» » » Письмо Минфина РФ от 01 февраля 2011 года № 03-05-06-03

Письмо Минфина РФ от 01 февраля 2011 года № 03-05-06-03


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 01 февраля 2011 года № 03-05-06-03/06
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос: Согласно Письму Минфина России от 18.08.2010 N 03-05-06-03/96 служба судебных приставов освобождается от уплаты госпошлины при оформлении права собственности на недвижимое имущество на взыскателя. Уплачивается ли службой судебных приставов госпошлина при осуществлении государственной регистрации права собственности должника в порядке ст. 66 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ с целью его дальнейшей реализации?
  2. Ответ:
  3. В связи с письмом по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности должника на недвижимое имущество на основании требования судебного пристава-исполнителя, предусмотренную ст. 66 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ), Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
  4. Частью 1 ст. 66 Федерального закона N 229-ФЗ определено, что судебный пристав-исполнитель имеет право обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание.
  5. В соответствии с ч. 6 данной статьи Федерального закона N 229-ФЗ расходы по регистрации и оформлению документов для государственной регистрации имущества, иного имущественного права должника относятся к расходам по совершению исполнительных действий, к которым относятся и расходы по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав должника.
  6. Согласно ч. 1 ст. 116 Федерального закона N 229-ФЗ расходами по совершению исполнительных действий являются денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения. Расходы по совершению исполнительных действий возмещаются в первую очередь за счет денежных средств, взысканных с должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе путем реализации имущества должника (ч. 4 ст. 110).
  7. Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) государственная пошлина уплачивается лицом, в отношении которого совершается юридически значимое действие.
  8. В соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Кодекса предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества физическими лицами в размере 1000 руб., юридическими лицами - в размере 15 000 руб.
  9. Пунктами 1, 5 и 8 ст. 45 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик (плательщик сбора) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора), если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
  10. В случае если плательщик сбора (государственной пошлины) не имеет возможности самостоятельно уплатить данный сбор, то согласно ст. 26 Кодекса налогоплательщик (плательщик сбора) может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом (п. 1). Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами (п. 3).
  11. В соответствии со ст. 27 Кодекса законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов, законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
  12. Согласно ч. 2 ст. 56 Федерального закона N 229-ФЗ судьи, следователи, прокуроры, работники (сотрудники) Федеральной службы судебных приставов и аппаратов судов не могут быть представителями сторон исполнительного производства, за исключением случаев, когда они участвуют в исполнительном производстве в качестве представителей соответствующих организаций или в качестве законных представителей сторон исполнительного производства.
  13. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 22.01.2004 N 41-О указал, что представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действия от имени и за счет собственных средств налогоплательщика (плательщика сбора) - представляемого лица. Платежные документы на уплату налога (сбора) должны исходить от налогоплательщика (плательщика сбора) и быть подписаны им самим, и уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика (плательщика сбора), то есть за счет его собственных средств.
  14. С учетом изложенного при обращении судебного пристава-исполнителя в регистрирующий орган за государственной регистрацией права собственности должника на недвижимое имущество плательщиком государственной пошлины является должник, поскольку государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество осуществляется в отношении должника.
  15. За государственную регистрацию права собственности должника (организации или физического лица) на недвижимое имущество на основании требования судебного пристава-исполнителя, участвующего в исполнительном производстве в качестве представителя соответствующей организации или в качестве законного представителя сторон исполнительного производства, государственная пошлина может быть уплачена как за счет денежных средств плательщика (должника) - собственника недвижимого имущества, так и за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в бюджете Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, средств взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, с последующим возмещением федеральному бюджету, взыскателю или иным лицам, понесшим указанные расходы, за счет средств, полученных от реализации имущества должника.
  16. Размер государственной пошлины за государственную регистрацию прав должника должен определяться в соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Кодекса в зависимости от статуса должника (организации или физического лица).
  17. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
  18. С.В.Разгулин
  19. 01.02.2011

Предыдущая новость - Письмо Минфина РФ от 01 февраля 2011 года № 03-05-05-03

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 04 февраля 2011 года № 03-04-05