Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Костромской области
- Принято
- Губернатором Костромской области
- В соответствии с Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804, постановляю:
- 1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и ведении гражданской обороны в Костромской области.
- 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Губернатор
- Костромской области
- И.СЛЮНЯЕВ
Приложение
к Постановлению от 23 июня 2010 года № 136
к Постановлению от 23 июня 2010 года № 136
-
Глава 1. Общие положения
- 1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральными законами от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 14 ноября 2008 года N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях", Уставом Костромской области, Законом Костромской области от 22 ноября 2005 года N 339-ЗКО "О системе исполнительных органов государственной власти Костромской области" и определяет организационные основы гражданской обороны, содержание основных мероприятий гражданской обороны, состав сил и средств гражданской обороны, организацию и ведение гражданской обороны на территории Костромской области.
- 2. Гражданская оборона в Костромской области организуется и ведется на всей территории Костромской области в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Костромской области, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, а также настоящим Положением.
- 3. Исполнительные органы государственной власти Костромской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Костромской области (далее - органы местного самоуправления), организации в целях решения задач в области гражданской обороны, в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы и средства, объекты гражданской обороны в состоянии постоянной готовности, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
-
Глава 2. Руководство гражданской обороной на территории Костромской области, состав сил и средств гражданской обороны
- 4. Руководство гражданской обороной на территории Костромской области осуществляет губернатор Костромской области.
- 5. Руководство гражданской обороной в исполнительных органах государственной власти Костромской области, органах местного самоуправления и организациях осуществляют соответствующие руководители исполнительных органов государственной власти Костромской области, организаций.
- 6. В целях организации и ведения гражданской обороны, выполнения мероприятий по гражданской обороне руководители соответствующих уровней в пределах их компетенции издают нормативные правовые акты, которые обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами.
- 7. В состав сил гражданской обороны Костромской области входят: аварийно-спасательные формирования, спасательные службы и нештатные аварийно-спасательные формирования.
- 8. Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с Порядком создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденным Приказом МЧС России от 23 декабря 2005 года N 999, и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемых МЧС России, исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с Главным управлением МЧС России по Костромской области.
- 9. Применение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Планом гражданской обороны и защиты населения Костромской области.
- 10. Для осуществления управления гражданской обороной исполнительные органы государственной власти Костромской области, органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями создают и поддерживают в постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороной, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- 11. В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время на территории Костромской области организуются сбор и обмен информацией в области гражданской обороны (далее - информация).
- Сбор и обмен информацией осуществляются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, исполнительными органами государственной власти Костромской области и органами местного самоуправления, а также организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, и организациями, имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Исполнительные органы государственной власти Костромской области представляют информацию в Главное управление МЧС России по Костромской области, органы местного самоуправления - в исполнительные органы государственной власти Костромской области, организации - в орган местного самоуправления и в федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого они относятся или в ведении которого находятся.
-
Глава 3. Подготовка к ведению гражданской обороны на территории Костромской области
- 12. Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Костромской области от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
-
Глава 4. Ведение гражданской обороны на территории Костромской области
- 13. Ведение гражданской обороны на территории Костромской области начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или с введением Президентом Российской Федерации военного положения на всей территории Российской Федерации (в отдельных ее местностях) в полном объеме или частично, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ведение гражданской обороны осуществляется на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения Костромской области и муниципальных образований Костромской области, порядок разработки, согласования и утверждения которых определяется МЧС России.
- 14. Объем, организация, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяются планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны).
- 15. Губернатор Костромской области с началом военных действий (введением режима "военного положения") и в ходе реализации Плана гражданской обороны и защиты населения Костромской области осуществляет общее руководство гражданской обороной области, уточняет порядок восполнения недостающего фонда защитных сооружений для населения, средств индивидуальной защиты, содержания и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
- 16. Главное управление МЧС России по Костромской области совместно с исполнительными органами государственной власти Костромской области и органами местного самоуправления:
- 1) уточняет и реализует планы гражданской обороны и защиты населения;
- 2) поддерживает в постоянной готовности к использованию технические системы управления, объекты и силы гражданской обороны;
- 3) поддерживает в необходимых количествах запасы материально-технических, медицинских средств и продовольствия.
