» » » О районной Программе «Улучшение условий и охраны труда в Шарьинском муниципальном районе Костромской области на 2009-2011 годы» / Костромская область

- Распоряжения, приказы, законы администрации Костромской области -

О районной Программе «Улучшение условий и охраны труда в Шарьинском муниципальном районе Костромской области на 2009-2011 годы» / Костромская область


Костромская область
Постановление от 06 марта 2009 года № 112
О районной Программе «Улучшение условий и охраны труда в Шарьинском муниципальном районе Костромской области на 2009-2011 годы»
Принято
Главой Шарьинского муниципального района Костромской области
  1. В целях реализации государственной политики в области охраны труда и совершенствования системы охраны труда на территории Шарьинского муниципального района, исполнения требований Закона Костромской области от 17.11.2000 N 116-ЗКО "Об охране труда в Костромской области", а так же Закона Костромской области от 22.11.2005 N 333-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по решению вопросов в сфере трудовых отношений" постановляю:
  2. 1. Утвердить прилагаемую районную Программу "Улучшение условий и охраны труда в Шарьинском муниципальном районе Костромской области на 2009-2011 годы".
  3. 2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Шарьинского муниципального района Удалова А.В.
  4. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
  5. Глава Шарьинского
  6. муниципального района
  7. Костромской области
  8. Н.ГЛУШАКОВ
Приложение
к Постановлению от 06 марта 2009 года № 112
Программа
Программа улучшения условий и охраны труда в шарьинском муниципальном районе на 2009-2011 годы
  1. 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
  2. Костромская область относится к числу регионов РФ с повышенным уровнем производственного травматизма. Уровень производственного травматизма по Костромской области в 2007 г. составил 3,5 пострадавших на 1000 работающих.
  3. В Шарьинском районе уровень производственного травматизма за 2007 год составил 4,7 пострадавших на 1000 работающих.
  4. Общими причинами производственного травматизма в организациях различных видов экономической деятельности по-прежнему являются:
  5. - старение и износ технологического оборудования, машин, механизмов;
  6. - невыполнение работодателем необходимых организационных мероприятий по обеспечению безопасных условий труда для непосредственных исполнителей работ;
  7. - отсутствие эффективного контроля за безопасным производством работ со стороны руководителей работ;
  8. - производство работ без необходимой технологической документации;
  9. - снижение трудовой и технологической дисциплины.
  10. Настоящая Программа разработана с учетом тенденций развития охраны труда в Костромской области, а также с учетом экономического состояния организаций и представляет комплекс мер для решения проблемы улучшения условий и охраны труда в районе. В значительной своей части Программа носит преемственный характер и продолжает работы по многим направлениям, которые присутствовали в предыдущей Программе. В частности остается актуальным: проведение работ по созданию в организациях служб охраны труда, совместных комитетов по охране труда, выборы уполномоченных лиц по охране труда, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, организация и проведение обучения по охране труда руководителей, специалистов, членов совместных комитетов и уполномоченных лиц по охране труда, а также всех работающих, проведение совещаний по охране труда.
  11. 2. Основные цели и задачи, сроки реализации Программы
  12. Основными целями Программы являются:
  13. - реализация государственной политики в области охраны труда;
  14. - снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  15. - создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
  16. - повышение уровня правовой и социальной защищенности работников от профессионального риска.
  17. Основной задачей Программы является реализация требований на территории Шарьинского муниципального района федеральных и областных законов:
  18. - Трудового кодекса Российской Федерации;
  19. - Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
  20. - Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
  21. - Закона Костромской области от 17.11.2000 N 116-ЗКО "Об охране труда в Костромской области", Закона Костромской области от 22.11.2005 N 333-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по решению вопросов в сфере трудовых отношений".
  22. Срок реализации Программы: 2009-2011 годы.
  23. 3. Система программных мероприятий
  24. Система программных мероприятий объединяет работы по следующим направлениям:
  25. - нормативно-правовое обеспечение охраны труда;
  26. - организационное и техническое обеспечение охраны труда;
  27. - совершенствование социального партнерства в области охраны труда субъектов социально-трудовых отношений;
  28. - информационное обеспечение охраны труда.
  29. 3.1. Нормативно-правовое обеспечение охраны труда.
  30. Закон Костромской области "Об охране труда в Костромской области". Настоящая Программа во многом направлена на реализацию требований Трудового кодекса РФ и вышеупомянутого областного Закона. Вместе с тем, Программа направлена на принятие и совершенствование нормативных правовых актов, разрабатываемых и принимаемых в организациях. К ним в первую очередь относятся инструкции, списки, инструктажи по охране труда и т.п. Кроме того, в соответствии с Законом Костромской области "Об охране труда в Костромской области" в каждой организации в обязательном порядке должно быть разработано и принято соглашение по охране труда. Однако не во всех организациях такие соглашения имеются, и Программа направлена на активизацию работы по принятию соглашений по охране труда.
  31. 3.2. Организационно-техническое обеспечение охраны труда.
  32. Перечень мероприятий, включенных в Программу, определен с учетом возможностей их финансирования. Исходя из трудностей с финансированием, в районную Программу включены в основном мероприятия, не требующие больших финансовых затрат и носящие в большей степени организационный характер. Однако мероприятия организационного порядка, в части управления охраной труда, требуют достаточного кадрового обеспечения. Многие мероприятия направлены на укрепление системы обучения по охране труда руководителей и специалистов предприятий. Для более активного привлечения работающих организации к решению проблем охраны труда в Программу включены мероприятия по созданию института уполномоченных лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, по созданию комитетов (комиссий) по охране труда, с организацией их обучения по вопросам охраны труда. В целях координации деятельности по охране труда при администрации района создан координационный совет по охране труда и организована его работа. При изменении ситуации с возможностями финансирования в процессе реализации Программы в сторону улучшения в нее будут включаться дополнительные мероприятия.
  33. 3.3. Совершенствование социального партнерства в области охраны труда.
  34. Реализация предыдущей Программы улучшения условий и охраны труда показала важность развития социального партнерства в области охраны труда. В рамках реализации данной Программы будет продолжена реализация районного трехстороннего соглашения между администрацией района, профсоюзами и работодателями, коллективных договоров, соглашений по охране труда. В период действия настоящей Программы намечается продолжить работу по совершенствованию социального партнерства в области охраны труда, в том числе и через заключение в каждой организации более содержательного соглашения по охране труда с включением в него вопросов обеспечения работников полагающимися средствами индивидуальной защиты, моющими средствами, молоком, компенсациями за работу в неблагоприятных условиях труда. Разработка, финансирование и реализация соглашения по охране труда в соответствии с Законом Костромской области "Об охране труда в Костромской области" входит в обязанности работодателя.
  35. 4. Ожидаемые результаты от реализации Программы
  36. При разработке Программы основное внимание уделено минимизации затрат на ее реализацию при одновременной ориентации на достижение социального эффекта при осуществлении запланированных мероприятий.
  37. Социальный эффект от выполнения Программы появится в сокращении производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости, в повышении безопасности труда и социальной защищенности работников. А также уменьшение удельного веса работников, занятых в неблагоприятных условиях труда. Реализация Программы создает благоприятные предпосылки для роста рождаемости и снижения уровня смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте.
  38. Перечень мероприятий районной целевой Программы улучшения
  39. условий и охраны труда на 2009-2011 годы
  40. Мероприятия Актуальность мероприятий Соц.-эконом. и технико-эконом. обоснование Ожидаемые конечные результаты Источники финансирования Сроки проведения Исполнители
    1 2 3 4 5 6 7
    1. Нормативно-правовое обеспечение в области охраны труда
    1.1. Разработка в каждой организации соглашения по охране труда в соответствии с Пост. Минтруда России от 27.02.1995 N 11 Отсутствие на предприятиях локальных нормативноправовых актов, регулирующих взаимоотношения работодателя и работников в сфере охраны труда Закрепление прав работников на охрану труда и обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий труда, разработка и реализация мероприятий в сфере охраны труда Повышение защищенности работников в вопросах охраны труда Средства организации Ежегодно Руководители организаций
    1.2. Оформление с каждым вновь принимаемым на работу работником трудового договора в письменной форме, содержащего права и обязанности работника и работодателя по вопросам охраны труда, характеристики условий труда, компенсации и льготы работнику за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях (ст. 57 ТК РФ) Проверки показывают, что в организациях, особенно на малых предприятиях и у предпринимателей, не всегда заключаются трудовые договоры установленной формы и содержания Предоставление работникам достоверной информации об условиях труда на рабочих местах и видах компенсаций при потерях здоровья Повышение защищенности работников в вопросах охраны труда Средства организации 2009-2011 гг. Руководители организаций
    1.3. Разработка в организациях инструкций по охране труда на все виды производимых работ, пересмотр имеющихся инструкций в сроки, установленные нормативными правовыми документами (Пост. Минтруда России от 17.12.2002 N 80) Отсутствие в организациях полного комплекта инструкций по охране труда, регламентирующих безопасный порядок выполнения работы Инструкция по охране труда локальный нормативный правовой акт организации Согласно инструкции по охране труда проводится обучение и инструктирование работников Снижение производственного травматизма и проф. заболеваний Средства организации 2009-2011 гг. Руководители организаций
    2. Организационное и техническое обеспечение охраны труда
    2.1. Реализация на территории района требований Трудового кодекса РФ, Закона Костромской области "Об охране труда в Костромской области" от 17.11.2000 N 116-ЗКО, в том числе: (в скобках приведены ссылки на статьи областного закона и ТК РФ)
    2.1.1. Создание и оснащение в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 50 работающих, службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда в соответствии с Пост. Минтруда России от 08.02.2000 N 14 (ст. 217 ТК РФ) Отсутствие в организациях инженеров по охране труда Улучшение управляемости по вопросам охраны труда в организациях Снижение производственного травматизма и профзаболеваемости Средства организации 2009-2011 гг. Руководители организаций
    2.1.2. Создание в каждой организации комитетов (комиссий) по охране труда в соответствии со ст. 218 ТК РФ Обеспечение общественного контроля за охраной труда в организациях Привлечение работающих к обеспечению охраны труда в организациях Повышение защищенности работников по вопросам охраны труда Не требуется 2009-2011 гг. Руководители организаций, профсоюзные организации предприятий
    2.1.3. Проведение в каждой организации выборов уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива в соответствии с Пост. Минтруда России от 08.04.1994 N 30 Обеспечение общественного контроля за охраной труда в каждом структурном подразделении организации Привлечение работающих к обеспечению охраны труда в структурных подразделениях Повышение защищенности работников по вопросам охраны труда Не требуется 2009-2011 гг. Руководители организаций, профсоюзные организации предприятий
    2.1.4. Проведение в каждой организации аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с Пост. Минтруда России от 14.03.1997 N 12 (ст. 212 ТК РФ) Отсутствие в организациях достоверной информации о вредных факторах, присутствующих на рабочих местах Предоставление работникам достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, правильное назначение компенсаций за работу во вредных и тяжелых условиях труда Улучшение условий труда на рабочих местах, уменьшение числа работающих во вредных условиях труда Средства организации 2009-2011 гг. Руководители организаций
    2.1.5. Проведение экспертизы условий труда при проектировании строительства, реконструкции, техническом переоснащении производственных объектов, производстве и внедрении новой техники и новых технологий (ст. 216 ТК РФ, ст. 12 N 52-ФЗ) Проекты строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов не всегда обеспечивают безопасные условия труда работающих Повышение защищенности работников по вопросам охраны труда Улучшение условий труда работающих Средства организации 2009-2011 гг. Организации
    2.1.6. Выделение каждой организацией (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) на мероприятия по охране финансовых средств в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, в размере не менее 0,7% суммы эксплуатационных расходов (ст. 226 ТК РФ) В ряде организаций средства на мероприятия по охране труда выделяются по остаточному принципу Появляется возможность планирования мероприятий по охране труда Улучшение в организациях условий и охраны труда работающих Средства организации Ежегодно Организации
    2.1.7. Обеспечение работников организации необходимым комплектом нормативных правовых актов по охране труда, выполнение требований которых входит в их должностные обязанности (ст. 212 ТК РФ) Отсутствие в организациях полного комплекта нормативных правовых актов по охране труда, регламентирующих безопасный порядок выполнения работы Повышение уровня знаний по охране труда работников организаций Снижение производственного травматизма и профзаболеваемости Средства организаций 2009-2011 гг. Организации
    2.1.8. Учет рабочего времени во вредных и опасных условиях труда (ст. 121 ТК РФ) Наличие в организациях нарушений порядка учета времени Повышение защищенности работников по вопросам охраны труда Улучшение условий труда работников Средства организаций 2009-2011 гг. Организации
    2.1.9. Обеспечение работников организации, выполняющих работы с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, необходимым комплектом средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми отраслевыми нормами (ст. 221 ТК РФ) Отсутствие в организациях необходимого комплекта сертифицированных средств индивидуальной защиты Повышение защищенности работников по вопросам охраны труда Снижение производственного травматизма и профзаболеваемости Средства организаций 2009-2011 гг. Организации
    2.1.10. Обеспечение работников организации, выполняющих работы с вредными условиями труда, молоком или другими равноценными пищевыми продуктами в соответствии с Пост. Минтруда РФ от 31.03.2003 N 13 (ст. 221 ТК РФ) Наличие в организациях нарушений порядка выдачи молока Повышение защищенности работников по вопросам охраны труда Снижение профзаболеваемости работников Средства организаций 2009-2011 гг. Организации
    2.1.11. Обеспечение работников организации, выполняющих работы, связанные с загрязнением, смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с Пост. Минтруда РФ от 04.07.2003 N 45 (ст. 221 ТК РФ) Наличие в организациях нарушений порядка выдачи моющих средств Повышение защищенности работников по вопросам охраны труда Улучшение санитарнобытовых условий, снижение профзаболеваемости Средства организаций 2009-2011 гг. Организации
    2.1.12. Обеспечение проведения работникам организации, занятым на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, предварительного и периодического медицинских осмотров (ст. 213 ТК РФ) Наличие в организациях нарушений порядка проведения медицинских осмотров Повышение защищенности работников по вопросам охраны труда Снижение профзаболеваемости работников Средства организаций 2009-2011 гг. Организации
    2.1.13. Организация при администрации Шарьинского муниципального района обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда руководителей, специалистов предприятий, организаций, учреждений, предпринимателей в соответствии с ГОСТ 12.0.004.-90 и Пост. Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 (ст. 225 ТК РФ) Несоблюдение сроков проведения обучения и проверки знаний по охране труда руководителей, специалистов, предпринимателей Предоставление возможности руководителям, специалистам, предпринимателям для прохождения обучения и проверки знаний по охране труда при администрации района Снижение производственного травматизма Средства организаций В соответствии с графиками Организации, администрация Шарьинского муниципального района, Костромской областной центр охраны труда
    2.1.14. Организация обучения работников рабочих профессий по вопросам охраны труда, оказанию первой помощи пострадавшим в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок обучения по видам выполняемых работ (ст. 225 ТК РФ) Наличие в организациях нарушений работниками законодательства об охране труда и несчастных случаев, связанных с недостаточными знаниями Повышение уровня знаний по охране труда работников рабочих профессий Снижение производственного травматизма Средства организаций В соответствии с действующими нормативными правовыми актами Организации
    2.1.15. Создание в Шарьинском муниципальном районе координационного совета по охране труда и организация его работы в соответствии с Законом Костромской области от 17.11.2000 N 116-ЗКО "Об охране труда в Костромской области", Законом Костромской области от 22.11.2005 N 333-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по решению вопросов в сфере трудовых отношений", постановлением администрации Костромской области от 10.09.2007 N 211-а "Об утверждении примерного положения о межведомственной комиссии (координационном совете) по охране труда в городском округе, муниципальном районе Костромской области", п. 3. ч. 1 ст. 34 Устава Шарьинского муниципального района Координация деятельности в области охраны труда органов местного самоуправления, всех надзорных органов, профсоюзов, расположенных на территории района Улучшения управляемости по вопросам охраны труда на территории района Увеличение оперативности в решении вопросов охраны труда в районе Не требуется 2009-2011 гг. Администрация Шарьинского муниципального района, надзорные органы, профсоюзы
    2.2. Проведение районного смотраконкурса по охране труда (пост. главы адм. района от 13.02.2009 N 50) Продолжение ежегодного смотра-конкурса по охране труда Активизация работы по охране труда среди предприятий района Пропаганда передового опыта организации работы по охране труда Бюджет Шарьинского муниципального района Ежегодно Администрация Шарьинского муниципального района, руководители организаций
    2.3. Организация обучения и проверки знаний по охране труда отдельных категорий застрахованных (уполномоченных по охране труда, членов совместных комитетов по охране труда, руководителей организаций бюджетной сферы) в соответствии с ФЗ от 24.07.1998 N 125-ФЗ Ввиду постоянно меняющегося состава отдельных категорий застрахованных необходимо постоянно вести обучение этого контингента Повышение уровня знаний по охране труда представителей общественного контроля Повышение защищенности работников по вопросам охраны труда Средства Фонда социального страхования РФ 2009-2011 гг. Администрация Шарьинского муниципального района, региональное отделение Фонда социального страхования, организации
    2.4. Реализация на территории Шарьинского муниципального района Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части лечения застрахованных непосредственно после тяжелых несчастных случаев на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности Несвоевременное принятие мер страхователями по восстановлению профессиональной трудоспособности пострадавших Восстановление профессиональной трудоспособности пострадавших в более ранние сроки Повышение защищенности работников по вопросам охраны труда Средства Фонда социального страхования РФ Ежегодно Региональное отделение Фонда социального страхования Костромской области
    2.5. Выполнение ежегодных Постановлений Правительства РФ "О частичном финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний" Отсутствие у страхователей средств на улучшение условий труда Совершенствование охраны труда работающих Улучшение условий и охраны труда работающих Средства Фонда социального страхования РФ Ежегодно Региональное отделение Фонда социального страхования Костромской области
    2.6. Выполнение Постановления Правительства РФ от 06.09.2001 N 652 "Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний" Недостаточные объемы финансовых средств, выделяемых организациями на мероприятия по улучшению условий и охраны труда Создание экономических рычагов для улучшения условий и охраны труда в организациях Улучшение условий и охраны труда работающих Средства Фонда социального страхования РФ Ежегодно Региональное отделение Фонда социального страхования Костромской области
    2.7. Организация проведения на предприятиях района ведомственного контроля за охраной труда со стороны отраслевых департаментов, комитетов, управлений Отсутствие отработанной системы ведомственного контроля Совершенствование охраны труда работающих Совершенствование системы управления охраной труда Не требуется В соответствии с разработанными графиками Отраслевые департаменты, комитеты, управления
    2.8. Организация и проведение совместных комплексных проверок соблюдения законодательства о труде и охране труда на предприятиях района Отсутствие системного подхода к проведению проверок организаций Повышение защищенности работников Совершенствование системы контроля за охраной труда Бюджет муниципального района, средства надзорных органов, профсоюзов, Фонда социального страхования По мере необходимости Госинспекция труда в Костромской области, другие надзорные органы, комитет по труду, администрация Шарьинского муниципального района, Региональное отделение Фонда социального страхования, профсоюзы
    3. Совершенствование социального партнерства в области охраны труда субъектов социально-трудовых отношений
    3.1. Заключение трехсторонних соглашений, включающих разделы охраны труда, между администрацией Шарьинского муниципального района, профсоюзами и работодателями Организация сотрудничества по охране труда на уровне района Снижение напряженности в социально-трудовых отношениях Снижение производственного травматизма и профзаболеваемости Не требуется 1 раз в год Администрация Шарьинского муниципального района, профсоюзы, объединения работодателей
    3.2. Заключение коллективных договоров в организациях района с разделами охраны труда и проведением их уведомительной регистрации в администрации Шарьинского муниципального района Недостаточное использование различных форм сотрудничества в работе по охране труда между работодателями и работниками предприятий Подключение профсоюзов, трудовых коллективов к работе по охране труда Снижение производственного травматизма и профзаболеваемости По мере необходимости Ежегодно Работодатели, профсоюзные организации или иные, уполномоченные работниками, представительные органы
    4. Информационное обеспечение охраны труда
    4.1. Проведение при администрации Шарьинского муниципального района совещаний по охране труда Отсутствие у руководителей организаций регулярной информации о состоянии охраны труда в районе Предоставление руководителям организаций регулярной информации по вопросам охраны труда, принятие оперативных решений по вопросам охраны труда Совершенствование управления охраной труда в районе Средства организации 2009-2011 гг. Администрация Шарьинского муниципального района, руководители организаций
    4.2. Проведение при администрации Шарьинского муниципального района Дней специалиста по охране труда с предоставлением информации по специально разработанной тематике Недостаток информации по охране труда у руководителей, специалистов организаций Регулярное предоставление информации по охране труда Снижение производственного травматизма и профзаболеваемости Средства организации Ежеквартально Администрация Шарьинского муниципального района
    4.3. Создание в организациях кабинетов, уголков по охране труда, оснащение структурных подразделений стендами, плакатами, знаками по охране труда Отсутствие в организациях наглядной агитации и оперативной информации о состоянии условий охраны труда Регулярное предоставление информации по охране труда Регулярное предоставление информации по охране труда Средства организации 2009-2011 гг. Организации, администрация Шарьинского муниципального района, Костромской областной центр охраны труда
    4.4. Подготовка и публикация в средствах массовой информации материалов о состоянии охраны и условий труда в организациях Шарьинского муниципального района Отсутствие оперативной информации о состоянии условий и охраны труда в организациях муниципального образования Информирование о состоянии охраны труда в муниципальном образовании Предоставление достоверной информации Не требуется По мере необходимости Администрация Шарьинского муниципального района
    4.5. Обеспечение своевременного информирования заинтересованных органов о случаях производственного травматизма в соответствии с требованиями законодательства Невыполнение работодателями требования об информировании заинтересованных органов о произошедшем в организации несчастном случае Повышение уровня защищенности работников Исключение сокрытия несчастных случаев Бюджет организации 2009-2011 гг. Руководители организаций
    4.6. Предоставление информации о производственном травматизме, о выполнении принятой муниципальной Программы улучшения условий и охраны труда в комитет по труду администрации области Отсутствие оперативной информации о состоянии условий и охраны труда и мерах, принимаемых органами местного самоуправления по их улучшению Регулярное предоставление информации по охране труда Принятие оперативных решений по вопросам охраны труда Бюджет муниципального района Один раз в полугодие Администрация Шарьинского муниципального района

Предыдущая новость - О состоянии дел в агропромышленном комплексе области и о развитии АПК в 2000 году / Костромская область

Следующая новость - О проекте закона области «Об областном бюджете на 2000 год» и о временном управлении областным бюджетом в 2000 году / Костромская область