Об уплате должником налогов и сборов
- Принято
- Министерством экономического развития Российской Федерации
- Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросам несостоятельности (банкротства) и сообщает следующее.
- В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления. Министерство не уполномочено давать разъяснения нормативных правовых актов.
- В связи с этим Департамент вправе высказать только мнение по вопросам, изложенным в обращении, не являющееся обязательным для правоприменения.
- 1. По вопросу об удовлетворении требований по уплате налога на доходы физических лиц и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при недостаточности имеющихся у должника денежных средств для удовлетворения всех требований по текущим платежам в ходе конкурсного производства.
- В соответствии со статьей 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
- При этом в соответствии со статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить непосредственно из доходов налогоплательщика сумму налога установлена для российских организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.
- В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) к плательщикам страховых взносов относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, а также иные индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
- При этом объектом обложения страховыми взносами в соответствии со статьей 7 Закона N 212-ФЗ признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц.
- Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 134 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие), и платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом, при оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства.
- Таким образом, поскольку в данном случае должник не является налогоплательщиком, а является соответственно налоговым агентом или плательщиком страховых взносов, а также учитывая, что объектом налогообложения являются суммы соответствующих выплат кредиторам, Департамент полагает, что текущие требования по уплате налога на доходы физических лиц и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат удовлетворению должником из суммы выплат и иных вознаграждений одновременно с осуществлением соответствующей выплаты.
- Данные выводы соответствуют также позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указанной в пунктах 10 и 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 25.
- При этом такие текущие требования, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности в соответствии с положением абзаца шестого пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве.
- 2. По вопросу об обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в связи с реализацией имущества должника в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
- В соответствии с пунктом 4 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации на территории Российской Федерации имущества, реализуемого по решению суда (в том числе при проведении процедуры банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации), налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.
- По мнению Департамента, обязанность по уплате налога на добавленную стоимость возникает с учетом положений статьи 17, пункта 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации со дня возникновения соответствующей налоговой базы, то есть при реализации имущества должника.
- Таким образом, требования по уплате налога на добавленную стоимость от реализации имущества должника в соответствии со статьей 5 Закона о банкротстве относятся к текущим платежам.
- По мнению Департамента, такие требования кредиторов по текущим платежам в соответствии с пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве, удовлетворяются за соответствующий налоговый период в четвертую очередь.
- 3. По вопросу о возможности продажи имущества должника - сельскохозяйственного предприятия по частям.
- По мнению Департамента, имущество должника - сельскохозяйственного предприятия может быть реализовано в порядке, предусмотренном статьями 110, 111 и 139 Закона о банкротстве с учетом особенностей, предусмотренных статьей 179 Закона о банкротстве.
- При этом пункт 1 статьи 179 Закона о банкротстве содержит положение, в соответствии с которым при продаже имущества и имущественных прав должника - сельскохозяйственной организации арбитражный управляющий должен выставить на продажу на торгах предприятие должника. Продажа предприятия должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 4 - 19 статьи 110 Закона о банкротстве. В случае, если предприятие должника не было продано на торгах, продажа имущества должника осуществляется в соответствии со статьей 111 Закона о банкротстве, то есть по частям.
- С учетом изложенного, Департамент полагает, что имущество должника - сельскохозяйственного предприятия может быть продано по частям только в случае, если предприятие не было продано целиком как имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 19 статьи 110 Закона о банкротстве.
- Заместитель директора
- Департамента корпоративного управления
- Д.В.СКРИПИЧНИКОВ