» » » Закон РФ / О федеральных органах государственной безопасности

- Распоряжения, приказы, законы администрации Костромской области -
Образцы заявлений

Закон РФ / О федеральных органах государственной безопасности


Внимание! Данный документ утратил силу с 11.04.1995 в соответствии с Федеральным законом 40-ФЗ от 03.04.1995.
Российская Федерация
Закон от 08 июля 1992 года № 3246/1-1
О федеральных органах государственной безопасности
Принят
Верховным Советом Российской Федерации
  • В редакциях
  • Закон Российской Федерации
  • № 5306-1 от 01.07.1993,
  • № 5618-1 от 12.08.1993.
  1. Настоящий Закон определяет назначение, задачи, правовые основы, принципы организации и деятельности, систему, обязанности и права, силы и средства федеральных органов государственной безопасности, а также виды контроля и надзора за их деятельностью.
  2. Раздел I. Общие положения

  3. Федеральные органы государственной безопасности и их назначение

  4. Федеральные органы государственной безопасности являются органами исполнительной власти Российской Федерации и предназначены для предупреждения нанесения ущерба безопасности Российской Федерации. Федеральные органы государственной безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства, ведут работу по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательно - подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций, а также противоправных посягательств на конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность и обороноспособность Российской Федерации.
  5. Задачи федеральных органов государственной безопасности

  6. Задачами федеральных органов государственной безопасности являются:
  7. а) выявление, предупреждение и пресечение разведывательно - подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций против Российской Федерации;
  8. б) добывание разведывательной информации об угрозах безопасности Российской Федерации;
  9. в) выявление, предупреждение и пресечение преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению федеральных органов государственной безопасности;
  10. г) борьба с терроризмом и противоправными посягательствами на конституционный строй Российской Федерации;
  11. г.1) обеспечение в пределах своей компетенции государственной охраны высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации и их должностных лиц;
  12. д) выявление, предупреждение и пресечение во взаимодействии с органами прокуратуры, внутренних дел и другими государственными органами Российской Федерации организованной преступности, коррупции и наркобизнеса;
  13. е) обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов Российской Федерации;
  14. ж) обеспечение охраны государственной границы Российской Федерации с помощью оперативно - розыскных средств;
  15. з) обеспечение высших органов государственной власти и управления Российской Федерации, других государственных органов информацией об угрозах безопасности Российской Федерации.
  16. Другие задачи федеральных органов государственной безопасности могут быть определены только законами Российской Федерации.
  17. Правовая основа деятельности федеральных органов государственной безопасности

  18. Правовую основу деятельности федеральных органов государственной безопасности составляют Конституция Российской Федерации - России, Закон Российской Федерации "О безопасности", настоящий Закон, другие законы Российской Федерации, а также нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере безопасности.
  19. Деятельность федеральных органов государственной безопасности осуществляется в соответствии с заключенными либо признанными Российской Федерацией международными договорами и соглашениями.
  20. Принципы организации и деятельности федеральных органов государственной безопасности

  21. Организация и деятельность федеральных органов государственной безопасности осуществляется на основе принципов:
  22. законности;
  23. уважения прав и свобод человека и гражданина;
  24. гуманизма;
  25. подотчетности и подконтрольности высшим органам государственной власти и управления Российской Федерации;
  26. единства системы федеральных органов государственной безопасности и централизации управления ими;
  27. конспирации, сочетания гласных и негласных форм деятельности.
  28. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина

  29. Государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении федеральными органами государственной безопасности их деятельности. Не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации.
  30. Лицо, полагающее, что федеральными органами государственной безопасности либо их должностными лицами нарушены его права и свободы, вправе обжаловать такое нарушение в вышестоящий федеральный орган государственной безопасности, прокуратуру или суд.
  31. Граждане Российской Федерации, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения, а также информацию от федеральных органов государственной безопасности по поводу ограничения их прав и свобод в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
  32. Государственные органы, общественные объединения и граждане вправе требовать возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями федерального органа государственной безопасности и его должностных лиц при исполнении служебных обязанностей.
  33. Полученные в процессе деятельности федеральных органов государственной безопасности сведения о частной жизни, затрагивающие честь и достоинство гражданина или способные повредить его законным интересам, не могут сообщаться федеральными органами государственной безопасности кому бы то ни было без его добровольного согласия, за исключением случаев, предусмотренных законом.
  34. В случае нарушения сотрудниками федерального органа государственной безопасности прав и свобод человека и гражданина руководитель указанного органа, прокурор или судья обязаны принять меры к восстановлению этих прав и свобод, возмещению причиненного ущерба и привлечению виновных к ответственности.
  35. Должностные лица федеральных органов государственной безопасности, допустившие злоупотребление властью или превышение служебных полномочий, несут дисциплинарную, административную либо уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
  36. Защита сведений о федеральных органах государственной безопасности

  37. (введена Законом РФ от 01.07.1993 N 5306-1)
  38. Лица, принимаемые на военную службу (работу) в федеральные органы государственной безопасности, а также допускаемые к сведениям о федеральных органах государственной безопасности, проходят процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если другой порядок не предусмотрен законами Российской Федерации. Такая процедура включает принятие обязательства о неразглашении этих сведений.
  39. Лицо, допущенное к сведениям о федеральных органах государственной безопасности, являющимся сведениями, составляющими государственную тайну, несет ответственность за их несанкционированное разглашение в предусмотренном законом порядке.
  40. Материалы архивов федеральных органов государственной безопасности, представляющие историческую и научную ценность, рассекречиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляются для использования представителям науки, культуры, общественных объединений (организаций), средств массовой информации и гражданам в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственных архивах.
  41. Материалы федеральных органов государственной безопасности, содержащие сведения об их кадровом составе, лицах, оказывавших или оказывающих конфиденциальное содействие федеральным органам государственной безопасности, об используемых указанными органами методах и средствах решения оперативно - служебных задач, хранятся в архивах федеральных органов государственной безопасности.
  42. Раздел II. Система федеральных органов государственной безопасности

  43. Построение системы федеральных органов государственной безопасности

  44. 1. Система федеральных органов государственной безопасности и их организационная структура устанавливаются исходя из назначения, задач и принципов организации и деятельности федеральных органов государственной безопасности.
  45. 2. Единую систему федеральных органов государственной безопасности составляют:
  46. Министерство безопасности Российской Федерации;
  47. органы государственной безопасности в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономной области и автономных округах, отдельных регионах Российской Федерации, городе Москве и Московской области, городе Санкт - Петербурге и Ленинградской области (территориальные органы);
  48. органы государственной безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских формированиях (военная контрразведка);
  49. органы пограничной охраны (оперативные органы пограничных войск).
  50. 3. Федеральные органы государственной безопасности создают подразделения и учреждения, необходимые для обеспечения их деятельности: инженерно - строительные, медицинские, материально - технические, финансовые и другие.
  51. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для федеральных органов государственной безопасности, исследование проблем безопасности осуществляются в образовательных учреждениях профессионального образования (учебных заведениях) и научно - исследовательских учреждениях Министерства безопасности Российской Федерации.
  52. 4. Создание федеральных органов государственной безопасности, не предусмотренных настоящим Законом, в Российской Федерации не допускается.
  53. 5. В федеральных органах государственной безопасности запрещается деятельность и создание организационных структур политических партий, а также массовых общественных движений, преследующих политические цели.
  54. Министерство безопасности Российской Федерации

  55. Министерство безопасности является органом государственного управления Российской Федерации и обеспечивает организацию исполнения законов Российской Федерации в системе федеральных органов государственной безопасности. Оно реализует задачи федеральных органов государственной безопасности, издает в соответствии с законами Российской Федерации нормативные акты. Министерство безопасности осуществляет руководство федеральными органами государственной безопасности, а также управляет пограничными войсками.
  56. Министерство безопасности участвует в разработке общегосударственных программ обеспечения безопасности Российской Федерации.
  57. Структура и организация деятельности Министерства безопасности Российской Федерации определяются Положением о Министерстве безопасности Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации, а его штаты утверждаются министром безопасности Российской Федерации в пределах выделенных Министерству безопасности Российской Федерации численности и бюджетных ассигнований.
  58. Органы государственной безопасности в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономной области и автономных округах, отдельных регионах Российской Федерации, городе Москве и Московской области, городе Санкт - Петербурге и Ленинградской области (территориальные органы)

  59. Органы государственной безопасности в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономной области и автономных округах, отдельных регионах Российской Федерации, городе Москве и Московской области, городе Санкт - Петербурге и Ленинградской области (территориальные органы) обеспечивают реализацию возложенных на них задач на соответствующей территории, организуют, координируют и контролируют деятельность подчиненных им подразделений.
  60. Органы государственной безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских формированиях (военная контрразведка)

  61. Органы государственной безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских формированиях (военная контрразведка) находятся в прямом подчинении Министерства безопасности Российской Федерации и решают возложенные на них задачи в Вооруженных Силах Российской Федерации, пограничных и внутренних войсках, а также в иных воинских формированиях, предусмотренных законами Российской Федерации.
  62. Структура и организация деятельности военной контрразведки определяются положением, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
  63. Органы пограничной охраны (оперативные органы пограничных войск)

  64. Органы пограничной охраны (оперативные органы пограничных войск) осуществляют разведывательную деятельность, а также проводят оперативно - розыскные мероприятия в целях обеспечения охраны государственной границы Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом, Законом Российской Федерации "Об оперативно - розыскной деятельности в Российской Федерации" и другими законодательными актами Российской Федерации об охране государственной границы.
  65. Взаимодействие федеральных органов государственной безопасности с иными государственными органами, общественными объединениями (организациями) Российской Федерации, а также с иностранными спецслужбами и организациями

  66. Федеральные органы государственной безопасности решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с другими государственными органами, а также с общественными объединениями (организациями). Взаимоотношения федеральных органов государственной безопасности с иностранными спецслужбами и организациями устанавливаются на основе международных договоров Российской Федерации.
  67. Федеральные органы государственной безопасности могут использовать силы и средства других органов системы обеспечения безопасности Российской Федерации в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
  68. В целях решения задач обеспечения безопасности Российской Федерации к органам государственной власти и управления, министерствам, государственным комитетам и ведомствам, предприятиям, учреждениям и организациям министром безопасности Российской Федерации могут быть прикомандированы военнослужащие федеральных органов государственной безопасности. Прикомандирование военнослужащих федеральных органов государственной безопасности осуществляется в соответствии со специальными нормативными актами.
  69. Министерства, ведомства и иные государственные органы Российской Федерации оказывают содействие федеральным органам государственной безопасности в решении возложенных на них задач.
  70. Раздел III. Обязанности и права федеральных органов государственной безопасности

  71. Обязанности федеральных органов государственной безопасности

  72. Федеральные органы государственной безопасности обязаны:
  73. а) вести контрразведывательную работу по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательно - подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций против Российской Федерации;
  74. б) осуществлять во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации разведывательную деятельность в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации. При этом порядок использования негласных методов и средств разведывательной деятельности определяется нормативными актами Министерства безопасности Российской Федерации, принимаемыми по согласованию с соответствующим комитетом Верховного Совета Российской Федерации, к ведению которого отнесены вопросы безопасности;
  75. в) проводить оперативно - розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, расследование которых отнесено законом к ведению федеральных органов государственной безопасности; осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;
  76. г) осуществлять контрразведывательную работу по обеспечению безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, пограничных и внутренних войсках, а также иных воинских формированиях, предусмотренных законами Российской Федерации;
  77. д) проводить оперативно - розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению и пресечению актов терроризма и противоправных посягательств на конституционный строй Российской Федерации;
  78. е) разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с органами прокуратуры, внутренних дел и другими государственными органами Российской Федерации меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом;
  79. ж) участвовать в разработке и реализации мер по защите государственных секретов; осуществлять контроль за обеспечением их сохранности в министерствах, государственных комитетах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, органах общественных объединений;
  80. з) проводить оперативно - розыскные мероприятия в целях обеспечения безопасности оборонного комплекса, атомной энергетики, космических исследований, транспорта и связи, объектов жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также для обеспечения охраны государственной границы Российской Федерации; информировать государственные органы, предприятия, учреждения и организации о выявленных нарушениях, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации;
  81. и) осуществлять анализ информации о вероятных угрозах безопасности страны и прогнозирование тенденций их развития; информировать высшие органы государственной власти и управления Российской Федерации, другие государственные органы об угрозах безопасности Российской Федерации;
  82. к) принимать во взаимодействии с органами внутренних дел меры по обеспечению безопасности иностранных представительств на территории Российской Федерации на основе международных и межгосударственных договоров и соглашений, а также участвовать во взаимодействии с органами внешней разведки в проведении мероприятий по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за рубежом;
  83. л) участвовать по решению высших органов государственной власти и управления Российской Федерации совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории Российской Федерации общественно - политических и религиозных мероприятий федерального, межгосударственного и международного характера;
  84. м) обеспечивать безопасность и готовность к функционированию в военное время и в условиях чрезвычайного положения пунктов управления государством и Вооруженными Силами Российской Федерации;
  85. н) поддерживать и обеспечивать мобилизационную готовность федеральных органов государственной безопасности;
  86. о) осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности;
  87. п) осуществлять выявление на территории Российской Федерации радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу для безопасности Российской Федерации, а также используемых в противоправных целях; вести регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств;
  88. р) в соответствии с законодательством в пределах своей компетенции участвовать в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за пределы Российской Федерации граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также в обеспечении режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;
  89. с) участвовать в пределах своей компетенции в осуществлении контроля за соблюдением правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также таможенного режима.
  90. Права федеральных органов государственной безопасности

  91. Федеральные органы государственной безопасности имеют право:
  92. а) проводить в соответствии с законами Российской Федерации оперативно - розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению федеральных органов государственной безопасности, а также участвовать в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на конституционный строй Российской Федерации, организованной преступностью, терроризмом, коррупцией и наркобизнесом, а также осуществлять разведывательную деятельность с целью получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации и обеспечения борьбы с иностранными спецслужбами и организациями;
  93. б) проводить в соответствии с законами Российской Федерации дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, расследование которых отнесено законом к ведению федеральных органов государственной безопасности, а также участвовать в расследовании преступлений, связанных с организованной преступностью, терроризмом, коррупцией и наркобизнесом;
  94. в) иметь и использовать в соответствии с законодательными актами Российской Федерации следственные изоляторы;
  95. г) использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в неотложных случаях - принадлежащие общественным объединениям и гражданам. Федеральные органы государственной безопасности возмещают расходы, понесенные в этих случаях владельцами средств связи, по их требованию;
  96. д) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям или общественным объединениям (кроме транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, международных организаций), для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступление или подозреваемых в его совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия. По требованию владельцев транспортных средств федеральные органы государственной безопасности в установленном законом порядке возмещают им расходы либо причиненный ущерб;
  97. е) беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности при пресечении преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению федеральных органов государственной безопасности, и преследовании лиц, подозреваемых в их совершении, когда промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан, а также для обеспечения государственной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.
  98. О всех таких случаях вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения федеральные органы государственной безопасности уведомляют прокурора в течение 24 часов;
  99. ж) проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность при наличии достаточных оснований подозревать их в совершении преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению федеральных органов государственной безопасности;
  100. з) получать безвозмездно от предприятий, учреждений и организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на федеральные органы государственной безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения информации;
  101. и) создавать организационные структуры (подразделения и организации), необходимые для решения задач, возложенных на федеральные органы государственной безопасности;
  102. к) разрешать сотрудникам федеральных органов государственной безопасности хранение и ношение табельного оружия и специальных средств, применение и использование которых осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О милиции" и общевойсковыми уставами Вооруженных Сил Российской Федерации;
  103. л) оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны; осуществлять подготовку кадров для служб безопасности негосударственных структур, если последнее не противоречит задачам и принципам деятельности федеральных органов государственной безопасности;
  104. м) проводить криминалистические и другие экспертизы и исследования;
  105. н) выплачивать в соответствии с Законом Российской Федерации "Об оперативно - розыскной деятельности в Российской Федерации" за счет финансовых средств, выделяемых из республиканского бюджета Российской Федерации Министерству безопасности Российской Федерации на оперативно - розыскную деятельность, пенсии лицам, оказывающим негласное содействие федеральным органам государственной безопасности, и членам их семей в случаях, когда это вызывается необходимостью обеспечения гарантий их прав и социальной защиты;
  106. о) осуществлять в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, административное задержание лиц, совершивших нарушение режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, таможенного режима, и лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно - территориальных образований и иных охраняемых объектов, а также проверять у этих лиц документы, удостоверяющие личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие их вещей и документов.
  107. Не допускается использование федеральными органами государственной безопасности предоставленных им прав для решения задач, не предусмотренных законами Российской Федерации.
  108. Раздел IV. Силы и средства федеральных органов государственной безопасности

