» » » Участие исполнительных органов Фонда социального страхования РФ в собраниях кредиторов при проведении процедуры банкротства / Костромская область

- Распоряжения, приказы, законы администрации Костромской области -

Участие исполнительных органов Фонда социального страхования РФ в собраниях кредиторов при проведении процедуры банкротства / Костромская область


Костромская область
Информация от 22 мая 2001 года № 01-07/05/1607
Участие исполнительных органов Фонда социального страхования РФ в собраниях кредиторов при проведении процедуры банкротства
Принята
Костромским Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (Костромская обл.)
  1. Процедура принудительного банкротства юридических лиц представляет собой сложный, многоплановый и внутренне противоречивый процесс. Чтобы реализовать свои права и интересы в максимально возможном объеме, его участникам недостаточно знать и уметь применять на практике положения законодательства о несостоятельности, необходимо также обладать определенными познаниями и навыками по анализу и оценке противоречивых экономических, имущественных и иных интересов, сталкивающихся в рамках этого института. Правильная оценка интересов субъектов процесса банкротства и других заинтересованных лиц позволяет прогнозировать их поведение, возможный расклад сил и, в частности, предвидеть, какие решения могут быть приняты на собраниях кредиторов по таким принципиально важным вопросам, как определение стратегии отношения к должнику - введение внешнего управления или сразу открытие конкурсного производства, заключение мирового соглашения, контроль за действиями арбитражного управляющего и их оценка, утверждение сроков и порядка продажи имущества должника и т.п. От соотношения количества голосов кредиторов, преследующих различные цели, зависит и состав собрания кредиторов, и в определенной степени - кто именно будет арбитражным управляющим.
  2. После принятия Арбитражным судом к своему производству заявления о признании должника банкротом кредиторам запрещено совершать действия, направленные на удовлетворение их требований, в самостоятельном порядке. От их имени все действия в отношении должника с этого момента совершаются собранием кредиторов.
  3. Собрание кредиторов - специальный орган, представляющий интересы кредиторов, который создается и действует в случае банкротства должника. Участниками собрания кредиторов являются:
  4. - кредиторы по денежным обязательствам;
  5. - в части требований по обязательным платежам (налоги, сборы, страховые взносы и иные взносы) - налоговые и иные уполномоченные органы, в том числе Фонд социального страхования РФ.
  6. Следует отметить, что на всех стадиях производства по делу о банкротстве участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, а налоговые и иные уполномоченные органы являются участниками с правом голоса только первого собрания кредиторов, проводимого в период наблюдения. Во всех остальных случаях указанные органы участвуют в собраниях кредиторов без права голоса.
  7. По общему правилу, организация и проведение первого собрания кредиторов осуществляется временным управляющим в период наблюдения.
  8. Для участия в первом собрании кредиторов в течение одного месяца с момента получения уведомления временного управляющего о принятых арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, исполнительный орган Фонда направляет в адрес управляющего требование - претензию. Указанное требование должно содержать сведения о задолженности по обязательным платежам по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, образовавшейся у должника, на момент принятия судом заявления о признании должника банкротом. Право требования сумм налоговых платежей по единому социальному налогу, в состав которого входят и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд) принадлежит, начиная с 1 января 2001 года налоговым органам, что предусмотрено ст. 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового Кодекса" от 05.08.2000 N 118-ФЗ.
  9. Пропуск срока (один месяц) для предъявления требования может служить препятствием для участия в первом собрании кредиторов. Первое собрание кредиторов - один из основополагающих моментов, определяющих судьбу предприятия - должника, в котором участие исполнительных органов Фонда является обязательным. В Законе "О несостоятельности (банкротстве)" в качестве основного принципа закреплены положения о кворуме на собрании кредиторов по факту явки и принятии решений на таком собрании большинством голосов присутствующих. Это означает, что инициаторы созыва собрания при незначительной явке кредиторов (например, если собрание проводится в рождественские каникулы либо в период летних отпусков) получают шанс, даже обладая относительно небольшой долей голосов в общей их массе, провести нужные им решения.
  10. Участвуя в собраниях кредиторов, исполнительные органы Фонда должны защищать интересы не только государства, но и интересы кредиторов первой очереди - граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью. Производится это путем капитализации повременных платежей в порядке, предусмотренном ст. 107 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" и Постановлением Правительства РФ от 17.11.2000 N 863 "Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования РФ капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
  11. Кроме вышеизложенного, следует также обратить внимание на расходы, связанные с проведением процедуры банкротства.
  12. Так, арбитражный управляющий, за исключением очень редких случаев или эффективного внешнего управления, когда удается действительно поставить должника на ноги, или удачного взыскания дебиторской задолженности в больших объемах, тратит на себя и свой аппарат значительную, если не основную часть средств, оставшихся у должника, что, естественно, уменьшает шансы большинства кредиторов на получение хотя бы какого-то возмещения.
  13. При этом надо иметь ввиду, что согласно ст. 106 Закона о банкротстве расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные платежи, а также обязательства, возникшие у должника в ходе различных этапов банкротства (наблюдения, внешнего управления и/или конкурсного производства), покрываются вне очереди.
  14. Действующее законодательство практически не предусматривает механизма прямого влияния кредиторов на объемы расходов арбитражного управляющего, по нашему мнению, есть необходимость утверждения собранием кредиторов сметы расходов арбитражного управляющего, что позволило бы значительно оздоровить обстановку при банкротстве и предупредить имеющие место сплошь и рядом злоупотребления арбитражных управляющих.
  15. Необходимо учитывать, что в соответствии с действующим законодательством (п. 2 ст. 64 ГК РФ, п. 2 ст. 114 Закона о банкротстве) требования каждой очереди подлежат удовлетворению только после полной выплаты долга кредиторам предыдущей очереди.
  16. Нередки случаи, когда кредиторы настаивают на проведении всякого рода дополнительных проверок наличия имущества банкрота, предъявлении в суды исков о взыскании безнадежной дебиторской задолженности и т.д., даже когда любому разумному человеку понятна бессмысленность подобных действий. При этом они в общем-то ничем не рискуют и ничего не теряют, в то же время у них есть надежда, пусть и призрачная, что конкурсная масса может быть увеличена.
  17. Для кредиторов, требования которых имеющимся у должника имуществом покрываются полностью или частично, цена средств, какие могут быть потрачены на всякого рода безрезультатные проверки и судебные тяжбы, значительно выше - это уже практически их активы. Поэтому в таких случаях разгораются очень острые конфликты. К сожалению, действующее законодательство о банкротстве не учитывает это несовпадение интересов и представляет всем кредиторам, по существу, равные права при решении указанных вопросов.
  18. Судебная практика показывает, что нередко кредиторы при явном недостатке конкурсной массы для удовлетворения их требований подчас легко идут на установление арбитражным управляющим непомерно высоких размеров вознаграждения, желая, таким образом, установить с ними хорошие отношения и с их помощью получить в обход закона и кредиторов предыдущих очередей хотя бы часть возмещения своих убытков, причиненных должником.
  19. В тех случаях, когда конкурсная масса покрывает лишь часть требований кредиторов конкретной очереди либо отсутствует, важно помнить, что, необоснованные, завышенные расходы на вознаграждение арбитражному управляющему, проведение различных дополнительных проверок, как правило, приводит к финансовым потерям для всех кредиторов, участвующих в процедуре банкротства.
  20. В связи с вышеизложенным, главным специалистам - уполномоченным отдела по работе со страхователями регионального отделения Фонда в случае их участия в процедурах банкротства обслуживаемых страхователей необходимо обращать внимание на следующее:
  21. - своевременно направлять требования о задолженности по платежам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве к должнику;
  22. - принимать самое активное участие в собраниях кредиторов, на которых отстаивать интересы регионального отделения Фонда социального страхования РФ;
  23. - осуществлять контроль за расходами арбитражного управляющего (нулевая очередь), внесением капитализированных платежей в возмещение вреда пострадавшим в Фонд и т.д.
  24. Управляющий Костромским
  25. Региональным отделением Фонда
  26. социального страхования РФ
  27. А.А.СОСНИН

Предыдущая новость - О внесении изменений в приложение N 2 к решению Думы города Костромы от 27 апреля 2006 года N 42 «О бюджете города Костромы на 2006 год» / Костромская область

Следующая новость - О мерах по обеспечению декларирования физическими лицами совокупного дохода за 2000 год и увеличению собираемости налогов в местный бюджет / Костромская область