О развитии информатизации Костромской области
- Принято
- Главой администрации Костромской обл.
- ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ
- от 30 мая 2000 г. N 214
- О РАЗВИТИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
- В целях повышения эффективности информационного обеспечения органов государственной власти, хозяйствующих субъектов и населения Костромской области на основе использования современных средств вычислительной техники, телекоммуникационных систем и информационных технологий и проведения скоординированной региональной политики информатизации постановляю:
- 1. Одобрить Концепцию информатизации Костромской области.
- 2. До 15 июня 2000 года возобновить работу координационного совета по информатизации, обновив его состав в соответствии с задачами по реализации принятой концепции.
- 3. Координационному совету по информатизации в срок до 15 июля 2000 года представить план первоочередных мероприятий по формированию правового обеспечения создания единого информационного пространства, по формированию единых информационных ресурсов, по информатизации органов государственной власти в Костромской области и местного самоуправления с предложениями по финансированию и организационному обеспечению.
- 4. Рекомендовать главам муниципальных образований, руководителям предприятий, учреждений и организаций руководствоваться "Концепцией информатизации Костромской области" при разработке планов и проведения практических мероприятий по информатизации в своих сферах деятельности.
- 5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации Цикунова Ю.Ф.
- Глава администрации
- Костромской области
- В.А.ШЕРШУНОВ
Концепция информатизации костромской области на основе создания единого информационного пространства
- 1. Актуальность проблемы
- В условиях современного динамического развития общества, усложнения экономической, технической и социальной инфраструктуры информация становится таким же стратегическим ресурсом, как и материальное и энергетическое производство.
- Передовые страны мира находятся на завершающей стадии индустриального этапа развития общества и перехода к следующему этапу, который называется информационным. В России этот процесс перехода получил название "информатизация".
- Информатизация - это организационный, социально - экономический и научно - технический процесс создания условий и практических возможностей обеспечения информатизационных потребностей и прав на получение информации населения, общественных объединений, организаций, местного самоуправления и органов государственной власти.
- Особую значимость на современном этапе приобретает региональная информатизация, т.е. создание единого информационного пространства на территории области как административного образования.
- Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и хранилищ данных, телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и имеющих общие технологии и правила их ведения и использования.
- 2. Состояние информатизации в регионе
- Общий процесс информатизации захватил и Костромскую область. Компьютер стал рядовым явлением в учреждениях, организациях и в определенной степени в быту. В организациях все больше переходят на локальные вычислительные сети, распространяется технология клиент - сервер, массовым стало использование "всемирной паутины" Internet в качестве универсального источника деловой и развлекательной информации. Среди подрастающего поколения наибольшей популярностью пользуется работа, связанная с использованием компьютеров.
- В соответствии с потребностями времени в области стал развиваться рынок компьютерной техники, информационных и телекоммуникационных услуг.
- В государственных организациях необходимость хранения и обработки информации в электронном виде стала насущной необходимостью. Это осознается практически всеми, а не насаждается сверху. Финансово - кредитные и производственные предприятия все больше применяют современные информационные технологии в организации своей деятельности. И этот процесс постепенно перерастает во взаимное информационное деловое общение, приобретая такие современные формы, как электронный маркетинг, электронный рынок услуг, что дает реальную экономическую отдачу.
- Областные органы государственной власти и местного самоуправления также все больше втягиваются в процесс информатизации. Начали формироваться областные информационные ресурсы, развиваться система предоставления информатизационных услуг, распространение компьютерных технологий в управлении, бизнесе и образовании.
- Однако необходимо констатировать, что имеется значительное отставание в развитии информатизации региона от потребностей времени.
- Это обусловлено рядом причин.
- Во-первых, информатизация и компьютеризация является достаточно дорогостоящим процессом. Особенно, если это касается приобретения современных технических и программных средств.
- Во-вторых, высокая стоимость телекоммуникационных услуг.
- В-третьих, эксплуатация систем сбора, хранения и обработки информации требует также существенных людских и финансовых ресурсов.
- В-четвертых, дефицит в квалифицированных специалистах и объективно неизбежная инерционность перехода от традиционных к современным технологиям управления.
- В-пятых, стихийность процесса информатизации, отсутствие единой политики в этой области, согласованности действий субъектов информационного пространства региона.
- Если первые три причины связаны напрямую с объективными трудностями, которые надо преодолевать шаг за шагом, то последние две могут быть решены за короткое время, и они не требуют больших затрат.
