О привлечении Минфина РФ и органов Казначейства РФ в качестве потерпевших по уголовным делам
- Принято
- Федеральным казначейством РФ
- В редакции
- № 42-7.4-05/9.4-386 от 25.06.2013.
- Федеральное казначейство, рассмотрев запросы управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее - управления) по вопросу привлечения Министерства финансов Российской Федерации и органов Федерального казначейства в качестве потерпевших по уголовным делам, сообщает.
- В соответствии с ч. 1 ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда.
- Когда по поступившему в суд уголовному делу будет установлено, что лицо признано потерпевшим без достаточных к тому оснований, предусмотренных ст. 42 УПК РФ, суд выносит постановление (определение) о том, что такое лицо ошибочно признано потерпевшим по данному делу, и разъясняет ему право на обжалование принятого судом решения в кассационном (апелляционном) порядке (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве" от 29.06.2010 N 17 (далее - Постановление N 17).
- Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
- В соответствии с пунктами 4, 7 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.
- Тем самым орган Федерального казначейства не обладает правами 1 собственника (ч. 1 ст. 209 ГК РФ - владение, пользование и распоряжение имуществом) в отношении государственного имущества. Иного имущества не имеет.
- Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 Постановления N 17 разъяснил, что предприятие или учреждение признается потерпевшим тогда, когда вред причинен имуществу, закрепленному за государственным или муниципальным предприятием, учреждением во владение, пользование и распоряжение.
- Согласно абз. 2 п. 4 ст. 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
- Тем самым, совершая хищение (присвоение, растрату) государственного имущества, вред причиняется государственной казне Российской Федерации (государству), а не органам Федерального казначейства (управлениям, отделениям). Как следствие, органы Федерального казначейства не могут быть признаны потерпевшими по уголовному делу.
- Одновременно, действующее законодательство Российской Федерации не содержит понятия термина "деловая репутация".
- Вред, причиненный в результате преступных действий, подрывающих деловую репутацию юридического лица, подлежит компенсации по правилам возмещения вреда деловой репутации гражданина (п. 7 ст. 152 ГК РФ).
- В силу п. 2 ст. 150 ГК РФ нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
- Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 23 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что "при рассмотрении дел о защите деловой репутации, дел об оспаривании предписаний уполномоченных органов, а также иных категорий дел, при рассмотрении которых может подниматься вопрос об обоснованности бюджетных средств, необходимо учитывать следующее.
- Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
- Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
- В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата".
- Тем самым, ущерб деловой репутации управлению может считаться причиненным не иначе как на основании вступившего в законную силу судебного решения по результатам проверок уполномоченных органов.
- Абзацы восемнадцатый - двадцатый утратили силу
- Данная позиция согласована с Министерством финансов Российской Федерации.
- Р.Е.АРТЮХИН