Письмо Минфина РФ от 07 февраля 2011 года № 03-02-08/9
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: Статьей 32 НК РФ установлено, что налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах. В ст. 31 Кодекса указано также, что проведение налоговых проверок устанавливается соответствующим порядком, предусмотренным действующим законодательством в сфере налогов и сборов. При проведении налоговой проверки должностное лицо налогового органа вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией) о деятельности проверяемого налогоплательщика, соответствующие документы (информацию). В случае необходимости налоговый орган вне рамок налоговой проверки вправе истребовать информацию о конкретной сделке у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке, при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля, предусмотренных ст. 93.1 НК РФ.
- В соответствии с п. 8 ст. 89 Налогового кодекса РФ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Пункт 4 ст. 82 НК РФ предусматривает, что при осуществлении налогового контроля не допускается, в частности, сбор информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, НК РФ, федеральных законов.
- Имеет ли право налоговый орган после окончания выездной налоговой проверки организации (после даты, указанной в справке) истребовать документы (информацию) у ее контрагентов, касающиеся деятельности проверяемого лица в охватываемый налоговой проверкой период, без назначения дополнительных мероприятий налогового контроля?
- Могут ли полученные таким образом сведения служить доказательством вины налогоплательщика, в отношении которого проводилась выездная налоговая проверка?
- Ответ:
- В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу об истребовании налоговым органом документов (информации) у контрагентов организации после окончания выездной налоговой проверки и сообщается следующее.
- Пунктом 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определен перечень прав налоговых органов, который не является исчерпывающим. Согласно п. 2 ст. 31 Кодекса налоговые органы осуществляют и другие права, предусмотренные Кодексом.
- Согласно п. 1 ст. 93.1 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
- Указанные документы (информация) могут быть истребованы также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
- Формы соответствующих документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, утверждены Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.
- На основании п. 2 ст. 93.1 Кодекса в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
- Пунктом 4 ст. 101 Кодекса установлено, что использование доказательств, полученных с нарушением Кодекса, не допускается.
- Доказательства, полученные в соответствии с Кодексом, должны оцениваться по правилам оценки доказательств с учетом ее значимости для разрешения спора.
- В соответствии со ст. 71 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 07.02.2011