- В этом отношении необходимо принятие концепции как документа, определяющего основные принципы и пути информатизации региона и объединяющего действия органов власти, предприятий и организаций всех форм собственности в создании и развитии единого информационного пространства.
- Разработка настоящей концепции опиралась на решения органов государственной власти Российской Федерации, касающихся вопросов информатизации - "Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов", "Концепция правовой информатизации России", "О государственной тайне", Об информации, информатизации и защите информации", "Об участии в международном информационном обмене", а также ряд федеральных и отраслевых Программ.
- 3. Основные цели информатизации
- Основными направлениями и целями информатизации Костромской области являются:
- - реализация государственной политики в сфере формирования и объединения информационных ресурсов, обеспечения прав организаций и граждан на информацию;
- - создание условий для интеграции с единой информационно - телекоммуникационной системой Российской Федерации;
- - осуществление комплексной информатизации органов государственной власти и органов местного самоуправления как средства повышения эффективности их действия;
- - создание и поддержка в Костромской области необходимой информационной инфраструктуры и информационных ресурсов для ее устойчивого социально - экономического развития;
- - максимальное использование интеллектуального и кадрового потенциала Костромской области, развитие современного информационного обеспечения науки и образования.
- 4. Пути достижения поставленной цели
- 4.1. Организационные принципы создания единого информационного пространства
- Опыт реализации информационных систем в других регионах показывает, что создание единого информационного пространства без активного участия региональных органов государственной власти практически не осуществимо. В связи с этим администрация области должна осуществлять организующие и консолидирующие функции, являться ведущим звеном в формировании и реализации конкретных программ по информатизации, а также быть примером в применении передовых информационных технологий.
- В качестве рабочего органа по реализации концепции создания единого информационного пространства выступает "Координационный совет по созданию и развитию интегрированной информационной инфраструктуры Костромской области", образованный постановлением главы администрации области от 27 апреля 1998 г. N 267. Координационный совет формируется из представителей администрации области, областной Думы, муниципальных органов управления, федеральных служб, ответственных за информатизацию региона, организаций - держателей основных информационных ресурсов области, организаций, специализирующихся в области телекоммуникаций.
- Реализация концепции должна осуществляться путем принятия конкретных программ создания и развития единого информационного пространства.
- Программы должны быть открытыми, и в них могут быть включены конкретные проекты по информатизации. Программы и проекты, являющиеся составной частью федеральных и отраслевых программ, а также инвестиционно - коммерческие должны иметь свой бюджет, а при высокой значимости этих программ для региона должна осуществляться финансовая поддержка за счет областного бюджета.
- Научно - техническую экспертизу отдельных проектов, предложений и бизнес - планов, проведение конкурсного отбора проектов осуществляет Координационный совет через свои рабочие группы по соответствующим направлениям.
- По мере становления информационной системы региона целесообразно создание государственного унитарного предприятия по региональной информатизации. На него могут быть возложены функции центра координации деятельности различных по ведомственной принадлежности и формы собственности организаций, действующих на информационном пространстве области, и информационное обеспечение деятельности региональных органов государственной власти.
- На муниципальном уровне также по мере развития необходимо создание соответствующих информационных служб, которые должны осуществлять свою деятельность как субъекты единого информационного пространства.
- 4.2. Нормативно - правовое обеспечение
- Нормативно - правовое обеспечение работ по информатизации требует разработки и принятия нормативно - правовых актов, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации и регулирующих отношения субъектов, возникающие при формировании, передаче, защите и использовании информационных ресурсов.
- Важнейшим документом интеграционного характера должен стать закон о реализации полномочий, предоставленных Костромской области Законом Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации", который должен снять межведомственные барьеры при создании единого информационного пространства.
- Определяющим условием интеграции в единое информационное пространство является обеспечение должного уровня защиты прав и информационной безопасности для каждого субъекта, принявшего решение войти в это пространство.
- 4.3. Техническое обеспечение
- Техническое обеспечение единого информационного пространства включает в себя два самостоятельных направления - развитие телекоммуникационной среды и развитие вычислительной среды.
- 4.3.1. Основные принципы и задачи развития телекоммуникационной среды
- Телекоммуникационная среда представляет многоуровневую структуру, начиная от локальных вычислительных сетей в рамках одной организации до магистральных сетей внутри области и между регионами и центром.
- Стратегическое значение имеет развитие магистральных телекоммуникаций. Для создания единого информационного пространства, снижения тарифов на телекоммуникационные услуги необходимо обеспечить максимально благоприятные условия для привлечения в область инвесторов в сфере телекоммуникационных услуг. При этом необходимо отдавать предпочтение передовым технологиям мирового уровня (спутниковая связь, цифровая радиорелейная, оптоволоконная и т.п.).