- 17. Организации:
- 1) поддерживают в готовности локальные системы оповещения;
- 2) проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
- 3) осуществляют обучение своего персонала способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- 4) приводят свои силы и средства в готовность к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- 5) создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технического, продовольственного, медицинского и иных средств.
-
Глава 5. Мероприятия по гражданской обороне
- 18. На территории Костромской области в соответствии с федеральным законодательством планируются и осуществляются мероприятия по гражданской обороне:
- 1) по обучению населения в области гражданской обороны:
- планирование и осуществление обучения населения Костромской области в области гражданской обороны исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления и организациями;
- создание, оснащение и всестороннее обеспечение деятельности учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Костромской области, курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне в Костромской области;
- создание организациями и поддержание ими в рабочем состоянии учебно-материальной базы для подготовки по гражданской обороне;
- пропаганда знаний в области гражданской обороны исполнительными органами государственной власти Костромской области;
- 2) по оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности технических средств региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (РАСЦО) области, осуществление их развития и модернизации исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления и организациями;
- создание локальных систем оповещения, сопрягаемых с автоматизированными системами контроля выбросов опасных веществ и региональной автоматизированной системой централизованного оповещения области, на потенциально опасных объектах и в районах их размещения организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты;
- планирование и установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей органами местного самоуправления и организациями;
- комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации исполнительными органами государственной власти Костромской области и организациями;
- сбор и обмен информацией в области гражданской обороны исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления и организациями;
- 3) по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:
- создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава;
- планирование, подготовка и проведение эвакомероприятий эвакуационными комиссиями исполнительных органов государственной власти Костромской области, органов местного самоуправления и организаций совместно с соответствующими органами управления, уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны;
- планирование, подготовка районов (зданий, сооружений) размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации, эвакоприемными комиссиями органов местного самоуправления, на территории которых они эвакуируются;
- подготовка транспортных средств для обеспечения эвакомероприятий организациями - собственниками транспортных средств;
- 4) по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты:
- планирование и обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны органами местного самоуправления и организациями;
- строительство новых, поддержание в состоянии готовности к использованию по предназначению, эксплуатационно-техническое обслуживание и модернизация защитных сооружений гражданской обороны и их систем жизнеобеспечения исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправлении и организациями;
- подготовка в мирное время и приспособление подвальных и других заглубленных помещений для укрытия населения при переводе гражданской обороны с мирного на военное время органами местного самоуправления и организациями;
- планирование, подготовка в мирное время и строительство при переводе гражданской обороны с мирного на военное положение недостающих быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления и организациями;
- накопление, хранение, освежение и обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты из мобилизационного резерва Костромской области органами местного самоуправления и организациями;
- 5) по световой и другим видам маскировки:
- определение перечня объектов, подлежащих маскировке;
- разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;
- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки, исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления и организациями;
- проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, органами местного самоуправления и организациями;
- 6) по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ:
- создание, оснащение и подготовка аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, а также планирование их действий исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления;
- создание, оснащение и подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований, а также планирование их действий организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и объекты экономики, представляющие важное оборонное и экономическое значение;
- взаимодействие сил гражданской обороны с Вооруженными силами Российской Федерации, другими войсками, а также специальными формированиями, создаваемыми в военное время, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления.
- 7) по первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий:
- планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения исполнительными органами государственной власти Костромской области и органами местного самоуправления;
- создание запасов и поддержание в готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления и организациями;
- предоставление населению коммунально-бытовых услуг органами местного самоуправления;
- организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, проведение лечебно-эвакуационных мероприятий исполнительными органами государственной власти Костромской области и органами местного самоуправления;
- организация оказания населению всех видов медицинской помощи, развертывание необходимой лечебной базы в загородной зоне органами местного самоуправления;
- организация энерго- и водоснабжения органами местного самоуправления;
- определение численности населения, оставшегося без жилья, инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилищного фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения исполнительными органами государственной власти Костромской области и органами местного самоуправления;
- предоставление населению информационно-психологической поддержки исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления и организациями;
- 8) по борьбе с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий:
- создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;
- организация тушения пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время и на объектах, отнесенных к категориям по гражданской обороне, подразделениями государственной противопожарной службы, входящими в состав противопожарной службы области;
- 9) по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению):
- создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на базе организаций, расположенных на территории Костромской области, имеющих специальное оборудование (технические средства) и подготовленных работников для решения задач по обнаружению и идентификации различных видов заражения (загрязнения), исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления и организациями во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;
- введение исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления и организациями режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
- организация исполнительными органами государственной власти Костромской области с использованием современных методов и технических средств мониторинга радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе степени зараженности (загрязнения) продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами;
- 10) по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:
- планирование и заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления и организациями;
- создание и оснащение сил и средств для проведения санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий, подготовка их в области гражданской обороны исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления и организациями;
- планирование и организация проведения мероприятий по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления и организациями.
- 11) по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий:
- организация охраны общественного порядка, подготовка сил охраны общественного порядка в области гражданской обороны, обеспечение безопасности дорожного движения на маршрутах выдвижения сил гражданской обороны и эвакуации населения силами службы охраны общественного порядка области во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления;
- 12) по вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:
- обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий исполнительными органами государственной власти Костромской области и органами местного самоуправления;
- обеспечение создания запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления и организациями;
- планирование, создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления и организациями;
- создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления и организациями;
- создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств для организации коммунального снабжения населения исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления и организациями.
- 13) по срочному захоронению трупов в военное время:
- создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов;
- оборудование мест погребения (захоронения) тел (останков) погибших;
- организация работ по поиску тел, фиксированию мест их обнаружения, извлечению и первичной обработке погибших, опознанию и документированию, перевозке и захоронению погибших органами местного самоуправления;
- организация санитарно-эпидемиологического надзора за погребением погибших исполнительными органами государственной власти Костромской области и органами местного самоуправления;
- 14) по разработке и осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время:
- создание и организация работы комиссий по повышению устойчивости функционирования организаций в мирное и военное время исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления и организациями;
- планирование и рациональное размещение объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, комиссиями по повышению устойчивости функционирования экономики исполнительных органов государственной власти Костромской области и организаций во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти;
- планирование и проведение в угрожаемый период мероприятий по комплексной маскировке исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления и организациями;
- разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников энерго- и водоснабжения, исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления и организациями;
- разработка и реализация исполнительными органами государственной власти Костромской области инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе в проектах строительства;
- планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время, исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления и организациями;
- заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса, исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления и организациями;
- повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления и организациями;
- 15) по вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны:
- руководство созданием и контроль оснащения сил гражданской обороны техникой и оборудованием исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления и организациями;
- проведение занятий по месту работы с личным составом аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, проведение учений и тренировок по гражданской обороне исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления и организациями;
- создание и планирование применения группировки сил гражданской обороны исполнительными органами государственной власти Костромской области и органами местного самоуправления;
- определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств различных ведомств и организаций в интересах гражданской обороны на территории области, а также всестороннее обеспечение их действий исполнительными органами государственной власти Костромской области и органами местного самоуправления.
-
Глава 6. Заключительные положения
- 19. Финансирование мероприятий по гражданской обороне областного уровня является расходным обязательством Костромской области.
- 20. Финансирование мероприятий по гражданской обороне муниципального уровня является расходным обязательством муниципального образования Костромской области.
- 21. Финансирование мероприятий по гражданской обороне, проводимых организацией, осуществляется за счет средств организации.
- 22. Неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации норм и требований в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством.