» » » Об утверждении Положения о комплексе индикаторов (показателей) оценки качества образования / Костромская область

- Распоряжения, приказы, законы администрации Костромской области -

Об утверждении Положения о комплексе индикаторов (показателей) оценки качества образования / Костромская область


Костромская область
Приказ от 22 июля 2010 года № 1452
Об утверждении Положения о комплексе индикаторов (показателей) оценки качества образования
Принят
Департаментом образования и науки Костромской обл.
  1. В соответствии с приказом Департамента образования и науки Костромской области от 09.03.2010 N 102 "О реализации плана мероприятий по развитию системы оценки качества образования Костромской области" приказываю:
  2. 1. Утвердить:
  3. 1.1. Положение о комплексе индикаторов (показателей) оценки качества образования (приложение 1);
  4. 1.2. номенклатуру индикаторов (показателей) оценки качества образования (приложение 2).
  5. Директор департамента
  6. образования и науки
  7. Костромской области
  8. Т.Е.БЫСТРЯКОВА
Приложение
к Приказу от 22 июля 2010 года № 1452
Положение
Положение о комплексе индикаторов (показателей) оценки качества образования
  1. Глава 1. Общие положения

  2. 1. Положение о комплексе индикаторов (показателей) оценки качества образования в Костромской области (далее - Положение) разработано в соответствии с Положением о системе оценки качества образования на территории Костромской области, утвержденном приказом департамента образования и науки Костромской области от 15 апреля 2010 года N 705 "Об утверждении Положения о системе оценки качества образования на территории Костромской области".
  3. 2. Положение определяет номенклатуру индикаторов (показателей) оценки качества образования (приложение 2 к настоящему приказу), а также процедуру и технологию мониторинга.
  4. 3. Процедура использования комплекса индикаторов (показателей) направлена на установление качественных и количественных характеристик объекта.
  5. 4. Положение распространяется на все образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также федеральных образовательных учреждений среднего профессионального образования
  6. 5. Общую координацию деятельности по осуществлению мониторинга согласно номенклатуре индикаторов (показателей) выполняет департамент образования и науки Костромской области (далее - Департамент).
  7. 6. В Положении применяются понятия:
  8. Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
  9. Оценка качества - процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий, их обеспечения эталону как общепризнанной зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования.
  10. Мониторинг качества образования - это система сбора, обработки данных по индикаторам (показателям), хранения и предоставления информации о качестве образования при проведении процедур оценки образовательной деятельности образовательных учреждений, в том числе в рамках лицензирования, государственной аккредитации, государственного контроля и надзора.
  11. Глава 2. Требования к комплексу индикаторов (показателей)

  12. 9. Комплекс индикаторов (показателей) обеспечивает координацию муниципальных мониторинговых систем оценки качества образования и образовательных учреждений Костромской области.
  13. 10. Комплекс индикаторов (показателей) характеризуют основные элементы качества образования (качество целей, качество условий, качество процесса, качество результата).
  14. 11. Комплекс индикаторов (показателей), используемых в системе оценки качества образования, отвечает следующим требованиям:
  15. согласованность с общероссийской системой оценки качества образования;
  16. целесообразность их использования для принятия управленческих решений, в процедурах аттестации, аккредитации, лицензирования;
  17. актуальность, соответствие приоритетным направлениям развития образования;
  18. возможность количественного измерения;
  19. однозначность интерпретации значений индикаторов (показателей).
  20. Глава 3. Структура комплекса индикаторов (показателей)

  21. 12. Комплекс индикаторов (показателей) имеет структуру матрицы и предполагает оценивание по объектам и по уровням.
  22. 13. Индикаторы (показатели) разрабатываются для следующих объектов оценивания:
  23. 1 (учебные и внеучебные достижения обучающихся,
  24. 2) образовательные программы, определяющие содержание образования различного уровня и направленности;
  25. 3) образовательные организации (организация образовательного процесса);
  26. 4) образовательные системы (обеспеченность ресурсами).
  27. 14. Комплекс индикаторов (показателей) представляет собой пятиуровневую иерархическую структуру и включает в себя:
  28. 1) индивидуальный уровень обучающегося;
  29. 2) уровень педагогического работника;
  30. 3) уровень образовательного учреждения;
  31. 4) муниципальный уровень;
  32. 5) региональный уровень.
  33. 15. Комплекс индикаторов (показателей) индивидуального уровня обучающихся включает оценку образовательных, творческих и социально-личностных достижений.
  34. 16. Комплекс показателей уровня педагогического работника включает оценку результатов образовательной деятельности учащихся, обучаемых данным педагогом, личных профессиональных достижений, а также оценку качества организации и обеспечения образовательного процесса, относящихся к его компетенции.
  35. 17. Комплекс индикаторов (показателей) уровня образовательного учреждения включает оценку результатов, достигнутых учащимися и педагогическими работниками образовательного учреждения, а также оценку качества организации и обеспечения образовательного процесса, создание которых находится в сфере компетенции образовательного учреждения.
  36. 18. Комплекс индикаторов (показателей) муниципального уровня включает оценку результатов, достигнутых учащимися, педагогическими работниками и образовательными учреждениями данного муниципального образования, а также оценку качества условий для организации и обеспечения образовательного процесса муниципальной образовательной системы.
  37. 19. Комплекс индикаторов (показателей) регионального уровня включает оценку результатов, достигнутых учащимися, педагогическими работниками, образовательными учреждениями, муниципальными системами образования, а также оценку качества организации и ресурсного обеспечения региональной системы образования.
  38. Глава 4. Процедуры и технология использования комплекса индикаторов (показателей)

  39. 20. Индикаторы (показатели) разрабатываются и используются для следующих оценочных процедур:
  40. 1) контрольно-надзорные процедуры:
  41. а) лицензирование образовательных учреждений;
  42. б) аккредитация образовательных учреждений;
  43. в) государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов общеобразовательных учреждений;
  44. г) аттестация педагогических кадров и руководящих работников;
  45. д) рассмотрение жалоб (рекламаций) и обращений участников образовательного процесса;
  46. 2) мониторинговые процедуры:
  47. а) оценка индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
  48. б) оценка образовательных программ;
  49. в) оценка образовательных систем, в том числе факторов, влияющих на учебный процесс;
  50. г) специальные исследования
  51. 21. Контрольно-надзорные оценочные процедуры осуществляются отделом надзора и контроля Департамента.
  52. 22. Мониторинговые процедуры осуществляются по заказу Департамента.
  53. Исполнителями мониторинговых исследований являются отделы Департамента, структуры государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Костромской областной институт развития образования", временные мониторинговые группы.
  54. Мониторинговые исследования осуществляются согласно приказу Департамента, который утверждает форму, направления, процедуру, порядок проведения и технологию мониторинга, назначает лиц, ответственных за проведение мониторинга.
  55. 23. Мониторинг осуществляется в двух формах: постоянный мониторинг (осуществляется непрерывно системой запросов и отчетных показателей) и периодический мониторинг (осуществляется периодически) в соответствии с программой мониторинговых исследований.
  56. 24. Проведение мониторинга предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах сбора, обработки, хранения и использования информации. Хранение и оперативное использование информации осуществляется посредством электронной связи и регулярно пополняемых электронных баз данных.
  57. 25. Реализация мониторинга предполагает последовательность следующих действий:
  58. 1) определение и обоснование объекта мониторинга;
  59. 2) сбор данных, используемых для мониторинга;
  60. 3) структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и оперативное использование информации;
  61. 4) обработка полученных данных в ходе мониторинга;
  62. 5) анализ и интерпретация полученных данных в ходе мониторинга;
  63. 6) подготовка документов по итогам анализа полученных данных;
  64. 7) распространение результатов мониторинга среди пользователей мониторинга;
  65. 8) предоставление результатов исследования в базу данных Государственного учреждения Костромской области "Информационно-аналитический центр".
  66. 26. Оператором по ведению электронной базы данных о комплексе индикаторов (показателей) оценки качества образования является Государственное учреждение Костромской области "Информационно-аналитический центр" (далее - оператор). Исполнители контрольно-надзорных и мониторинговых процедур предоставляют результаты проведенных замеров в электронном виде оператору в соответствии с регламентом контрольно-надзорных процедур и мониторинговых исследований.
  67. 27. Основными пользователями информации о результатах оценки качества образования являются:
  68. 1) обучающиеся и их родители (законные представители);
  69. 2) педагогические работники;
  70. 3) педагогические коллективы образовательных учреждений;
  71. 3) органы, осуществляющие управление образованием;
  72. 4) работодатели;
  73. 5) общественность.
  74. 28. Результаты оценочных процедур являются основанием для принятия обоснованных решений на разных уровнях управления образованием.
Приложение
к Приказу от 22 июля 2010 года № 1452
Положение
Приложение
к Приказу от 22 июля 2010 года № 1452
Положение
  1. Уровни оценивания
    Объекты оценки качества образования Перечень индикаторов (показателей) Методика расчета Источники информации Индивидуальный уровень обучающегося Уровень педагогического работника Уровень образовательного учреждения Муниципальный уровень Региональный уровень
    1. Учебные и внеучебные достижения обучающихся 1. Уровень сформированности компетентностей учащихся (предметных, надпредметных, ключевых). Специальные исследования в процессе государственной аккредитации и государственного контроля качества образования +
    2. Уровень сформированности самоопределения учащихся (ценностного, личностного, профессионального). Результаты специального тестирования +
    3. Результаты участия учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях различных уровней и направлений. Количество победителей разделить на количество учащихся соответствующего возраста, осваивающих данный предмет (отдельно по уровням) Дополнительные данные + + + + +
    4. Уровень социальной и творческой активности учащихся (участие в социальных проектах, общественных и творческих организациях, самоуправлении и т.п.). Количество учащихся, проявляющих социальную и творческую активность в различных формах разделить на общее количество учащихся Дополнительные данные + + + +
    5. Результаты ЕГЭ по русскому языку и математике. Средний балл Государственная итоговая аттестация + +
    6. Доля учащихся, достигших базового (обязательного) уровня требований государственных образовательных стандартов по преподаваемому предмету. Количество учащихся, имеющих положительную итоговую отметку по предмету, разделить на общее количество учащихся, изучающий данный предмет (по классам) Государственная аккредитация + +
    7. Доля учащихся, освоивших государственные образовательные стандарты на уровнях, превышающих базовый (обязательный) по преподаваемому предмету. Количество учащихся, имеющих итоговые отметки "4" и "5" по предмету разделить на общее количество учащихся, изучающий данный предмет (по классам) Государственная аккредитация + +
    8. Отношение среднего балла ЕГЭ по русскому языку и математике к среднерегиональным значениям. Значение среднего балла ЕГЭ по предмету в школе (муниципалитете, регионе) разделить на значение среднего балла ЕГЭ в муниципалитете (регионе, РФ) Государственная итоговая аттестация + + +
    9. Доля победителей творческих конкурсов муниципального, регионального и всероссийского уровня от числа учащихся. Количество победителей разделить на количество учащихся соответствующего возраста (отдельно по уровням) Дополнительные данные + + +
    10. Доля выпускников, поступивших на бюджетные отделения высших учебных заведений. Количество выпускников поступивших на бюджетные отделения высших учебных заведений разделить на количество выпускников 11 классов Дополнительные данные + + +
    11. Сохранение физического и психического здоровья учащихся. Количество детей, имевщих отклонения в здоровье (понижение остроты зрения, нарушение осанки, др.) до поступления в школу, разделить на количество учащихся в возрасте 15 лет с отклонениями в здоровье Дополнительные данные + + +
    12. Доля выпускников, получивших аттестат об основном общем образовании особого образца. Количество выпускников получивших аттестат об основном общем образовании особого образца разделить на количество выпускников 9 классов Форма государственного статистического наблюдения + + +
    13. Доля выпускников, получивших аттестат о полном (среднем) общем образовании с отличием. Количество выпускников получивших аттестат о полном (среднем) общем образовании с отличием разделить на количество выпускников 11 классов Форма государственного статистического наблюдения + + +
    14. Доля выпускников, продолживших обучение на следующем уровне или приступивших к трудовой деятельности. Количество выпускников продолживших обучение на следующем уровне или приступивших к трудовой деятельности разделить на количество выпускников 11 классов Форма государственного статистического наблюдения + +
    2. Образовательные программы 15. Наличие образовательных программ (индивидуальных образовательных маршрутов, рабочих программ) Процедура лицензирования + + + + +
    16. Полнота удовлетворения образовательных запросов разных групп школьников (наличие вариантов программ для образования детей с высоким уровнем способностей, с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в коррекционноразвивающем обучении, желающих обучаться на родном языке и др.). Дополнительные данные + + + +
    17. Доля обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы по индивидуальным учебным планам. Количество учащихся, обучающихся по индивидуальным учебным планам разделить на общее количество учащихся Дополнительные данные + +
    18. Оснащенность программным и учебнометодическим обеспечением в соответствии со стандартами. Процедура лицензирования + +
    19. Выполнение образовательных программ по предметам по итогам учебного года. Количество фактически проведенных аудиторных часов разделить на количество часов по программе (по предметам) Процедура госконтроля оценки качества образования + +
    3. Образовательные организации (организация образовательного процесса) 20. Возможность/на личие выбора формы обучения. Госконтроль и надзор за исполнением законодательства в сфере образования + +
    21. Степень доступности образовательных услуг, в т.ч. платных. Госконтроль и надзор за исполнением законодательства в сфере образования + +
    22. Освоение и применение цифровых образовательных ресурсов. Результаты специального обследования + +
    23. Освоение и применение учебнометодических комплексов нового поколения. Количество УМК нового поколения, применяемых в образовательном процессе, разделить на общее количество УМК, используемых школой Госконтроль и надзор за исполнением законодательства в сфере образования + +
    24. Освоение и применение цифровых образовательных ресурсов. Дополнительные данные + +
    25. Освоение и эффективное применение современных педагогических технологий. Дополнительные данные + +
    26. Сохранение контингента учеников, успешно усвоивших учебные программы при переходе на новую ступень образования Дополнительные данные +
    27. Количество реализуемых программ дополнительного образования. Процедура лицензирования +
    28. Количественные показатели распространения среди учащихся вредных и опасных привычек (курение, наркомания, алкоголизм). Результаты специального обследования + + +
    29. Соответствие организации учебного процесса требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов. Процедура лицензирования + + +
    4. Образовательная система (обеспеченность ресурсами) 30. Результаты участия педагогов в профессиональных конкурсах различных уровней. Количество педагогов, участвовавших (победивших) в профессиональных конкурсах, разделить на общее количество педагогов (по уровням) Дополнительные данные + + +
    31. Нагрузка педагогов и трудоемкость видов выполняемой работы. Количество штатных единиц по штатному расписанию разделить на общее количество педагогических работников; Количество учителей, имеющих нагрузку более 1,5 ставок, разделить на общее количество учителей Данные тарификации педагогических кадров
    32. Динамика профессионального роста (аттестация, повышение квалификации, переподготовка, научные исследования). Аттестация педагогических кадров и руководящих работников + + +
    33. Физическая безопасность пребывания учащихся в школе (уровень травматизма, пищевых отравлений, нарушений систем жизнеобеспечения и т.п.). Документация образовательного учреждения + + +
    34. Социальная безопасность пребывания ребенка в ОУ (уровень дисциплины, охрана, микроклимат). Результаты специального обследования +
    35. Доступность квалифицированной медицинской помощи. Процедура лицензирования + +
    36. Наличие инфраструктуры, поддерживающей здоровье в соответствии с нормативными требованиями. Дополнительные данные + +
    37. Наличие столовой для организации горячего питания в соответствии с утвержденными нормами. Форма государственного статистического наблюдения + +
    38. Укомплектованность педагогическим и кадрами, имеющими необходимую квалификацию, по каждому из предметов базисного учебного плана. Количество вакансий + количество неквалифицированных педагогов разделить на общее количество педагогов Данные тарификации педагогических кадров + + +
    39. Оснащенность образовательного процесса комплексом учебного и компьютерного оборудования в соответствии с требованиями. Процедура лицензирования + + +
    40. Оснащенность учебных помещений методическими материалами в соответствии с требованиями. Процедура лицензирования + +
    41. Соответствие учебных помещений, мебели, оборудования требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов. Процедура лицензирования + + +
    42. Наличие высокоскоростного доступа в сеть Интернет (не менее 128 кбит/с). Форма государственного статистического наблюдения + + +
    43. Наличие у директора, заместителей директора управленческой подготовки, подтвержденной документом о профессиональной переподготовке "Менеджер в образовании". Дополнительные данные + +
    44. Наличие социальнопсихологопедагогического сопровождения учащихся. Дополнительные данные + +

Предыдущая новость - Решение от 26 августа 2010 года № 109 / Костромская область

Следующая новость - Решение от 23 сентября 2010 года № 131 / Костромская область