  109. Сотрудники федеральных органов государственной безопасности

  110. Федеральные органы государственной безопасности комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом (служащими и рабочими). Военнослужащие федеральных органов государственной безопасности (кроме военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), а также лица из числа гражданского персонала, назначенные на воинские должности, являются сотрудниками федеральных органов государственной безопасности.
  111. Штатная численность федеральных органов государственной безопасности (без учета численности научно - исследовательских, медицинских подразделений и персонала по эксплуатации, охране и обслуживанию служебных зданий и помещений федеральных органов государственной безопасности) устанавливается Президентом Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации. Численность военнослужащих, гражданского персонала научно - исследовательских, медицинских подразделений и персонала по эксплуатации, охране и обслуживанию служебных зданий и помещений федеральных органов государственной безопасности устанавливается министром безопасности Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на эти цели Министерству безопасности Российской Федерации.
  112. Военнослужащие федеральных органов государственной безопасности проходят военную службу в соответствии с законодательством о прохождении военной службы гражданами Российской Федерации с учетом установленных настоящим Законом особенностей, обусловленных спецификой выполняемых ими функций.
  113. Военнослужащим федеральных органов государственной безопасности воинские звания присваиваются в соответствии со статьей 46 Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе", а министру безопасности Российской Федерации - не выше воинского звания генерала армии.
  114. С военнослужащим федеральных органов государственной безопасности, имеющим воинское звание старшего или высшего офицерского состава, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе и являющимся высококвалифицированным специалистом, может быть заключен дополнительный контракт сроком на пять лет, а также дополнительно до пяти годичных контрактов. При этом предельный возраст пребывания на военной службе военнослужащих, имеющих воинские звания старшего офицерского состава, не должен превышать 55 лет, а военнослужащих, имеющих воинские звания высшего офицерского состава, - 60 лет.
  115. Обязанности и права военнослужащих федеральных органов государственной безопасности определяются настоящим Законом, законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации.
  116. Обязанности, права и льготы гражданского персонала федеральных органов государственной безопасности определяются законодательством Российской Федерации о труде, о государственной службе, Положением о прохождении службы служащими в федеральных органах государственной безопасности, утверждаемым Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующими постоянными комиссиями палат и комитетами Верховного Совета Российской Федерации, а также другими нормативными актами Российской Федерации.
  117. Сотруднику федеральных органов государственной безопасности может быть присвоено почетное звание "Заслуженный сотрудник федеральных органов государственной безопасности".
  118. Награждение почетным знаком "Заслуженный сотрудник федеральных органов государственной безопасности" производится Президентом Российской Федерации по представлению министра безопасности Российской Федерации.
  119. Положение о почетном знаке "Заслуженный сотрудник федеральных органов государственной безопасности" утверждается Президентом Российской Федерации.
  120. Правовое положение сотрудников федеральных органов государственной безопасности

  121. 1. Сотрудники федеральных органов государственной безопасности при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в их служебную деятельность.
  122. Воспрепятствование исполнению сотрудниками федеральных органов государственной безопасности служебных обязанностей, оскорбление их чести и достоинства, угрозы, сопротивление, насилие или посягательство на их жизнь, здоровье и имущество в связи с осуществлением ими служебной деятельности влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
  123. 2. Защита жизни и здоровья, чести и достоинства, а также имущества членов семьи сотрудника федеральных органов государственной безопасности от преступных посягательств в связи с исполнением им служебных обязанностей предусматривается законодательством Российской Федерации.
  124. 3. При исполнении сотрудником федеральных органов государственной безопасности служебных обязанностей не допускается его привод и административное задержание, а также личный досмотр и досмотр его вещей, личного и используемого им транспорта без представителя соответствующего федерального органа государственной безопасности.
  125. 4. При получении приказа или указания, явно противоречащего закону, сотрудник федеральных органов государственной безопасности обязан принять все меры к исполнению закона.
  126. Сотрудники федеральных органов государственной безопасности в своей служебной деятельности руководствуются законами Российской Федерации и не связаны решениями политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели.
  127. Сотрудникам федеральных органов государственной безопасности запрещается организация забастовок и участие в них, занятие любыми видами предпринимательской деятельности, а также совмещение военной службы с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях, кроме занятий научной, преподавательской и творческой деятельностью (если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы), за исключением случаев, когда это вызвано служебной необходимостью. Им запрещается оказывать содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности, а также получать за это содействие вознаграждения и льготы. Гражданскому персоналу федеральных органов государственной безопасности запрещается организация забастовок и участие в них, а также занятие любыми видами предпринимательской деятельности.
  128. Правовая и социальная защита сотрудников и гражданского персонала федеральных органов государственной безопасности

  129. Государство гарантирует правовую и социальную защиту сотрудников и гражданского персонала федеральных органов государственной безопасности. Права и социальная защита сотрудников федеральных органов государственной безопасности определяются Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих", другими законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
  130. Сотрудники федеральных органов государственной безопасности на всей территории Российской Федерации пользуются правом бесплатного проезда на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а в сельской местности - попутным транспортом. Кроме того, сотрудники федеральных органов государственной безопасности, несущие службу на объектах транспорта, имеют право бесплатного проезда в поездах, на речных, морских и воздушных судах в пределах обслуживаемых ими территорий.
  131. Сотрудникам федеральных органов государственной безопасности, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в размерах, установленных Правительством Российской Федерации.
  132. Сотрудникам федеральных органов государственной безопасности телефоны по месту жительства устанавливаются в течение года со дня подачи заявления.
  133. Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих федеральных органов государственной безопасности и членов их семей определяется законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.
  134. Порядок пенсионного обеспечения гражданского персонала федеральных органов государственной безопасности определяется законодательством Российской Федерации о государственных пенсиях.
  135. Военнослужащие федеральных органов государственной безопасности считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях, указанных в статье 36 Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе".
  136. Медицинское обеспечение сотрудников, гражданского персонала, пенсионеров федеральных органов государственной безопасности и членов их семей

  137. (введена Законом РФ от 01.07.1993 N 5306-1)
  138. Охрана здоровья сотрудников федеральных органов государственной безопасности осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих", другими законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
  139. Оказание медицинской помощи гражданскому персоналу федеральных органов государственной безопасности в военно - медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства безопасности Российской Федерации (далее - военно - медицинские учреждения) осуществляется бесплатно.
  140. При отсутствии по месту работы или по месту жительства гражданского персонала федеральных органов государственной безопасности военно - медицинских учреждений или при отсутствии в указанных учреждениях соответствующих отделений или специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь указанным лицам оказывается беспрепятственно в учреждениях здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности.
  141. Средства, затраченные на лечение (обследование) сотрудников и гражданского персонала федеральных органов государственной безопасности, в том числе на обеспечение сотрудников лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов) в учреждениях здравоохранения других министерств и ведомств, возмещаются за счет Министерства безопасности Российской Федерации при наличии соответствующего заключения (направления) медицинского учреждения, к которому они прикреплены на медицинское обслуживание.
  142. Время нахождения сотрудников федеральных органов государственной безопасности на излечении в связи с полученными ими при исполнении обязанностей военной службы ранениями, контузиями или увечьями не ограничивается.
  143. Бесплатная медицинская помощь в военно - медицинских учреждениях предоставляется членам семей (женам, мужьям, детям в возрасте до 18 лет) сотрудников федеральных органов государственной безопасности, лицам, находящимся на их иждивении, а также детям в возрасте до 18 лет гражданского персонала федеральных органов государственной безопасности.
  144. Права и льготы сотрудников федеральных органов государственной безопасности и членов их семей, предусмотренные частями первой, четвертой и пятой настоящей статьи, распространяются на граждан, уволенных с военной службы из федеральных органов государственной безопасности по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в связи с признанием их военно - врачебной комиссией не годными или ограниченно годными к военной службе (по состоянию здоровья), а также в связи с организационно - штатными мероприятиями, при условии, что общая продолжительность их военной службы составляет 20 лет и более (в льготном исчислении), и членов их семей.
  145. Программы медицинского обеспечения военнослужащих, гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в военно - медицинских учреждениях, а также порядок проведения в системе федеральных органов государственной безопасности санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий определяются Министерством безопасности Российской Федерации.
  146. Финансирование военно - медицинских учреждений федеральных органов государственной безопасности осуществляется за счет республиканского бюджета Российской Федерации в объемах, обусловленных особенностями прохождения военной службы (работы) в федеральных органах государственной безопасности.
  147. Средства, выделенные на эти цели и не израсходованные в истекшем году, перечисляются на внебюджетные счета Министерства безопасности Российской Федерации и используются в дальнейшем на развитие военно - медицинских учреждений.
  148. Права и обязанности лиц, оказывающих содействие федеральным органам государственной безопасности

  149. 1. Лица, оказывающие содействие федеральным органам государственной безопасности, имеют право:
  150. заключать контракт с федеральными органами государственной безопасности об условиях конфиденциального сотрудничества;
  151. получать от сотрудников федеральных органов государственной безопасности разъяснения о своих задачах, правах и обязанностях;
  152. использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность;
  153. получать вознаграждение;
  154. получать возмещение за вред, причиненный их здоровью, либо за ущерб, причиненный их имуществу в процессе оказания содействия федеральным органам государственной безопасности.
  155. 2. Лица, оказывающие содействие федеральным органам государственной безопасности, обязаны:
  156. выполнять поручения федеральных органов государственной безопасности, направленные на решение стоящих перед ними задач;
  157. соблюдать условия контракта с федеральными органами государственной безопасности в случае его заключения;
  158. не допускать умышленного предоставления ложной или клеветнической информации;
  159. не разглашать охраняемые законом сведения, ставшие им известными в процессе оказания содействия федеральным органам государственной безопасности.
  160. Лица, оказывающие содействие федеральным органам государственной безопасности, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за умышленное предоставление ложной или клеветнической информации.
  161. 3. Гарантии прав и социальной защиты лиц, оказывающих содействие федеральным органам государственной безопасности, обеспечиваются в соответствии с Законом Российской Федерации "Об оперативно - розыскной деятельности в Российской Федерации".
  162. Оперативно - технические средства федеральных органов государственной безопасности

  163. Федеральные органы государственной безопасности в пределах предоставленной настоящим Законом и другими законами Российской Федерации компетенции разрабатывают, создают и используют оперативно - технические средства, а также обеспечивают их сохранность в целях реализации поставленных перед ними задач.
  164. Используемые федеральными органами государственной безопасности оперативно - технические средства и методы их применения не должны представлять угрозу для жизни и здоровья людей, а также причинять ущерб окружающей среде.
  165. Использование оперативно - технических средств осуществляется в соответствии с настоящим Законом и Законом Российской Федерации "Об оперативно - розыскной деятельности в Российской Федерации".
  166. Условия и пределы применения сотрудниками федеральных органов государственной безопасности физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

  167. (введена Законом РФ от 01.07.1993 N 5306-1)
  168. Сотрудники федеральных органов государственной безопасности имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, специальные средства и огнестрельное оружие, применение и использование которых осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных статьями 12 - 16 Закона РСФСР "О милиции" и общевоинскими уставами.
  169. Информационное обеспечение федеральных органов государственной безопасности

  170. Информационное обеспечение федеральных органов государственной безопасности осуществляется посредством создания и использования в их деятельности информационных систем, необходимых для выполнения поставленных перед ними задач.
  171. Основания и порядок внесения в информационные системы сведений о лицах, подготавливающих или покушающихся на преступления, совершающих или совершивших преступления, расследование которых отнесено законом к ведению федеральных органов государственной безопасности, а также подозреваемых в их совершении, устанавливаются законами Российской Федерации.
  172. Основания и порядок учета информации о совершенных правонарушениях, затрагивающих интересы обеспечения безопасности Российской Федерации, а также сведений о деятельности иностранных спецслужб и организаций устанавливаются нормативными актами федеральных органов государственной безопасности в соответствии с настоящим Законом, другими законами Российской Федерации, а также нормативными актами Президента и Правительства Российской Федерации.
  173. Условия и порядок ознакомления граждан с охраняемыми законом сведениями, содержащимися в информационных системах федеральных органов государственной безопасности, устанавливаются законами Российской Федерации.
  174. Финансовое и материально - техническое обеспечение федеральных органов государственной безопасности

  175. 1. Финансирование федеральных органов государственной безопасности осуществляется за счет средств государственного бюджета Российской Федерации. Размеры ассигнований, выделяемых Министерству безопасности Российской Федерации, утверждаются Верховным Советом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
  176. 2. Материально - техническое обеспечение Министерства безопасности Российской Федерации, включая подчиненные ему органы военной контрразведки и пограничные войска, осуществляется за счет централизованных ресурсов Российской Федерации.
  177. 3. Земли, предоставляемые для обеспечения деятельности федеральных органов государственной безопасности, не облагаются земельным налогом. Имущество федеральных органов государственной безопасности (в том числе здания, сооружения, предприятия, оборудование), созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет бюджетных или иных средств Российской Федерации, является федеральной собственностью Российской Федерации.
  178. Федеральные органы государственной безопасности могут иметь служебный жилой фонд, формируемый в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
  179. Предприятия, учреждения и организации, созданные (создаваемые) для обеспечения деятельности федеральных органов государственной безопасности или находящиеся в их хозяйственном ведении (независимо от источников финансирования указанных предприятий, учреждений и организаций), приватизации не подлежат.
  180. Раздел V. Контроль и надзор за деятельностью федеральных органов государственной безопасности

  181. Парламентский контроль

  182. Контроль Верховного Совета Российской Федерации за деятельностью федеральных органов государственной безопасности осуществляется в форме парламентских слушаний и расследований, заслушивания отчетов министра безопасности Российской Федерации, а также сообщений должностных лиц федеральных органов государственной безопасности в Верховном Совете Российской Федерации.
  183. Контроль Верховного Совета Российской Федерации за деятельностью федеральных органов государственной безопасности осуществляет Комитет Верховного Совета Российской Федерации по вопросам обороны и безопасности.
  184. Народные депутаты Российской Федерации могут получать охраняемые законом сведения о деятельности федеральных органов государственной безопасности в порядке, определяемом законами Российской Федерации.
  185. Президентский контроль

  186. Президент Российской Федерации заслушивает отчеты руководителей федеральных органов государственной безопасности о результатах их деятельности, утверждает программы деятельности федеральных органов государственной безопасности, определяет виды информации и порядок ее предоставления.
  187. Судебный контроль

  188. Контроль судебных органов за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами государственной безопасности в их деятельности осуществляется в ходе рассмотрения судами уголовных дел, расследование которых отнесено законом к ведению федеральных органов государственной безопасности. Этот контроль осуществляется также при рассмотрении дел о преступлениях и иных правонарушениях, совершенных сотрудниками федеральных органов государственной безопасности, и по искам граждан, связанным с обжалованием действий федеральных органов государственной безопасности и их должностных лиц.
  189. Прокурорский надзор

  190. Надзор за точным и единообразным исполнением федеральными органами государственной безопасности законов Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
  191. Президент
  192. Российской Федерации
  193. Б.ЕЛЬЦИН
  194. Москва, Дом Советов России
  195. 8 июля 1992 года
  196. N 3246/1-1

Предыдущая новость - Закон РФ / О внесении дополнений в статью 3 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

Следующая новость - Закон РФ / О внесении изменений в ст. 20 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды"