Об исключительной экономической зоне Российской Федерации
- Принят
- 18 ноября 1998 года
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации - Одобрен
- 02 декабря 1998 года
Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
- В редакциях
- Федеральных законов
- № 126-ФЗ от 08.08.2001,
- № 31-ФЗ от 21.03.2002,
- № 48-ФЗ от 22.04.2003,
- № 86-ФЗ от 30.06.2003,
- № 148-ФЗ от 11.11.2003,
- № 90-ФЗ от 18.07.2005,
- № 188-ФЗ от 04.11.2006,
- № 333-ФЗ от 06.12.2007,
- № 118-ФЗ от 14.07.2008,
- № 250-ФЗ от 03.12.2008,
- № 364-ФЗ от 27.12.2009,
- № 420-ФЗ от 28.12.2010,
- № 242-ФЗ от 18.07.2011,
- № 331-ФЗ от 21.11.2011,
- № 15-ФЗ от 03.02.2014.
- Настоящий Федеральный закон определяет статус исключительной экономической зоны Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации в ее исключительной экономической зоне и их осуществление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Вопросы, относящиеся к исключительной экономической зоне Российской Федерации и деятельности в ней, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне Российской Федерации и деятельности в ней.
-
Глава I. Общие положения
-
Определение и границы исключительной экономической зоны Российской Федерации
- 1. Исключительная экономическая зона Российской Федерации (далее также - исключительная экономическая зона) - морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее - территориальное море) и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.
- Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.
- 2. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря.
- 3. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
-
Делимитация исключительной экономической зоны
- Делимитация исключительной экономической зоны между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации или общепризнанными принципами и нормами международного права.
-
Карты и перечни географических координат
- 1. Линии внешних границ исключительной экономической зоны или заменяющие их, утвержденные Правительством Российской Федерации перечни географических координат точек с указанием основных исходных геодезических данных и делимитационные линии, определенные международными договорами Российской Федерации или на основе общепризнанных принципов и норм международного права, указываются на картах установленного масштаба и публикуются в "Извещениях мореплавателям".
- 2. Формирование банка данных о внешней границе исключительной экономической зоны осуществляется федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.
-
Основные понятия
- 1. В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
- природные ресурсы исключительной экономической зоны - водные биологические ресурсы и неживые ресурсы, находящиеся в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах;
- водные биологические ресурсы (живые ресурсы) исключительной экономической зоны (далее - водные биоресурсы) - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы, за исключением живых организмов "сидячих видов" морского дна и его недр, использование которых регулируется Федеральным законом от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации";
- неживые ресурсы исключительной экономической зоны (далее также - неживые ресурсы) - минеральные ресурсы вод, покрывающих морское дно, включая содержащиеся в морской воде химические элементы и их соединения, энергия приливов, течений и ветра, другие возможные виды неживых ресурсов;
- абзацы пятый - девятый утратили силу
- абзац утратил силу
- морские научные исследования в исключительной экономической зоне (далее - морские научные исследования) - фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, в водной толще и атмосфере;
- морские ресурсные исследования в исключительной экономической зоне (далее - морские ресурсные исследования) - прикладные научно-исследовательские работы, направленные на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов исключительной экономической зоны;
- вредное вещество - вещество, которое при попадании в морскую среду способно создать опасность для здоровья людей, нанести ущерб окружающей среде, в том числе морской среде и природным ресурсам исключительной экономической зоны, ухудшить условия отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря, а также вещество, подлежащее контролю в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
- сброс вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества (далее - сброс вредных веществ), - любой сброс с судов и иных плавучих средств (далее - суда), летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение; сброс вредных веществ не включает выброс вредных веществ, происходящий непосредственно вследствие разведки, разработки и связанных с ними процессов обработки в море минеральных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации, а также сброс вредных веществ для проведения правомерных научных исследований в целях борьбы с загрязнением или контроля над ним;
- загрязнение морской среды - привнесение человеком прямо или косвенно веществ или энергии в морскую среду, которое приводит или может привести к таким пагубным последствиям, как нанесение вреда водным биоресурсам и жизни в море, создание опасности для здоровья человека, создание помех для деятельности на море, в том числе для рыболовства и других правомерных видов использования моря, снижение качества используемой морской воды и ухудшение условий отдыха;
- захоронение - любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений; захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, за исключением отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления указанных материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также за исключением тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для иных целей, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального закона и международным договорам Российской Федерации;
- искусственные острова - стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения в исключительной экономической зоне Российской Федерации объекты (искусственно сооруженные конструкции), имеющие намывное, насыпное, свайное и (или) иные неплавучие опорные основания, выступающие над поверхностью воды при максимальном приливе;
- установки, сооружения - гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения в исключительной экономической зоне Российской Федерации стационарные и плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, морские стационарные платформы и другие объекты, а также подводные сооружения (включая скважины).
- 2. Утратил силу
-
Права Российской Федерации в исключительной экономической зоне
- 1. Российская Федерация в исключительной экономической зоне осуществляет:
- 1) суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения водных биоресурсов и неживых ресурсов и управления такими ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке исключительной экономической зоны;
- 2) суверенные права в целях разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов, а также разработки водных биоресурсов, относящихся к "сидячим видам" морского дна и его недр. Геологическое изучение, поиск, разведка и разработка минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, а также разработка водных биоресурсов, относящихся к "сидячим видам", производятся в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"), Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации", другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне и деятельности в ней;
- 3) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей. Буровые работы для любых целей осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации";
- 4) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности. Создание, эксплуатация и использование искусственных островов, установок и сооружений в исключительной экономической зоне осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации";
- 5) юрисдикцию в отношении:
- морских научных исследований;
- защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников;
- прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации. Прокладка подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации, а также прокладка подводных кабелей и трубопроводов иностранных государств в исключительной экономической зоне осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации";
- 6) другие права и обязанности, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.
- 2. Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию в исключительной экономической зоне, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации.
- 3. Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию в исключительной экономической зоне, не препятствует осуществлению судоходства, полетов, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
- 4. Утратил силу
-
Права и обязанности других государств в исключительной экономической зоне
- 1. В исключительной экономической зоне все государства пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, а также другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, связанными с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов.
- 2. Указанные свободы осуществляются при условии соблюдения настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, а также при условии обеспечения защиты и сохранения окружающей среды, в том числе морской среды и природных ресурсов исключительной экономической зоны.
-
Компетенция федеральных органов государственной власти в исключительной экономической зоне
- В компетенцию федеральных органов государственной власти в исключительной экономической зоне входят:
- 1) разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации об исключительной экономической зоне и о деятельности в ней;
- 2) координация деятельности органов государственной власти в отношении исключительной экономической зоны и деятельности в ней, защиты прав и законных интересов Российской Федерации в исключительной экономической зоне, защиты и сохранения морской среды, водных биоресурсов и неживых ресурсов;
- 3) утверждение федеральных программ, связанных с разведкой, разработкой и сохранением природных ресурсов исключительной экономической зоны;
- 4) утратил силу с 1 января 2008 года
- 5) установление порядка выдачи деклараций об уловах водных биоресурсов, выловленных (добытых) российскими и иностранными судами в исключительной экономической зоне, а также о произведенной из этих ресурсов продукции;
- 6) установление порядка предоставления права на добычу (вылов) водных биоресурсов, в том числе выдачи разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов;
- 7) установление ограничений рыболовства;
- 8) разработка и внедрение системы наблюдения и контроля за рыболовством в исключительной экономической зоне, в том числе с использованием космических средств связи и радионавигации;
- 9) разработка совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, мер по предотвращению гибели водных биоресурсов при осуществлении хозяйственной или иной деятельности и судоходства;
- 10) оказание помощи водным биоресурсам, в том числе морским млекопитающим, в случае возникновения угрозы их жизни при стихийных бедствиях или вследствие иных причин;
- 11) установление с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, порядка использования неживых ресурсов, включая порядок лицензирования;
- 12) регистрация работ по изучению, разведке и разработке неживых ресурсов, составление федерального баланса запасов неживых ресурсов;
- 13) федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, защита и охрана морской среды, водных биоресурсов и неживых ресурсов с привлечением органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью;
- 14) регулирование проведения морских ресурсных и морских научных исследований;
- 15) установление контрольных пунктов (точек) и порядка прохождения их российскими и иностранными судами, осуществляющими рыболовство и следующими в исключительную экономическую зону и выходящими из нее, в целях проведения контрольно-проверочных мероприятий;
- 16) объявление отдельных районов исключительной экономической зоны районами, в пределах которых гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам, иностранным государствам и компетентным международным организациям, иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам не будут выдаваться разрешения на проведение морских научных исследований в связи с ведением (или планированием ведения) в указанных районах работ по разведке и разработке неживых ресурсов и осуществлению рыболовства с сообщением географических координат таких районов в "Извещениях мореплавателям";
- 17) установление системы платежей, определение размеров, условий и порядка взимания платы за пользование водными биоресурсами и неживыми ресурсами;
- 18) регулирование деятельности по созданию, эксплуатации и использованию искусственных островов, установок и сооружений в целях разведки и разработки природных ресурсов исключительной экономической зоны, проведения морских научных исследований и в иных целях;
- 19) определение и регулирование условий прокладки подводных кабелей и трубопроводов, используемых для разведки и разработки неживых ресурсов или для эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений, в том числе выводимых на территорию Российской Федерации;
- 20) определение трассы и условий прокладки подводных кабелей и трубопроводов в исключительной экономической зоне с учетом проложенных подводных кабелей и трубопроводов и с учетом деятельности по разведке и разработке природных ресурсов исключительной экономической зоны;
- 21) проведение государственной экологической экспертизы, государственного экологического надзора в исключительной экономической зоне Российской Федерации и государственного мониторинга исключительной экономической зоны с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью;
- 22) ведение Российского государственного фонда данных о состоянии исключительной экономической зоны и состоянии ее водных биоресурсов и неживых ресурсов;
- 23) установление правового режима в зонах чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия; обеспечение немедленных действий по ликвидации последствий аварий, приводящих к загрязнению нефтью или веществами, иными, чем нефть;
- 24) установление экологических нормативов содержания загрязняющих веществ в сбросах вредных веществ, а также в отходах и других материалах, предназначенных к захоронению в исключительной экономической зоне, перечня вредных веществ, отходов и других материалов, сброс и захоронение которых в исключительной экономической зоне запрещены, регулирование сброса вредных веществ и захоронения отходов и других материалов, а также контроль за указанными сбросом и захоронением;
- 25) охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, предотвращение нарушения среды их обитания (в том числе условий нагула, зимовки, размножения, нереста и миграции), образование государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий, включая примыкающие к зонам отдыха на побережье Российской Федерации, о чем сообщается в "Извещениях мореплавателям";
- 26) обеспечение совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации выполнения мероприятий, направленных на охрану исключительной экономической зоны, защиту и сохранение ее морской среды, водных биоресурсов и неживых ресурсов, пресечение нарушений настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации и привлечение к ответственности лиц, виновных в совершении противоправных действий;
- 27) разрешение споров в отношении исключительной экономической зоны и деятельности в ней;
- 28) заключение и реализация международных договоров Российской Федерации в отношении исключительной экономической зоны и деятельности в ней;
- 29) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
-
Глава II. Осуществление рыболовства в исключительной экономической зоне
-
Утратили силу
-
Утратила силу с 1 января 2008 года
-
Утратила силу
-
Виды рыболовства, осуществляемые в исключительной экономической зоне
- 1. В исключительной экономической зоне осуществляются промышленное рыболовство, рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях, рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях, рыболовство в целях товарного рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов в порядке, установленном Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и настоящим Федеральным законом.
- 2. В исключительных случаях, предусмотренных Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", допускается осуществление прибрежного рыболовства в исключительной экономической зоне.
- 3. Для целей осуществления прибрежного рыболовства в исключительной экономической зоне федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, осуществляется распределение прибрежных квот между лицами, у которых в установленном порядке возникло право на добычу (вылов) водных биоресурсов в исключительной экономической зоне.
-
Особенности осуществления промышленного рыболовства в исключительной экономической зоне
- 1. Промышленное рыболовство в исключительной экономической зоне осуществляется гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами, у которых в установленном порядке возникло право на добычу (вылов) водных биоресурсов в исключительной экономической зоне.
- 2. Иностранные граждане и иностранные юридические лица осуществляют промышленное рыболовство в исключительной экономической зоне в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
-
Особенности осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях в исключительной экономической зоне
- 1. Рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях в исключительной экономической зоне осуществляется научными организациями на основании ежегодного плана проведения морских ресурсных исследований водных биоресурсов, решений о предоставлении водных биоресурсов в пользование, а также выданных указанным организациям разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов и разрешений на проведение морских ресурсных исследований водных биоресурсов.
- 2. Иностранные граждане и иностранные юридические лица осуществляют рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях в исключительной экономической зоне в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
-
Права и обязанности лиц, осуществляющих рыболовство в исключительной экономической зоне
- 1. Лица, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне, имеют право осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", приемку, обработку, перегрузку, транспортировку, хранение и выгрузку уловов водных биоресурсов, производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
- 2. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны:
- 1) соблюдать правила рыболовства и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации требования, а также выполнять условия осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, содержащиеся в решениях органов государственной власти и договорах, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов и разрешениях на проведение морских ресурсных исследований водных биоресурсов;
- 2) не допускать нарушение среды обитания водных биоресурсов;
- 3) не допускать неправомерную акклиматизацию водных биоресурсов;
- 4) соблюдать требования карантинного режима;
- 5) обеспечивать беспрепятственный доступ на судно должностных лиц органов охраны;
- 6) обеспечивать за счет заявителя оптимальные условия для работы должностных лиц органов охраны;
- 7) представлять беспрепятственно и бесплатно отчетные материалы о сроках, видах и районах добычи (вылова) водных биоресурсов, об уловах водных биоресурсов, в том числе сведения о количестве, качестве и видах выгруженных на другие суда или погруженных с других судов уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов, о количестве, качестве и видах выгруженных или погруженных в иностранных портах уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов, в федеральные органы исполнительной власти, определенные соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации;
- 8) регулярно поддерживать связь с береговыми службами Российской Федерации и при наличии соответствующего оборудования передавать в основные международные синоптические сроки в ближайший радиометеорологический центр Российской Федерации оперативные данные метеорологических и гидрологических наблюдений в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации, а также экстренную информацию о визуально отмеченном нефтяном загрязнении морской среды;
- 9) вести промысловый журнал в соответствии с формой, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;
- 10) иметь специальные опознавательные знаки;
- 11) маркировать ставные орудия добычи (вылова) водных биоресурсов с обоих концов с указанием названия судна (для иностранного судна - страны судовладельца), номера разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов и порядкового номера орудия добычи (вылова) водных биоресурсов.
- 3. Иностранные суда, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне, также обязаны:
- 1) представлять в федеральные органы исполнительной власти, определенные соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, по факсу или телеграфу ежесуточную информацию о каждом заходе в район для осуществления разрешенного рыболовства и выходе из указанного района с обязательным прохождением точек контроля при заходе и выходе;
- 2) ежедневно информировать органы охраны о местонахождении судов при осуществлении рыболовства или при приемке уловов водных биоресурсов с других судов;
- 3) осуществлять рыболовство только в присутствии должностного лица органов охраны и под его контролем;
- 4) обеспечивать бесплатно доставку должностных лиц органов охраны к месту осуществления рыболовства и обратно и использование средств радиосвязи, а также нести все расходы на содержание, размещение и полное обеспечение должностных лиц органов охраны с момента их прибытия на судно и до момента схода с судна наравне с командным (руководящим) составом судна;
- 5) представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, по факсу или телеграфу ежесуточную, ежедекадную и ежемесячную информацию о результатах рыболовства.
- 4. Российским судам и иностранным судам в исключительной экономической зоне и за ее пределами запрещается осуществлять не предусмотренные решениями органов государственной власти и договорами, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, разрешениями на добычу (вылов) водных биоресурсов и разрешениями на проведение морских ресурсных исследований водных биоресурсов погрузку, выгрузку или перегрузку уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов.
- 5. Погрузка, выгрузка, перегрузка уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов должны осуществляться в присутствии должностного лица органа охраны.
-
Утратила силу
-
Особенности рационального использования и сохранения трансзональных и трансграничных видов рыб
- 1. В случае, если один и тот же (одни и те же) запас (запасы) трансзональных видов рыб встречается (встречаются) в исключительной экономической зоне Российской Федерации и в исключительных экономических зонах других прибрежных государств, Российская Федерация сотрудничает с указанными государствами прямо или через компетентные международные организации в целях сохранения и увеличения такого (таких) запаса (запасов).
- 2. В случае, если один и тот же (одни и те же) запас (запасы) трансграничных видов рыб встречается (встречаются) как в исключительной экономической зоне Российской Федерации, так и в районе, находящемся за ее пределами и прилегающем к ней, Российская Федерация прямо или через компетентные международные организации сотрудничает с государствами, ведущими добычу (вылов) таких трансграничных видов рыб в районе, прилегающем к исключительной экономической зоне Российской Федерации, в целях сохранения такого (таких) запаса (запасов) в указанном районе, в том числе заключает с соответствующими государствами международные договоры по этим вопросам.
-
Принципы рационального использования и сохранения анадромных, катадромных, далеко мигрирующих видов рыб и морских млекопитающих
- 1. Российская Федерация, в первую очередь заинтересованная в запасах анадромных видов рыб, которые образуются в ее реках, озерах и других водных объектах, несет первоочередную ответственность за запасы указанных видов рыб во всем ареале их обитания и обеспечивает их сохранение путем регулирования рыболовства, осуществляемого только в водах в сторону берега от внешних границ исключительной экономической зоны Российской Федерации.
- 2. Российская Федерация сотрудничает с заинтересованными государствами для заключения международных договоров в целях сохранения запасов анадромных видов рыб за пределами своей исключительной экономической зоны и обеспечивает выполнение правил, установленных такими международными договорами.
- 3. Российская Федерация несет ответственность за управление запасами катадромных видов рыб и обеспечивает мигрирующей рыбе доступ в исключительную экономическую зону и выход из нее. Добыча (вылов) катадромных видов рыб ведется только в водах в сторону берега от внешних границ исключительной экономической зоны в соответствии с настоящим Федеральным законом.
- 4. Российская Федерация сотрудничает с государствами, через исключительную экономическую зону которых мигрируют катадромные виды рыб, для заключения международного договора в целях рационального управления запасами катадромных видов рыб, включая рыболовство, и обеспечивает выполнение правил, установленных таким международным договором.
- 5. Российская Федерация сотрудничает с заинтересованными государствами для заключения международных договоров в целях обеспечения рационального использования и сохранения далеко мигрирующих видов рыб во всем ареале их обитания, в том числе и за пределами ее исключительной экономической зоны.
- 6. Российская Федерация в целях сохранения, изучения запасов морских млекопитающих в исключительной экономической зоне и управления ими сотрудничает с заинтересованными государствами прямо или через соответствующие международные организации. Правительство Российской Федерации в целях сохранения и восстановления популяций морских млекопитающих и в иных необходимых случаях может устанавливать более строгие режимы ограничения или регулирования рыболовства морских млекопитающих в исключительной экономической зоне, вплоть до запрещения рыболовства отдельных видов морских млекопитающих, с учетом международных договоров Российской Федерации.
- 7. В случае, если указанные в пункте 2 настоящей статьи международные договоры Российской Федерации не соблюдаются российскими и иностранными заявителями и если запасы анадромных видов рыб во всем ареале их обитания подвергаются серьезной опасности, Российская Федерация по соглашению с другими заинтересованными государствами имеет право объявить мораторий на добычу анадромных видов рыб во всем ареале их обитания. Соответствующая информация о введении моратория направляется заинтересованным государствам и компетентным международным организациям.
-
Глава III. Разведка и разработка неживых ресурсов, морские ресурсные исследования неживых ресурсов
-
Особенности разведки и разработки неживых ресурсов, морских ресурсных исследований неживых ресурсов
- 1. Разведка и разработка неживых ресурсов, морские ресурсные исследования неживых ресурсов осуществляются на основании соответствующих лицензий, разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
- 2. Условия и порядок выдачи указанной лицензии, ее содержание, срок, на который предоставляется лицензия, права и обязанности пользователей лицензии, требования к безопасному ведению работ, основания для прекращения действия лицензии, антимонопольные требования и условия раздела продукции регламентируются Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О недрах", Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и международными договорами Российской Федерации.
- 3. Условия, предоставляемые иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам, иностранным государствам и компетентным международным организациям, не могут быть более благоприятными, чем условия, предоставляемые гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам.
-
Производство энергии путем использования приливов, течений и ветра
- 1. Производство энергии путем использования приливов, течений и ветра осуществляется гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами, иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, иностранными государствами и компетентными международными организациями на основании лицензии на производство энергии путем использования приливов, течений и ветра, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, определяемыми соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, и только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
- 2. Условия и порядок выдачи указанной лицензии и методы производства такой энергии определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, определяемыми соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне и деятельности в ней, и международными договорами Российской Федерации.
-
Глава IV. Морские ресурсные исследования водных биоресурсов и морские научные исследования
-
Планы проведения морских ресурсных исследований водных биоресурсов
- 1. Ежегодные планы проведения морских ресурсных исследований водных биоресурсов (далее - исследования водных биоресурсов) утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, определенными соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью.
- 2. Исключен
- 2. В ежегодных планах проведения исследований водных биоресурсов указывается участие в исследованиях иностранных граждан и иностранных юридических лиц, а также компетентных международных организаций, в том числе в соответствии с международными договорами Российской Федерации или в рамках международных исследовательских программ.
-
Принципы проведения исследований водных биоресурсов, представление и содержание запроса на проведение исследований водных биоресурсов
- 1. Исследования водных биоресурсов должны носить исключительно мирный характер, в том числе не должны создавать угрозу обороне страны и безопасности государства.
- Исследования водных биоресурсов могут проводиться:
- федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами (далее в настоящей главе - российские заявители);
- иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, иностранными государствами и компетентными международными организациями (далее в настоящей главе - иностранные заявители).
- 2. Порядок представления и рассмотрения запросов на проведение исследований водных биоресурсов (далее в настоящей главе - запрос), оценки запросов и принятия по ним решений устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
- 3. Российские заявители не менее чем за шесть месяцев до начала года проведения исследований водных биоресурсов представляют соответствующий запрос в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, для включения программы планируемых исследований в проект ежегодного плана.
- 4. Иностранные заявители не менее чем за шесть месяцев до предполагаемой даты начала проведения исследований водных биоресурсов направляют по дипломатическим каналам соответствующий запрос в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
- 5. Запрос (для иностранных заявителей - на русском языке и языке заявителя) должен содержать:
- программу планируемых исследований водных биоресурсов;
- информацию о характере и целях исследований водных биоресурсов;
- информацию о методах и средствах, которые будут использованы при проведении исследований водных биоресурсов, включая информацию о названиях, тоннаже, типах, классах судов, подводных обитаемых и необитаемых аппаратов, летательных аппаратов, о технических характеристиках технических средств исследований, о радиотехническом оборудовании и об орудиях добычи (вылова) водных биоресурсов, а также описание научного оборудования;
- наименования видов водных биоресурсов, которые являются объектами ресурсных исследований;
- географические координаты районов, в которых планируется проведение исследований водных биоресурсов, маршруты следования к указанным районам и от них;
- предполагаемые дату первого прибытия в район, в котором планируется проведение исследований водных биоресурсов, и дату окончательного ухода из указанного района, а в соответствующих случаях даты размещения и удаления научного оборудования;
- наименование организации, под руководством которой проводятся исследования водных биоресурсов;
- информацию о лице, ответственном за проведение исследований водных биоресурсов (начальнике экспедиции);
- информацию о возможном воздействии планируемых исследований на окружающую среду, в том числе морскую среду и природные ресурсы исключительной экономической зоны;
- обязательство соблюдать условия, указанные в разрешении на проведение исследований водных биоресурсов, и обеспечивать соответствие используемых в ходе таких исследований технических средств (включая их технические характеристики) техническим средствам (включая их технические характеристики), указанным в запросе.
- 6. Российские заявители представляют информацию обо всех формах и о степени участия иностранных граждан и иностранных юридических лиц в исследованиях водных биоресурсов.
- 7. Иностранные заявители представляют информацию обо всех формах и о степени участия граждан Российской Федерации и российских юридических лиц в исследованиях водных биоресурсов, проводимых иностранными заявителями.
- 8. От заявителей может быть потребована дополнительная информация об исследованиях водных биоресурсов, на проведение которых запрашивается разрешение. В этом случае срок рассмотрения запроса исчисляется с даты представления заявителем дополнительной информации.
-
Порядок рассмотрения запросов
- 1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации:
- абзац исключен
- не позднее чем через четыре месяца со дня получения запроса направляет заявителю разрешение на проведение исследований водных биоресурсов либо уведомление:
- об отказе в разрешении на проведение планируемых исследований;
- о несоответствии информации, представленной в запросе, характеру, целям и методам проведения исследований водных биоресурсов, а также требованиям пункта 5 статьи 19 настоящего Федерального закона;
- о необходимости предоставления дополнительной информации о планируемых исследованиях.
- 2. Разрешение на проведение исследований водных биоресурсов или уведомление об отказе в таком разрешении направляется иностранному заявителю через федеральный орган исполнительной власти в области иностранных дел.
- 3. Основанием для выдачи российскому заявителю разрешения на проведение исследований водных биоресурсов, как правило, является включение соответствующего исследования в ежегодный план проведения исследований водных биоресурсов.
- 4. Разрешение на проведение исследований водных биоресурсов выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, определенными соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.
- 5. Исключен
-
Основания для отказа в разрешении на проведение исследований водных биоресурсов
- 1. Российским и иностранным заявителям может быть отказано в разрешении на проведение исследований водных биоресурсов, если вызывает сомнение исключительно мирный характер этих исследований, а также если эти исследования:
- 1) несовместимы с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе морской среды и природных ресурсов;
- 2) включают привнесение вредных веществ в морскую среду;
- 3) включают создание, эксплуатацию или использование искусственных островов, установок и сооружений;
- 4) создают неоправданные помехи деятельности, проводимой Российской Федерацией в осуществление своих суверенных прав и юрисдикции в исключительной экономической зоне.
- 2. Российскому или иностранному заявителю может быть отказано в разрешении на проведение исследований водных биоресурсов, если его информация о характере или целях указанных исследований является неточной.
- 3. Российскому или иностранному заявителю может быть отказано в разрешении на проведение исследований водных биоресурсов, если он имеет не выполненные перед Российской Федерацией обязательства, вытекающие из ранее проведенных исследований водных биоресурсов.
-
Исключена
-
Обязанности российских и иностранных заявителей, проводящих исследования водных биоресурсов
- 1. Российские и иностранные заявители, получившие разрешение на проведение исследований водных биоресурсов, обязаны:
- исполнять международные договоры Российской Федерации и настоящий Федеральный закон;
- представлять в федеральный орган исполнительной власти, указанный в разрешении на проведение исследований водных биоресурсов, предварительные отчеты о проведении таких исследований, как только это становится практически возможным, а окончательные отчеты по завершении исследований;
- представлять, как только это становится практически возможным, копии данных метеорологических, гидрологических, гидрохимических, гидробиологических наблюдений, наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, а также других наблюдений, предусмотренных программой исследований водных биоресурсов, в государственные фонды данных Российской Федерации, места нахождения которых указываются в разрешении на проведение исследований водных биоресурсов;
- регулярно поддерживать связь с береговыми службами Российской Федерации;
- незамедлительно информировать федеральный орган исполнительной власти, указанный в разрешении на проведение исследований водных биоресурсов, о любом, в том числе предполагаемом, изменении в ходе выполнения программы исследований водных биоресурсов;
- при наличии на исследовательских судах, летательных аппаратах, установках и сооружениях необходимого оборудования передавать в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации в основные международные синоптические сроки через береговой радиоцентр (береговую радиостанцию) в ближайший гидрометеорологический центр Российской Федерации оперативные данные метеорологических, гидрологических и аэрологических наблюдений, если такие наблюдения предусмотрены разрешением на проведение исследований водных биоресурсов, а также сообщать об обнаруженных случаях загрязнения морской среды нефтью, токсичными веществами, мусором и сточными водами;
- не создавать неоправданных помех деятельности, проводимой Российской Федерацией в осуществление своих суверенных прав и юрисдикции в исключительной экономической зоне;
- удалять установки, сооружения и устройства по завершении исследований водных биоресурсов, если иное не предусмотрено разрешением на проведение исследований водных биоресурсов.
- 2. Кроме того, российский заявитель, если в проводимых им исследованиях водных биоресурсов принимают участие иностранные граждане или иностранные юридические лица, и иностранный заявитель обязаны обеспечивать участие в этих исследованиях специально уполномоченных представителей Российской Федерации от федерального органа исполнительной власти в области рыболовства, присутствие указанных представителей, а именно их размещение и полное обеспечение на борту исследовательских судов, летательных аппаратов, на установках и сооружениях наравне с собственным командным (руководящим) составом, а также обеспечивать указанным представителям Российской Федерации доступ ко всем данным и образцам, полученным в ходе исследований водных биоресурсов, и передавать им данные, с которых можно сделать копии, и образцы, которые могут быть разделены без ущерба для их научной ценности.
- 3. Полученные в результате исследований водных биоресурсов данные, с которых можно сделать копии, и образцы, которые могут быть разделены без ущерба для их научной ценности, после обработки и анализа, в том числе окончательные результаты и заключения после завершения указанных исследований, российские и иностранные заявители обязаны передать в государственные научные организации Российской Федерации, места нахождения которых указываются в разрешении на проведение исследований водных биоресурсов. Уведомление о такой передаче российские и иностранные заявители направляют в федеральный орган исполнительной власти, указанный в разрешении на проведение исследований водных биоресурсов.
-
Передача и опубликование результатов исследований водных биоресурсов
- Иностранные заявители, проводившие исследования водных биоресурсов, могут опубликовать результаты указанных исследований или передать их иным лицам только с согласия Правительства Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. Такое согласие иностранным заявителем запрашивается по дипломатическим каналам.
-
Изменение программы исследований водных биоресурсов
- 1. Программа исследований водных биоресурсов по предложению заявителя может изменяться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, определяемыми соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.
- 2. Исключен
- 2. Изменение считается согласованным, если соответствующий федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, подтвердив получение уведомления о предполагаемом изменении, не сообщит в течение 60 дней с даты получения уведомления о своих возражениях.
-
Приостановление или прекращение исследований водных биоресурсов
- 1. Исследования водных биоресурсов, проводимые в нарушение настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, могут быть прекращены по решению федеральных органов исполнительной власти, определенных соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а также специально уполномоченных представителей Российской Федерации, указанных в пункте 2 статьи 23 настоящего Федерального закона.
- 2. Исключен
- 2. Возобновление приостановленных исследований водных биоресурсов допускается только после устранения в установленные сроки допущенных нарушений и представления сведений о принятых мерах по устранению допущенных нарушений и мерах по предотвращению подобных нарушений в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, указанный в пункте 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, специально уполномоченному представителю Российской Федерации, вынесшему решение о приостановлении исследований водных биоресурсов или морских научных исследований.
- 3. Исследования водных биоресурсов подлежат немедленному прекращению в случаях, если они проводятся:
- без разрешения соответствующего федерального органа исполнительной власти;
- с изменившим проведение исследований водных биоресурсов отступлением от сведений, представляемых в запросе в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона;
- без соблюдения российскими или иностранными заявителями своих обязательств перед Российской Федерацией в связи с ранее проведенными исследованиями водных биоресурсов.
-
Морские научные исследования
- 1. Морские научные исследования на основании соответствующих разрешений могут проводиться российскими заявителями, иностранными государствами и компетентными международными организациями, а также иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, уполномоченными иностранными государствами или компетентными международными организациями.
- 2. Морские научные исследования должны носить исключительно мирный характер, в том числе не должны создавать угрозу обороне страны и безопасности государства.
- 3. Условия и порядок выдачи разрешений на проведение морских научных исследований, а также порядок проведения указанных исследований устанавливается Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" и международными договорами Российской Федерации.
- 4. Морские научные исследования, район проведения которых хотя бы частично находится во внутренних морских водах или в территориальном море Российской Федерации, проводятся в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31 июля 1998 г. 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
- 5. Размещение и использование в исключительной экономической зоне научно-исследовательских установок и оборудования любого типа, за исключением таких, которые непосредственно предназначены для проведения исследований водных биоресурсов или неживых ресурсов, а также обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для проведения морских научных исследований. При этом данные установки и оборудование должны нести опознавательные знаки с указанием государства регистрации или компетентной международной организации, которой они принадлежат, а также иметь надлежащие, согласованные в международном порядке средства предупреждения для обеспечения безопасности морской и воздушной навигации с учетом норм и стандартов, установленных компетентными международными организациями.
-
Глава V. Защита и сохранение морской среды
-
Государственная экологическая экспертиза в исключительной экономической зоне
- 1. Государственная экологическая экспертиза в исключительной экономической зоне (далее - государственная экологическая экспертиза):
- является обязательной мерой по охране окружающей среды, в том числе защите морской среды и сохранению природных ресурсов исключительной экономической зоны;
- организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- 2. Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность. Все виды хозяйственной и иной деятельности в исключительной экономической зоне могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
- 3. Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к разведке и разработке природных ресурсов исключительной экономической зоны, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению отходов и других материалов в исключительной экономической зоне.
-
Государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации
- 1. Государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации представляет собой систему мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований международных договоров Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
- 2. Государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного экологического надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
-
Государственный мониторинг исключительной экономической зоны
- 1. Государственный мониторинг исключительной экономической зоны (далее - государственный мониторинг), являющийся составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), представляет собой систему регулярных наблюдений, оценки и прогноза состояния морской среды и донных отложений, в том числе наблюдений за показателями химического и радиоактивного загрязнения, микробиологическими и гидробиологическими параметрами и их изменениями под влиянием природных и антропогенных факторов.
- 2. Государственный мониторинг осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
-
Сброс вредных веществ
- 1. Нормы, правила и меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, действующие в пределах территориального моря и внутренних вод Российской Федерации, настоящим Федеральным законом распространяются на исключительную экономическую зону с учетом международных норм и стандартов и международных договоров Российской Федерации.
- 2. Перечень вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен, пределы допустимых концентраций вредных веществ, сброс которых разрешен только в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, и условия сброса вредных веществ устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом международных договоров Российской Федерации и публикуются в "Извещениях мореплавателям".
-
Морские аварии
- Если столкновение судов, посадка судна на мель, морская авария при разведке и разработке природных ресурсов исключительной экономической зоны либо иная морская авария, произошедшие в исключительной экономической зоне, либо действия по ликвидации последствий таких аварий привели или могут привести к серьезным вредным последствиям, Правительство Российской Федерации в соответствии с нормами международного права вправе принять необходимые меры, соразмерные фактическому или грозящему ущербу, в целях защиты побережья Российской Федерации либо связанных с ним интересов (включая рыболовство) от загрязнения или угрозы загрязнения.
-
Защита и сохранение покрытых льдом районов
- В отношении районов, которые находятся в пределах исключительной экономической зоны и где особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды может причинить тяжкий вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его, Российская Федерация в целях предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды может принимать федеральные законы и иные нормативные правовые акты и обеспечивать их соблюдение. В федеральных законах и иных нормативных правовых актах принимаются во внимание судоходство, защита и сохранение морской среды и природных ресурсов исключительной экономической зоны на основе имеющихся наиболее достоверных научных данных. Границы таких районов публикуются в "Извещениях мореплавателям".
-
Защита и сохранение особых районов
- Для отдельных районов исключительной экономической зоны, где по признанным техническим причинам, относящимся к океанографическим и экологическим условиям указанных районов и специфике перевозок, необходимо принятие особых обязательных методов предотвращения загрязнения с судов нефтью, ядовитыми жидкими веществами и мусором, при соблюдении необходимых международных процедур и международных договоров Российской Федерации могут быть приняты федеральные законы и иные нормативные правовые акты для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды. Границы таких районов публикуются в "Извещениях мореплавателям".
-
Глава VI. Особенности экономических отношений при пользовании водными биоресурсами и неживыми ресурсами исключительной экономической зоны Российской Федерации
-
Платежи за пользование водными биоресурсами и неживыми ресурсами
- Граждане Российской Федерации, в том числе индивидуальные предприниматели, российские юридические лица, иностранные граждане и иностранные юридические лица, осуществляющие пользование водными биоресурсами и неживыми ресурсами, уплачивают налоги и сборы и другие обязательные платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
-
Глава VII. Обеспечение выполнения положений настоящего Федерального закона
-
Органы охраны
- 1. Охрану исключительной экономической зоны, ее природных ресурсов, охрану окружающей среды, в том числе морской среды, экономических и иных законных интересов Российской Федерации осуществляют федеральные органы исполнительной власти, определяемые соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.
- 2. Координация использования сил органов охраны осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности в пределах его компетенции.
- 3. Должностные лица органов охраны при выполнении своих служебных обязанностей руководствуются настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации, а также другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
- 4. Должностные лица органов охраны при выполнении своих служебных обязанностей в исключительной экономической зоне должны иметь соответствующие служебные удостоверения. Указания должностных лиц органов охраны, отданные ими в пределах своих полномочий, являются обязательными для граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, иностранных граждан и иностранных юридических лиц, а также для представителей иностранных государств и компетентных международных организаций, осуществляющих деятельность в исключительной экономической зоне.
- 5. Военные корабли и летательные аппараты, другие государственные суда и летательные аппараты Российской Федерации осуществляют охрану исключительной экономической зоны под присвоенными им флагами, вымпелами и отличительными знаками.
-
Права должностных лиц органов охраны
- 1. Должностные лица органов охраны при выполнении своих служебных обязанностей имеют право:
- 1) останавливать и осматривать российские и иностранные суда, осматривать искусственные острова, установки и сооружения, осуществляющие:
- рыболовство в исключительной экономической зоне;
- перегрузку в исключительной экономической зоне уловов водных биоресурсов на другие суда;
- разведку и разработку неживых ресурсов;
- морские ресурсные исследования и морские научные исследования;
- иную деятельность в исключительной экономической зоне;
- 2) проверять на судах, искусственных островах, установках и сооружениях документы на право осуществления деятельности, указанной в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, а также орудия добычи (вылова) водных биоресурсов, оборудование, инструменты, установки и другие предметы, используемые при осуществлении такой деятельности;
- 3) в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации:
- приостанавливать деятельность, указанную в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, нарушающую настоящий Федеральный закон и международные договоры Российской Федерации;
- задерживать нарушителей настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации и изымать у них орудия добычи (вылова) водных биоресурсов, оборудование, инструменты, установки и другие предметы, а также документы и все незаконно добытое в качестве временной меры до вынесения окончательного решения суда в целях пресечения нарушения и обеспечения доказательств факта такого нарушения, а также в целях обеспечения исполнения решения суда;
- задерживать суда, нарушающие настоящий Федеральный закон и международные договоры Российской Федерации при осуществлении деятельности, указанной в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, и доставлять их в ближайший порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов);
- преследовать по горячим следам и задерживать суда, нарушающие настоящий Федеральный закон и международные договоры Российской Федерации при осуществлении деятельности, указанной в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, и доставлять их в ближайший порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов);
- в соответствии с законодательством Российской Федерации налагать на нарушителей штрафы или предъявлять к нарушителям иски в судах Российской Федерации с передачей им задержанных судов-нарушителей, изъятых орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, оборудования, инструментов, установок и других предметов, а также документов и всего незаконно добытого;
- 4) останавливать суда, если имеются достаточные основания считать, что эти суда произвели незаконный сброс вредных веществ в исключительной экономической зоне. У капитана остановленного судна может быть затребована информация, необходимая для того, чтобы установить, было ли совершено нарушение, а само судно может быть осмотрено с составлением протокола об осмотре с последующим задержанием, если для этого имеются достаточные основания;
- 5) составлять протоколы о нарушениях настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, приостановке или прекращении деятельности, указанной в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, о задержании нарушителей и судов-нарушителей, о временном, вплоть до вынесения окончательного решения суда, изъятии орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, оборудования, инструментов, установок и других предметов, а также документов и всего незаконно добытого. Порядок преследования по горячим следам, остановки, осмотра и задержания судов, осмотра искусственных островов, установок и сооружений, порядок составления протоколов и порядок нахождения задержанных судов-нарушителей в портах Российской Федерации определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;
- 6) применять оружие против нарушителей настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации для отражения их нападения и прекращения сопротивления в случае, если жизнь должностных лиц органов охраны подвергается непосредственной опасности. Применению оружия должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении его применения и предупредительный выстрел вверх.
- 2. Военные корабли и летательные аппараты федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности могут применять оружие против судов-нарушителей настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации в ответ на применение ими силы, а также в других исключительных случаях при преследовании по горячим следам, когда исчерпаны все другие обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для прекращения нарушения и задержания нарушителей. Применению оружия должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении его применения и предупредительные выстрелы. Порядок применения оружия определяется Правительством Российской Федерации.
- 3. Должностные лица органов охраны пользуются правами, предусмотренными настоящим Федеральным законом, также в отношении судов, находящихся в территориальном море или во внутренних водах Российской Федерации, если имеются достаточные основания считать, что эти суда нарушили в исключительной экономической зоне настоящий Федеральный закон или международные договоры Российской Федерации.
-
Содействие органам охраны
- 1. Федеральные органы исполнительной власти, определенные соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, попутно с решением своих основных задач оказывают содействие органам охраны в осуществлении ими своих функций путем наблюдения за деятельностью в пределах исключительной экономической зоны с использованием военных кораблей, судов, береговых постов и других средств, а также летательных аппаратов.
- 2. Капитаны судов и командиры военных кораблей, летательных аппаратов Российской Федерации и лица, ответственные за деятельность на искусственных островах, установках и сооружениях, а также на береговых постах и других средствах, информируют органы охраны об обнаружении военных кораблей, судов, об установках и о сооружениях, о которых не сообщено в "Извещениях мореплавателям". Такая информация передается безвозмездно через соответствующие диспетчерские службы.
- 3. Граждане Российской Федерации и российские юридические лица, осуществляющие деятельность в исключительной экономической зоне, безвозмездно сообщают органам охраны по их запросам о местонахождении и действиях своих судов, искусственных островов, установок и сооружений.
-
Экономическое стимулирование работников органов охраны
- 1. Экономическое стимулирование работников органов охраны осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- 2. Экономическое стимулирование работников органов охраны может включать в себя:
- установление налоговых льгот;
- установление должностных и иных надбавок за особые условия охраны исключительной экономической зоны и ее водных биоресурсов и неживых ресурсов;
- премирование за выявленные нарушения настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации;
- предоставление иных льгот, устанавливаемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
-
Особенности ответственности за нарушения настоящего Федерального закона
- 1. Арестованное иностранное судно и его экипаж освобождаются незамедлительно после предоставления Российской Федерации разумного залога или другого обеспечения.
- 2. В случае привлечения к ответственности иностранных граждан за нарушения положений главы II настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, относящихся к водным биоресурсам исключительной экономической зоны, к указанным лицам не применяется наказание в виде лишения свободы при отсутствии международного договора между Российской Федерацией и государством гражданства этих лиц об обратном или любая другая форма личного наказания.
-
Ответственность за нарушения настоящего Федерального закона
- 1. Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- 2. Привлечение к ответственности за нарушение настоящего Федерального закона не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения нанесенного ущерба в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
-
Разрешение споров
- 1. Споры между гражданами, юридическими лицами, гражданами и юридическими лицами по поводу реализации их прав и обязанностей в исключительной экономической зоне разрешаются в судебном порядке судами Российской Федерации.
- 2. Споры между Российской Федерацией и иностранными государствами по поводу реализации их прав и обязанностей в исключительной экономической зоне разрешаются мирными средствами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.
-
Контроль и надзор за исполнением настоящего Федерального закона
- 1. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона и деятельностью органов охраны и их должностных лиц осуществляется соответствующими должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, определенных соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.
- 2. Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется прокуратурой Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
-
Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
- Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
-
Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
- Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
- Президент
- Российской Федерации
- Б.ЕЛЬЦИН
- Москва, Кремль
- 17 декабря 1998 года
- N 191-ФЗ