройщик), не являющийся пользователем объектов градостроительной деятельности, имеет право контролировать их целевое использование и осуществлять в отношениях с пользователями этих объектов другие права, предусмотренные договором (контрактом) и законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации.
- 5. Заказчик (застройщик) вправе осуществлять страхование инвестиций от экологического риска, в том числе и от возможного ущерба вследствие природных и техногенных процессов, стихийных бедствий, а также передавать по договору (контракту) свои правомочия другим юридическим и физическим лицам в установленном законом порядке.
- Законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации определяются объекты градостроительной деятельности (особо охраняемые территории), право собственности на которые передаче не подлежит, что не исключает возможности права владения, оперативного управления или участия в пользовании этими объектами.
-
Права граждан и иных пользователей объектов градостроительной деятельности
- Пользователями объектов градостроительной деятельности являются граждане, их объединения, общественные и другие организации, учреждения, предприятия, иные юридические лица, а также иностранные физические и юридические лица.
- Пользователи объектов градостроительной деятельности имеют право на:
- отвечающую экологическим и санитарно - гигиеническим требованиям среду обитания;
- достоверную информацию о состоянии окружающей среды городов, других поселений и их систем;
- обеспечение бытовых, социально - культурных и иных условий проживания в городах и других поселениях в соответствии с утвержденными нормативами;
- строительство на отведенном или приобретенном земельном участке жилых домов, других объектов, отвечающих действующим нормативам, правилам застройки и утвержденной градостроительной документации;
- участие в обсуждении градостроительных проектов до их утверждения, а также разработку альтернативных проектов;
- независимую экспертизу, в том числе техническую и экологическую, градостроительных проектов.
-
Права разработчика градостроительной документации
- Разработчик градостроительной документации имеет право осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании лицензионного свидетельства, договора (контракта) с заказчиком разработку градостроительной документации, получать от заказчика информацию, необходимую для разработки проектов, осуществлять на основе договора (контракта) с заказчиком авторский надзор за реализацией градостроительной документации. Порядок лицензирования устанавливается Правительством Российской Федерации.
- Авторское право в разработке градостроительной документации определяется и охраняется законодательством Российской Федерации.
-
Обязанности субъектов градостроительной деятельности
- 1. Субъекты градостроительной деятельности обязаны:
- соблюдать государственные нормативы, правила застройки городов, других поселений и их систем, утвержденную градостроительную документацию;
- выполнять требования государственных органов контроля и надзора и должностных лиц, предъявляемые в пределах их компетенции;
- обеспечивать соблюдение решений местных органов власти и управления в области планировки, застройки, благоустройства и озеленения территорий городов, других поселений и их систем, принятых в соответствии с утвержденной градостроительной документацией;
- беречь и улучшать среду обитания;
- сохранять памятники градостроительства и архитектуры, истории и культуры, природный ландшафт;
- пользоваться земельными участками, иной недвижимостью и природными ресурсами в соответствии с действующим законодательством, правилами застройки, землевладения и землепользования.
- 2. Субъекты градостроительной деятельности, выполняющие определенные виды работ, должны иметь лицензию или сертификат на право осуществления своей деятельности. Перечень таких работ и порядок выдачи лицензий (сертификатов, свидетельств) устанавливается Правительством Российской Федерации и правительствами республик в составе Российской Федерации.
-
Отношения между субъектами градостроительной деятельности
- Градостроительные отношения - согласованные действия субъектов (участников, партнеров) градостроительной деятельности по созданию, развитию, реконструкции и сохранению объектов градостроительной деятельности.
- 1. Основными правовыми документами, регулирующими отношения субъектов градостроительной деятельности, являются договор (контракт) между ними, решения соответствующих органов власти и управления о предоставлении в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передаче в собственность, продаже и сдаче в аренду земельного участка, иной недвижимости и разрешение на проведение проектно - изыскательских и строительных работ, выдаваемое в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
- Заключение договора (контракта), выбор партнеров, определение обязательств либо других условий взаимоотношений участников градостроительной деятельности, не противоречащих законодательству Российской Федерации и законодательству республик в составе Российской Федерации, являются исключительной компетенцией субъектов градостроительной деятельности. В осуществлении договорных отношений между ними не допускается вмешательство государственных органов и должностных лиц, выходящее за пределы их компетенции.
- 2. Участники градостроительных отношений при осуществлении своих прав и обязанностей должны исходить из необходимости соблюдения интересов всех субъектов градостроительной деятельности.
- Условия договора (контракта), заключенного между субъектами градостроительной деятельности, сохраняют свою юридическую силу на весь срок его действия. В случаях, если после заключения договора (контракта) законодательством, действующим на территории Российской Федерации, установлены условия, ухудшающие положение партнеров, договор (контракт) может быть изменен или расторгнут только по взаимному соглашению сторон.
-
Источники финансирования градостроительной деятельности
- Градостроительная деятельность осуществляется за счет собственных финансовых ресурсов и средств заказчика (инвестора, застройщика), централизованных средств объединений, учреждений, предприятий, ассигнований из федерального бюджета, бюджетов национально - государственных и административно - территориальных образований, соответствующих внебюджетных фондов, а также иностранных инвестиций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
-
Компетенция органов государственной власти и управления Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и органов местного самоуправления
- Взаимодействие органов государственной власти и управления Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности осуществляется путем совместной разработки и реализации федеральной градостроительной политики, соответствующих республиканских и межрегиональных градостроительных программ и прогнозов, проектов и нормативных актов, обеспечивающих благоприятные условия проживания населения, а также создания банков данных о состоянии территорий, поселений и ведения территориального кадастра.
- Органы государственной власти и управления Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга устанавливают в пределах своей компетенции порядок осуществления градостроительной деятельности на своих территориях и обеспечивают защиту прав и охраняемых законом интересов ее участников.
- Органы государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий контролируют соблюдение нормативных актов в области финансирования градостроительной деятельности, результаты экспертизы и реализацию градостроительной документации, а также согласовывают вопросы формирования промышленных, селитебных, рекреационных и других функциональных зон и объектов, использования природных ресурсов, охраны историко - культурного наследия и окружающей среды.
- Органы местного самоуправления в соответствии с согласованной и утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией обеспечивают ее реализацию в установленные сроки, соблюдение градостроительных нормативов, а также ведение опорного плана территории поселения.
-
Государственное регулирование градостроительной деятельности
- Государственное регулирование градостроительной деятельности, проведение градостроительной политики, направленной на социально - экономическое и научно - техническое развитие общества, осуществляются органами государственной власти и управления Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга, органами местного самоуправления в пределах их компетенции и в соответствии с настоящим Законом, другими законодательными актами Российской Федерации и государственными программами и обеспечиваются:
- управлением государственными капитальными вложениями в создание и развитие социальной и производственной инфраструктур;
- регулированием налоговой политики;
- предоставлением дотаций, субсидий, субвенций, других бюджетных и внебюджетных видов финансовой и материальной помощи на развитие объектов градостроительной деятельности;
- контролем за соблюдением градостроительных нормативов и стандартов;
- осуществлением антимонопольных мер, приватизации объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;
- проведением экспертизы, в том числе технической и экологической, градостроительной документации.
-
Государственное регулирование градостроительной деятельности в особых условиях
- Порядок осуществления градостроительной деятельности в особых условиях (предотвращение бедствий и катастроф, иных чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий на территории Российской Федерации) определяется органами государственной власти и управления Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
- Финансирование этой деятельности осуществляется за счет целевых и резервных бюджетных фондов.
-
Стимулирование градостроительной деятельности
- Стимулирование градостроительной деятельности осуществляется органами государственной власти и управления Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, органами местного самоуправления следующими мерами:
- установлением порядка предоставления и изъятия земельных участков, иной недвижимости и ресурсов, а также установлением налоговых ставок и коэффициентов с учетом градостроительной ситуации в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации;
- объявлением зон отчуждения земельных участков, имущества и иной недвижимости в интересах общества;
- созданием необходимого резерва земельных участков, подготовленных для застройки;
- обеспечением своевременного строительства систем инженерных и транспортных коммуникаций и сооружений;
- содействием страхованию селитебных территорий от риска причинения экологического ущерба деятельностью промышленных, транспортных, энергетических, высокочастотных и иных объектов;
- контролем за соблюдением сроков действия разрешений на строительство.
-
Органы, осуществляющие контроль за градостроительной деятельностью
- Контроль за исполнением настоящего Закона осуществляется органами архитектуры и градостроительства, входящими в структуру органов государственной власти и управления Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга, органов местного самоуправления.
- Органы архитектуры и градостроительства действуют в районах, городах, районах городов и других поселениях в соответствии с примерными положениями, утверждаемыми в установленном порядке.
- В соответствии с настоящим Законом и издаваемыми в его развитие законодательными актами органы архитектуры и градостроительства по согласованию с органами местного самоуправления осуществляют установление административной черты городов, других поселений и выделение земельных участков на основе утвержденной градостроительной документации, контроль за разработкой и реализацией градостроительной документации, выдачу архитектурно - планировочных заданий на проектирование и участвуют в лицензировании разработчиков градостроительных проектов и исполнителей работ (подрядчиков), а также оказывают иные услуги гражданам, учреждениям и предприятиям, другим субъектам градостроительной деятельности.
-
III. Государственные гарантии прав субъектов градостроительной деятельности. Ответственность за нарушение градостроительного законодательства Российской Федерации
-
Государственные гарантии прав субъектов градостроительной деятельности
- Государство гарантирует в соответствии с настоящим Законом, иными законодательными актами Российской Федерации всем субъектам градостроительной деятельности независимо от форм собственности и гражданства обеспечение равных прав и охраняемых законом интересов при осуществлении градостроительной деятельности, гласность в обсуждении градостроительной документации, а также право обжалования в судебном порядке любых неправомерных действий.
-
Ответственность за нарушение градостроительного законодательства
- 1. За нарушение градостроительного законодательства Российской Федерации применяется дисциплинарная, административная, а в случаях, предусмотренных законом, уголовная ответственность.
- 2. Применение указанных видов ответственности не освобождает виновных от возмещения причиненного ущерба.
- 3. Нарушение настоящего Закона должностным лицом влечет наложение штрафа в сумме:
- за нарушение установленного порядка утверждения градостроительной документации, а равно внесение в нее изменений без разрешения утвердившего ее органа - от 15- до 20-кратного размера установленного законом минимального размера оплаты труда (далее - минимальный размер оплаты труда);
- за осуществление градостроительной деятельности без лицензионного свидетельства - от 10- до 15-кратного минимального размера оплаты труда;
- за нарушение прав граждан на участие в обсуждении, разработку альтернативных проектов и проведение независимой экспертизы градостроительных проектов - от 12- до 17-кратного минимального размера оплаты труда;
- за воспрепятствование контролю органами архитектуры и градостроительства за реализацией градостроительной документации - от 10- до 15-кратного минимального размера оплаты труда;
- за превышение своей компетенции и вмешательство в договорные отношения субъектов градостроительной деятельности - от 12- до 15-кратного минимального размера оплаты труда.
- 4. Порядок и сроки рассмотрения дел о правонарушениях, перечисленных в пункте 3 настоящей статьи, регламентируются Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.
- Дела о правонарушениях рассматриваются судьей единолично по заявлениям субъектов градостроительной деятельности, народных депутатов Советов всех уровней либо по инициативе прокурора.
-
Разрешение споров по вопросам градостроительной деятельности
- 1. Споры между субъектами градостроительной деятельности разрешаются местными Советами народных депутатов, местной администрацией, судом, арбитражным судом и третейским судом в пределах их компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- 2. Споры между субъектами градостроительной деятельности, находящимися на территориях разных республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, рассматриваются комиссиями (третейским судом), образованными на паритетных началах из представителей территорий.
- В случае, если комиссия (третейский суд) не пришла к согласованному решению, споры разрешаются Верховным Советом Российской Федерации.
- 3. Споры между субъектами градостроительной деятельности о предоставлении, изъятии и выкупе земельных участков и другой недвижимости, сносе строений, а также жалобы на решения органов местного самоуправления по вопросам градостроительства разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
- 4. Споры по вопросам градостроительной деятельности между предприятиями, учреждениями и организациями рассматривают арбитражные суды Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
- 5. По результатам рассмотрения споров между субъектами градостроительной деятельности соответствующими органами государственной власти и управления и местного самоуправления в месячный срок принимаются решения, в которых предусматриваются порядок их исполнения и меры по восстановлению нарушенных прав.
-
IV. Международные договоры о градостроительной деятельности
-
Международные договоры о градостроительной деятельности
- Международные договоры о градостроительной деятельности, заключенные органами государственной власти и управления Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, должны осуществляться в соответствии с настоящим Законом и нормами международного права.
-
Градостроительная деятельность граждан и юридических лиц Российской Федерации на территориях иностранных государств и иностранных физических и юридических лиц на территории Российской Федерации
- 1. Граждане и юридические лица Российской Федерации осуществляют градостроительную деятельность за рубежом в соответствии с настоящим Законом, законодательными актами иностранных государств и международными соглашениями.
- Если международным правом установлены иные правила, чем те, которые указаны в настоящем Законе, то действуют нормы международного права.
- 2. Градостроительная деятельность иностранных государств, иностранных физических и юридических лиц и международных организаций на территории Российской Федерации регулируется настоящим Законом и иными законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации, при наличии лицензионного свидетельства, выдаваемого в порядке, установленном настоящим Законом.
- Президент
- Российской Федерации
- Б.ЕЛЬЦИН
- Москва, Дом Советов России
- 14 июля 1992 года
- N 3295-1