» » » Закон РФ / О гражданской обороне

- Распоряжения, приказы, законы администрации Костромской области -
Образцы заявлений

Закон РФ / О гражданской обороне


Российская Федерация
Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ
О гражданской обороне
Принят
26 декабря 1997 года
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации
Одобрен
28 января 1998 года
Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
  • В редакциях
  • Федеральных законов
  • № 123-ФЗ от 09.10.2002,
  • № 51-ФЗ от 19.06.2004,
  • № 122-ФЗ от 22.08.2004,
  • № 103-ФЗ от 19.06.2007,
  • № 267-ФЗ от 25.11.2009,
  • № 223-ФЗ от 27.07.2010,
  • № 377-ФЗ от 23.12.2010,
  • № 158-ФЗ от 02.07.2013,
  • № 404-ФЗ от 28.12.2013.
  1. Настоящий Федеральный закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
  2. Глава I. Общие положения

  3. Основные понятия

  4. Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  5. мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  6. территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
  7. требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  8. нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне - формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
  9. Задачи в области гражданской обороны

  10. Основными задачами в области гражданской обороны являются:
  11. обучение населения в области гражданской обороны;
  12. оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  13. эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  14. предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  15. проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  16. проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  17. первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  18. борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  19. обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
  20. санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
  21. восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  22. срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  23. срочное захоронение трупов в военное время;
  24. разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  25. обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
  26. Правовое регулирование в области гражданской обороны

  27. 1. Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  28. 2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
  29. Принципы организации и ведения гражданской обороны

  30. 1. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
  31. Абзац утратил силу
  32. 2. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  33. 3. Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  34. Глава II. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области гражданской обороны

  35. Полномочия Президента Российской Федерации

  36. Президент Российской Федерации:
  37. определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны;
  38. утверждает План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;
  39. вводит в действие План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;
  40. утверждает структуру, состав спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала указанных воинских формирований и положение о спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;
  41. осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  42. Полномочия Правительства Российской Федерации

  43. Правительство Российской Федерации:
  44. обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны;
  45. руководит организацией и ведением гражданской обороны;
  46. издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны;
  47. определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций - к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;
  48. определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  49. определяет порядок обучения населения в области гражданской обороны;
  50. определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
  51. осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.
  52. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны

  53. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
  54. принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение;
  55. разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств;
  56. осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  57. создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  58. создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
  59. Глава III. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны

  60. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны

  61. 1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
  62. организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
  63. в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны;
  64. организуют подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;
  65. создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
  66. планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
  67. планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
  68. создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
  69. обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  70. 2. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:
  71. проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
  72. проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;
  73. создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
  74. проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  75. проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
  76. создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;
  77. обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  78. в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения.
  79. Полномочия организаций в области гражданской обороны

  80. 1. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
  81. планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
  82. проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
  83. осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны;
  84. абзац утратил силу
  85. создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
  86. 2. Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
  87. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
  88. Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.
  89. 3. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.
  90. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны

  91. Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
  92. проходят обучение в области гражданской обороны;
  93. принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;
  94. оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.
  95. Глава IV. Руководство гражданской обороной

  96. Руководство гражданской обороной

  97. 1. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
  98. 1.1. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.
  99. 2. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
  100. 3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.
  101. 4. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
  102. 5. Утратил силу
  103. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной

  104. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:
  105. 1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;
  106. 2) территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
  107. Территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, комплектуются военнослужащими спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, лицами начальствующего состава федеральной противопожарной службы и гражданским персоналом.
  108. Руководители указанных территориальных органов назначаются в установленном порядке руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, из числа военнослужащих спасательных воинских формирований этого федерального органа исполнительной власти, лиц начальствующего состава федеральной противопожарной службы и гражданского персонала, за исключением лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации;
  109. 3) структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;
  110. 4) структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  111. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны

  112. В целях реализации государственной политики в области гражданской обороны федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.
  113. Утратила силу

  114. Глава V. Силы гражданской обороны

  115. Силы гражданской обороны

  116. 1. Силы гражданской обороны - спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.
  117. 2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  118. Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.
  119. 3. Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  120. 4. Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.
  121. 5. Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.
  122. Основы деятельности спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны

  123. 1. На вооружении спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, находится специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.
  124. 2. Военнослужащим спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны.
  125. 3. Военнослужащие спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, могут проходить службу на воинских должностях или не на воинских должностях в указанном федеральном органе исполнительной власти, его территориальных органах и организациях.
  126. 4. Деятельность спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, комплектование их военнослужащими и гражданским персоналом (федеральными государственными гражданскими служащими и работниками), социальная защита военнослужащих и членов их семей, а также финансирование деятельности указанных воинских формирований осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  127. 5. Деятельность спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
  128. Утратила силу

  129. Глава VI. Заключительные положения

  130. Финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения

  131. 1. Обеспечение мероприятий по гражданской обороне и защите населения, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, в том числе содержание спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, является расходным обязательством Российской Федерации.
  132. 2. Обеспечение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
  133. 3. Обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.
  134. 4. Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.
  135. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны

  136. Неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  137. Вступление в силу настоящего Федерального закона

  138. 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
  139. 2. Иные нормативные правовые акты Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.
  140. Президент
  141. Российской Федерации
  142. Б.ЕЛЬЦИН
  143. Москва, Кремль
  144. 12 февраля 1998 года
  145. N 28-ФЗ

Предыдущая новость - Закон РФ / Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений

Следующая новость - Закон РФ / Федеральный закон от 25 ноября 2013 года № 317-ФЗ