» » » Письма Минэкономразвития РФ от 24.12.2010 N Д23-5416

Письма Минэкономразвития РФ от 24.12.2010 N Д23-5416


Российская Федерация
Письмо Минэкономразвития РФ от 29 декабря 2010 года № Д23-5416
Письма Минэкономразвития РФ от 24.12.2010 N Д23-5416
Принято
Министерством экономического развития Российской Федерации
  1. Вопрос: О порядке формирования земельного участка под многоквартирным домом; о нормах, определяющих площадь земельного участка; об осуществлении разработки проекта планировки территории, проекта межевания территории в целях определения границ земельного участка; о распространении действия ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ на все отношения, регламентируемые законодательством в области градостроительной деятельности.
  2. Ответ:
  3. Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение о разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом.
  4. 1. По вопросу о том, в каких случаях формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляет орган государственной власти, в каких - орган местного самоуправления, в каких случаях - арендатор (землепользователь), сообщаем.
  5. Часть 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ) предусматривает общую норму для органов государственной власти и органов местного самоуправления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
  6. В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое определение термина "формирование земельного участка". Исходя из требований, предусмотренных положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), формирование земельного участка под многоквартирным домом включает:
  7. 1) подготовку и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории;
  8. 2) выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.
  9. При этом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемая в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления.
  10. Кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется уполномоченным органом по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, представленных на основании заявления любого лица (ст. ст. 1, 3, 14 Закона N 221-ФЗ).
  11. Проведение кадастровых работ осуществляется кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона N 221-ФЗ договора подряда на выполнение кадастровых работ по инициативе собственника земельного участка (заказчика). Вместе с тем заключить данный договор с кадастровым инженером вправе любое лицо.
  12. В соответствии со ст. 37 Закона N 221-ФЗ в результате кадастровых работ кадастровый инженер передает заказчику таких кадастровых работ межевой план, технический план, акт обследования.
  13. На основании ст. ст. 9 - 11 Земельного кодекса формирование земельного участка, находящегося в федеральной собственности, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, формирование земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, - исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, формирование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
  14. В случае если государственная собственность на земельный участок не разграничена, формирование такого земельного участка осуществляет орган местного самоуправления (п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
  15. Решение об образовании земельного участка принимается органами, осуществляющими предоставление земельных участков (ст. 29 Земельного кодекса), в том числе на основании обращения заинтересованного правообладателя земельного участка.
  16. 2. По вопросу о том, каковы нормы для определения площади земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и принципы установления таких норм, сообщаем.
  17. Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
  18. Местоположение границ и размер земельного участка в границах застроенных территорий, а также его площадь определяются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий (ч. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса).
  19. В соответствии с ч. 9 ст. 38 Федерального закона N 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
  20. Если образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа (ч. 10 ст. 38 Федерального закона N 221-ФЗ).
  21. 3. По вопросу о том, должна ли в данном случае осуществляться разработка документации по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) в соответствии с требованиями ст. ст. 42, 43 Градостроительного кодекса или возможно образование новых земельных участков в порядке, установленном ст. ст. 11.3, 11.4 Земельного кодекса, сообщаем.
  22. В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ) до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать в указанном случае представления других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.
  23. Данной нормой предусмотрены переходные положения градостроительного законодательства. Исходя из содержания указанной нормы в целях определения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должна осуществляться разработка проекта планировки территории, проекта межевания территории.
  24. 4. По вопросу о том, применяется ли п. 2 ст. 6 Федерального закона N 191-ФЗ только в случаях, установленных ст. ст. 46.1, 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса, или в иных случаях, установленных законом, сообщаем.
  25. В связи с тем что п. 2 ст. 6 Федерального закона N 191-ФЗ не предусматривает ограничений в отношении каких-либо конкретных случаев, Департамент недвижимости считает, что данная норма распространяет свое действие на все отношения, регламентируемые законодательством в области градостроительной деятельности.
  26. Директор Департамента недвижимости
  27. А.И.Ивакин
  28. 29.12.2010

Предыдущая новость - Письмо Минфина РФ от 14 декабря 2010 года № 03-04-05

Следующая новость - Методика оценки эффективности субъектов системы обязательного медицинского страхования