» » » Письмо Минфина РФ от 07 февраля 2011 года № 03-03-06

Письмо Минфина РФ от 07 февраля 2011 года № 03-03-06


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 07 февраля 2011 года № 03-03-06/2/28
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос: 1. В соответствии с положениями ст. 300 НК РФ профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий дилерскую деятельность, создает (корректирует) резерв под обесценение ценных бумаг в размере превышения цен приобретения эмиссионных ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, над их рыночной котировкой (расчетная величина резерва). При этом в цену приобретения ценной бумаги в целях гл. 25 НК РФ также включаются расходы по ее приобретению.
  2. Одновременно с этим с 2010 г. вступили в силу изменения в ст. 280 НК РФ в части обязанности налогоплательщика проводить контроль цены приобретения ценной бумаги на ее соответствие рыночной цене, сложившейся на дату ее приобретения.
  3. Так, п. 5 ст. 280 НК РФ с 2010 г. предусматривает, что в случае реализации (приобретения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной (выше максимальной) цены сделок на организованном рынке ценных бумаг при определении финансового результата принимается минимальная (максимальная) цена сделки на организованном рынке ценных бумаг.
  4. Правомерно ли считает банк, что резерв под обесценение ценных бумаг в соответствии со ст. 300 НК РФ должен создаваться в размере разницы между фактической ценой покупки ценной бумаги, увеличенной на расходы по ее приобретению, и рыночной котировкой ценной бумаги на отчетную дату, в том числе и в случае приобретения ценной бумаги на внебиржевом рынке по цене, которая превышает максимальную цену сделки с данной ценной бумагой, сложившейся на организованном рынке ценных бумаг, на дату совершения сделки по ее покупке?
  5. При реализации или ином выбытии такой ценной бумаги сумма созданного резерва под обесценение ценных бумаг включается банком в состав доходов для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль на дату реализации или иного выбытия ценной бумаги и одновременно с этим на дату реализации (иного выбытия) определяется финансовый результат от реализации (иного выбытия) по правилам, установленным п. 5 ст. 280 НК РФ?
  6. 2. Банк приобретает ценную бумагу, обращающуюся на организованном рынке ценных бумаг, на внебиржевом рынке.
  7. На дату создания резерва под обесценение ценных бумаг (на последний день отчетного (налогового) периода) организатор торгов не рассчитывал средневзвешенную цену по данной ценной бумаге по причине отсутствия сделок на бирже именно в этот день.
  8. Имеет ли право банк в целях формирования резерва под обесценение ценных бумаг применять рыночную котировку (средневзвешенную цену) на дату ближайших торгов, состоявшихся до даты создания (корректировки) резерва?
  9. Имеет ли право банк в целях формирования резерва под обесценение ценных бумаг применять рыночную котировку (средневзвешенную цену) на дату ближайших торгов, состоявшихся до даты создания (корректировки) резерва, в случае когда такие ближайшие торги состоялись до даты заключения сделки по покупке ценной бумаги?
  10. В соответствии со ст. 300 НК РФ резервы под обесценение ценных бумаг создаются (корректируются) по состоянию на конец отчетного (налогового) периода в размере превышения цен приобретения эмиссионных ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, над их рыночной котировкой.
  11. В соответствии с п. 3 ст. 280 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг только при одновременном соблюдении следующих условий:
  12. 1) если они допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством;
  13. 2) если информация об их ценах (котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть предоставлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операций с ценными бумагами;
  14. 3) если по ним в течение последних трех месяцев, предшествующих дате совершения налогоплательщиком сделки с этими ценными бумагами, рассчитывалась рыночная котировка, если это предусмотрено применимым законодательством.
  15. Вправе ли банк формировать резерв под обесценение ценных бумаг в случае, когда им были приобретены ценные бумаги, которые на дату совершения сделки покупки были признаны обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, так как по ним в том числе рассчитывалась рыночная котировка организатором торгов в течение последних трех месяцев, предшествующих дате совершения сделки по их покупке, но на отчетную дату, когда банк формирует резерв под обесценение ценных бумаг, рыночная котировка (средневзвешенная цена) по ним не рассчитывалась организатором торгов в течение последних трех месяцев, предшествующих дате окончания отчетного периода, по причине отсутствия сделок?
  16. 3. В соответствии со ст. 300 НК РФ с 2010 г. налогоплательщик, являющийся покупателем по первой части РЕПО или заемщиком по операции займа ценными бумагами, вправе формировать резервы под обесценение ценных бумаг по ценным бумагам, полученным по операции РЕПО (займа).
  17. Прав ли банк, полагая, что в случае если банк является покупателем ценных бумаг по первой части РЕПО, то резерв под обесценение ценных бумаг должен формироваться в размере превышения цены покупки бумаги по первой части РЕПО над ее рыночной ценой, сформировавшейся на конец отчетного (налогового) периода?
  18. В случае если банк продает бумагу, приобретенную по первой части РЕПО, на рынке или продает ее по первой части другой сделки РЕПО, обязан ли он при таком выбытии ценных бумаг, приобретенных по первой части сделки РЕПО, включать сумму созданного резерва под обесценение ценных бумаг в доходы на дату такой реализации (передачи по первой части второй сделки РЕПО)?
  19. Ответ:
  20. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке формирования резерва под обесценение ценных бумаг для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.
  21. 1. Статьей 300 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность, вправе относить на расходы в целях налогообложения отчисления в резервы под обесценение ценных бумаг в случае, если такие налогоплательщики определяют доходы и расходы по методу начисления.
  22. Указанные резервы под обесценение ценных бумаг создаются (корректируются) по состоянию на конец отчетного (налогового) периода в размере превышения цен приобретения эмиссионных ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, над их рыночной котировкой (расчетная величина резерва). При этом в цену приобретения ценной бумаги в целях гл. 25 НК РФ также включаются расходы по ее приобретению.
  23. Согласно п. 5 ст. 280 НК РФ рыночной ценой ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения признается фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок (интервал цен) с указанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки.
  24. В случае реализации (приобретения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной (выше максимальной) цены сделок на организованном рынке ценных бумаг при определении финансового результата принимается минимальная (максимальная) цена сделки на организованном рынке ценных бумаг.
  25. Таким образом, при определении стоимости ценных бумаг в налоговом учете ценой приобретения ценных бумаг, приобретенных по цене ниже минимальной цены сделок на организованном рынке ценных бумаг, признается фактическая цена приобретения. Ценой приобретения ценных бумаг, приобретенных по цене, превышающей максимальную цену сделок на организованном рынке ценных бумаг, признается такая максимальная цена.
  26. По мнению Департамента, при расчете суммы резерва под обесценение ценных бумаг цена приобретения ценных бумаг определяется с учетом положений, установленных п. 5 ст. 280 НК РФ.
  27. 2. Пунктом 3 ст. 280 НК РФ установлены критерии признания ценных бумаг обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. В соответствии с пп. 3 п. 3 указанной статьи по указанным ценным бумагам в течение последних трех месяцев, предшествующих дате совершения налогоплательщиком сделки, должна рассчитываться рыночная котировка, если это предусмотрено применимым законодательством.
  28. Учитывая изложенное, в случае если по ценным бумагам в течение более чем трех месяцев не рассчитывалась рыночная котировка, указанные ценные бумаги признаются не обращающимися на организованном рынке (если из применимого законодательства не следует иное). При этом, поскольку резерв под обесценение ценных бумаг может быть сформирован только в отношении эмиссионных ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке, в случае признания ценной бумаги не обращающейся на организованном рынке ценных бумаг, сумма сформированного резерва подлежит восстановлению на конец соответствующего отчетного (налогового) периода.
  29. Исходя из порядка определения рыночной цены ценных бумаг, установленного п. 5 ст. 280 НК РФ, при отсутствии информации о рыночной котировке у организаторов торговли на рынке ценных бумаг на последний день отчетного (налогового) периода налогоплательщик в целях формирования указанного резерва вправе использовать рыночную котировку на рынке ценных бумаг на дату ближайших торгов, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних трех месяцев.
  30. 3. Статьей 300 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик, являющийся покупателем по первой части РЕПО или заемщиком по операции займа ценными бумагами, вправе формировать резервы под обесценение ценных бумаг по ценным бумагам, полученным по операции РЕПО (договору займа).
  31. При этом указанный резерв формируется в порядке, установленном ст. 300 НК РФ.
  32. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
  33. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
  34. С.В.Разгулин
  35. 07.02.2011

Предыдущая новость - Информационное письмо ФСФР от 03 марта 2011 года № 11-ВМ-02

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 14 февраля 2011 года № 03-03-06