- Актуальными являются также проблемы создания интеллектуальных сетей как основы построения современных информационно - справочных служб и расширение сервисных функций цифровых телефонных станций путем слияния компьютерных технологий со средствами массовой информации. Важным шагом в этом направлении будет обеспечение возможности абонентам первичной телефонной сети входить в компьютерные сети и пользоваться информационными ресурсами социального, правового, учебного, научного, медицинского, экологического, развлекательного характера.
- 4.3.2. Основные принципы и задачи развития вычислительной среды
- В вычислительной среде осуществляется хранение и обработка информационных ресурсов и обеспечение информационных потоков различного уровня.
- Технической основой такой среды являются опорные серверы как хранилища данных (основных информационных ресурсов). Они должны отвечать современным требованиям по емкости, быстродействию и надежности хранения информации. Такие серверы могут располагаться в информационных центрах и информационных узлах.
- Информационное обслуживание в пределах одной организационной структуры должно обеспечиваться по локальным и корпоративным сетям.
- Внешние информационные запросы необходимо производить через специальные коммуникационные серверы, имеющие защиту от несанкционированного доступа к информации, внедрения программных "вирусов" и "закладок".
- Требуется проведение работы по насыщению компьютерной техникой организаций и учреждений. В принципе, в управленческих структурах количество компьютеров должно равняться количеству работающих, за исключением обслуживающего персонала.
- 4.4. Создание единых информационных ресурсов
- Качество и эффективность функционирования информационной системы напрямую зависит от интеграции, структурирования и представления в электронном виде информации, распыленной в настоящее время по различным ведомствам, учреждениям и организациям. Создание единых информационных ресурсов должно основываться на следующих принципах:
- - формирование и защита государственных информационных ресурсов;
- - обеспечение полноты, точности, достоверности и своевременности представления информации;
- - интеграция информационных ресурсов различных сфер деятельности государства и общества, областных и местных органов власти;
- - совместимость, взаимодействие ведомственных и территориальных информационных систем (на всех уровнях управления) на базе современных информационных технологий, международных и федеральных стандартов.
- В рамках создания единых информационных ресурсов необходимо сформировать систему опорных хранилищ данных:
- - реестр населения (физических лиц);
- - реестр предприятий и организаций (юридических лиц);
- - реестр объектов недвижимости и регистрации прав на нее;
- - территориальный кадастр, включающий земельный, лесной, водный, градостроительный и другие ведомственные кадастры;
- - банк правовых документов.
- В систему единого информационного пространства необходимо поэтапно включать имеющиеся информационные ресурсы библиотек, музеев, ЦНТИ, вузов и других учреждений.
- Для обеспечения областных и местных органов власти объективной информацией о социально - экономическом развитии области требуется решить задачи формирования системы показателей, характеризующих функционирование экономики, состояние окружающей среды и здоровья населения, а также социально - политическую ситуацию. В результате формируется хранилище данных о социально - экономическом положении области и система поддержки принятия управленческих решений.
- Для организации единых информационных ресурсов области необходима разработка пакета нормативных документов, регламентирующих доступ к информации, функционирование региональной системы классификаторов. Должен быть определен порядок использования общероссийских, межотраслевых классификаторов, их увязка и перекодирование, а также порядок создания и ведения областных классификаторов, реестров и справочников.
- 4.5. Финансовое обеспечение
- Финансовое обеспечение строится на выполнении следующих мероприятий:
- - ежегодное выделение в бюджете области средств по статье "информатизация", предусматривать также такие расходы в бюджетах муниципальных образований;
- - объединение и рациональное использование средств областного и местных бюджетов, выделяемых на информатизацию региона;
- - привлечение средств на информатизацию других возможных источников: инвестиционные средства предприятий и предпринимательских структур в регионе и за его пределами, гранты, средства отраслевых программ Миннауки, Минобразования, Роскомзема и других бюджетных и внебюджетных организаций.
- 5. Направления реализации концепции
- Для практической реализации концепции должны быть решены следующие задачи:
- - создание региональной информационно - аналитической системы органов государственной власти и управления как ядра единого информационного пространства области;
- - развитие муниципальных информационных систем и включение их в единое информационное пространство;
- - развитие информационных систем общего пользования и интеграция их со средствами массовой информации.
- От практического воплощения данной концепции во многом зависит уровень развития Костромской области и улучшение качества жизни людей.